Презентация к проекту "Быть гением"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В рамках традиционных подходов к воспитанию и образованию в ДОУ: Часто ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия с его индивидуальной образовательной траекторией; Целью образования является формирование знаний, умений и навыков, а не обеспечение становления целостной личности ребенка. При этом, как правило, не учитываются его потребности, возможности и способности. В образовательной практике воспитателем, как правило, редко используется педагогический потенциал имеющейся предметно-развивающей среды.
Имманентное открытое образование В рамках инновационного подхода к воспитанию и образованию в ДОУ: Ребенок воспринимается как субъект взаимодействия с его индивидуальной образовательной траекторией; Целью образования является обеспечение становления целостной (самосознающей) личности ребенка в процессе его социализации. При этом учитываются его потребности, возможности и способности. В практике образовательной деятельности воспитателем эффективно используется педагогический потенциал специально разработанной и имеющейся в детском саду предметно-развивающей среды.
Теоретический аспект проекта «Быть гением» В основе нашего проекта лежат принципы имманентного открытого образования («образования-в-жизни»), разрабатываемые Н.Н. Перетягиной, кандидатом педагогических наук: «Знать – значит быть» «Не выучить, но пережить» «Окружающий мир и я как часть его – школа жизни» «Каждая социальная ситуация – образовательная» «Качественное образование –“качественная” личность» «Слово есть образ дела» «Каждый имеет столько, сколько умеет брать» «Все работают на всех»
Цель проекта Создание предметно- развивающей среды в ДОУ как системы условий для обеспечения становления целостной (самосознающей) личности ребенка: дать возможность ребенку быть гением.
Задачи проекта 1) Создание специальной предметно-развивающей среды группы; 2) Использование имеющейся предметно-развивающей среды; 3) Методическое обеспечение образовательной деятельности воспитателя и детей по использованию предметно-развивающей среды; 4) Подготовка персонала детского сада к реализации проекта в других группах; 5) Привлечение родителей детей к участию в проекте.
Дизайн-проект I Цель: создание специальной предметно-развивающей среды как системы условий для обеспечения становления целостной (самосознающей) личности ребенка. Составляющие специальной предметно-развивающей среды: «Зеркало» - дневник самонаблюдения; « Ларец-кладенец » - дидактические материалы; «Вопрошай-ка» - методические и дидактические материалы; «Волшебник Чукли – Чукля » - дневник событий; «Папки Хранителя» – образовательные продукты (работы детей и другое); «Многоножка» - портфолио (достижения ребенка); «Улитка» – форма самооценки образовательного продукта (приращения в компетенциях ребенка); «Я – Храм» - модель функционального аспекта универсальной целостной деятельности ребенка; «Моя Вселенная» – модель методологического аспекта универсальной целостной деятельности ребенка.
Дизайн-проект II Цель: использование имеющейся предметно- развивающей среды как системы условий для обеспечения становления целостной (самосознающей) личности ребенка. Реализуется как «Семинары вещей»: анализ произошедшей с ребенком ситуации и рефлексия по поводу его поведения в данной ситуации с помощью смыслообразующих вопросов: Откуда и почему все это? Что будет с этим дальше? Зачем мы познаем это? Какое отношение это имеет ко мне лично? Как я должен отнестись к этому? Какой смысл во всем этом? И другие. Формы: индивидуальная и групповая. Реализуются принципы : «Каждая социальная ситуация – образовательная», «Окружающий мир и я в нем – школа жизни», «Все работают на всех», «Каждый имеет столько, сколько умеет брать».
Методическая шкатулка Комплекс методических приемов, которые могут быть использованы воспитателем для обеспечения образовательной деятельности ребенка (в индивидуальной и групповой работе). Четыре подхода: Предмет о нас : прием опосредованного самопознания : мы узнаем себя с помощью предмета, смотрим на себя со стороны – рефлексия (Что я делаю? Как во мне это отзывается?). Мы о предмете : прием проявления собственной системы ценностей , проявление картины мира ребенка, которая включает в себя его индивидуальный образовательный опыт. В групповой работе это может быть представлено как супервизия . Мы и предмет : рефлексия своего отношения (Как я к этому отношусь? Это меня волнует? Мне все равно? Мне это не надо? Если надо, то насколько?). Предмет и мы : нахождение личностного смысла в происходящем, где участвует ребенок и предмет. Реализуются принципы: «Каждая социальная ситуация – образовательная», «Окружающий мир и я в нем – школа жизни». Эти подходы могут использоваться при решении педагогических ситуаций .
Наш проект отличается: 1) универсальностью : может использоваться в любом детском саду с детьми любого возраста; при этом в проект вносятся необходимые и достаточные коррективы, исходя из возрастных особенностей детей и условий ДОУ; 2) экономичностью : используются имеющиеся предметно-развивающая среда, методические и дидактические средства; специальная среда может быть создана за счет небольших вложений (до 3 тыс. рублей); 3) экологичностью : воспитатель, выстраивая отношения с ребенком и его отношения с другими детьми в предметно-развивающей среде, действует с позиции «не навреди»; 4) здоровьесбережением : проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, обеспечивается эволюционное развитие его способностей; 5) системностью : специальная среда представляет собой систему условий; в имеющейся среде каждая социальная ситуация рассматривается как образовательная; 6) процессуальностью : реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка, становление его целостной (самосознающей) личности рассматривается как процесс; 7) деятельностным подходом : становление ребенка происходит в деятельности, она же является предметом его осмысления; продукты деятельности ребенка фиксируются им и воспитателем; 8) субъектным подходом : ребенок рассматривается как субъект деятельности с позиций целостности его личности, ему предоставляется право свободно действовать и нести за это ответственность.
Предполагаемый результат Осуществление ребенком универсальной целостной деятельности. Ребенок растет универсалом: искатель, творец, философ, психолог, этик, эстетик, эксперт; Изменение качеств личности ребенка в процессе проявления его высших творческих способностей; Максимально успешная адаптация ребенка к постоянно изменяющимся условиям; Гармонизация отношений ребенка с самим собой и миром; 5) Самосозидание , самостроительство ребенка.
В процессе реализации социально-педагогического проекта «Быть гением» ребенок растет Строителем. Он созидает самого себя и мир вокруг.
Мне уже шестой годок. У меня есть городок. Строю город из песка. Здесь течет моя река. Замки, башни и дома Разместились, хоть куда!.. Здесь каналы я пророю, Здесь аллеи посажу. Для детей бассейн открою И ребяток приглашу. А вот здесь немного пусто… Посажу я здесь капусту, И морковку, и салат, Кустиками виноград, Вишни, яблони и груши… Славный сад здесь у Манюши !.. Может, буду я всегда Людям строить города. ( Перетягина Н.Н. )
Литература Fundamentos Psico-acmeologicos de la Escuela de Desarrollo Personal para Adultos, Revista Electronica del Movimento Humanista, Septiembre de 1997 . - № 11 . - С . 64-96 . Будущее выбирает нас: Методическое пособие по реализации интегрированной учебной программы для подростков и старшеклассников «Социальный театр». - Екатеринбург, 2005. – 103 с. Воспитание отношений сотрудничества в образовательном процессе на основе актуализации жизненного опыта: Практико-ориентированная монография. - М.: Изд-во СГУ, 2009. – 222 с. Имманентное открытое образование как инновация // Педагогические отношения в инновационном развитии современной России: ориентиры и перспективы, всерос. науч.- практ. конф. [материалы] 26.02.2010. – Волгоград. – М.: ООО «Глобус», 2010. – 356 с. – С. 54-59. Образовательная рефлексия: от методологии до метода // Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития: Материалы III Международной научно-практической Интернет - конференции (1.03.10 2010 г.): Сборник научных трудов /Под ред. Г.Ф. Гребенщикова. – М.: Изд-во «Спутник+», 2010. – С. 25-30. Индивидуальная образовательная траектория как способ сохранить человека в образовательном процессе/ Психология обучения. - № 4. - М.: Изд-во СГУ, 2010. – С. 15-28. The ideas of immanent public education : socio - philosophical analysis /сайт II Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Инновационные направления в педагогическом образовании», Москва, 5.04.10. Современное общество как заказчик образования и исполнитель заказа // Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография / Г.Э. Адыгезалова и др. / под общ. ред. С.С. Чернова. – Книга 11. – Новосибирск: Изд-во СИБПРИНТ, 2010. – С. 79-109.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Тема: ВУНДЕРКИНДЫ или МАЛЕНЬКИЕ ГЕНИИ
Эта презентация о вундеркиндах, о детях с необыкновенными возможностями. Можно использовать на занятиях по социальному миру или просто в качестве интересного материала, по окружающему миру, обществозн...
Презентация «Электронное Виртуальное путешествие Гены Барбоскина »
Презентация с помощью программы Microsoft Office PowerPoint, игрового и речевого сопровождения, познавательных математических тренажёров «Электронное Виртуальное путешествие Гены Барбоскина &raq...
Презентация «Электронное Виртуальное путешествие Гены Барбоскина»
Презентация с помощью программы Microsoft Office PowerPoint, игрового и речевого сопровождения, познавательных математических тренажёров «Электронное Виртуальное путешествие Гены Барбоскина &raq...
Презентация «Электронное Виртуальное путешествие Гены Барбоскина »
Презентация с помощью программы Microsoft Office PowerPoint, игрового и речевого сопровождения, познавательных математических тренажёров «Электронное Виртуальное путешествие Гены Барбоскина &raq...
Игра - презентация "Крокодил Гена"
Это игра - занятие, которая формирует умение у детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации....
Статья " Гениями не рождаются, гениями становятся!"
Статья посвящена родителям детей дошкольного возраста, в которой популярно объясняется полезность шахмат для ребенка....
Презентация Теория "ДНК Гения " по методике Бодиной Н.В.
Воспитание и развитие ребенка можно сравнить с полетом птицы счастья. У этой птицы два огромных крыла: одно из них – родители, семья, другое – учитель. Ребенок находится посередине. Птица ...