Перспективный план «Маленький гений»
рабочая программа по математике (младшая группа) по теме
Целью развивающего обучения является – посредствамигровых заданий в стихотворной форме научить детей азам математики, содействуя полноценному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_geniy.docx | 55.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г. Сыктывкара
Перспективный план
«Маленький гений»
Составитель:
Воспитатель
Попова Л.А.
Сыктывкар 2013
Пояснительная записка
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяются сферы деятельности ребёнка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребёнок овладевает родным языком, совершенствуетсявосприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.Интеллектуальный трудочень нелёгок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях.
Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры.В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры П. Б. Никитина и др.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Наиболее эффективными средствами развития мыслительной активности являются палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игры П. Б. Никитина.
Целью развивающего обучения является – посредствамигровых заданий в стихотворной форме научить детей азам математики, содействуя полноценному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Основные задачи развивающего обучения:
- Развитие логического мышления. Развитие представлений о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представление о математических понятиях.
- Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём), объяснять сходства и различия объектов, основывать свои рассуждения.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей ( положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль).
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Знакомить детей с понятием числа в процессе счёта и измерения.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет), состоит из 64занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, по 15 минут. Оптимальное количество детей в группе – 8 человек.
План дополнительных развивающих занятий
№ | Тема занятия, развивающая игра | Цели, задачи развивающих занятий | Литература |
«Незнайка и его друзья» |
Развивать умение обобщать и классифицировать. | «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 26 | |
«Треугольник» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.27 | |
«Круг» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.29 | |
«Квадрат» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 30 | |
«Друзья» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 31 | |
«Круг. Овал» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.33 | |
«На полянке» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 34 | |
«Поезд» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 37 | |
«Пять волшебных сундучков» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 39 | |
«Прямоугольник» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 40 | |
«Поможем Мальвине» |
| «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 41 | |
«Овал» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 42 | |
«Весёлые лягушата» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 44 | |
«Путешествие в занимательную математику» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 46 | |
«Зима»(К нам весна шагает…) |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 49 | |
«Микки Маус в зоопарке» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 51 | |
«Цирк» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 53 | |
«В гостях у сказки» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 55 | |
«Чудесный мешочек» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 57 | |
«Волшебные картинки или новые приключения Колобка» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 59 | |
«Кто ты. Малыш?» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 61 | |
«Учимся, играя!» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 63 | |
«Город цветных человечков» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 66 | |
«Секретики» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 67 | |
«Игры лисёнка Рыжика» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 69 | |
«Мы едем, едем…» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 72 | |
«Весёлый паровозик» |
| «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 74 | |
«Змейка» Игра «Найди свой домик» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 6, стр. 68 | |
«У кого больше?» Игра «Форма» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 7. | |
«Разноцветные вагончики» «Выложи картинку» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 8. «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.61 | |
«Столбики» Игра – конструирование «Заборы низкие и высокие» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 8 «Как работать с палочками Кюизенера?» Комарова Л.Д., стр. 29 | |
«Сушим полотенца» Игра – конструирование «Лесенка высокая и лесенка низкая» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 9 «Как работать с палочками Кюизенера?» Комарова Л.Д., стр. 30 | |
«Числа 1и 2» Игра «Найди цифру» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 10, стр. 69 | |
«Строительство домов» Игра «По порядку строится» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 11, стр. 68 | |
«Число 3» Игра «Найди цифру» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 12, стр. 69 | |
«Треугольники» Игра «Найди свой домик» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 14 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр.28 | |
«Рамка для картины» Игра «Выложи разноцветный коврик» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 14 | |
«Разноцветные флажки» «Сделай фигуру» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 15, стр. 33 | |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 16 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 16 | ||
«Число 4» «Найди и назови» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 17 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 15 | |
«Число 5» «Запомни узор» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 18 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 10 | |
«Скворечник» «Назови соседей» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 19 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 15 | |
«Дачный посёлок» «Цыплёнок» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 20 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 23 | |
«Ёлка» «Разноцветные шары» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 22 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 16 | |
«Новоселье» «Назови соседей» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 23 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 15 | |
«Дорога к дому» «Пригласительный билет» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 24 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 12 | |
«Кукла Маша» «Подари кукле бусы» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 25 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 21 | |
«Зайка» «Муравьи» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 27 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 23 | |
«Кастрюльки» «Божья коровка» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 28 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 23 | |
«Дети нашего двора» «Поезд» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 29 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 19 | |
«Запомни узор» «Раз, два, три – беги!» «Рыбка» |
| «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И., стр. 81 «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Панова Е.Н., младший возраст, стр. 10, 23 | |
«На автостоянке» |
| «Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 62 | |
«Новый теремок, или как звери квартиру выбирали» |
| «Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 63 | |
«У солнышка в гостях» |
| «Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 66 | |
«Как репку из земли вытягивали» |
| «Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 40 | |
«Я в детском саду» |
| «Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 30 | |
«Чудо-дерево» |
| «Предматематические игры для детей мл. дошк. возраста» Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., стр. 29 | |
«»Поиграем с Винни-пухом |
| « Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 9 | |
«Винни-пух и самолет» |
| « Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 11 | |
«Подарки от Винни-пуха» |
| « Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 15 | |
«Письмо медвежонка» |
| « Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 38 | |
«Геометрическая мозаика» |
| « Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 41 | |
«Весёлый мяч» |
| « Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 44 | |
«Собери бусы» |
| « Математика от трёх до семи» Михайлова З. А., Иоффе Э. Н., стр. 37 |
Список используемой литературы:
- Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст) . Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н.
- Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Михайлова З. А., Иоффе Э. Н.
- Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г.
- Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет / Новикова В.П., Тихонова Л.И.
- Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 -7 лет / Комарова Л.Д.
Диагностические задания
к перспективному плану «Маленький гений»
вторая младшая группа
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
- Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.
Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке:
- на одной много игрушек,
- на второй – одна,
- на третьей – ни одной.
Просит ребёнка показать полочку, где стоит много игрушек (одна, ни одной).
Критерии оценки
1 балл – ребёнок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.
2 балла – ребёнок допустил одну ошибку.
- балла – ребёнок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
- Уровень знаний об эталонах величины и их использовании.
- Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».
Материал: полоски разного цвета и разной длины – «шарфики».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть полоски и определить длину полоски способом наложения:
- Какая длиннее (короче)?
- Назови цвет полосок (шарфиков).
- Давай наденем длинный шарфик (красный) и т. п.
- Дидактическое упражнение «Найди высокую ёлочку».
Материал: ёлочки, разные по высоте.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Просит найти самую высокую (низкую), применив способ наложения.
Критерии оценки
1 балл – ребёнок не справился с заданием, даже при активной помощи взрослого. Не владеет понятиями «ниже», «выше», «длиннее», «короче».
- балла – ребёнок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку.
- балла – ребёнок видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте), показывает (называет), какой из двух предметов длинный - короткий, высокий - низкий.
- Уровень представлений о форме.
Дидактическая игра «Найди домик».
Материал: большие круг, квадрат, треугольник – «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур. Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.
Критерии оценки
1 балл – ребёнок не справился с заданием даже при помощи взрослого.
2 балла – ребёнок допустил одну ошибку.
3 балла – ребенок различает круг, квадрат, треугольник.
- Ориентировка в пространстве.
Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком».
Материал: игрушка – зайчик, морковка.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает взять одну морковку и выполнить задания зайчика:
- возьми морковку в правую руку;
- переложи морковку в левую руку;
- подними морковку вверх;
- опусти морковку вниз;
- Спрячь морковку за спину;
- положи ее перед собой;
- подними над головой;
Положи под стул. И т. п.
Критерии оценки
1 балл – ребёнок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.
2 балла – ребёнок понимает смысл обозначений: вверх – вниз, впереди – сзади, допускает ошибки при определении левой и правой руки.
3 балла – ребёнок понимает смысл обозначений: вверх – вниз, впереди – сзади, слева – справа, над – под. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
- Сериация. Продолжи узор.
Дидактическая игра «Продолжи узор».
Материал: набор геометрических фигур (круги, треугольники и квадраты) одинаковые по размеру, но разные по цвету.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель выкладывает геометрические фигуры слева направо в ряд в определённой последовательности, проговаривая их название. Затем предлагает ребенку продолжить ряд(узор).
Критерии оценки
1 балл – ребёнок не справился с заданием, даже при помощи взрослого.
2 балла – ребёнок различает круг, квадрат, треугольник, но повторить узор не может.
3 балла – ребёнок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
Высокий уровень – 13 – 15 баллов
Средний уровень – 8 – 10 баллов
Низкий уровень – 5 – 6 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БЫТЬ ГЕНИЕМ»
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группах детского сада....
Презентация к проекту "Быть гением"
Краткое описание проекта в презентации...
Гены застенчивости
Американский психолог Филипп Зимбардо, посвятивший застенчивости серьезное исследование, считает, что эта черта свойственна каждому третьему ребенку. Застенчивость проявляется уже в раннем возр...
Консультация для родителей "Как воспитать гения"
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают....
Итоговое занятие в средней группеТема: Необыкновенная прогулка с Чебурашкой и Крокодилом Геной.
Программное содержание: закрепить знания детей о профессиях, воспитывать доброжелательное отношение и уважение к людям труда. Закрепить знания о правилах поведения на дороге, знаний о светофоре. Закре...
Статья " Гениями не рождаются, гениями становятся!"
Статья посвящена родителям детей дошкольного возраста, в которой популярно объясняется полезность шахмат для ребенка....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН «Маленький конструктор»
(деятельность по конструированию из различных материалов на основе методического пособия Л.В. Куцакова«Конструирование и художественный труд в детском саду» для детей 3-5 лет) ...