Счет до 7
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Калмыкова Елена Николаевна

Конспект занятия по математике

в старшей группе на тему: «СЧЁТ ДО 7»

 

 

 

Выполнила: Калмыкова Е.Н.

« Счёт до 7. Путешествие в королевство – МАТЕМАТИКИ»

Программное содержание:

 

1.Закрепить представление детей об образовании числа 7;

2.Учить навыкам счёта в пределах 7;

3.Упражнять детей в выяснении каких предметов больше (меньше), на основе и приложения предметов одной группы к предметам другой (один к другому);

4.Закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их;

5. Совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник) и правильно называть их.

6.Закрепить умение сопоставлять длину и высоту предметов.

7. Развивать логическое мышление, память, воображение, координацию движений, равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности.

8. Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания, умение слушать.

Предварительная работа:

  1. Подобрать (нарисовать) картину «Сказочный лес» - в соответствии с сюжетом занятия.

  2. Изготовить «Волшебный мост».

  3. Подготовить раздаточный материал;

  4. Подготовить демонстрационный материал.

 

Методические приёмы:

  1. Наглядные;

  2. Словесные (напоминания, указания, вопросы);

3. Игровой (сюрпризный момент);

4. Поощрение, положительный анализ занятия.

 

Демонстрационный материал:

1. Письмо из сказочного математического королевства;

2. Схема путешествия;

3. 7 высоких и 7 низких ёлочек;

4. Картина «Сказочный лес»;

5. Конверт (на котором изображен букет цветов) с заданием.

6. Письмо от Бельчат;

7. Две мягкие игрушки – Мишки – разной высоты и цвета;

8. Две (2) скакалки разной длины и разного цвета;

 

Раздаточный материал:

  1. Конверты с геометрическими фигурами : 1 круг, 7 овалов (по 1 на каждого ребёнка);

  2. Конверты с 2-мя мягкими верёвочными «скакалками» разного цвета и разных по длине: 10 см. и 15 см. (по 1 на каждого ребёнка).

 

Структура занятия:

  1. Сюрпризный момент.

  2. Разминка.

  3. Образование числа 7 и счёт предметов в пределах 7 Физ.минутка.

  4. Работа с раздаточным материалом.

  5. Прохождение через «Волшебный мост».

  6. Заключительный сюрпризный момент с итогом занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

В.: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Хотите узнать, что в нём написано? (Да). Тогда сядьте прямо, ноги поставьте вместе и слушайте внимательно.

 

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.

«Дорогие ребята! Я приглашаю Вас в гости, в своё королевство. Вы узнаете много интересного. Думаю, что вам у меня понравится. Я дарю вам картину, она называется «Сказочный лес» и пригодится в пути. Идите по плану который я вам написала.

Очень жду встречи с вами.

Королева Математика».

 

В.: - Вот и картина, и схема. (Показ картины и плана путешествия). Что же изображено в начале

схемы?

Д.: - ---------Ёлочки.

В.: - Вот на мой стол. Что вы видите?

Д.: - --------- тоже ёлочки.

(На столе воспитателя в беспорядке расставлены 6 высоких и 7 низких ёлочек)

В.: - Чем отличаются ёлочки друг от друга?

Д.: - --------- (по росту, высотой).

В.: - Да, ребята. Все ёлочки отличаются высотой. Как вы думаете, каких ёлочек больше высоких или низких?

Д.: - --------

В.: - А как это можно проверить?

Д.: - --------посчитать.

В.: - А можно узнать каких ёлочек больше высоких или низких, не считая их?

Д.: - -------- (поставить рядом).

В.: - Конечно, это можно узнать путём приложения.

В.: - Пожалуйста, (позвать любого ребенка) подойди к столу и расставь ёлочки в 2 ряда, одна к одной.

(Помогать ребёнку, объясняя, что высоких ёлочек не хватило, значит их меньше; одна низкая ёлочка осталась - она лишняя - значит низких ёлочек больше.

Дети сравнивают числа 6 и 7, а затем двумя способами уравнивают количество высоких и низких ёлочек (6+1 и7 – 1). Каждый раз выясняют, какое количество ёлочек и как оно было получено, сравнивают количество ёлочек разных размеров).

В.: - А теперь я посчитаю низкие ёлочки, а вы внимательно послушайте

(Порядковый счёт в пределах 7), какое число я назвала последним?

Д.: - ------- 7 (семь)

В.: - Да, я назвала число семь. Повторите все вместе СЕМЬ. Молодцы. А теперь давайте посчитаем ёлочки на КАРТИНЕ (Сначала дети все вместе считают ёлочки на картине, потом индивидуально). А прежде чем продолжить путь, нам нужно отдохнуть! Встаньте около своих стульчиков и повторяйте за мной:…….

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

 

В.: - Ну вот, все ёлочки пересчитали, куда же дальше нам идти? Как вы думаете? (ответы детей). Да, я согласна с вами, нам надо найти птицу, только вот где? (ответы детей……на картине).

Дети рассматривают картину, находят на ней птицу- Сороку, видят у неё в клюве конверт. Воспитатель читает задание: СОБЕРИТЕ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ ПО ОБРАЗЦУ.

В.: - Подвиньте к себе конверт, на котором изображён цветок, откройте его. Посмотрите, что там внутри?

(Дети выполняют задания воспитателя.)

Д.: - ------- Геометрические фигуры – круги и овалы.

В.: - А теперь соберите, то что изображено на конверте.

(Дети выполняют задание)

В.: - Что у вас получилось? ....... Какие геометрические фигуры вы использовали?. ……. Сколько кругов вы использовали? …… Сколько овалов вы использовали?...Посмотрите на картину, что можно сказать о цветке?

Д.: - -------- Цветок тоже состоит из геометрических фигур.

В.: - Из каких геометрических фигур? Кто может их назвать? (Индивидуальный опрос детей).

В.: - Молодцы! Справились и с этим заданием , куда же дальше нам идти? Как вы думаете? (ответы детей).Да, а где же медвежата?...........(Воспитатель обращает внимание на то, что МЕДВЕЖАТА сидя на окне, рядом со цветком, если дети взглядом затрудняются их отыскать). Посмотрите, у них в лапках что-то есть. (Воспитатель читает письмо).

 

ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.

«Дорогие ребята! Пожалуйста помогите нам подобрать скакалки для игры.»

 

В.: - Посмотрите на бельчат. Что о них можно сказать?

Д.: - -------- (Дети описывают внешний вид, сравнивают по цвету и росту. При помощи воспитателя приходят к выводу, что рыжий мишутка высокий, а коричневый низкий).

В.: - А как узнать, какую скакалку каждый из них должен взять?

Д.: - --------- Сравнить скакалки.

В.: - Возьмите конверт на котором нарисованы скакалки, достаньте из него верёвочные скакалки и сравните их. Как вы будете сравнивать скакалки?

Д.: - --------- (Путём приложения).

Дети выполняют сравнение и приходят к выводу, что (синяя) скакалка короткая, а (зелёная) – длинная. Воспитатель проверяет правильность выполнения работы – сравнивая демонстрационные скакалки путём приложения. Вывод: (синяя), короткая скакалка для коричневого мишутки, потому что он низкий, а (зелёная), длинная - для рыжего мишутки, потому что он высокий.

В.: - Молодцы, ребята! Остался последний пункт в плане – и это….. мост.

Правильно. Через него нужно перейти и мы окажемся в королевстве МАТЕМАТИКИ.

Перейдём через мостик? (да)

(Дети встают со своих мест и идут к «Волшебному мостику», расположенному в игровом уголке группы. Подойдя, все слышат обращение МОСТИКА к детям, которое, незаметно для детей, включает младший воспитатель).

 

«Я мостик волшебный.

Люблю я играть.

Кто хочет дощечки мои сосчитать?

Кто по мостику пройдёт,

В королевство попадёт,

Королеву там найдёт!

1-2-3- проходи,

В речку ты не упади!»

 

(Дети переходят по мостику на другой «берег», считая дощечки при каждом шаге порядковый счёт в пределах 7).

 

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

 

Появление королевы МАТЕМАТИКИ.

 

Королева.: - Здравствуйте, дорогие гости! Я рада, вас видеть у себя в королевстве, рада, что вы очень любите математику и не боитесь трудностей. За то, что вы так хорошо знаете геометрические фигуры, за ваше доброе отношение к моим животным – мишкам, за ваше старание и умение я хочу вас поблагодарить. СПАСИБО ВАМ!

 

Воспитатель и дети благодарят королеву за гостеприимство и приглашают в гости к себе в детский сад. Чтобы быстрее попасть в детский сад, королева предлагает встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза, представить какие они легкие и воздушные – ветерку послушные. Дети вместе с воспитателем стоят в кругу, чуть-чуть покачиваясь из стороны в сторону. В это время младший воспитатель убирает атрибуты «волшебного королевства» (мост, картину, схему, бельчат, королеву). Дети открывают глаза, «оказываются» в своей группе.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schyot_do_7.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике

в старшей группе на тему: «СЧЁТ ДО 7»

                                                                                                  Выполнила: Калмыкова Е.Н.

  1. « Счёт до 7.  Путешествие в королевство – МАТЕМАТИКИ»

    Программное содержание:

   1.Закрепить представление детей об образовании числа 7;

  1.     2.Учить навыкам счёта в пределах 7;
  2.  3.Упражнять детей в выяснении каких предметов больше (меньше), на основе                                                                            и приложения предметов одной группы к предметам другой (один к    другому);
  3. 4.Закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их;
  4. 5. Совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник) и правильно называть их.
  5. 6.Закрепить умение сопоставлять длину и высоту предметов.
  6. 7. Развивать логическое мышление, память, воображение, координацию движений, равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности.

8. Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания, умение слушать.

Предварительная работа:

  1. Подобрать (нарисовать) картину «Сказочный лес» - в соответствии с сюжетом занятия.
  2. Изготовить «Волшебный мост».
  3. Подготовить раздаточный материал;
  4. Подготовить демонстрационный материал.

Методические приёмы:

  1. Наглядные;
  2. Словесные (напоминания, указания, вопросы);

                  3.  Игровой (сюрпризный момент);

4.  Поощрение, положительный анализ занятия.

Демонстрационный материал: 

   1.   Письмо из сказочного математического королевства;

   2.   Схема путешествия;

   3.   7 высоких и 7 низких ёлочек;

   4.   Картина «Сказочный лес»;

   5.   Конверт (на котором изображен букет цветов) с заданием.

   6.   Письмо от Бельчат;

   7.  Две мягкие игрушки – Мишки – разной высоты и цвета;

    8.   Две (2) скакалки разной длины и разного цвета;

Раздаточный материал:

  1. Конверты с геометрическими фигурами : 1 круг, 7 овалов (по 1 на каждого ребёнка);
  2. Конверты с 2-мя мягкими верёвочными «скакалками» разного цвета и разных по длине: 10 см. и 15 см. (по 1 на каждого ребёнка).

Структура занятия:

  1. Сюрпризный момент.
  2. Разминка.
  3. Образование числа 7 и счёт предметов в пределах 7 Физ.минутка.
  4. Работа с раздаточным материалом.
  5. Прохождение через «Волшебный мост».
  6. Заключительный сюрпризный момент с итогом занятия.

                                                                 

                                                                                                                            

                                         

                                                           

 

Ход занятия.

В.: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Хотите узнать, что в нём написано? (Да). Тогда сядьте прямо, ноги поставьте вместе и слушайте внимательно.

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

 ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.

«Дорогие ребята! Я приглашаю Вас в гости, в своё королевство. Вы узнаете много интересного. Думаю, что вам  у меня  понравится. Я дарю вам картину, она называется «Сказочный лес» и  пригодится в пути.  Идите по плану который я вам написала.

  Очень жду встречи с вами.                                                                

                                                                  Королева Математика».

В.:  - Вот и картина, и схема. (Показ картины и  плана путешествия). Что же изображено в начале

        схемы?

Д.: - ---------Ёлочки.

В.: - Вот на мой стол. Что вы видите?

Д.: - --------- тоже ёлочки.

      (На столе воспитателя в беспорядке расставлены 6 высоких и 7 низких ёлочек)

 В.: - Чем отличаются ёлочки друг от друга?

Д.: - --------- (по росту, высотой).

В.: - Да, ребята. Все ёлочки отличаются высотой. Как вы думаете, каких ёлочек больше высоких или низких?

Д.: - --------

В.: - А как это можно проверить?

Д.: - --------посчитать.

В.: - А можно узнать каких ёлочек больше высоких или низких, не считая их?

Д.: - -------- (поставить рядом).

В.: - Конечно, это можно узнать путём приложения.

В.: - Пожалуйста, (позвать любого ребенка) подойди к столу и расставь ёлочки в 2 ряда, одна к одной.

     (Помогать ребёнку, объясняя, что высоких ёлочек не хватило, значит их меньше; одна низкая ёлочка осталась - она лишняя - значит низких ёлочек больше.

      Дети сравнивают числа 6 и 7, а затем двумя способами уравнивают количество высоких и низких ёлочек (6+1 и7 – 1). Каждый раз выясняют, какое количество ёлочек и как оно было получено, сравнивают количество ёлочек разных размеров).

В.: - А теперь я посчитаю низкие ёлочки, а вы внимательно послушайте

        (Порядковый счёт в пределах 7), какое число я назвала последним?

Д.: - ------- 7 (семь)

В.: - Да, я назвала число семь. Повторите все вместе СЕМЬ. Молодцы. А теперь давайте посчитаем ёлочки на КАРТИНЕ (Сначала дети все вместе считают ёлочки на картине, потом индивидуально). А прежде чем продолжить путь, нам нужно отдохнуть! Встаньте около своих стульчиков и повторяйте за мной:…….

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

В.: - Ну вот, все ёлочки пересчитали, куда же дальше нам идти? Как вы думаете?     (ответы детей). Да, я согласна  с вами, нам надо найти птицу, только вот где? (ответы детей……на картине). 

   Дети рассматривают картину, находят на ней птицу- Сороку, видят у неё в клюве конверт. Воспитатель читает задание: СОБЕРИТЕ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ ПО ОБРАЗЦУ.

В.: - Подвиньте к себе конверт, на котором изображён цветок, откройте его. Посмотрите, что там внутри?

(Дети выполняют задания воспитателя.)

Д.: - ------- Геометрические фигуры – круги и овалы.

В.: - А теперь соберите, то что изображено на конверте.

(Дети выполняют задание) 

В.: - Что у вас получилось? ....... Какие геометрические фигуры вы использовали?. ……. Сколько кругов вы использовали? …… Сколько овалов вы использовали?...Посмотрите на картину, что можно сказать о цветке?

Д.: - -------- Цветок тоже состоит из геометрических фигур.

В.: - Из каких геометрических фигур? Кто может их назвать? (Индивидуальный опрос детей).

В.: - Молодцы! Справились и с этим заданием , куда же дальше нам идти? Как вы думаете?  (ответы детей).Да, а где же медвежата?...........(Воспитатель обращает внимание на то, что МЕДВЕЖАТА сидя на окне, рядом со цветком, если дети взглядом затрудняются их отыскать). Посмотрите, у них в лапках что-то есть. (Воспитатель читает письмо).

 ЧТЕНИЕ ПИСЬМА.

 «Дорогие ребята! Пожалуйста помогите нам подобрать скакалки для игры.»

В.: - Посмотрите на бельчат. Что о них можно сказать?

Д.: - -------- (Дети описывают внешний вид, сравнивают по цвету и росту. При помощи воспитателя приходят к выводу, что рыжий мишутка высокий, а коричневый низкий). 

В.: - А как узнать, какую скакалку каждый из них должен взять?

Д.: - --------- Сравнить  скакалки.

В.: - Возьмите конверт на котором нарисованы скакалки, достаньте из него верёвочные скакалки и сравните их. Как вы будете сравнивать скакалки?

Д.: - --------- (Путём приложения).

       Дети выполняют сравнение и приходят к выводу, что (синяя) скакалка короткая, а (зелёная) – длинная. Воспитатель проверяет правильность выполнения работы – сравнивая демонстрационные скакалки путём приложения. Вывод: (синяя), короткая скакалка для коричневого мишутки, потому что он низкий, а (зелёная), длинная -  для рыжего   мишутки, потому что он высокий.

В.: - Молодцы, ребята! Остался последний пункт в плане – и это….. мост.

Правильно. Через него нужно перейти и мы окажемся в королевстве МАТЕМАТИКИ.

Перейдём через мостик? (да)

(Дети встают со своих мест и идут к «Волшебному мостику», расположенному в игровом уголке группы.  Подойдя, все слышат обращение МОСТИКА к детям, которое, незаметно для детей, включает младший воспитатель).

 «Я мостик волшебный.

  Люблю я играть.

  Кто хочет дощечки мои сосчитать?

  Кто по мостику пройдёт,

  В королевство попадёт,

  Королеву там найдёт!

  1-2-3- проходи,

  В речку ты не упади!»

(Дети переходят по мостику на другой «берег», считая дощечки при каждом шаге порядковый счёт в пределах 7).

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.

Появление королевы МАТЕМАТИКИ.

Королева.: - Здравствуйте, дорогие гости! Я рада, вас видеть у себя в королевстве, рада, что вы очень любите  математику и не боитесь трудностей. За то, что вы так хорошо знаете геометрические фигуры, за ваше доброе отношение к моим животным – мишкам, за ваше старание и умение я хочу вас поблагодарить. СПАСИБО ВАМ!

 

Воспитатель и дети благодарят королеву за гостеприимство и приглашают в гости к себе в детский сад. Чтобы быстрее попасть в детский сад, королева предлагает встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза, представить какие они легкие и воздушные – ветерку послушные.  Дети вместе с воспитателем стоят в кругу, чуть-чуть покачиваясь из стороны в сторону. В это время младший воспитатель убирает атрибуты «волшебного королевства» (мост, картину, схему,  бельчат, королеву). Дети открывают глаза, «оказываются» в своей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по Познанию (формирование элементарных математических представлений) на тему: "Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры"

Непосредственно образовательная деятельность проходит в игровой форме. Дети оказываются в сказочной комнате, где их ожидают интересные игры....

Конспект занятия на тему: "Закрепление счета до 5. Порядковый и количественный счет. Понятия "слева", "справа", "спереди", "сзади".

Цели данного занятия: продолжать учить считать и отсчитывать до пяти; закрепить счет в пределах 5; связь числа и цифры; развивать память, мышление, сообразительность, воображение, цветовое восприятие,...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Очень интересное и увлекательно езанятие по математике детям от 6 лет.Им придется решать и преодолевать задачи и примеры, закрепить внимание и зрительную память. Т.е. выручать Буратино из беды....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать ф...