Конспект занятия по математическому развитию старшая группа «Фрукты и ягоды»
план-конспект занятия (математика, старшая группа) по теме

 

Конспект занятия по математическому развитию в  старшей  группе «Фрукты и ягоды» . Предполагает   обучение  детей контролю и самоконтролю,   развивитию коммуникатив­ных способностей;

 развивает навыки счета, дает  представления о составе чисел в преде­лах  10, деление целого на равные части. Формирует понятия  "равные и равновеликие"   фигуры. Развивает логическое,  комбинаторное,  вариативное мышление, память,  пространственное" воображение,  способность к элементар­ному моделировании свойств и отношений. Воспитывает инициативность,  умение доводить начатое дело до конца.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.37 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по математическому развитию

 старшая группа

«Фрукты и ягоды»  

Цель: Закреплять навыки ориентировки в пространстве;

- обучать детей контролю и самоконтролю,   развивать коммуникативные способности;

- развивать навыки счета,  представления о составе чисел в пределах  10, деление целого на равные части;

- формировать понятия  "равные и равновеликие"   фигуры;

- развивать логическое,  комбинаторное,  вариативное мышление, память,  пространственное" воображение,  способность к элементарному моделировании свойств и отношений;

- воспитывать инициативность,  умение доводить начатое дело до конца.    

Материалы и оборудование:  силуэты кустарников,  плодовых деревьев, клумбы,  дома,  лужайки,  скворечника,   полотно для плана участка; фигурки различных по длине лесенок,  коробка: 15 х 15 х 5,   разделенная на 9 равных частей перегородками,  круги,  овалы,   модели груш разного цвета,  квадраты 12x15 см разделенные на 9 равных частей,   с прорезями для вставления фигурок плодов,  фигурки плодов,  два бумажных торта квадратной формы,  наборы кругов разных цветов,  фланелеграф, листы бумаги,  карточки с цифрами.

Ход занятия.

 I. Воспитатель. Садовник просит помочь ему правильно и красиво оформить свой садовый участок, давайте поможем ему. "В центре сада растет яблоня, справа от нее в глубине - груша.  Слева от яблони,  но на уровне груши - сливовое дерево. Дом построен у центральной дороги,  впереди яблони.  За домом клумба.    На ней растут ландыши,   ноготки,  флоксы Впереди зеленая лужайка - газон. Справа,  около дома,  бузина с красными ягодами.  Ягоды бузины для человека ядовиты,  а птицам поздней осенью помогают выжить. Слева по краю участка расположены два куста черной и красной два куста смородины. Справа,  также по краю участка,  я посадил два куста белой смородины и три куста синей жимолости.  Ягоды Жимолости с синей окраской съедобны,  а с красной,  оранжевой и бордовой ядовиты.  Между сливой и яблоней растет вишня,  в конце сада посажены кусты малины," /Во время рассказа садовника дети по очереди подходят к столу,   выбирают нужные фигурки и ставят их на полотне.  Возможные ошибки исправляют сами/

Воспитатель.  Как вы думаете,  почему садовник посадил кусты по краю участка, а плодовые деревья ближе к центру? Тень от каких деревьев будет длиннее?

Ребенок. Тень будет длиннее от деревьев,

Воспитатель.   Чтобы не затенять соседний сад,  деревья и кустарники  располагают примерно так как,   сделал наш садовник.  Яблони и груши высокие,  и тень от них будет падать на соседний участок,  если их посадить по краю сада.  Кусты низкие,  тень от них будет не большой.  Садовник сказал,  что кусты малины он посадил у забора. Почему не рядом со смородиной?

Ребенок.  Малина растет быстро,  она может "переползти"  в соседний сад,  ее корни могут помешать соседям.

Садовник просит выбрать место,  где лучше поставить столик и скамейку.

Дети обсуждают,  где удобней расположить столик,   скамеечки и почему.

 2.  Игра «Сбор урожая».

 Воспитатель. /проблемная ситуация/ Как помочь садовнику убрать урожай? /Нужны лестницы/.  Воспитатель выставляет на наборное полотно лесенки. Определите какая лесенка к какому дереву подойдет, /Дети сравнивают количество ступенек у лесенок,  их высоту.  По высоте деревьев /фигурок/ определяют,  какую лесенку к какому дереву следует поставить.  В результате коллективного обсуждения приходят к выводу:  самая низкая лесенка /две ступеньки/ подходит к сливе, вторая лесенка /4 ступеньки/ - к яблоне,  так как она выше сливы, третья лесенка /6 ступенек/ - к груше:  груша выше яблони,   она самая высокая. Дети сравнивают лесенки,   прикладывая одну к другой  по количеству ступенек. Воспитатель делает обобщение о высоте лесенок,  количестве ступени, показывает две лесенки одинаковом высоты,   но с разным количеством ступенек /4 и б/.

Воспитатель. Эти лесенки одинаковые?

Ребенок. Разные.

Воспитатель.  Чем они отличаются?

Ребенок:  У них разное число ступенек.

Воспитатель.  Можно сказать, какая выше, а какая ниже?

/Дети спорят,  отстаивают свое мнение и приходят к выводу,  что точно сказать нельзя,  так как расстояние между ступеньками у стих лестниц разное/.  

Воспитатель. А почему мы с вами  раньше могли сравнивать лестницы по числу ступенек? Может мы ошиблись?

Ребенок.  Расстояние между ступеньками у тех лестниц были одинаковые.

Воспитатель. Какая же лесенка самая высокая?

Ребенок Та у которой 6 ступенек.

Воспитатель.  Какая самая низкая?

Ребенок. Та у кетовой 2 ступеньки.

Воспитатель. Какая лесенка средняя?

Ребенок.  У которой 4 ступеньки.  Эта больше чем 2,  но меньше чем 6 ступенек.

3.  Игра «Составление подарков».

 Воспитатель. Садовник обращается к нам с еще одной просьбой:  Помочь сделать ему подарки для друзей. /Показывает детям коробку разделенную перегородками на 9 равных частей/.  Сколько  плодов можно положить в эту коробку?

Ребенок. 9,  так как в коробке 9 ячеек.

Воспитатель предлагает детям найти на столах квадраты,   разделенные на девять равных частей.  В каждой из них есть прорези,  которые дети будут вставлять фрукты.

 Воспитатель. Садовник просит разложить яблоки,  груши,  сливы так,   чтобы в каждой коробке расположение плодов было разное,  у каждой стенке лежали три разных плода и в каждом ряду и в каждом столбике расположение плодов не повторялось. /Дети  раскладывают "вставляют''  силуэты яблок, груш,  слив;  слива - овал синего цвета,  яблоко - круг,  красного цвета,   груша - треугольник желтого цвета/.После выполнения задания воспитатель проверяет правильность его  выполнения каждым ребенком, обращая внимание на одинаковые и различные варианты. Дети подсчитывают,  сколько разных вариантов получилось,  скольким друзьям можно послать подарки/.

4. Игра «Деление тортов».

Садовник набрал ягод,  а дочь к празднику испекла два торта. Как вы думаете,  на сколько человек  можно  разделить этот торт?  Надо разделить так,   чтобы каждому досталось по ягодке и кусочки торта были равными. Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок торта,  украшенный ягодами малины.

Воспитатель. Какими ягодами украшен торт?

Ребенок.  Малины.

Воспитатель. Сколько ягод было использовано для украшения торта?

Ребенок.  Восемь.

Воспитатель.  Как ты узнал?

Ребенок. Сосчитал.

Воспитатель.  А как по-другому сосчитать?

Ребенок.  Можно к 2 прибавить 2, 2 и еще 2

Воспитатель ставит карточку с цифрой 8, а под ней еще 4 карточки с цифрами 2,  объясняя,  что считали ягоды столбиками или 2.

Воспитатель. А как можно еще сосчитать?

Ребенок.  Можно узнать сколько ягод в верхнем ряду,  сколько в нижнем ряду и сложить.  4 прибавить 4 получим 8.

Воспитатель выставляет две карточка с цифрами 4. Дети закрепляет состав числа 3 из двух меньших чисел.

Воспитатель.  Найдите у себя квадраты с красными точками и подели те их на 8 равных частей /Дети путем перегибания листа делят квадрат на 8 равных частей.

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок другого  торта,  украшенного черными ягодами.

Воспитатель.  Чем украшен торт?

Ребенок. Ягодами смородины.

Воспитатель.  Это ягоды черники. Где их собирают?

Ребенок. В лесу.

Воспитатель.  А сможете вы этот торт разделить на 8 равных частей? Так чтобы каждом; досталось по целой ягодке? /Дети делят торт на 8 равных частей. Воспитатель предлагает найти разные способы деления. В результате индивидуальной,  коллективной деятельности дети получили два способа деления торга/.

Воспитатель.  Какой формы кусочки?

Ребенок. Прямоугольной и треугольной.

Воспитатель. Какой кусок больше? Какой меньше? Вырежьте по одному кусочку и сравните.

5.  Игра «Наборы из фруктов».

Воспитатель. Папа сорвал в саду 2 яблока и 6 груш,  причем 6 фруктов он положил в вазу. Лежит ли в  вазе груша?

Ребенок.  Если он положил 6 фруктов, то там лежит одна груша: яблок только 5.

Воспитатель. А может, он не положил в вазу ни одного яблока.

Ребенок. Тогда в вазе одни  груши их 6.

Воспитатель. А если он положил одно яблоко.

Ребенок. Если он поломил одно яблоко,  то там 5 груш.

Воспитатель:  Возьмите из своих наборов яблоки и груши, так же возьмите карточки с цифрами.  Покажите, как можно сделать наборы из 6 фруктов.

Дети составляют разные наборы.

                 6                                  6

    3Г              3Я                   4Г         2Я

    2Г              4Я                   5Г         1Я

    1Г              5Я                                                  

6. Рефлексия.

  1. Доволен ли садовник?
  2. Какое задание для вас было самым сложным? Почему?
  3. А какое было самым интересным?
  4. Как вы считаете гости садовника были довольны от вами составленных наборов?
  5. Садовник очень доволен вами и передает вам угощения: яблоки и груши.  Угощайтесь!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по математическому развитию

 старшая группа

«Фрукты и ягоды»  

Цель: Закреплять навыки ориентировки в пространстве;

- обучать детей контролю и самоконтролю,   развивать коммуникативные способности;

- развивать навыки счета,  представления о составе чисел в пределах  10, деление целого на равные части;

- формировать понятия  "равные и равновеликие"   фигуры;

- развивать логическое,  комбинаторное,  вариативное мышление, память,  пространственное" воображение,  способность к элементарному моделировании свойств и отношений;

- воспитывать инициативность,  умение доводить начатое дело до конца.    

Материалы и оборудование:  силуэты кустарников,  плодовых деревьев, клумбы,  дома,  лужайки,  скворечника,   полотно для плана участка; фигурки различных по длине лесенок,  коробка: 15 х 15 х 5,   разделенная на 9 равных частей перегородками,  круги,  овалы,   модели груш разного цвета,  квадраты 12x15 см разделенные на 9 равных частей,   с прорезями для вставления фигурок плодов,  фигурки плодов,  два бумажных торта квадратной формы,  наборы кругов разных цветов,  фланелеграф, листы бумаги,  карточки с цифрами.

Ход занятия.

 I. Воспитатель. Садовник просит помочь ему правильно и красиво оформить свой садовый участок, давайте поможем ему. "В центре сада растет яблоня, справа от нее в глубине - груша.  Слева от яблони,  но на уровне груши - сливовое дерево. Дом построен у центральной дороги,  впереди яблони.  За домом клумба.    На ней растут ландыши,   ноготки,  флоксы Впереди зеленая лужайка - газон. Справа,  около дома,  бузина с красными ягодами.  Ягоды бузины для человека ядовиты,  а птицам поздней осенью помогают выжить. Слева по краю участка расположены два куста черной и красной два куста смородины. Справа,  также по краю участка,  я посадил два куста белой смородины и три куста синей жимолости.  Ягоды Жимолости с синей окраской съедобны,  а с красной,  оранжевой и бордовой ядовиты.  Между сливой и яблоней растет вишня,  в конце сада посажены кусты малины," /Во время рассказа садовника дети по очереди подходят к столу,   выбирают нужные фигурки и ставят их на полотне.  Возможные ошибки исправляют сами/

Воспитатель.  Как вы думаете,  почему садовник посадил кусты по краю участка, а плодовые деревья ближе к центру? Тень от каких деревьев будет длиннее?

Ребенок. Тень будет длиннее от деревьев,

Воспитатель.   Чтобы не затенять соседний сад,  деревья и кустарники  располагают примерно так как,   сделал наш садовник.  Яблони и груши высокие,  и тень от них будет падать на соседний участок,  если их посадить по краю сада.  Кусты низкие,  тень от них будет не большой.  Садовник сказал,  что кусты малины он посадил у забора. Почему не рядом со смородиной?

Ребенок.  Малина растет быстро,  она может "переползти"  в соседний сад,  ее корни могут помешать соседям.

Садовник просит выбрать место,  где лучше поставить столик и скамейку.

Дети обсуждают,  где удобней расположить столик,   скамеечки и почему.

 2.  Игра «Сбор урожая».

 Воспитатель. /проблемная ситуация/ Как помочь садовнику убрать урожай? /Нужны лестницы/.  Воспитатель выставляет на наборное полотно лесенки. Определите какая лесенка к какому дереву подойдет, /Дети сравнивают количество ступенек у лесенок,  их высоту.  По высоте деревьев /фигурок/ определяют,  какую лесенку к какому дереву следует поставить.  В результате коллективного обсуждения приходят к выводу:  самая низкая лесенка /две ступеньки/ подходит к сливе, вторая лесенка /4 ступеньки/ - к яблоне,  так как она выше сливы, третья лесенка /6 ступенек/ - к груше:  груша выше яблони,   она самая высокая. Дети сравнивают лесенки,   прикладывая одну к другой  по количеству ступенек. Воспитатель делает обобщение о высоте лесенок,  количестве ступени, показывает две лесенки одинаковом высоты,   но с разным количеством ступенек /4 и б/.

Воспитатель. Эти лесенки одинаковые?

Ребенок. Разные.

Воспитатель.  Чем они отличаются?

Ребенок:  У них разное число ступенек.

Воспитатель.  Можно сказать, какая выше, а какая ниже?

/Дети спорят,  отстаивают свое мнение и приходят к выводу,  что точно сказать нельзя,  так как расстояние между ступеньками у стих лестниц разное/.  

Воспитатель. А почему мы с вами  раньше могли сравнивать лестницы по числу ступенек? Может мы ошиблись?

Ребенок.  Расстояние между ступеньками у тех лестниц были одинаковые.

Воспитатель. Какая же лесенка самая высокая?

Ребенок Та у которой 6 ступенек.

Воспитатель.  Какая самая низкая?

Ребенок. Та у кетовой 2 ступеньки.

Воспитатель. Какая лесенка средняя?

Ребенок.  У которой 4 ступеньки.  Эта больше чем 2,  но меньше чем 6 ступенек.

3.  Игра «Составление подарков».

 Воспитатель. Садовник обращается к нам с еще одной просьбой:  Помочь сделать ему подарки для друзей. /Показывает детям коробку разделенную перегородками на 9 равных частей/.  Сколько  плодов можно положить в эту коробку?

Ребенок. 9,  так как в коробке 9 ячеек.

Воспитатель предлагает детям найти на столах квадраты,   разделенные на девять равных частей.  В каждой из них есть прорези,  которые дети будут вставлять фрукты.

 Воспитатель. Садовник просит разложить яблоки,  груши,  сливы так,   чтобы в каждой коробке расположение плодов было разное,  у каждой стенке лежали три разных плода и в каждом ряду и в каждом столбике расположение плодов не повторялось. /Дети  раскладывают "вставляют''  силуэты яблок, груш,  слив;  слива - овал синего цвета,  яблоко - круг,  красного цвета,   груша - треугольник желтого цвета/.После выполнения задания воспитатель проверяет правильность его  выполнения каждым ребенком, обращая внимание на одинаковые и различные варианты. Дети подсчитывают,  сколько разных вариантов получилось,  скольким друзьям можно послать подарки/.

4. Игра «Деление тортов».

Садовник набрал ягод,  а дочь к празднику испекла два торта. Как вы думаете,  на сколько человек  можно  разделить этот торт?  Надо разделить так,   чтобы каждому досталось по ягодке и кусочки торта были равными. Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок торта,  украшенный ягодами малины.

Воспитатель. Какими ягодами украшен торт?

Ребенок.  Малины.

Воспитатель. Сколько ягод было использовано для украшения торта?

Ребенок.  Восемь.

Воспитатель.  Как ты узнал?

Ребенок. Сосчитал.

Воспитатель.  А как по-другому сосчитать?

Ребенок.  Можно к 2 прибавить 2, 2 и еще 2

Воспитатель ставит карточку с цифрой 8, а под ней еще 4 карточки с цифрами 2,  объясняя,  что считали ягоды столбиками или 2.

Воспитатель. А как можно еще сосчитать?

Ребенок.  Можно узнать сколько ягод в верхнем ряду,  сколько в нижнем ряду и сложить.  4 прибавить 4 получим 8.

Воспитатель выставляет две карточка с цифрами 4. Дети закрепляет состав числа 3 из двух меньших чисел.

Воспитатель.  Найдите у себя квадраты с красными точками и подели те их на 8 равных частей /Дети путем перегибания листа делят квадрат на 8 равных частей.

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок другого  торта,  украшенного черными ягодами.

Воспитатель.  Чем украшен торт?

Ребенок. Ягодами смородины.

Воспитатель.  Это ягоды черники. Где их собирают?

Ребенок. В лесу.

Воспитатель.  А сможете вы этот торт разделить на 8 равных частей? Так чтобы каждом; досталось по целой ягодке? /Дети делят торт на 8 равных частей. Воспитатель предлагает найти разные способы деления. В результате индивидуальной,  коллективной деятельности дети получили два способа деления торга/.

Воспитатель.  Какой формы кусочки?

Ребенок. Прямоугольной и треугольной.

Воспитатель. Какой кусок больше? Какой меньше? Вырежьте по одному кусочку и сравните.

5.  Игра «Наборы из фруктов».

Воспитатель. Папа сорвал в саду 2 яблока и 6 груш,  причем 6 фруктов он положил в вазу. Лежит ли в  вазе груша?

Ребенок.  Если он положил 6 фруктов, то там лежит одна груша: яблок только 5.

Воспитатель. А может, он не положил в вазу ни одного яблока.

Ребенок. Тогда в вазе одни  груши их 6.

Воспитатель. А если он положил одно яблоко.

Ребенок. Если он поломил одно яблоко,  то там 5 груш.

Воспитатель:  Возьмите из своих наборов яблоки и груши, так же возьмите карточки с цифрами.  Покажите, как можно сделать наборы из 6 фруктов.

Дети составляют разные наборы.

                 6                                  6

    3Г              3Я                   4Г         2Я

    2Г              4Я                   5Г         1Я

    1Г              5Я                                                  

6. Рефлексия.

  1. Доволен ли садовник?
  2. Какое задание для вас было самым сложным? Почему?
  3. А какое было самым интересным?
  4. Как вы считаете гости садовника были довольны от вами составленных наборов?
  5. Садовник очень доволен вами и передает вам угощения: яблоки и груши.  Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "В лес за грибами и ягодами" с использованием ИКТ

Занятие для старшей группы с использованием ИКТ «В лес за грибами и ягодами». На занятии дети продолжают знакомиться с лесными грибами и ягодами; их внешним видом и местом произростания....

Конспект занятия по лепке с умственно отсталыми детьми «Ягоды для птички» (вторая младшая группа)

Задачи: формировать представления детей о птицах, продолжать отрабатывать умения детей в работе с пластилином, используя его свойства,- пластичность,податливость при раскатывании; развивать мелкую мот...

Конспект занятия для детей младшей группы с использованием решений проблемных ситуаций «Как собрать ягоды без корзинки»

Программное содержание: 1.Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии. 2.Развиватьумение видеть и принимать проблемную ситуацию. 3.Расширить п...

Конспект занятия в первой младшей группе по формированию элементарных математических представлений Тема занятия: «Математическое путешествие»

Цель: закрепить умение находить один и много предметов в специально-созданной  обстановке, пользоваться словами один, много....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Фрукты"

План-конспект логопедического занятия для детей старшей группы....

Конспект занятия в первой младшей группе "Фрукты"

Конспект занятия в первой младшей группе "Фрукты"...

Конспект занятия по лепке в средней группе « Фрукты и ягоды»

Задачи- дать детям представление о свойствах пластилина (мягкий, из него можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие и т. д.);- учить класть пластилин и вылепленные изделия только ...