конспекты занятий и развлечений по математике по всем возрастам
план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по сюжету сказки С. Я. Маршака
«Двенадцать месяцев»
(подготовительная группа)
Задачи:
- Развитие у детей внимание, память, мышление, творческое воображение, комбинаторные способности, аналитическую деятельность, речь, мелкую моторику рук.
- Закрепить знания о месяцах года и временах года, количественный и порядковый счет; ориентирование в пространстве, геометрические фигуры.
- Формировать умения знаний свойств путем введения символического обозначения этих свойств. Развитие абстрактного мышления.
- Закрепить умение осуществлять свои собственные замыслы, нестандартно и гибко мыслить, освоение приемов конструирования геометрических форм и алгоритмы сложения предметных форм.
- Воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности, поддерживать интерес к развивающим играм; целеустремленность, настойчивость, чувство взаимопомощи.
Материал:
- Кукла, силуэты кофточек, «заплатки» (геометрические фигуры).
- Ворон МЕТР, елочки с примерами;
- Долька, игра «Чудо – цветик»;
- Гусеница ФИФА, игра «Составь схему»;
- Стенд «Фиолетовый лес»;
- Пчелка ЖУЖА, игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный);
- Внучок Паучок – Дедушка ПАУК, игра «Геоконт»;
- Корзинка с подснежниками.
Предварительная работа:
Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Ход.
В – Дети, мы с вами читали сказку 12 месяцев.
-Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)
- Назовите героев этой сказки? (12 месяцев, падчерица, мачеха и т. д)
- События в сказке происходили в какое время года? (зимой)
- Перечислите все 12 месяцев года.
(1 задание:ответы детей)
- А теперь посчитайте до 12 и обратно.
(2 задание: счет)
В - Дети, а кому из этой сказки вы хотели бы помочь?
Д – падчерице.
В – Да, сегодня мы будем помогать доброй и трудолюбивой девочке. Мачеха дала падчерице задание – починить кофту.
(3 задание:упражнение «Подбери заплатку»).
В- Давайте и мы с вами тоже поможем починить кофту. Посмотрите дети, сколько здесь много кофточек. Подберите к ним заплатку (дети выполняют задание). Молодцы. Вы очень помогли падчерице.
В – Когда девочка починила кофточку, её отправили в лес……..
Д – За подснежниками.
В – Давайте и мы с вами тоже отправимся в лес.
ФИЗМИНУТКА: «Мы шагаем по сугробам
По сугробам белолобым,
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу».
(идут направо, сворачивают налево).
В – Вот и пришли мы с вами в необыкновенный лес. Здесь даже и елочки необыкновенные. А Ворон МЕТР предлагает вам решить примеры, нужно найти правильный ответ.
(4задание:дети выполняют действие на сложение и вычитание). Воспитатель проверяет и предлагает решение прочитать.
-Ворон МЕТР предлагает детям поменяться местами и проверить правильно ли решили.
В – Дети, чтобы помочь падчерице найти подснежники, надо выполнить еще одно задание. И мы пойдем в волшебный лес, а кто же это нас встречает – Долька.
Долька предлагает поиграть в игру «Чудо – цветик»
В – Постарайтесь придумать что – нибудь интересное и выложите. Я думаю, что Дольке понравится.
(5 задание: дети выполняют и рассказывают) Все справились. Молодцы!
В – Ну, а мы пойдем дальше по волшебному лесу, может быть нам гусеница Фифа поможет найти подснежники?
- Гусеница Фифа предлагает составить схему.
(6 задание:1- составить схемы; 2 – ребенок выкладывает на мольберте схему; 3 – работать самостоятельно).
В – А дальше мы идем в «Фиолетовый лес» (дети садятся за столы).
В – В «Фиолетовом лесу» живет пчелка Жужа и предлагает поиграть с квадратом – сделайте домик для Жужы.
(7 задание выполняют).
- А теперь постарайтесь самостоятельно что – нибудь сделать.
Я думаю пчелке понравится.
(8 задание дети выполняют)
В – Что ты сделал? (опрос 3 4 детей).
В – А в «Фиолетовом лесу» еще кто – то живет (дети говорят). «Внучок – паучок». И предлагает поиграть с «Геоконтом». (9 задание)
(Ф -4 , Б -4,К -4, О -4, З – 4, Г -4, Ж -4, С -4)
В – Дети, что у вас получилось? (квадрат)
(Ф -1, Б -1, К -1, О -1, З -1, Г -1, Ж -1, С -1)
- А теперь что получилось? (звезда)
В – Ваши звезды освещают путь и помогают искать поляну с подснежниками.
В – Но в лесу живет Дедушка Паук, он узнал, что Внучок с вами играет и ему тоже захотелось, и он предлагает что – нибудь придумать интересное (дети выполняют задание самостоятельно).
Воспитатель спрашивает:
- Что ты сделал?
- А еще на что похоже? (ребенок рассказывает что получилось)
В – Дети, а теперь выполните задание по карточкам
(самостоятельно выполняют)
В – Мы нашли с вами полянку с подснежниками? (ответы детей)
- И ваши цветы превратились в корзинку? (ответы детей)
- Вы помогли падчерице собрать подснежники (отдают кукле)
Молодцы! Спасибо!
Конспект занятия
«Путешествие в фиолетовый лес»
Старшая группа
Цель: Закрепление знаний детей о временах года и днях недели; упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа. Развивать умение мыслить, рассуждать: закрепление знаний свойств предметов путем введения символического обозначения этих свойств. Развитие абстрактного мышления. Упражнение детей в построении дорожки по заданной схеме. Развитие тонкой моторики руки, алгоритмы (последовательность выполнения игровых действий).
Материал: палочки Киюзнера, блоки Дьенеша, игра «Чудо – цветик», квадрат «Воскобовича».
Ход занятия.
I. Воспитатель: Дети, я знаю, что вы очень любите путешествовать. И сегодня мы с вами отправимся в фиолетовый лес. В пути нас ожидают приключения и трудные задания. Вы готовы? (Да).
- Давайте проверим.
а) Какое сейчас время года?
б) Назовите осенние месяцы.
в) А какой сегодня день недели?
г) Какой день недели будет после воскресенья?
д) Как называется третий день недели?
- До фиолетового леса идти далеко, давайте мы с вами построим цветной поезд.
II. Воспитатель предлагает составить поезд из палочек – вагонов от самого короткого до самого длинного.
- Посчитайте вагоны у поезда.
- Сколько всего вагонов? (10)
- Каким по порядку стоит красный вагон? (4)
- Вагон какого цвета стоит шестым? (фиолетовый).
- Какой вагон находится между оранжевым и бордовым? (синий)
- В нашем поезде едут пассажиры – вот они (показ белых палочек).
- Сколько пассажиров в первом вагоне? (1)
- Подумайте, сколько пассажиров едут в желтом вагоне? (5)
- А как узнали? (сосчитали белые палочки, белые палочки обозначают число (1)
- А сколько пассажиров поместятся в третьем вагоне? (3)
- А теперь отправляемся дальше. Идем через густой лес, трава высокая, справа заросли крапивы – осторожно, не ужальтесь, вверху паутина – убирайте её руками, слева – кусты шиповника - не уколитесь. И пришли мы на полянку. Дети садятся на ковер.
III. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Подбери фигуру и расскажи о ней». Дети рассматривают схему, подбирают фигуру.
- Давайте проверим, правильно ли вы подобрали фигуру.
- Ну что, дальше надо идти. Ребята, где – то цветочная поляна, давайте посмотрим (дети глазами ищут поляну). На цветочную поляну приглашает Долька.
IV. Воспитатель говорит: « Долька строила дорожку для зверюшек, дорожка шла прямо, потом поворачивала налево, потом прямо. Потом поворачивала направо. И зверюшки поворачивали по дорожке.
- А теперь вы попробуйте сложить такую же дорожку (дети выкладывают по схеме)
- давайте проверим, правильно ли вы сложили (один ребенок рассказывает, остальные проверяют).
- Дети, как мы долго добираемся до фиолетового леса.
- А на чем же можно быстро добраться? (предположение детей – поезд, вертолет, самолет т. д.)
- Вот наш самолет – но нам нужен пилот. Считалкой выбирают пилота.
«Самолет готов к полету,
Выбираем мы пилота,
1 -2 – 3 –а пилотом будешь ты.»
Дети садятся в самолет. Самолет приземляется и дети выходят.
V. Воспитатель говорит: А нас встречает фиолетовый лес и Ворон Метр (дети садятся за столы)
- Ворон Метр приготовил для вас что – то интересное.
- Давайте посмотрим, что же это такое может быть (схема). Попробуйте сделать с помощью квадрата.
- Как вы думаете, что это такое? (конфета)
- Загадать загадку: «Сердитый недотрога, живет в лесной глуши.
Иголок очень много, а ниток ни одной». (Еж)
Дети складывают из квадрата ежа.
- Что у тебя получилось? А у тебя?
- Ворону Метру понравилось, как вы отгадывали его загадки.
- А теперь мы загадаем, и пусть вам поможет квадрат. Дети складывают фигуру и рассказывают про нее. Ворон Метр отгадывает.
- Наше занятие – путешествие подошло к концу. А куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (ответы детей) МОЛОДЦЫ!
«Улица разноцветных палочек»
Программное содержание:
- Познакомить детей с принципом окраски палочек – «цветные семейки».
- Познакомить с соотношением «цвет – длина – число».
- Развивать внимание, логическое мышление, воображение, фантазию, речь детей.
Материал:
- набор палочек Киюзнера; разноцветные цифры (карточки с цифрами); игрушки – человечки.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает сказку:
- Жили – были палочки. Их было много, а жили они в небольшой коробочке. Тесно палочкам в коробке, играть неудобно.
И вот однажды палочки вышли из коробки. Самые маленькие белые палочки - «единички», предложили: «Давайте построим разноцветные домики, в которых будем жить семьями». И тут же построили белый домик для семейки белых «единичек». Всем остальным палочкам это понравилось.
Черные палочки – «семерки» тоже построили себе домик рядом с белым.
«А мы живем в черном домике», - радостно сообщили они.
(Дети вместе с воспитателем строят разноцветные домики).
Розовые «двоечки» пригласили очень похожих на них сестричек – красных «четверок» и бордовых «восьмерок» - строить общий красный дом. И выстроили его в ряд с белым и черным.
Рядом с ними голубые «троечки», фиолетовые «шестерки» и синие «девятки» также совместно построили общий синий дом.
Желтые «пятерочки» вместе со всеми сестрами – оранжевыми «десятками» также оказались в одном домике.
Получилась очень красивая разноцветная улица, где все домики яркие, удобные, уютные.
Все палочки праздновали новоселье, приглашали друг друга в гости и вместе придумывали разные интересные игры.
Вот и сказочке конец. А с палочками можете подружиться и вы, надо только играть сними, выкладывать разные фигуры. И произойдет чудо, и вы станете Волшебниками.
После постройки разноцветной улицы дети сравнивают дома:
- Какие дома по цвету?
- Что у них общего?
-Чем отличаются?
-Какого размера белый дом? Черный? Желтый?
- Кто бы мог жить в каждом домике?
Дети подбирают человечков (в соответствии с цветом домика).
- Из каких палочек состоит красный дом? Синий? Что у них общего?
- Как вы думаете, какие цифры могут жить в красном, синем, белом домиках? Расселите цифры в домики.
- Что общего у жильцов красного дома (2,4,8), синего (3,6,9), желтого (5,10).
Можно предложить детям каждому выложить (можно по схеме) какую – либо фигуру (забор, цветы у дома, животных, машину и. т.д) по желанию детей.
Математический КВН
«Ну – ка звездочка, зажгись!»
Подготовительная группа
- Команда родителей «Всезнайки».
- Команда детей – «»Звездочки».
Перед каждой командой – мольберт; игра «Почини одеяло»; 4 листа с геометрическими фигурами; «Кочки» - цифры». Игры – головоломки «Листик», «Волшебный круг», «Сфинкс» фломастеры.
У членов жюри флажки для оценки результатов заданий.
ХОД
- Мы собрались сегодня на математический КВН. И наш КВН мы начинаем с разминки
1 задание:
а) Один ствол, много ветвей, а на веточках много гостей. Что это? (Дерево)
б) Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
в) Имеет четыре ножки, а ходить не умеет. (Стол, стул)
г) Имеет четыре зуба, каждый день появляется на столе, а ничего не ест. (Вилка).
2 задание: «Геометрические фигуры»
а) «Помоги починить одеяло».
Дети, у Буратино случилось несчастье: крыса прогрызла одеяло, и теперь Буратино просит починить одеяло (дети подбирают заплатки – фигуры).
б) «Волшебники»
Уважаемые родители, предлагаю вам стать волшебниками и оживить геометрические фигуры, т. е. дорисовать их до изображения какого – либо предмета.
3 задание (для всех)
Пальчиковая игра «Уж как шла лиса по тропке»
Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамоту во хлопке.
Она села на пенек
И читала весь денек.
«Мамочка, мама, милая моя;
Мамочка, мама, как люблю тебя»
4 задание.
Графический диктант (родители выполняют в зеркальном изображении)
В левом нижнем углу поставили точку, две клеточки вправо, две вверх, одну вправо, две вниз, две вправо и т. д.(на усмотрение воспитателя).
5 задание. Игра «Не промочи ноги».
Представьте, что вы оказались в лесу, перед вами болото. Пройти через него можно только по кочкам, причем наступать на кочки надо строго по порядку расположения цифр.
6 задание. Игры – головоломки: «Листик», «Волшебный круг», «Сфинкс».
Задание для родителей и детей совместно.
Пока наше уважаемое жюри готовятся к подведению результатов, мы проведем минутку для отдыха: - Как живешь? – Вот так!
- А плывешь? – Вот так!
- Как бежишь? – Вот так!
- Вдаль глядишь? – Вот так!
- Ждешь обед? – Вот так!
- Машешь вслед? – Вот так!
- Утром спишь? – Вот так!
- А шалишь? – Вот так!
Подведение итогов.
Открытое занятие для родителей.
Средняя группа.
Задание №1. Игра «Отвечай – ка»
Цель: Развивать внимание, сообразительность, речь.
Воспитатель задает вопросы, дети должны ответить быстро и только одним ответом: «Да» или «Нет».
- В пустом стакане есть орехи?
- Снег идет летом?
- Понедельник идет после вторника?
- Суп едят вилкой?
- Кошка боится мышки?
- Ноябрь – осенний месяц?
- Дерево выше, чем куст?
- Мама старше бабушки?
- Берлога медведя на ветке?
Задание №2. Игра «Цифры на прогулке»
Цель: Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10.
Воспитатель предлагает детям посчитать цифры от 1 до 10 и обратно.
- Цифры любили гулять (воспитатель убирает несколько цифр) на улице, но однажды они потерялись, и не смогли найти свои домики. Давайте поможем цифрам (дети говорят где у какой цифры домик, между какими цифрами).
Задание №3. Игр «Расскажи правильно».
Цель: Развивать речь, память, пространственные представления.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину.
- Где находится бабочка? (В правом верхнем углу)
- Где находится еж? (В левом нижнем углу)
Задание №4. Физминутка. Игра «Назови соседей?»
Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.
- Как называется первый день недели? (Понедельник).
- Второй день недели? (Вторник).
- Третий день недели? (Среда) и т. д.
- А теперь поиграем. Я буду называть день недели и бросать мяч, а вы кому я бросила мяч, называете следующий день недели.
Задание №5. Игра «Убери лишнее»
Цель: Закреплять умение обозначать свойства предметов символами, развивать речь, внимание, абстрактное мышление, воспитывать самостоятельность.
На столе у каждого ребенка карта обозначенная символами. Воспитатель в середину кладет какую – нибудь геометрическую фигуру, например: большой красный круг. Дети должны закрыть фишками те обозначения, которые не относятся к данной фигуре.
Дети должны объяснить решение.
- А почему ты так сделал?
- А как ты сделал?
Задание №6. Игра «Квадрат Воскобовича».
Цель: Развивать тонкую моторику руки, пространственного мышления и творческого воображения, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, совершенствуется память, внимание, вырабатывается координация руки и глаз.
Воспитатель дает задание детям: указательный палец правой руки побежал направо, обогнул уголок, опустился вниз, снова обогнул уголок, побежал влево, обогнул уголок, поднялся наверх. Затем дети складывают по схемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Хлеб всему голова"
Конспект занятия по развитию речи на тему: ...
Конспект занятия по элементарной математике для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие по сказке "Репка"...
Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"
Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....
Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности раннего возраста " Берегите воду" или "Всем нужна вода".
Предлагаю вашему вниманию конспект для исследования вместе с детьми свойства снега и льда....
Конспект занятия по сенсорике (математике) в раннем возрасте. «Строим мебель для кукол»
Конспект занятия по сенсорике (математике) в раннем возрасте.«Строим мебель для кукол»...
Конспект занятия. Познавательное развитие(математика) во 2-й группе раннего возраста. Тема: «Звери зимой»
Цель: формирование математических представлений.Задачи: Способствовать развитию логического мышления, продолжаем знакомиться с временами года – зима; познакомить с особенностями подгот...
Конспект занятия. Познавательное развитие(математика) во 2-й группе раннего возраста. Тема: «Звери зимой»
Конспект занятия. Познавательное развитие во 2-ой группе раннего возраста.Тема: «...