Конспект практикума для родителей: "Мама, в выходной поиграй со мной"
план-конспект урока по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Этот конспект является продуктом образовательного долгосрочного проекта: "Вижу, слышу, чувствую", который посвящен проблеме компенсации недостатков зрения путем развития сохранных анализаторов у дошкольников младшего возраста с нарушением зрения. (есть презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_praktikuma.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа – детский сад № 662
компенсирующего вида
Кронштадского района Санкт - Петербурга
Игровой практикум для родителей
«Мама, в выходной поиграй со мной»
для детей младшего возраста
с нарушением зрения.
(итоговое мероприятие по проекту «Вижу, слышу, чувствую»)
(технология проектирования, ИКТ, использование приемов мнемотехники, ТРИЗА)
Тифлопедагог Герасимова Г. А.
Воспитатели Богославская М.С.
Грузд М. Б
16. 05. 2012г.
Цель: расширять информационное поле педагогической культуры родителей.
Задачи: 1. Познакомить родителей с возможностями использования игр на
развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения
для полноценного познания ими окружающего мира.
2. Показать варианты игр, способствующих развитию у детей с
нарушением зрения слухового, тактильного, вкусового,
обонятельного анализаторов.
3. Вызвать у детей и родителей интерес к играм, доставить
удовольствие родителям и детям от общения в процессе совместной
игровой деятельности.
4. Компенсировать развитие зрительного восприятия детей за счет
активизации сохранных анализаторов.
5. Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические
образовательные технологии – проектирование, ИКТ.
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор для показа презентации.
2. Экран.
3. Под салфетками кусочки фруктов на
шпажках для опробования на вкус- банана, апельсина,
яблока, винограда.
4. Овощи картофель, огурец, помидор, морковь (для игры по развитию осязания).
5. Совочки, формочки, лопатки для распознавания на ощупь.
6. Бутылочки с запахами шоколада, апельсина, лука, чеснока.
7. Киндеры, наполненные песком, камушками, семенами.
Ход практикума:
Организационный момент. Мамы присаживаются за столы (без детей), на которых все приготовлено для проведения игр.
Вступительное слово тифлопедагога.
Слайд №1.
Дорогие родители! Сегодня мы пригласили Вас на игровой практикум, который называется «Вижу, слышу, чувствую». Он посвящен вопросам развития чувственного восприятия у детей, имеющих зрительные нарушения.
Слайд №2.
Ребенок познает мир посредством чувственного восприятия. Мир открывается ему в разнообразии формы, цвета, запахов, звуков и других признаков и свойств. Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. Давайте это рассмотрим на примере яблока. С помощью зрения он определяет его цвет, форму, величину. С помощью слуха знает, как оно хрустит при откусывании. С помощью носа он ощущает запах яблока и всегда отличит его от других запахов. С помощью тактильной чувствительности знает, что яблоко твердое, гладкое. С помощью вкусового анализатора ребенок узнает, что оно сладкое или кислое. Вот сколько много информации о яблоке можно узнать с помощью своих органов чувств. Восприятие объединяет все свойства предмета и формирует представление о целом предмете со всеми его свойствами. Даже когда предмет убирают, по одному только запаху или вкусу может представить его вновь.
У ребенка со зрительной патологией возможности чувственного познания сужаются, так как из акта восприятия частично выключается зрительная информация. Поэтому детям с нарушением зрения нужно создавать специальные условия для активного развития сохранных анализаторов (слухового, осязательного, вкусового и обонятельного), чтобы формировать у них качественный зрительный образ и развивать возможность полноценно познавать окружающий мир.
Сейчас мы предложим Вам, уважаемые родители, поиграть вместе с детьми в игры, развивающие все органы чувств ребенка и способствующие полноценному познанию окружающего мира.
Слайд №3.
Тифлопедагог:
«Мама, в выходной поиграй со мной!» Дорогие мамы! Эти слова мы сделали девизом нашего практикума, так как именно в этот день не надо спешить на работу, и Вы можете уделить своим детям больше внимания: сходить с ними погулять, пообщаться, поиграть.
Сейчас мы предлагаем Вам игры на развитие чувственного восприятия, в которые можно поиграть дома в разные режимные моменты выходного дня.
Входят дети и садятся за столы к своим мамам.
Воспитатель:
Ребята! Вы сейчас вместе с мамами будете играть в очень интересные игры. Во время игр вам будут помогать ваши помощники: глазки, ушки, ручки, ротик и носик. Давайте мы сейчас их погладим и настроим на работу.
Дети гладят руками все органы чувств.
Слайд№4.
Воспитатель:
Дорогие мамы! Представьте, что наступил выходной день. Вы просыпаетесь и начинаете готовить завтрак своему ребенку. Перед тем, как есть приготовленную кашу, можно дать малышу на завтрак фрукты. Но не просто поставить перед ним тарелку с фруктами, а предложить поиграть в игру: «Определи фрукт на вкус». Сейчас мы в эту игру поиграем.
Слайд №5.
Воспитатель:
Ребята! Посмотрите внимательно на экран и назовите фрукты.
Дети:
Яблоко, апельсин, виноград, банан.
Воспитатель:
Сейчас я предлагаю вам попробовать эти фрукты на вкус с закрытыми глазами. Приготовьте свои ротики. Мамы! Возьмите тарелочки с кусочками фруктов и каждая своему ребенку дайте их попробовать.
Дети пробуют кусочки фруктов с закрытыми глазами и определяют на вкус.
(мнемотехника – ассоциации на вкусовые качества,
ТРИ З- развитие чувственного восприятия)
Тифлопедагог:
Ребята, как вы узнали фрукты по вкусу? Какие они?
Дети:
Банан сладкий, яблоко кисло-сладкое, апельсин кислый, виноград сладкий с косточкой.
Тифлопедагог:
Правильно. Дорогие мамы, для развития у детей вкусового восприятия вы можете дома дать им попробовать на вкус не только фрукты, но и другие продукты: овощи, мясные, молочные и т. д.
Слайд №6.
Воспитатель:
После завтрака отправляемся вместе с ребенком на прогулку. Сколько звуков можно услышать на улице! Надо только прислушаться! Вот слышится звук проезжающей машины, а это слышны голоса людей и т. д.
Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру: «Отгадай, что звучит». Приготовьте свои ушки. Дети будут отгадывать звуки, а мамы будут их проверять.
Слайд №1(през-я №2).
(мнемотехника – концентрация слухового внимания,
ассоциации на звуковые образы).
Дети слушают и отгадывают следующие звуки: летит вертолет, лает собака
плачет ребенок, поют птицы, мяукает кошка, едет машина, скрипят качели,
звук дождя и ветра.
Воспитатель:
Молодцы! Вместе отгадали все звуки.
Тифлопедагог:
Дорогие мамы! Для развития у детей слухового восприятия Вы можете дома предложить ребенку послушать звуки на кухне, в парке, в магазине и т. д.
А теперь давайте немного отдохнем и разомнемся. Выходите с мамами на середину группы, будем делать зарядку под музыку.
Звучит музыка. Дети выполняют движения, мамы повторяют за ними.
Слайд №2 (през-я №2).
Тифлопедагог:
Гуляя с ребенком на улице Вы не заметили, как подошло время обеда. Спешим скорее домой, где нас ждет вкусный обед. Но, к сожалению, мама не успела приготовить к обеду салат. Ребята! Давайте поможем маме! Подберем для салата овощи. Мамы! Подвиньте салфетки со спрятанными в них овощами. Сейчас ребята будут определять на ощупь овощи для салата. В этой игре нам будут помогать наши ручки, приготовьте их.
(мнемотехника – ассоциации на качества, ТРИЗ- развитие чувственного восприятия).
Тифлопедагог:
Найдите овощ - твердый на ощупь, круглый.
Дети находят и показывают картофель.
Слайд №3. (през-я №2) На экране появляется картинка картофеля.
Тифлопедагог:
Найдите овощ длинный, твердый, треугольный.
Дети находят и показывают морковку. Мамы им помогают.
Слайд №4. ( през-я №2)На экране появляется морковь.
Тифлопедагог:
Найдите овощ - мягкий на ощупь, круглый.
Дети находят и показывают помидор.
Слайд №5. (През-я №2) На экране появляется картинка помидора.
Тифлопедагог:
Найдите овощ- твердый на ощупь, овальный.
Дети находят и показывают огурец.
Слайд №6. ( През-я №2)На экране появляется картинка огурца.
Тифлопедагог:
Молодцы! Все овощи отгадали правильно. Теперь мама сделает вам вкусный салат к обеду!
Дорогие мамы! Для развития осязания ребенку дома можно дать для прощупывания руками самые разнообразные предметы: мелкие игрушки, посуду, косметические принадлежности и т. д.
Слайд№7. (През-я №2)
Воспитатель:
После сытного обеда хочется немножко отдохнуть. Наступает «Тихий час». Наши дети любят засыпать днем под колыбельную музыку. Дорогие мамы! Предложите своим детям дома выбрать из нескольких мелодий именно колыбельную. А мы сейчас тоже послушаем мелодии и попробуем определить, под какую из них можно заснуть.
(мнемотехника – концентрация слухового внимания, ассоциации)
Звучит марш, колыбельная и плясовая. Дети с мамами слушают и определяют.
Тифлопедагог:
Ребята! Как вы думаете, можно заснуть под первую мелодию?
Дети:
Нет. Потому что она очень громкая, звонкая, под нее можно шагать.
Тифлопедагог:
А под вторую мелодию вы сможете уснуть?
Дети:
Да, эта мелодия тихая, плавная, грустная. Это колыбельная.
Тифлопедагог:
А почему нельзя заснуть под третью мелодию?
Дети:
Потому что под нее хорошо танцевать, а не спать.
Тифлопедагог:
Правильно, это плясовая мелодия.
Давайте еще раз послушаем колыбельную, сделаем вид, что мы засыпаем, а мамы погладят вас по головке.
Дорогие мамы! Предлагайте ребенку отгадывать на слух различные мелодии, песни и т.д. Это будет развивать у них слуховое восприятие и слуховое внимание.
Слайд №8. (През-я №2).
Воспитатель:
Во второй половине дня можно снова пойти погулять с ребенком. Теперь можно отправиться на детскую площадку. Дети младшего возраста очень любят играть в песочнице с песком. Давайте мы поиграем в игру: «Определи звук песка».
(мнемотехника – концентрация слухового внимания)
Ребята! В этой игре нам будут помогать наши ушки. Приготовьте их. Мамы! Возьмите, пожалуйста, киндеры и потрясите ими около уха вашего ребенка, а он пусть попробует определить, в каком киндере находится песок.
Мамы берут поочередно киндеры и встряхивают возле ушей детей, а они определяют киндер, издающий звук песка.
Тифлопедагог:
Молодцы, все правильно определили этот звук. Посмотрите внимательно на картинку. И скажите, чем играют дети в песочнице.
Дети:
Дети на картинке играют в песок совочками, ведерками, формочками.
(использование приемов мнемотехники – ассоциации на качества).
Воспитатель: Сейчас мы предлагаем Вам поиграть в игру: «Определи на ощупь» и узнать, какие игрушки можно взять для игры в песочницу. Мамы, разложите перед детьми салфетки с игрушками. А вы, ребята, пощупайте руками и попробуйте отгадать, что мы спрятали под ними.
Дети щупают и отгадывают: формочки, совочки и грабли.
Тифлопедагог:
Ребята! У какого предмета вы нащупали ручку и чашечку?
Дети:
Мы нащупали ручку и чашечку у совочка.
Тифлопедагог:
У какого предмета вы нащупали ручку и острые палочки?
Дети:
Мы нащупали ручку и острые палочки у грабель.
Тифлопедагог:
А как вы узнали формочку на ощупь?
Дети:
Она круглая, маленькая.
Тифлопедагог:
Молодцы! Правильно нащупали все предметы для игры в песке. Дорогие мамы, предлагайте ребенку дома чаще играть в такую игру. Развитие осязания очень важно для детей с нарушением зрения.
Воспитатель:
Ребята! Вы сейчас поиграли с мамами в разные игры. Давайте скажем спасибо нашим помощникам, которые помогали вам играть - ручкам, глазкам, ушкам, носику и ротику.
И погладим их.
Дети гладят свои глазки, ручки, ушки и говорят им спасибо.
Тифлопедагог:
Спасибо и вам, ребята, за работу. Я знаю, что все вы очень любите сладкое. Поэтому мы хотим вас сейчас угостить. Отгадайте, чем. Посмотрите на экран. Назовите все сладости, которые вы видите.
Слайд №9. (През-я №2).
Дети перечисляют: конфеты, шоколад, торт, печенье.
(мнемотехника – ассоциации на обонятельные качества, ТРИЗ – развитие чувственного восприятия.
Тифлопедагог:
А сейчас приготовьте свои носики и по запаху отгадайте, какой сладостью мы вас хотим угостить. Мамы, помогите нам. Дайте детям понюхать три бутылочки.
Мамы предлагают детям отгадать по запаху продукты: лук, апельсин, шоколад, чеснок. Дети нюхают по очереди бутылочки и определяют запах шоколада.
Слайд №10. (През-я №2).
Воспитатель:
Молодцы, правильно отгадали, получайте угощение.
(угощает всех детей шоколадками).
Тифлопедагог:
Дорогие мамы! Сегодня мы показали Вам много интересных игр на развитие всех анализаторов. Играйте с детьми дома в такие игры и развивайте чувственное восприятие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту практикума для родителей: "Мама, в выходной поиграй со мной"
Презентация состоит из двух частей....
Консультация для родителей «Мама, поиграй со мной»
Консультация для родителей «Мама, поиграй со мной»...
Консультация для родителей "Мама, поиграй со мной"
Консультация поможет узнать родителям, как правильно организовать совместную игру дома, какие игры и игрушки целесообразно преобретать для ребёнка, чем занять ребёнка дома....
Консультация для родителей «Мама, поиграй со мной!»
Консультация для родителей «Мама, поиграй со мной!» Каждая мама регулярно слышит от своего ребенка просьбу поиграть с ним. И к этой просьбе надо относиться серьезно. Игра помогает не только занять мал...
Конспект занятия с родителями "Мама-солнышко мое!"
Конспект занятия с родителями "Мама-солнышко мое!" ко Дню Матери...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект родительского собрания во второй младшей группе "Поиграй со мной!"
Конспект родительского собрания во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) на тему: "Поиграй со мной!" Форма проведения родительского собрания: нетрадиционная....