конспект математического занятия
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Ербулатова Надежда Владимировна

Конспект занятия по матиматике в форме игры путешествие в страну сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 30_konspekt_zanyatiya_po_femp_podgotovitelnaya_gruppa.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

по теме: «Путешествие в страну сказок»

(подготовительная к школе группа)

Программное содержание:

Образовательные задачи

  1. Закрепить навыки прямого, обратного счета, счета двойками.
  2. Закрепить умение детей строить числовой ряд, находить числа последующие, предыдущие заданному числу, соседей числа.
  3. Формировать навыки вычислительной деятельности (в пределах 10).
  4. Продолжать учить детей решать задачи по картинкам.

Развивающие задачи

1.Развивать внимание и умение действовать по инструкции.

2.Развивать логическое и наглядно-образное мышление.

Воспитательные задачи

1.Воспитывать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом.                

 2. Воспитывать гуманные чувства, желание помогать сказочным героям.

Интеграция образовательных областей в рамках занятия

Здоровье. Продолжать обогащать представления о том, как поддерживать, укреплять и сохранять здоровье.

Социализация. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. Формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях. Формировать представления о гендерных отношениях и взаимосвязях между детьми.

Чтение художественной литературы. Развивать способность устанавливать в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения, соотнося с личным опытом.

Коммуникация. Использовать элементарные формы речи-рассуждения для планирования деятельности, доказательства объяснения. Продолжать учить детей использовать в речи математические термины.

Безопасность. Расширять и уточнять представления детей о источниках опасности (съедобные и несъедобные грибы).

Методы и приемы:

  1.  Эмоциональный настрой на занятие.
  2. Словесный метод (вопросы поискового характера, инструкции, объяснение, напоминание).
  3.  Практический метод (дидактические игры «Танграм», решение примеров на смекалку, логических задач).
  4. Наглядный метод (иллюстрации, наглядно-демонстрационный материал для составления задач, карточки с заданиями, схема «Танграм»).
  5. Игровой прием (использование сказочных персонажей)

Материалы и оборудование:

  1. магнитная доска
  2. картинки с изображением сказочных героев
  3. поролоновые маты с цифрами
  4. сюжетные картинки для решения  задач
  5. аудиоаппаратура

Раздаточный материал:

  1. наборы цифр и знаков
  2. головоломка «Танграм»
  3. контурная схема  «Кот»
  4. листы с иллюстрациями к логической задаче
  5. фломастеры

Ход занятия

Воспитатель: 

Сорока мне весть на хвосте принесла

Что в стране сказок случилась беда

Злой Кощей заточил в темницу Василису Прекрасную и Ивана Царевича. Что же делать?

Дети: Идти им на помощь

Воспитатель:  Как вы думаете, мы сможем им помочь?

Дети:  Да

Воспитатель: Но дорога не близка, вы готовы отправиться в дальний путь?

Дети: Да готовы.

Воспитатель:  Только ведь герои в сказках бывают не только добрые, но и …. злые. Каких злых персонажей мы можем встретить в этой стране.

Дети:  Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Воспитатель: Вы их не  побоитесь?

Дети: Нет

Воспитатель: А какими качествами мы должны обладать, чтобы преодолеть все трудности и испытания? Смелость нам нужна.

Дети: Дружба, отвага, внимательность, ум, хитрость.

Воспитатель: Ну, что же,  в путь

Друг за другом становитесь,

       Да на помощь торопитесь.

       Чтоб в пути не заплутать,

Будем мы шаги считать (счет 1-10)

Ветер просто с ног сбивает

Дальше нам пойти мешает

Мы пойдем  спиной вперед,

И счет ведем наоборот (счет 10-1)

Дети идут, считая прямым, обратным счетом (идут задом наперед)

Дети подходят к стенду с нарисованными воротами и замком.

Воспитатель: Вот и подошли мы к Тридевятому царству.

Но на воротах кодовый замок.

        Только тот сюда  войдет

         Кто в нужном порядке цифры нажмет.  

Дети отвечают на вопросы по числовому ряду. По очереди закрывают фишкой нужную цифру в таблице.

Задание

Воспитатель: Это число при счете идет перед числом 2.

Дети:  Это число 1.

Воспитатель: Это число последующее  7.

Дети: Это число 8.

Воспитатель:  Это число получится, если к 2 прибавить столько же.

Дети: Это число  4.

Воспитатель: Это число больше 5, но меньше 7.

Дети: Это число  6.

Воспитатель:  Два этих числа являются соседями числа 6.

Дети: Это числа  5, 7.

Воспитатель:  А это число стоит между числами 2 и 4.  

Дети: Это число 3.

Воспитатель: Самое большое однозначное число.

Дети: Это число 9.

Воспитатель:  Про последнее число придумайте загадку сами.

Дети: Это число последующее 1.

Это число предыдущее 3.

Это число стоит между числами 1 и 3.

Воспитатель: Молодцы. Ворота открыты, и мы можем идти дальше.

По болоту  мы идем

Длинными шагами

И теперь мы  с вами

Двойками считаем. (2-10)

По горам крутым пойдем,

Тройками считать начнем. (3-9)

Дети идут длинными шагами, считая двойками .

Воспитатель: Дальше бы надо идти,

       Да  кто-то  стоит на  пути.

       Кто это ребята? Прочитайте буквы по порядку, и вы узнаете кто это.

Дети читают: «Леший»

Воспитатель:  Говорит, он никуда вы не пойдете

Пока ответы к примерам не найдете.

Ну, этим нас не испугать -  

Примеры мы  быстро умеем решать.

Воспитатель: Мы научились прибавлять к числам  число 2 . Напомните, как выполняется это действие.

Дети:  Нужно сделать два шага вперед по числовому лучу.

Дети решают примеры на индивидуальных картах, выполняют взаимопроверку.

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием справились быстро

Воспитатель:    Не хочет Леший нас отпускать

              Просит задачи с ним порешать.

Воспитатель: Давайте, вспомним какой «знак» мы выберем, если в задаче есть слова:  «прибежали», «прискакали», «собрали» или «сколько всего».

Дети: Знак сложения «плюс».

Воспитатель: А если в задачах есть слова: «забрали», «убрали», «убежали»?

Дети: Знак вычитания «минус».

Воспитатель: Посмотрите, Леший собрал букет из листьев. Как вы думаете,    с какого дерева этот лист?

Дети: С клена

Воспитатель: Если лист с клена, как его можно назвать?

Дети: Кленовый лист

Воспитатель: С какого дерева лист? (воспитатель показывает березовый лист)

Дети: С березы

Воспитатель: Как называется лист с березы?

Дети: Березовый лист.

Воспитатель:  Сколько кленовых листьев, сколько березовых?

Дети: 5 кленовых, 2 березовых.

Воспитатель: Послушайте задачу: «Леший собрал букет из 5 кленовых листьев и 2 березовых. Сколько всего листьев в букете у Лешего?»

Дети:  решают задачу, выкладывают ее решение, читают записи разными способами.

1 способ: Пять плюс два равно семь.

2 способ: К пяти прибавить два получится семь.

3 способ: Пять увеличить на два, получится семь.

Воспитатель: На какое действие эта задача?

Дети:  На сложение.

Воспитатель: Леший собирал не только листья, он еще и полную корзинку грибов насобирал. Посмотрите,  сколько грибов собрал Леший?

Дети: Восемь.

Воспитатель:  А все ли грибы на поляне полезные для человека? (съедобные)

Дети: Нет, здесь 2 мухомора. Они ядовитые.

Воспитатель: Послушайте задачу: Леший собрал восемь грибов. Два из них оказались ядовитыми. Сколько съедобных грибов нашел Леший?

Дети: выкладывают решение, читают записи разными способами.

1 способ: Восемь минус два равно шесть.

2 способ: От восьми отнять два получится шесть.

3 способ: Восемь уменьшить на два получится шесть.

Воспитатель:  А эта задача, на какое действие?

Дети: Вычитание

Воспитатель:  Вот и это задание Лешего мы с вами выполнили. Теперь можно идти дальше. Впереди широкая река. Что же нам делать, как нам перебраться?

Дети: Нужен мост.

Воспитател: Но ведь моста нет.

Дети:  Мы его построим

Воспитатель: Кто же будет строить мост: девочки или мальчики?

Дети: Мальчики.

Воспитатель:  Почему мальчики?

Дети: Мальчики сильные

Воспитатель: Посмотрите, а на досках номера. Как вы думаете для чего они?

Дети: Нужно разложить  доски по порядку.

Мальчики укладывают доски по порядку.

Воспитатель: Молодцы! Крепкий получился мост. А теперь мальчики помогут девочкам перейти через мост.

Дети  проходят по мосту

 Воспитатель: Куда же теперь идти.

   Не знаю дальше я пути

   У кого бы нам спросить.

   Вот стоит избушка

   В ней сидит  старушка.

   Может  у нее узнать

   Куда дальше нам шагать.

На стенде изображение избушки на курьих ножках и Бабы Яги.

Воспитатель: Да это не просто старушка. Кто это ребята?

Дети:  Баба Яга

Воспитатель: Но не хочет она нам дорогу сказать

Просто так не хочет  нам помогать

На кота, говорит, моего посмотрите

Да такого же мне соберите.

Дети проходят к столам  и собирают кота по схеме (игра «Танаграм»).

Воспитатель: Баба Яга так довольна, что решила нам помочь, подарить нам ковер – самолет, чтобы мы могли быстрее до Кощеева царства добраться.

                Мальчики помогите,

                 Ковер самолет расстелите.

Физкультминутка:  А теперь все проходите

                 На ковер наш, самолет

                 По - турецки все садитесь

Отправляемся  в полет.

Спинки распрямили

Глазки все закрыли

Медленно и  глубоко вдыхаем…

Сил побольше набираем

Звучит музыка. Дети сидят на ковре с закрытыми глазами (релаксация).

Свои глазки открываем,

                    К царству Кощееву мы подлетаем.

Воспитатель: А вот и Кощеево царство.  Как вы думаете рад он нашей встрече?

Дети:  Нет

Воспитатель: Как вы это поняли?

Дети: По выражению лица кощея. Глаза злые, брови нахмурил, руки в бока.

Воспитатель: А во что он одет?

Дети: В доспехи.

Воспитатель: Да уж подготовился он к встрече. Силой его не взять,  придется брать сообразительностью.

Воспитатель: Проходите на свои места. Давайте проверим,  готовы ли вы с Кощеем в сообразительности  сразиться?

Дети проходят за свои рабочие места (столы).

Дружные ножки,

Книжки – ручки,

Спины подровняли

Глазки все подняли.

Воспитатель: Приготовил для нас  Кощей  задачи на смекалку.

1. На одном берегу  реки утенок, на другом берегу цыпленок, посередине остров. Кто быстрее доплывет до острова утенок или цыпленок?

Дети: Утенок, цыпленок не умеет плавать.

  1. На столе лежало 8 яблок и 7 груш. Сколько овощей лежало на столе?

Дети: Нисколько. Яблоки и груши – это фрукты.

 3.  У трех братьев по сестре Сколько всего детей?

Дети: Четыре

Воспитатель: Кощей согласен отпустить Ивана Царевича с Василисой Прекрасной  при условии, что мы отгадаем, за какими дверями они спрятаны.  Но будьте внимательны: за одной из дверей сидит Змей Горыныч.

Условие задачи:

  1. Василиса спрятана не за первой и не за последней дверью.
  2. Иван Царевич не за первой.

Кто где спрятан?

Дети выполняют задание самостоятельно на индивидуальных картах.

Дети (объясняют):

  1. Если Василиса спрятана не за  первой и не за последней дверью, значит она  за второй.
  2. Если Иван Царевич не за  первой, значит  он за последней дверью.

На доске открываются двери, проверяем правильность ответов.

Итог:

Воспитатель:  Молодцы, ребята, смогли преодолеть все препятствия. Вспомните,  что мы с вами смогли сделать?

Дети: Открыли замок, решили примеры и задачи для лешего, «собрали» кота для бабы Яги, решили задачи на смекалку и освободили Василису и Ивана из темницы.

Воспитатель: А получилось у нас все,  потому что мы были дружными, внимательными, сообразительными. Большое вам спасибо.

Чтобы вы были такие же мудрые, как Василиса и такие же находчивые, как Иван,  вам от них подарки (паззлы).

 

Варлашова Юлия Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект математического занятия-путешествия с использованием интерактивной доски.

В материалах содержиться конспект занятия и архивный документ со скриншотами занятия для нагладности....

Конспект математического занятия для подготовительной группы

Программное содержание:- продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.- закреплять умение называть зимние месяцы.- совершенствовать умение составлять число из еди...

конспект математического занятия с детьми 5-6 лет

Конспект математического занятия детьми 5-6 лет«Знакомство со знаком «+»...

конспект математического занятия с детьми 5-6 лет

Конспект математического занятия детьми 5-6 лет«Знакомство со знаком «+»...

План-конспект математического занятия по сюжету сказки "Репка" в младшей группе для детей ЗПР.

План-конспект занятия по математике для детей младшей группы с ЗПР на основе сказки "Репка"....

Конспект математического занятия.

Математика. Цифры 1 и 2....