статья Развивающие игры
статья (математика, старшая группа) по теме
Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности. Очень важно в дошкольном возрасте научить ребёнка думать, развивать любознательность, обогащать его жизненный опыт, расширять знания, учить анализировать, и значит развивать – мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья Развивающие игры | 52.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование развивающих игр и игровых упражнений в формировании математических представлений у детей с ОНР.
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 4 компенсирующего вида»
г. Гатчина
Писарева Татьяна Николаевна
Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности. Очень важно в дошкольном возрасте научить ребёнка думать, развивать любознательность, обогащать его жизненный опыт, расширять знания, учить анализировать, и значит развивать – мышление.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и научиться последовательно мыслить, быть находчивым, сообразительным, обладать быстротой реакции и умело пользоваться логическими операциями. Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – значит сверять между собой разные знания, для того, чтобы в итоге решить мыслительную задачу. Особенностью логического мышления является умение устанавливать связи между разными сторонами одного явления и между различными явлениями окружающего мира. Но не все дети обладают такими способностями.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, у воспитанников нашего дошкольного учреждения, имеющих тяжёлые нарушения речи, наблюдаются трудности в развитии мышления. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с ОНР отстают в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Отмечается дефицитность образов-представлений, неполное привлечение и применение наглядно-образных средств решения задачи. Во многом это зависит от недостаточности развития у детей внутренней речи как средства мышления. При овладении речевым мышлением медленно формируется обратимость связей между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями. Анализ и синтез действия по аналогии страдают в первую очередь. При сравнении предметов по представлению трудности увеличиваются. Для детей с ОНР характерна склонность к привычным, стереотипным способам решения наглядно-действенных задач без учета изменившихся условий. Поэтому без специального обучения дети с нарушениями речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Трудности возникают и при овладении логическими связями и причинно-следственными отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Нередко смешивается причина с действием, целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями, часто происходит отождествление причинно-следственных и пространственно-временных связей. Всё это влияет на сужение возможностей для развития у детей деятельности экспериментирования. Недостаточность восприятия и опыта предметно-практической деятельности, наглядного и логического мышления отрицательно сказывается на умении детей формулировать гипотезы, строить суждения и умозаключения, а также осложняется трудностями в программировании высказывания.
Зная положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности, непременным спутником жизни дошкольника, я решила осуществлять развитие мышления наиболее доступными и эффективными средствами: занимательными играми и упражнениями.
В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Процесс игры условно делится на 3 стадии:
- Заинтересованость ребёнка, желание ребёнка играть.
- Ребёнок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.
- Ребёнок знаком с правилами игры, проявляет творчество и самостоятельные действия.
Работая много лет в дошкольном учреждении компенсирующего вида, я заметила, что для успешного усвоения детьми с речевыми нарушениями программного материала особое внимание надо уделять развитию логического мышления. Занятие остаётся одной из ведущих форм работы с детьми, при условии максимального использования игровых форм в рамках организованной образовательной деятельности педагога с детьми. С этой целью мною был разработан перспективный план развивающих игр и игровых упражнений с учётом лексических тем, рассчитанный на старшую и подготовительную группы. Особое внимание было уделено оказанию помощи детям в преодолении трудностей освоения программного материала, найти к каждому индивидуальный подход, построить обучение таким образом, чтобы развить чувство уверенности в собственных силах, снять эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему и восстановить психофизические силы ребенка с ОНР.
Перспективное планирование развивающих игр и игровых упражнений в рамках совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими речевые нарушения, по ФЭМП
(старшая группа):
месяц | лексическая тема | название игры | |
сентябрь | Обследование детей | ||
Наш город. Праздник города. | Составь картинку из деталей: разрезанные картинки, с видами города; пазлы 25-30 деталей Кубики 9-12 штук | ||
октябрь | Деревья в лесу (ягоды, грибы) | Продолжи ряд «Что лишнее?» (4 карточки) | |
Овощи. Огород. | Исключение лишнего «Строем заборчик из палочек разного цвета» По заданному количеству и величине | ||
Фрукты. Сад. | «Четвёртый лишний» «Классификация». Картинки: овощи - фрукты | ||
Осень. Осенние признаки. | Выложи предметы по возрастанию и убыванию Нанизывание бус | ||
ноябрь | Части тела и лица | Выложи эмоцию из геометрических фигур по образцу | |
Одежда. Обувь. | Подбери заплатку на одежду, Залатай коврик Сложи узор | ||
Продукты питания. Посуда. | «Ниткография». Составляют рисунки по образцам Найди по контуру предмет | ||
Поздняя осень | Решение простых логических цепочек Чтение коротких рассказов со скрытым смыслом | ||
декабрь | Домашние животные. Детёныши. | Кубики «Животные» «Притворщики». Выкладывание по образцам Заборчик из цветных палочек по заданному количеству и величине | |
Дикие животные. Детёныши | «Домино» с картинками животных Загадки, ребусы | ||
Зима. Зимние признаки. | Выложи снежинку из палочек по образцу, по заданному количеству Игра «Снежный комок» | ||
Новый год. Ёлочные игрушки. | Наряди ёлку: геометрические фигуры Определи на ощупь: осязание Матрёшка | ||
январь | Зимние забавы | «Послушные липучки» (на ковролине). Делают предметы по образцам «Эксперименты». Сохранение количества. Вес, форма, температура, сила звука | |
Зимующие птицы | Чудо крестики - птицы Чем отличаются? Находят 5 отличий | ||
февраль | Транспорт: грузовой, пассажирский. Профессии на транспорте | Лабиринты - лёгкие Логическая мозаика: выполняют по образцам
| |
Наш город. Правила дорожного движения. Улица, на которой я живу | Сочинялки - составляют предложения, небольшие рассказы, используя кубики. Строят улицы города. | ||
День защитника Отечества. Профессии военных | Игра «Найди нужный предмет» Резиновый конструктор «Геоконт» по образцам | ||
Семья | Угадай предмет по описанию Игра «Часть и целое» | ||
март | Мамин праздник. Профессии мам. | Бусы для мамы (цвет, форма, величина) Дорисуй недостающий предмет | |
Мебель | Невербальные аналогии Укрась мебель | ||
Бытовые приборы. Помощники человека | Игры-головоломки Знакомство с простыми головоломками | ||
Весна. Признаки весны. | Радужная паутинка (квадрат, круг, треугольник) Пирамидка Отгадывание загадок | ||
апрель | Перелётные птицы | Знакомство с простыми ребусами Рисование бусами | |
Космос | Игра «Космодром» (ориентировка в пространстве) | ||
Комнатные растения | Дорисуй цветок | ||
Весна. Первоцветы | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||
май | День победы | Игры с конструктором | |
Насекомые | Игра «Считай – делай» | ||
Весна. Начало лета. | Мониторинг уровня развития, интереса детей к развивающим играм |
Перспективное планирование развивающих игр и игровых упражнений в рамках совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими речевые нарушения, по ФЭМП
(подготовительная группа):
месяц | лексическая тема | название игры | |
сентябрь | Обследование детей | ||
Овощи | «Составь картинку из деталей» «Овощные загадки». Узнай овощ по описанию 1 вариант: Анализ: от предмета к его частям 2 вариант: Синтез: от части к целому 3 вариант: «Самый внимательный» | ||
Фрукты | Пазлы 30 и более деталей «Мозаика». Более сложные узоры, придумывание своих узоров | ||
октябрь | Золотая осень. Грибы. Деревья | «Что лишнее?» (6 карточек) «Числовой ряд» до 10 | |
Продукты питания. Откуда хлеб пришёл? | Игра «Я купил в магазине…» | ||
Посуда. | Собери разбитый предмет | ||
Сезонная одежда. Обувь | Игра «Маленький дизайнер» | ||
ноябрь | Домашние животные. Детёныши. | Путаница «Отгадай, кто это?» | |
Дикие животные. Детёныши | «Домино» «Переставь палочку» «Динозаврики». Зверь или птица? | ||
Поздняя осень | «Числовой ряд» до 20 Кубики 12 и более штук «Весёлая логика» 1 вариант: «Опиши предмет» 2 вариант: «Подбери составные части» | ||
Как животные готовятся к зиме | «Сложи узор» (кубики) Зоопарк, цифры, буквы | ||
декабрь | Животные севера и жарких стран | «Чудо крестики»: звери Кубики «Зоопарк» | |
Домашние птицы, птенцы | Узнай зашумлённые предметы Составление задач | ||
Зима | Счёт по порядку Разложи предметы по определённым признакам | ||
Новый год | Придумывать самостоятельно узоры, предметы, картинки Игра «Угадай, что спрятано?» | ||
январь | Зимующие птицы. Помощь птицам зимой | «Послушные липучки» (на ковролине) Работа с палочками Кюизенера | |
Наш город | Игра «Маленький архитектор» «Узнай предметы по контуру» оптические пробы (игры на развитие зрительного гнозиса) | ||
Транспорт | «Чем отличаются?» Находит более 5 отличий | ||
«Классификация» Картинки с транспортом | |||
февраль | Профессии на транспорте | «Лабиринты» более сложные | |
«Логическая мозаика» Придумывают и фантазируют самостоятельно | |||
Стройка. Профессии на стройке | Орнаменты Сюжетные картинки | ||
День защитника Отечества | Соревнование «Самый внимательный» | ||
Зима. Обобщение. | Составление рассказа по алгоритму Резиновый конструктор «Геоконт» Придумывать самостоятельно узоры, предметы, картинки | ||
март | Семья. Мамин праздник. | Игра «Шёл по городу волшебник» | |
Мебель. Предметы мебели. | «Игры-головоломки» Усложнённые головоломки, соревнования | ||
Школа. Школьные принадлежности. | Игра «Не ошибись». Поставить знаки <,>,=,-,+ Сравнение «Блоков Дьениша»
| ||
Ранняя весна | Загадки, разгадывание, сочинение, соревнование | ||
апрель | Наша родина – Россия. Столица – Москва. | Отгадывание и придумывание ребусов. Конкурсы, соревнования | |
Космос | Игра «Сочинялки» | ||
Перелётные птицы | Найди отличия Игра «Волшебные картинки» | ||
Сад огород. Труд людей весной. | Игра: «Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем» «Эксперименты» более сложные: глубина, вкусовые качества и т. д. | ||
май | День победы | Игра «Доставь пакет» (по плану) |
|
Первоцветы | «Ниткография». Фантазируют самостоятельно, конкурсы на самую красивую картинку Мастерская ковров | ||
Насекомые | Графические диктанты | ||
Мониторинг уровня развития, интереса детей к развивающим играм. |
К работе над развитием мышления активно привлекались родители. Они присутствовали на родительских собраниях, получали индивидуальные и стендовые консультации, помогали в изготовлении и приобретении игр и пособий, участвовали в образовательной деятельности и тренингах, а так же в конкурсе «Умники и умницы».
По результатам ежегодного мониторинга видна положительная динамика по развитию логико-математического мышления у детей за два года обучения:
старшая группа подготовительная группа
сентябрь 2010 г. май 2012 г.
Проводя анализ своей работы, хочу отметить, что при систематической работе у детей повышается уровень работоспособности, мыслительной деятельности, самостоятельности, контроля над выполняемыми действиями. Дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели умственными операциями сравнения, обобщения, а так же научились отстаивать и доказывать правильность своих выводов, умозаключений. Таким образом, играя, у детей постепенно развивался «умственный аппетит», появлялось желание самостоятельно придумывать игры, развивалось воображение, творчество, эмоциональная сфера и личность ребёнка в целом.
Данная система игр легко и органично вписывается в программу предматематической подготовки детей к обучению в школе.
Литература:
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л. А. Венгер, О. М. Дьченко
- Давайте поиграем. А. А. Столяра
- Развитие логического мышления детей. Р. Ф Тихомирова, А. В. Басов
- Учись играя. И. А. Барташникова, А. А. Барташников
- Литературный материал с математическим содерданием. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая
- Учимся мыслить логично. Н. З. Заак
Писарева Татьяна Николаевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 4 компенсирующего вида»
Ленинградская область г. Гатчина
тел.+79213300154
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развивающие игры как средство интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста"
В статье указаны задачи развивающих игр, методы и приёмы: сказки, логические задачи, вопросы, проблемные ситуации, экспериментирование, обследование, схемы - модели. Раскрыты этапы работы с развивающи...
Статья «Развивающие игры на кухне с ребенком»
Чем занять ребенка. Увлекательным и полезным, если занят сам?...
Статья "Развивающие игры в раннем возрасте"
Подборка игр....
статья "Развивающие игры для малышей"
При выборе развивающей игры необходимо учитывать психологические особенности каждого ребенка. В статье раскрыты девять видов развивающих игр и их основной принцип....
СТАТЬЯ «Развивающие игры с математическим содержанием»
Как помогают развивающие игры в развитие ребенка старшего возраста....
Статья «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»
Развивающая игра – это весьма эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Её правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульс...
Статья "Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми дошкольного возраста."
Игры с камешками Марблс, что это такое и как использовать в работе....