Поиграй со мной
консультация (математика, старшая группа) на тему

Николаенко Ольга Валериевна

В статье даны краткие рекомендации об организации игр с использованием занимательного математического материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poigray_so_mnoy.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

        «Поиграй  со  мной!» - как  часто  слышим  мы  эту  просьбу  от  своих  детей.  И  сколько  радости  они  получают,  когда  мы  преодолевая  усталость  и  отодвигая  домашние  дела,  соглашаемся  хоть  на  несколько  минут  побыть  больным  или  пассажиром,  учеником  или  серым  волком.  Скажем  прямо,  чаще  всего,  играя  с  ребенком,  мы  следуем  за  его  желанием:  он  сам  рассказывает  нам,  что  делать.  А  мы,  если  уж  решили  доставить  ему  удовольствие,  послушно  выполняем  все  требования.

Однако,  игра – это  не  только  удовольствие  и  радость  для  ребенка,  что  само  по  себе  очень  важно.  С  ее  помощью  можно  развивать  такие  качества,  которые  необходимы  для  дальнейшей  жизни.  Играя,  ребенок  может  приобретать  новые  знания,  умения,  навыки,   развивать  способности,  подчас  не  догадываясь  об  этом.  Эта   развивающая  функция  в  полной  мере  свойственна  и  занимательным  математическим   играм.

Игры  математического  содержания  помогают  воспитывать  у  детей  познавательный  интерес,  способность  к  исследовательскому  и  творческому  поиску,  желание  и  умение   учиться.  Необычная  игровая    ситуация   с   элементами   проблемности,    присущая  занимательной  задаче,  интересна  детям.  Достижение  цели  игры  приводит  к  умственной  активности.  Всё  это  способствует  формированию  готовности  к  школьному  обучению.

Упражнения  в  решении  задач,  игры  на  составление  фигур-силуэтов,  головоломки  способствуют становлению  и  развитию  таких  качеств  личности,  как  целенаправленность,  усидчивость,  самостоятельность,  наблюдательность,  сообразительность,  творчество,  формируются  конструктивные  умения,  интерес  к  математике   в  дальнейшем.  Поэтому   занимательный  математический  материал  является  средством  комплексного  воздействия  на  развитие  детей.

Успех  математических  игр  во  многом  зависит  от  того,  станут  ли  они  интересными  для  ребенка,  а  для  этого  они  не  должны  быть  принудительными,  утомительными  и  однообразными.  Всё   многообразие  занимательного  математического  материала  можно  представить  в  таблице:

Занимательный  математический  материал

Загадки,

Задачи-шутки,

Ребусы,

кроссворды,

головоломки,

математичес-

кие квадраты,

математичес-

кие  фокусы

«Танграм»,

«Стомахион»,

«Пентамино»,

«Гексарион»,

«Пифагор»,

«Колумбово

яйцо»,

«Кубики

для  всех»

С  блоками,

кубиками

на  включение,

нахождение

Шашки,

шахматы

Словесные

С

наглядным

материа-

лом

Словесные

Таким  образом,  используя  разнообразные  виды  занимательного  математического  материала,  попробуйте  создать  дома  собственную  игротеку.  Организуя  такой  необычный  уголок,  привлекайте  к   работе  и  детей,  так  как  это  создаст  у  них  положительное  отношение  к  материалу,  интерес,  желание  играть  с  ним.  Уделяя  малышу  хотя  бы  один  час  в  день,  вы  будете  всесторонне   развивать  его,  а  использование  данных  игр  сделает  этот  процесс  более  непринужденным  и  интересным.

Предлагаем  вам  некоторые  примеры  игр  и  упражнений  математического  содержания,  которые  вы   можете  предложить  своим  детям.

,  типа:

  • Составить  2  равных  треугольника  из  5  палочек.
  • Составить  2  равных  квадрата  из  7  палочек.
  • Из  5  палочек  составить  квадрат  и  2  равных  треугольника.
  • Из  9  палочек  составить  квадрат  и  4  треугольника.
  • В  фигуре,  состоящей  из  5  квадратов  убрать  4  палочки,  оставив  1  прямоугольник.
  • Составить  домик  из  6  палочек,  а  затем  переложить  2  палочки  так,  чтобы  получился  флажок.

  • Переложить  1  палочку,  чтобы  домик  был  перевёрнут  в  другую  сторону.

  • Какое  наименьшее  количество  палочек  нужно  переложить, чтобы  убрать  мусор  из  совочка?

Игры  на  составление  плоскостных  изображений  предметов  из  специальных  наборов  геометрических  фигур,  например:

     

  • Которая  из геометрических  фигур  лишняя  и  почему?

  • Найди  и  покажи  на  чертеже  5  треугольников  и  1  четырехугольник:      

  • Найди  два  одинаковых  предмета:

  • Лабиринты                                      
  • Задачи  на  поиск  недостающих фигур:

  • Продолжи  ряд  фигур:

Более  подробную  информацию  по  данному  вопросу  можно  найтив  следующей  

  • Бондаренко  А.К.  Дидактические  игры  в  детском  саду. – М.:Просвещение,  1991.
  • Венгер  Л.А.  и  др.  Игры  и  упражнения  по  развитию  умственных  способностей  у  детей  дошкольного  возраста.- М.,1989.
  • Дидактические  игры  и  упражнения  по  сенсорному  воспитанию  дошкольников. /Под  ред.  Л.А.Венгера. – М.:  Просвещение,  1978.
  • Михайлова  З.А.  Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников. – М.:Просвещение,  1985.
  • Метлина  Л.С.  Математика  в  детском  саду. – М.,  1984.
  • Моро М.И.,  Вапняр  Л.Ф.,  Степанова  С.В.  Математика  в  картинках. – М.,  1980.
  • Математика  до  школы./ Сост.  Смоленцева  А.А.  и  др.- Спб.: Акцидент,1998.
  • Математика  от  трех  до  семи./  Сост.  З.А.Михайлова,  Э.Н.Иофе. – Спб, Акцидент,  1997.
  • Никитин  Б.П.  Ступеньки  творчества  или  развивающие  игры. – М.:  Просвещение,  1989.
  • Панфилова  М.А.  Игротерапия  общения. – М.:Изд – во  «Гном  и  Д»,  2000.
  • Сербина  Е.В.  Математика  для  малышей. – М.: Просвещение,  1992.
  • Тихомирова  Л.Ф.,  Басов  А.В.  Развитие  логического  мышления   детей. – Ярославль:  ТОО  «Гринго»,  1995.
  • Трутнев  В.П.  Считай,  смекай,  отгадывай.- М.,1980.
  • Умственное  воспитание  дошкольников./ Под  ред.  Н.Н.Поддьякова. – М.:  Педагогика,  1972.
  • Чего  на  свете  не  бывает?  /Под  ред.  О.М. Дьяченко,  Е.Л. Агаевой. – М.:Просвещение,  1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиграй со мной!

"Взаимная игра матери и ребёнка открывает область, которую можно назвать «общей землёй». Это место, способное стать символом доверия и союза". Д.В.Винникотт...

Памятка для родителей "Поиграй со мной мама"

Игры для детей раннего возраста  на профилактику эмоционального и нервно-мышечного напряжения...

Конспект практикума для родителей: "Мама, в выходной поиграй со мной"

Этот конспект является продуктом образовательного долгосрочного проекта: "Вижу, слышу, чувствую",   который  посвящен  проблеме компенсации недостатков зрения путем развития сохранных а...

Консультация для родителей «Поиграйте со мной!»

Очень хорошо, если в семье есть традиция.Игра—это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье....

Консультация для родителей: Поиграй со мной мама!

Поиграй со мной мама!Малышу необходимо ваше присутствие, ваше сердечное участие, ваше внимание и любовь. Это рождает в нем ответное чувство любви и признательности, чувство физической и психичес...

консультация для родителей "Папа, мама, поиграйте со мной, пожалуйста..."

  Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.    В эти игры можно играть дома, на кухне, по дороге в детский сад, в транспорте, во время прогулки...