Конспект занятия по математическому развитию старшая группа «Фрукты и ягоды»
план-конспект занятия (математика, старшая группа) по теме
Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Фрукты и ягоды» . Предполагает обучение детей контролю и самоконтролю, развивитию коммуникативных способностей;
развивает навыки счета, дает представления о составе чисел в пределах 10, деление целого на равные части. Формирует понятия "равные и равновеликие" фигуры. Развивает логическое, комбинаторное, вариативное мышление, память, пространственное" воображение, способность к элементарному моделировании свойств и отношений. Воспитывает инициативность, умение доводить начатое дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 20.37 КБ |
konspekt_zanyatiya.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по математическому развитию
старшая группа
«Фрукты и ягоды»
Цель: Закреплять навыки ориентировки в пространстве;
- обучать детей контролю и самоконтролю, развивать коммуникативные способности;
- развивать навыки счета, представления о составе чисел в пределах 10, деление целого на равные части;
- формировать понятия "равные и равновеликие" фигуры;
- развивать логическое, комбинаторное, вариативное мышление, память, пространственное" воображение, способность к элементарному моделировании свойств и отношений;
- воспитывать инициативность, умение доводить начатое дело до конца.
Материалы и оборудование: силуэты кустарников, плодовых деревьев, клумбы, дома, лужайки, скворечника, полотно для плана участка; фигурки различных по длине лесенок, коробка: 15 х 15 х 5, разделенная на 9 равных частей перегородками, круги, овалы, модели груш разного цвета, квадраты 12x15 см разделенные на 9 равных частей, с прорезями для вставления фигурок плодов, фигурки плодов, два бумажных торта квадратной формы, наборы кругов разных цветов, фланелеграф, листы бумаги, карточки с цифрами.
Ход занятия.
I. Воспитатель. Садовник просит помочь ему правильно и красиво оформить свой садовый участок, давайте поможем ему. "В центре сада растет яблоня, справа от нее в глубине - груша. Слева от яблони, но на уровне груши - сливовое дерево. Дом построен у центральной дороги, впереди яблони. За домом клумба. На ней растут ландыши, ноготки, флоксы Впереди зеленая лужайка - газон. Справа, около дома, бузина с красными ягодами. Ягоды бузины для человека ядовиты, а птицам поздней осенью помогают выжить. Слева по краю участка расположены два куста черной и красной два куста смородины. Справа, также по краю участка, я посадил два куста белой смородины и три куста синей жимолости. Ягоды Жимолости с синей окраской съедобны, а с красной, оранжевой и бордовой ядовиты. Между сливой и яблоней растет вишня, в конце сада посажены кусты малины," /Во время рассказа садовника дети по очереди подходят к столу, выбирают нужные фигурки и ставят их на полотне. Возможные ошибки исправляют сами/
Воспитатель. Как вы думаете, почему садовник посадил кусты по краю участка, а плодовые деревья ближе к центру? Тень от каких деревьев будет длиннее?
Ребенок. Тень будет длиннее от деревьев,
Воспитатель. Чтобы не затенять соседний сад, деревья и кустарники располагают примерно так как, сделал наш садовник. Яблони и груши высокие, и тень от них будет падать на соседний участок, если их посадить по краю сада. Кусты низкие, тень от них будет не большой. Садовник сказал, что кусты малины он посадил у забора. Почему не рядом со смородиной?
Ребенок. Малина растет быстро, она может "переползти" в соседний сад, ее корни могут помешать соседям.
Садовник просит выбрать место, где лучше поставить столик и скамейку.
Дети обсуждают, где удобней расположить столик, скамеечки и почему.
2. Игра «Сбор урожая».
Воспитатель. /проблемная ситуация/ Как помочь садовнику убрать урожай? /Нужны лестницы/. Воспитатель выставляет на наборное полотно лесенки. Определите какая лесенка к какому дереву подойдет, /Дети сравнивают количество ступенек у лесенок, их высоту. По высоте деревьев /фигурок/ определяют, какую лесенку к какому дереву следует поставить. В результате коллективного обсуждения приходят к выводу: самая низкая лесенка /две ступеньки/ подходит к сливе, вторая лесенка /4 ступеньки/ - к яблоне, так как она выше сливы, третья лесенка /6 ступенек/ - к груше: груша выше яблони, она самая высокая. Дети сравнивают лесенки, прикладывая одну к другой по количеству ступенек. Воспитатель делает обобщение о высоте лесенок, количестве ступени, показывает две лесенки одинаковом высоты, но с разным количеством ступенек /4 и б/.
Воспитатель. Эти лесенки одинаковые?
Ребенок. Разные.
Воспитатель. Чем они отличаются?
Ребенок: У них разное число ступенек.
Воспитатель. Можно сказать, какая выше, а какая ниже?
/Дети спорят, отстаивают свое мнение и приходят к выводу, что точно сказать нельзя, так как расстояние между ступеньками у стих лестниц разное/.
Воспитатель. А почему мы с вами раньше могли сравнивать лестницы по числу ступенек? Может мы ошиблись?
Ребенок. Расстояние между ступеньками у тех лестниц были одинаковые.
Воспитатель. Какая же лесенка самая высокая?
Ребенок Та у которой 6 ступенек.
Воспитатель. Какая самая низкая?
Ребенок. Та у кетовой 2 ступеньки.
Воспитатель. Какая лесенка средняя?
Ребенок. У которой 4 ступеньки. Эта больше чем 2, но меньше чем 6 ступенек.
3. Игра «Составление подарков».
Воспитатель. Садовник обращается к нам с еще одной просьбой: Помочь сделать ему подарки для друзей. /Показывает детям коробку разделенную перегородками на 9 равных частей/. Сколько плодов можно положить в эту коробку?
Ребенок. 9, так как в коробке 9 ячеек.
Воспитатель предлагает детям найти на столах квадраты, разделенные на девять равных частей. В каждой из них есть прорези, которые дети будут вставлять фрукты.
Воспитатель. Садовник просит разложить яблоки, груши, сливы так, чтобы в каждой коробке расположение плодов было разное, у каждой стенке лежали три разных плода и в каждом ряду и в каждом столбике расположение плодов не повторялось. /Дети раскладывают "вставляют'' силуэты яблок, груш, слив; слива - овал синего цвета, яблоко - круг, красного цвета, груша - треугольник желтого цвета/.После выполнения задания воспитатель проверяет правильность его выполнения каждым ребенком, обращая внимание на одинаковые и различные варианты. Дети подсчитывают, сколько разных вариантов получилось, скольким друзьям можно послать подарки/.
4. Игра «Деление тортов».
Садовник набрал ягод, а дочь к празднику испекла два торта. Как вы думаете, на сколько человек можно разделить этот торт? Надо разделить так, чтобы каждому досталось по ягодке и кусочки торта были равными. Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок торта, украшенный ягодами малины.
Воспитатель. Какими ягодами украшен торт?
Ребенок. Малины.
Воспитатель. Сколько ягод было использовано для украшения торта?
Ребенок. Восемь.
Воспитатель. Как ты узнал?
Ребенок. Сосчитал.
Воспитатель. А как по-другому сосчитать?
Ребенок. Можно к 2 прибавить 2, 2 и еще 2
Воспитатель ставит карточку с цифрой 8, а под ней еще 4 карточки с цифрами 2, объясняя, что считали ягоды столбиками или 2.
Воспитатель. А как можно еще сосчитать?
Ребенок. Можно узнать сколько ягод в верхнем ряду, сколько в нижнем ряду и сложить. 4 прибавить 4 получим 8.
Воспитатель выставляет две карточка с цифрами 4. Дети закрепляет состав числа 3 из двух меньших чисел.
Воспитатель. Найдите у себя квадраты с красными точками и подели те их на 8 равных частей /Дети путем перегибания листа делят квадрат на 8 равных частей.
Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок другого торта, украшенного черными ягодами.
Воспитатель. Чем украшен торт?
Ребенок. Ягодами смородины.
Воспитатель. Это ягоды черники. Где их собирают?
Ребенок. В лесу.
Воспитатель. А сможете вы этот торт разделить на 8 равных частей? Так чтобы каждом; досталось по целой ягодке? /Дети делят торт на 8 равных частей. Воспитатель предлагает найти разные способы деления. В результате индивидуальной, коллективной деятельности дети получили два способа деления торга/.
Воспитатель. Какой формы кусочки?
Ребенок. Прямоугольной и треугольной.
Воспитатель. Какой кусок больше? Какой меньше? Вырежьте по одному кусочку и сравните.
5. Игра «Наборы из фруктов».
Воспитатель. Папа сорвал в саду 2 яблока и 6 груш, причем 6 фруктов он положил в вазу. Лежит ли в вазе груша?
Ребенок. Если он положил 6 фруктов, то там лежит одна груша: яблок только 5.
Воспитатель. А может, он не положил в вазу ни одного яблока.
Ребенок. Тогда в вазе одни груши их 6.
Воспитатель. А если он положил одно яблоко.
Ребенок. Если он поломил одно яблоко, то там 5 груш.
Воспитатель: Возьмите из своих наборов яблоки и груши, так же возьмите карточки с цифрами. Покажите, как можно сделать наборы из 6 фруктов.
Дети составляют разные наборы.
6 6
3Г 3Я 4Г 2Я
2Г 4Я 5Г 1Я
1Г 5Я
6. Рефлексия.
- Доволен ли садовник?
- Какое задание для вас было самым сложным? Почему?
- А какое было самым интересным?
- Как вы считаете гости садовника были довольны от вами составленных наборов?
- Садовник очень доволен вами и передает вам угощения: яблоки и груши. Угощайтесь!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по математическому развитию
старшая группа
«Фрукты и ягоды»
Цель: Закреплять навыки ориентировки в пространстве;
- обучать детей контролю и самоконтролю, развивать коммуникативные способности;
- развивать навыки счета, представления о составе чисел в пределах 10, деление целого на равные части;
- формировать понятия "равные и равновеликие" фигуры;
- развивать логическое, комбинаторное, вариативное мышление, память, пространственное" воображение, способность к элементарному моделировании свойств и отношений;
- воспитывать инициативность, умение доводить начатое дело до конца.
Материалы и оборудование: силуэты кустарников, плодовых деревьев, клумбы, дома, лужайки, скворечника, полотно для плана участка; фигурки различных по длине лесенок, коробка: 15 х 15 х 5, разделенная на 9 равных частей перегородками, круги, овалы, модели груш разного цвета, квадраты 12x15 см разделенные на 9 равных частей, с прорезями для вставления фигурок плодов, фигурки плодов, два бумажных торта квадратной формы, наборы кругов разных цветов, фланелеграф, листы бумаги, карточки с цифрами.
Ход занятия.
I. Воспитатель. Садовник просит помочь ему правильно и красиво оформить свой садовый участок, давайте поможем ему. "В центре сада растет яблоня, справа от нее в глубине - груша. Слева от яблони, но на уровне груши - сливовое дерево. Дом построен у центральной дороги, впереди яблони. За домом клумба. На ней растут ландыши, ноготки, флоксы Впереди зеленая лужайка - газон. Справа, около дома, бузина с красными ягодами. Ягоды бузины для человека ядовиты, а птицам поздней осенью помогают выжить. Слева по краю участка расположены два куста черной и красной два куста смородины. Справа, также по краю участка, я посадил два куста белой смородины и три куста синей жимолости. Ягоды Жимолости с синей окраской съедобны, а с красной, оранжевой и бордовой ядовиты. Между сливой и яблоней растет вишня, в конце сада посажены кусты малины," /Во время рассказа садовника дети по очереди подходят к столу, выбирают нужные фигурки и ставят их на полотне. Возможные ошибки исправляют сами/
Воспитатель. Как вы думаете, почему садовник посадил кусты по краю участка, а плодовые деревья ближе к центру? Тень от каких деревьев будет длиннее?
Ребенок. Тень будет длиннее от деревьев,
Воспитатель. Чтобы не затенять соседний сад, деревья и кустарники располагают примерно так как, сделал наш садовник. Яблони и груши высокие, и тень от них будет падать на соседний участок, если их посадить по краю сада. Кусты низкие, тень от них будет не большой. Садовник сказал, что кусты малины он посадил у забора. Почему не рядом со смородиной?
Ребенок. Малина растет быстро, она может "переползти" в соседний сад, ее корни могут помешать соседям.
Садовник просит выбрать место, где лучше поставить столик и скамейку.
Дети обсуждают, где удобней расположить столик, скамеечки и почему.
2. Игра «Сбор урожая».
Воспитатель. /проблемная ситуация/ Как помочь садовнику убрать урожай? /Нужны лестницы/. Воспитатель выставляет на наборное полотно лесенки. Определите какая лесенка к какому дереву подойдет, /Дети сравнивают количество ступенек у лесенок, их высоту. По высоте деревьев /фигурок/ определяют, какую лесенку к какому дереву следует поставить. В результате коллективного обсуждения приходят к выводу: самая низкая лесенка /две ступеньки/ подходит к сливе, вторая лесенка /4 ступеньки/ - к яблоне, так как она выше сливы, третья лесенка /6 ступенек/ - к груше: груша выше яблони, она самая высокая. Дети сравнивают лесенки, прикладывая одну к другой по количеству ступенек. Воспитатель делает обобщение о высоте лесенок, количестве ступени, показывает две лесенки одинаковом высоты, но с разным количеством ступенек /4 и б/.
Воспитатель. Эти лесенки одинаковые?
Ребенок. Разные.
Воспитатель. Чем они отличаются?
Ребенок: У них разное число ступенек.
Воспитатель. Можно сказать, какая выше, а какая ниже?
/Дети спорят, отстаивают свое мнение и приходят к выводу, что точно сказать нельзя, так как расстояние между ступеньками у стих лестниц разное/.
Воспитатель. А почему мы с вами раньше могли сравнивать лестницы по числу ступенек? Может мы ошиблись?
Ребенок. Расстояние между ступеньками у тех лестниц были одинаковые.
Воспитатель. Какая же лесенка самая высокая?
Ребенок Та у которой 6 ступенек.
Воспитатель. Какая самая низкая?
Ребенок. Та у кетовой 2 ступеньки.
Воспитатель. Какая лесенка средняя?
Ребенок. У которой 4 ступеньки. Эта больше чем 2, но меньше чем 6 ступенек.
3. Игра «Составление подарков».
Воспитатель. Садовник обращается к нам с еще одной просьбой: Помочь сделать ему подарки для друзей. /Показывает детям коробку разделенную перегородками на 9 равных частей/. Сколько плодов можно положить в эту коробку?
Ребенок. 9, так как в коробке 9 ячеек.
Воспитатель предлагает детям найти на столах квадраты, разделенные на девять равных частей. В каждой из них есть прорези, которые дети будут вставлять фрукты.
Воспитатель. Садовник просит разложить яблоки, груши, сливы так, чтобы в каждой коробке расположение плодов было разное, у каждой стенке лежали три разных плода и в каждом ряду и в каждом столбике расположение плодов не повторялось. /Дети раскладывают "вставляют'' силуэты яблок, груш, слив; слива - овал синего цвета, яблоко - круг, красного цвета, груша - треугольник желтого цвета/.После выполнения задания воспитатель проверяет правильность его выполнения каждым ребенком, обращая внимание на одинаковые и различные варианты. Дети подсчитывают, сколько разных вариантов получилось, скольким друзьям можно послать подарки/.
4. Игра «Деление тортов».
Садовник набрал ягод, а дочь к празднику испекла два торта. Как вы думаете, на сколько человек можно разделить этот торт? Надо разделить так, чтобы каждому досталось по ягодке и кусочки торта были равными. Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок торта, украшенный ягодами малины.
Воспитатель. Какими ягодами украшен торт?
Ребенок. Малины.
Воспитатель. Сколько ягод было использовано для украшения торта?
Ребенок. Восемь.
Воспитатель. Как ты узнал?
Ребенок. Сосчитал.
Воспитатель. А как по-другому сосчитать?
Ребенок. Можно к 2 прибавить 2, 2 и еще 2
Воспитатель ставит карточку с цифрой 8, а под ней еще 4 карточки с цифрами 2, объясняя, что считали ягоды столбиками или 2.
Воспитатель. А как можно еще сосчитать?
Ребенок. Можно узнать сколько ягод в верхнем ряду, сколько в нижнем ряду и сложить. 4 прибавить 4 получим 8.
Воспитатель выставляет две карточка с цифрами 4. Дети закрепляет состав числа 3 из двух меньших чисел.
Воспитатель. Найдите у себя квадраты с красными точками и подели те их на 8 равных частей /Дети путем перегибания листа делят квадрат на 8 равных частей.
Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу рисунок другого торта, украшенного черными ягодами.
Воспитатель. Чем украшен торт?
Ребенок. Ягодами смородины.
Воспитатель. Это ягоды черники. Где их собирают?
Ребенок. В лесу.
Воспитатель. А сможете вы этот торт разделить на 8 равных частей? Так чтобы каждом; досталось по целой ягодке? /Дети делят торт на 8 равных частей. Воспитатель предлагает найти разные способы деления. В результате индивидуальной, коллективной деятельности дети получили два способа деления торга/.
Воспитатель. Какой формы кусочки?
Ребенок. Прямоугольной и треугольной.
Воспитатель. Какой кусок больше? Какой меньше? Вырежьте по одному кусочку и сравните.
5. Игра «Наборы из фруктов».
Воспитатель. Папа сорвал в саду 2 яблока и 6 груш, причем 6 фруктов он положил в вазу. Лежит ли в вазе груша?
Ребенок. Если он положил 6 фруктов, то там лежит одна груша: яблок только 5.
Воспитатель. А может, он не положил в вазу ни одного яблока.
Ребенок. Тогда в вазе одни груши их 6.
Воспитатель. А если он положил одно яблоко.
Ребенок. Если он поломил одно яблоко, то там 5 груш.
Воспитатель: Возьмите из своих наборов яблоки и груши, так же возьмите карточки с цифрами. Покажите, как можно сделать наборы из 6 фруктов.
Дети составляют разные наборы.
6 6
3Г 3Я 4Г 2Я
2Г 4Я 5Г 1Я
1Г 5Я
6. Рефлексия.
- Доволен ли садовник?
- Какое задание для вас было самым сложным? Почему?
- А какое было самым интересным?
- Как вы считаете гости садовника были довольны от вами составленных наборов?
- Садовник очень доволен вами и передает вам угощения: яблоки и груши. Угощайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы "В лес за грибами и ягодами" с использованием ИКТ
Занятие для старшей группы с использованием ИКТ «В лес за грибами и ягодами». На занятии дети продолжают знакомиться с лесными грибами и ягодами; их внешним видом и местом произростания....
Конспект занятия по лепке с умственно отсталыми детьми «Ягоды для птички» (вторая младшая группа)
Задачи: формировать представления детей о птицах, продолжать отрабатывать умения детей в работе с пластилином, используя его свойства,- пластичность,податливость при раскатывании; развивать мелкую мот...
Конспект занятия для детей младшей группы с использованием решений проблемных ситуаций «Как собрать ягоды без корзинки»
Программное содержание: 1.Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии. 2.Развиватьумение видеть и принимать проблемную ситуацию. 3.Расширить п...
Конспект занятия в первой младшей группе по формированию элементарных математических представлений Тема занятия: «Математическое путешествие»
Цель: закрепить умение находить один и много предметов в специально-созданной обстановке, пользоваться словами один, много....
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Фрукты"
План-конспект логопедического занятия для детей старшей группы....
Конспект занятия в первой младшей группе "Фрукты"
Конспект занятия в первой младшей группе "Фрукты"...
Конспект занятия по лепке в средней группе « Фрукты и ягоды»
Задачи- дать детям представление о свойствах пластилина (мягкий, из него можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие и т. д.);- учить класть пластилин и вылепленные изделия только ...