развивающие игры для дошкольников
учебно-методический материал (математика) по теме
Игры на развитие психических процессов: воспиятия, памяти. внимания, мышления (наглядно-образного, логического, творческого), воображения. К играм предлагаются карты развития способностей и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_sensornyh_sposobnostey.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Сенсорная способность | Развивающая игра |
Восприятие цвета |
|
Восприятие формы |
|
Восприятие пространства |
|
Восприятие времени |
|
Слуховое восприятие и тактильное ощущение |
|
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Узнай фигуру
Материал: геометрические фигуры или предметы, похожие на геометрические фигуры.
Ход игры.
Фигуры раскладываются в разных частях зала. По сигналу дети свободно перемещаются по залу. После того, как ведущий назовет какую-либо фигуру, например, «Квадрат!», дети должны быстро построиться возле этой фигуры.
Осень-весна
Материал: два дерева-модули зеленого и желтого цвета.
Ход игры.
Деревья располагаются в разных концах зала. По сигналу дети свободно перемещаются по залу. По команде ведущего «Осень!» или «Весна!» дети должны собраться вокруг названного дерева.
Цветные шарики
Материал: разноцветные игровые модули.
Ход игры.
Модули расположены в разных концах зала. По сигналу дети свободно перемещаются по залу. По команде ведущего «Зеленый!» дети должны собраться вокруг названного цвета.
Светофор
Материал: флажки красного и зеленого цветов.
Ход игры.
Дети идут по залу в колонне по одному. По сигналу ведущего, поднявшего флажок вверх, дети должны выполнить определенное действие: красный – остановиться, зеленый – идти высоко поднимая бедра.
Найди пару
Материал: флажки по числу играющих 2-х цветов.
Ход игры.
Дети получают по одному флажку и начинают ходить врассыпную. По команде «Найди пару!» дети должны быстро найти пару с флажком такого же цвета и построиться в определенном месте.
Запрещенный цвет
Материал: 30-40 разноцветных геометрических фигур.
Ход игры.
На игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет, а все игроки должны собрать как можно больше фигур любого цвета, кроме указанного. Выигрывает тот, кто собрал больше фигур и не допустил ни одной ошибки.
Поймай мяч
Материал: мяч.
Ход игры.
Дети строятся в круг, в центре которого ведущий. Он называет какой-нибудь предмет и одновременно бросает мяч одному из игроков, который должен определить, похож ли этот предмет на заранее указанную фигуру. Задача игрока – поймать мяч, если похож, отбросить, если не похож.
Слушай музыку
Материал: записи разных танцев –марш, полька, вальс. галоп.
Ход игры.
Дети идут друг за другом. Должны выполнять действия в соответствии с характером музыки: полька – подскоки, вальс – кружение, марш – ходьба, галоп – шаги галопа.
Угадай предмет
Материал: предметы и игрушки.
Ход игры.
Дети разбиваются на пары. В каждой паре определяется ведущий. Второму игроку завязывают глаза. Ведущий подает различные предметы напарнику, который должен обследовать его руками и определить, что это такое и для чего его используют.
Узнай друга
Материал: повязка на глаза.
Ход игры.
Водящему завязывают глаза. Педагог называет водящему имя какого-либо игрока – так, чтобы остальные дети не слышали. По сигналу водящий должен на ощупь найти названного игрока.
Собираем урожай
Материал: бумага, карандаши, обруч, мелкий инвентарь.
Ход игры.
Дети выполняют рисунок: в центре листа – солнце, вверху – цветок, внизу – грибок, справа – яблоко, слева – дерево. Затем педагог раскладывает предметы в зале в том же порядке (обруч – солнце, мелкий инвентарь – грибы, цветы, деревья). Предметов на один меньше. Чем детей. Дети двигаются по залу. По команде «За цветами!» должны быстро взять только один названный предмет.
Четыре времени года.
Материал: схемы времен года.
Ход игры.
Зал делится на 4 части (4 времени года). В каждую часть кладутся определенные модули – схемы. Ведущий читает загадку о времени года. Отгадавшие бегут к этому времени года и собирают по одному модулю-схеме.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Виды памяти и способы запоминания | Развивающие игры |
Способ «повтора» |
|
Способ «группировки» |
|
Способ «соотношение содержания» |
|
Образная память |
|
Оперативная память |
|
Кратковременная память |
|
Словесно-логическая память |
|
Долговременная память |
|
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Выполни поручение.
Материал: 10-15 знакомых ребенку предметов.
Ход игры.
Расположить предметы «на прилавке». Предложить ребенку пойти в магазин и купить несколько предметов. Например, 6-8 предметов: маленькая кастрюлька, тарелка, ложка, спички, щетка для обуви, крем для обуви, полотенце и т.д.
Выигрывает тот, кто принес наибольшее количество предметов и не ошибся.
Запомни предметы.
Материал: 6-8 знакомых ребенку предметов небольшого размера.
Ход игры.
Разложите предметы на столе и предложите детям в течение 2-3 минут внимательно запомнить их. Предметы можно трогать при запоминании. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает предметы и просит ребенка вспомнить их.
Для усложнения задания можно увеличить количество предметов или сократить время запоминания.
Стихи и небылицы.
Материал: стихи и небылицы от 4-х до 8-ми строк.
Ход игры.
- Взрослый читает стих (4 строки) без последнего слова. Дети должны угадать, какое слово пропущено. Затем читается тот же стих без последних 2-х слов, потом 3-х слов и т.д.
- Разыграть стихотворение в виде спектакля. Чем интереснее сценка, тем быстрее ребенок запомнит стихотворение.
- Соревнование «Кто быстрее выучит стихотворение из 4-6 строк». Скорость будет измеряться количеством повторений. Выигрывает тот, кто запомнил быстрее. Для разнообразия можно использовать небылицы.
Какой группы не стало?
Материал: картинки с изображение предметов нескольких групп, например велосипед, автомобиль, самолет, яблоко, груша, слива, носки, платье, шорты.
Ход игры.
- Расположить картинки так, чтобы было 3 ряда по 3 картинки. Предложить ребенку назвать одним словом и запомнить группу. После того, как он отвернется, убрать одну группу картинок и предложить вспомнить, какая группа исчезла.
- Расположить картинки в случайном порядке. Затем предложить ребенку определить группы и назвать их обобщающим словом. После того, как ребенок отвернулся взрослый убирает 2-3 картинки одной группы. Ребенок должен определить, какая группа исчезла.
Усложнение: увеличить количество групп и количество картинок в каждой группе.
Уменьшилось или добавилось?
Материал: картинки с изображением предметов разных групп.
Ход игры.
- Разложить картинки в случайном порядке. Ребенок в течение 1-2 минут запоминает и отворачивается. Взрослый забирает 4-5 картинок из различных групп. Ребенок определяет каких картинок не стало.
- Можно не только забирать, но и добавлять картинки к разным группам. Можно одновременно добавлять и убирать картинки.
Пары картинок
Материал: 5-6 пар картинок с изображением предметов, связанных смыслом.
Ход игры.
Разложить картинки перед ребенком попарно. Предложить запомнить все картинки. Обратить внимание на смысловую взаимосвязь картинок. Затем один ряд картинок закрывается. Ребенок должен вспомнить картинки второго ряда, используя смысловую связь.
Слово и картинка.
Материал: слова и картинки к этим словам, связанные по смыслу. (например, слова – чайник, свет, кирпич, дерево, шкаф, картинки – кран, настольная лампа, дом, кленовый лист, книга)
Ход игры.
К каждому слову ребенок выбирает картинку, после чего закрыть все картинки и вновь прочитать все слова по порядку. Ребенок должен отгадать какую картинку он подобрал к каждому слову.
Игру можно усложнить количеством слов и картинок, а также выбирая пары, где смысловая связь прослеживается не столь очевидно.
Картинка помогает картинке
Материал: два комплекта по 8-9 картинок в каждом: первый – основной, второй – дополнительный.
Ход игры.
Разложить на столе основной комплект и сообщить ребенку, что нужно будет запомнить эти картинки, а для того, чтобы легче выполнить задание, можно использовать второй комплект картинок: выбрать к каждой основной картинке дополнительную. Ребенок располагает картинки попарно и запоминает их 1-2 минуты. Взрослый прячет основные картинки. Ребенок по дополнительным должен вспомнить основные картинки.
Картинка помогает слову.
Материал: 10 слов и 10 картинок, связанных по смыслу со словами.
Ход игры.
- Взрослый последовательно зачитывает слова, а ребенок к каждому слову выбирает картинку, затем через 1-2 минуты нужно вспомнить все слова, связанные с этими картинками по смыслу.
- Во втором способе игры перед воспроизведением слов взрослый забирает картинки. И тогда ребенок вынужден ориентироваться не на реальные картинки, а на представления.
Запомни картинки.
Материал: 8-10 картинок с изображением разнообразных предметов.
Ход игры.
Дети внимательно смотрят и запоминают картинки. Через 2-3 минуты взрослый убирает картинки, а дети должны воспроизвести их /назвать/. Если дети называют не все картинки то можно их предъявить вновь и предложить определить те, которые не были названы.
Что изменилось?
Материал: 10-15 знакомых ребенку предметов или картинок.
Ход игры.
- Разложите на столе 10 предметов или картинок, не связанных смыслом и которые нельзя сгруппировать. Предложить детям запомнить картинки и их расположение. Когда ребенок отвернется, нужно поменять 2-3 картинки местами и спросить: «Что изменилось?»
Выигрывает тот, кто допустил меньше всего ошибок.
- В игре можно использовать рисунки.
Запомни слова.
Материал: 10-12 не связанных по смыслу слов /стол, море, груша, окно, самолет, помидор, тарелка, дым, чемодан, голова/.
Ход игры.
Ребенок должен запомнить и сразу же их воспроизвести.
Выигрывает тот, кто запомнил быстрее /учитывается количество повторов/.
Запомни рассказ.
Материал: рассказ или сказка /1-2 страницы текста/.
Ход игры.
Прочитать, не спеша рассказ или сказку, начиная с его названия. Потом предложить ребенку рассказать подробно, о чем идет речь и как называется. Засчитываются баллы:
- Точно указано название4
- Правильно передана основная идея;
- Правильно названы отдельные детали (имена, особенности внешнего вида, место событий и т.д.)
Игру следует проводить в виде соревнования между двумя детьми.
Каких картинок больше.
Материал: таблица с изображением нескольких видов объектов.
Ход игры.
Задание ребенку – определить каких животных на картинке больше, а каких меньше всех. Для этого нужно про себя посчитать всех животных, подумать и сравнить их количество.
Игру можно усложнить, если добавить задание типа: «Каких животных больше, чем зебр, но меньше, чем коров?».
Прибавляй и запоминай.
Материал: таблица 5х6, где чередуются три рисунка: цветок, бабочка, грибок.
Ход игры.
Ребенок смотрит последовательно на горизонтальные ряды, называя каждый предмет и считая количество одинаковых предметов.
Выигрывает тот, кто допустил меньшее количество ошибок.
Самолеты.
Материал: таблица с изображением самолетов и неба.
Ход игры.
В квадратах А4, Б1 и В2 находятся самолеты. Передвигаются самолеты по правилам: только по горизонтали, слева направо, каждый раз на одну клетку. Если самолет достиг числа 10, то он снова возвращается на 1. все передвижения ребенок выполняет мысленно.
Взрослый называет марку самолета, который начал движение, а ребенку необходимо назвать квадрат, в который этот самолет попадет.
Запомни цифры
Материал: наборы цифр.
Ход игры.
Показать ребенку набор цифр. Через 2-3 минуты убрать цифры, а ребенок должен воспроизвести их по памяти. Начинать лучше с 3-х цифр, и далее постепенно увеличивать их количество.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
Особенности внимания | Развивающие игры |
Устойчивость и концентрация |
|
Переключение |
|
Произвольность |
|
Устойчивость и произвольность |
|
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
Рюкзачок бежит по кругу.
Материал: рюкзачок.
Ход игры.
Дети стоят в круге. Педагог подает сигнал по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение рюкзачка прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети ведут счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Игра продолжается.
Отмечаются дети, затратившие на надевание рюкзачка меньшее количество времени.
Канон.
Материал: фортепиано или аудиозапись.
Ход игры.
Под музыку с четко выделенным ритмом дети шагают друг за другом. На первый такт правую руку понимает первый ребенок, на второй такт – второй ребенок и т.д. когда правую руку поднимут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.
Муха.
Материал: небольшое квадратное поле, разделенное на 9 и более квадратов, модель мухи.
Ход игры.
По клеткам игрового поля нужно двигать воображаемую муху. Передвижение происходит по командам «вверх», «Вниз», «Влево», «вправо». Начальная позиция мухи указывается перед началом игры. Ведущий говорит 7 команд, по которым игрок должен внимательно проследить (без помощи пальца или указки), после чего сделать 3 передвижения по собственным командам. Выходить за пределы поля запрещено, засчитывается как ошибка. Выигрывает тот, кто сделал наименьшее количество ошибок.
Круги.
Материал: таблица с изображением кругов.
Ход игры.
Предложить найти все пустые круги от самого малого до самого большого. Двойные и тройные круги не считать. Можно устроить соревнование, кто быстрее и точнее выполнит задание.
Числа по порядку
Материал: таблица с числами.
Ход игры.
Числа расположены в таблице хаотично. Дети должны находить и называть числа в порядке возрастания, указывая на них указкой. Можно изменить условие, например, называть числа в порядке уменьшения.
Селектор.
Материал: картинки.
Ход игры.
Необходимо, как минимум 3 игрока. Один игрок выпоняет роль «приемника» /он принимает сигналы/, остальные - «передатчики» /передают сигналы/каждый «передатчик» передает свою информацию:
- Считает вслух от 5 до 12;
- Называет в определенной последовательности предметы, изображенные на картинке;
- Называет цвета радуги и т.д.
Все они говорят одновременно, приблизительно одинаково громко и непрерывно.
«Приемник» держит в руке жезл и слушает молча. Он должен постепенно настроится на каждого «передатчика». Если ему невозможно это сделать, он может условным жестом настроить «передатчик» погромче, также с помощью жезла можно уменьшить громкость другого «передатчика».
Когда «приемник» может угадать, что говорил каждый «передатчик», он жезлом останавливает игру.
Игру можно усложнить, увеличив количество «передатчиков» или увеличив количество передаваемой информации.
Веселое троеборство.
Материал: кубики, контуры, словесный материал.
Ход игры.
Можно выбрать 3 вида «спорта»: например, конструирование из кубиков дома, рисование контуров животных и проговаривание какой-либо считалки или скороговорки.
Каждое задание нужно делать быстро и точно. Для контроля можно использовать секундомер. В соревновании побеждает быстрейший и точнейший.
Игру можно усложнить, увеличив количество заданий.
Утренняя гимнастика.
Материал: набор физических упражнений.
Ход игры.
Ведущий выполняет упражнения, а дети должны повторить их одновременно с ним. Например, приседание, стойка на одной ноге и поворот на 180 градусов. Упражнения выполняются в разной последовательности, по 2 раза каждое, быстро переходя от одного упражнения к другому. Потом можно выбрать другие упражнения.
Буква-число.
Материал: таблица с хаотично расположенными числами от 1 до 10 и буквами от А до И.
Ход игры.
Задание может быть 2-х типов.
- последовательно найти и показать все буквы и числа по следующим правилам: числа называть в порядке возрастания, а буквы по алфавиту либо числа и буквы называть поочередно.
- последовательно найти и показать числа в порядке уменьшения, а буквы по алфавиту.
В этой игре важно фиксировать время выполнения задания и количество ошибок.
Параллельный счет предметов.
Материал: таблица с изображением трех предметов: цветок, мяч, груша..
Ход игры.
Ребенок должен последовательно двигаться от предмета к предмету и считать таким образом: 1 цветок, 1 мяч, 1 груша, 2 цветка, 2 мяча, 2 груши и т.д.
Для усложнения можно увеличить количество предметов.
Отметь фигурки.
Материал: таблица с различными фигурами.
Ход игры.
Ребенок должен просмотреть каждый рядок последовательно и как можно быстрее отметить карандашом 2 (позже – 3, 4) разные виды фигурок. Например – круг – точка в центре, квадрат – крестиком. На выполнение задания отводится не более 5 минут. После этого проверяется качество выполнения задания. Для игры можно использовать газету с текстом вместо таблицы.
Запрещенное слово.
Материал: вопросы.
Ход игры.
Ведущий задает вопросы, игроки отвечают. Ответы могут быть разными, но нельзя говорить условное слово, например: «да», «нет» и называть любой цвет.
Примеры вопросов:
- ты спишь в ванной?
- Снег белый?
- Ты умеешь летать?
- Ты был на Марсе? Ты любишь сладости?
- Ты умеешь ремонтировать холодильник? И т.д.
Выигрывает тот, кто допустил наименьшее число ошибок.
Запрещенное движение.
Ход игры.
Во время выполнения задания нужно ориентироваться только на словесную инструкцию взрослого, независимо от того, что он демонстрирует.
Взрослый последовательно дает одну из двух команд: «ухо» или «нос». По этой команде дети должны дотронуться либо к уху, либо к носу. Взрослый также выполняет команду, при этом специально ошибается: дает одну команду, а показывает другую. Команды нужно подавать разные и в различном темпе.
Выигрывает тот, кто сделает наименьшее число ошибок.
Второй вариант такой игры «карлики» и «великаны». Дети должны по этим командам приседать или вставать.
Шерлок Холмс.
Ход игры.
Игрок, который исполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает своего партнера, отворачивается или выходит из комнаты. Партнер изменяет некоторые детали своей внешности (элементы одежды, прическу, аксессуары). «Детектив» должен найти изменения.
Предметом игры может быть обстановка в комнате, мелкие детали в рисунке и др.
Лучше начинать с 3-4 изменений, постепенно увеличивая их количество.
Пантомима для внимательных.
Ход игры.
Ведущий демонстрирует пантомиму, а ребенок должен угадать, что каждое движение обозначает. Для начала можно брать простые действия (причесаться, умываться, чистить зубы, есть фрукты, налить чаю, читать книгу, карабкаться по лестнице, играть в футбол). Потом можно демонстрировать действие посложнее (накрывать на стол, прогулка по пляжу, уборка в квартире и т.д.).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.
Способности | Развивающие игры |
Преобразование образа мысли |
|
Ориентация в пространстве по схеме |
|
Чтение и образование схемы объекта |
|
Планирование действия мысли |
|
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.
Головоломка с палочками.
Материал: счетные палочки.
Ход игры.
Возьмите счетные палочки и сложите из них схематическое изображение какого-либо предмета. После этого предложите ребенку переложить несколько палочек, чтобы получилось другое изображение.
По правилам игры перекладывать палочки запрещается. Но если ребенок не может выполнить задание мысленно, можно прдложить сделать это на практике.
Усложнить можно, увеличив количество палочек, которые нужно переложить.
Где сидит попугай?
Материал: макет игровой комнаты из спичечных коробков, расположенных на ограниченной плоскости (стол или пол), огражденный веревкой. Можно нарисовать на бумаге план-схему комнаты.
Ход игры.
Предложите детям представить, что в этой комнате живут медвежонок Мишка и попугай Кеша. Один раз, когда медвежонок пошел в лес за ягодами, попугай придумал новую игру и решил поиграть в нее с медвежонком. Кеша спрятался в комнате и обозначил на схеме место, где его можно найти. Предложите ребенку помочь медвежонку найти попугая.
Можно организовать соревнование «Кто быстрей найдет попугая».
Сложность игры зависит от размера комнаты, в которой прячется попугай и количества объектов. Чтобы разнообразить игру, можно изменить интерьер комнаты или выбрать другое место (площадку и т.д.)
Нарисуй план-схему.
Материал: бумага, карандаш.
Ход игры.
Предложить детям создать план-схему знакомого пространства. Потом можно предложить сделать план-схему своей комнаты. Перед началом работы обсудить, что находится в квартире и особенности ее планировки.
Выигрывает тот, кто наиболее точно изобразил помещение.
Прогноз погоды.
Материал: бумага, карандаш, схемы.
Ход игры.
Синоптики условились изображать погоду при помощи условных обозначений. Такие рисунки метеорологи используют для составления карт погоды. Такими картами пользуются моряки и летчики.
Спросить, каким знаком можно изобразить ясный солнечный день, дождливый день, снегопад, пасмурный день, дождь с грозой, ветер, шторм, дождь со снегом и т.д.
Нарисовать разные варианты схематичных изображений.
Затем при помощи «рации» ведущий говорит, какая будет погода, а дети должны найти соответствующую карточку.
Можно предложить рассказать о погоде при помощи схематических изображений.
Созвездия.
Материал: схемы созвездий, рисунки животных и мифических героев.
Ход игры.
Задание: найти рисунок, который соответствует определенному созвездию.
Можно рассказать легенды и мифы (о богине Афродите, о созвездии Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Пегаса и Персея)
Собери по схеме.
Материал: строительный конструктор, схематические изображения конструкций.
Ход игры.
Ведущий показывает ребенку схематическое изображение одной из конструкций, а он должен собрать ее из деталей, которые есть в его распоряжении.
Перед началом можно проанализировать изображение, выделить основные части и формы.
Чтобы усложнить игру, можно увеличить количество деталей либо показывать схему в течение короткого времени и предложить собрать ее по памяти.
Нарисуй схему.
Материал: строительный конструктор, бумага, карандаш.
Ход игры.
Предложите ребенку собрать какую-либо конструкцию или соберите ее самостоятельно. Затем предложите изобразить эту конструкцию в виде 3-х схем – вид спереди, вид сбоку, вид сверху.
Можно помочь ребенку проанализировать конструкцию, выделив основные детали и формы.
Зашифруй сказку.
Материал: небольшие сказки или рассказы.
Ход игры.
Пример истории:
«Однажды черепаха решила полакомиться бананами. Она подползла к пальме, но достать бананы не смогла. Пробовала раскачать пальму – не удалось. Пробовала залезть на дерево – сил не хватило. И когда она потеряла надежду – появился жираф. Жираф легко сорвал несколько бананов и отдал их черепахе».
Затем последовательно зарисовать рассказ, используя схематические изображения.
Затем предложить ребенку рассказать при помощи схемы эту историю.
Найди все тропки.
Материал: игровое поле, где каждая клеточка имеет свой номер.
Ход игры.
Еж попросил Черепаху принести ему несколько яблок на обед. Но Черепаха не знала дороги, чтобы ей помочь, Ежик записал все возможные пути к нему при помощи чисел. Отгадай, какие это могут быть дорожки, если каждая из них имеет длину 4 квадрата, а двигаться по диагонали нельзя.
Размер игрового поля можно увеличить, вместо цифр можно использовать буквы, знаки или геометрические фигуры.
Переставлялки.
Материал: рабочие листы с заданиями.
Ход игры.
Сначала нужно определить, чем верхняя карточка отличается от нижней.
Задание игры: с помощью определенного количества ходов нужно разместить фигуры верхней карточки на такие же места, которые они занимают на нижней. При этом одним ходом можно переставлять лишь 1 фигуру и только на свободное поле. Количество ходов указано справа от пары карточек.
Шахматная доска.
Материал: маленькая шахматная доска (3х3 или 4х4 клеточки) . разрезать это поле на 3-4 части.
Ход игры.
Предложить ребенку собрать из частей целое поле, но так, чтобы черные и белые клетки чередовались друг с другом.
Можно устроить соревнование, кто быстрей соберет поле.
Постепенно можно увеличивать количество клеток.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Способы | Развивающие игры |
Сравнение |
|
Обобщение |
|
Систематизация |
|
Соответствие содержанию |
|
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Исследователь.
Материал: различные предметы.
Ход игры.
Выберите какой-либо предмет и начните его обследовать. Каждый по очереди должен выделить в нем какую-то особенность, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно назвать предмет и сказать для чего он предназначен, какие его основные признаки: цвет, форма, размер; какой он на ощупь, по запаху, на вкус; из чего сделан; на что похож и на что не похож; что будет, если его бросить в воду (огонь, с высоты), ударить по нему, подбросить и т.д.
Заплатки.
Материал: узоры с вырезанными лоскутами.
Ход игры.
Необходимо найти заплатки к прорехам. Обратить внимание на то, что не все заплатки можно вставить в прореху, а лишь те, которые совпадают узором.
Игру можно усложнить, увеличив количество элементов для сравнения.
Чем похожи и чем отличаются?
Материал: пары разных картинок или пары разных слов, которые называют какие-либо предметы и явления.
Ход игры.
Пример:
- Платье и кроссовки.
- Роза и тюльпан.
- Заяц и волк.
- Сосна и каштан.
- Холодильник и пылесос.
- Тетрадь и книга.
- Клюшка и ракетка.
- Рыбы и птицы.
- Море и океан.
- Человек и обезьяна.
Назвать одну из пар и попросить определить, чем похожи и чем отличаются объекты. Необходимо назвать как можно больше признаков отличия и сходства.
В группе детей можно называть похожие и отличительные особенности по очереди. Кто не может назвать ни одного признака – пропускает ход.
Зачем и почему?
Материал: вопросы к детям.
Ход игры.
Ведущий задает вопросы, а ребенок должен логично на него ответить. Вопросы могут быть 3-х видов: 1) на предположение, угадывание и додумывание; 2)на установление причины и содержания действий; 3)на принятие решения и планирование своих действий.
Вопросы первого типа.
- Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- … зачем люди пришли в ресторан?
- … зачем нам нужны книги?
- … зачем нам нужны плитки и печки?
- …зачем нам нужны ножницы?
- …Зачем человек спит?
- …зачем нам нужен телефон?
Вопросы второго типа.
- Почему масло плавится на горячей поверхности?
- Почему вода в холодильнике замерзает?
- Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не вверх?
- Что необходимо для жизни собаке, кошке, рыбе?
Вопросы третьего типа.
- Мы хотим пригласить на следующей неделе гостей. Как нам приготовиться? Перечислите все, что мы должны сделать.
- Денис вылил варенье на пол. Что ему теперь делать?
- В очереди за помидорами Дима стал впереди Марины. Как ей быть?
- Катя пошла на прогулку и заблудилась. Что ей делать? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?
- Как узнать, который час?
Выигрывает тот, кто ответит правильно большее количество раз.
Я знаю.
Материал: мяч.
Ход игры.
Ведущий называет какое-либо обобщающее слова, а ребенок должен назвать те понятия и предметы, которые входят в данное обобщение (растение, фрукты, овощи, транспорт и т.д.), можно использовать абстрактные обобщения (какой бывает погода? Какие бывают праздники? Назови все, что летает)
Один лишний.
Материал: предметы или картинки, принадлежащие к группам: игрушки, посуда, овощи, фрукты, инструменты, рыбы, ягоды, напитки, продукты, одежда и т.д..
Ход игры.
Сгруппировать картинки таким образом, чтобы одна из них была лишняя. Ребенок должен найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
Назови одним словом.
Материал: группы слов.
Ход игры.
Ведущий называет три предмета одной группы, а ребенок делает обобщение. Например:
- Суп, каша, котлета – еда
- Компот, сок чай – напитки.
- Рояль, скрипка, дудка – муз.инстументы и т.д.
Игру можно усложнить, если ввести дополнительное условие: перед называнием обобщающего слова ребенок должен назвать еще один предмет данной группы.
Железная дорога /Обручи/
Материал: комплект из 18 геометрических фигур /круг, треугольник, квадрат/ из блоков Дьенеша.
Ход игры.
Фигуры – поезда должны попасть в конечный пункт, при этом двигаться могут фигуры соответствующие знакам.
Кто допустит меньше ошибок – тот и выиграл.
Универсам.
Материал: карточки с изображением предметов 4-х групп по 3-4 картинки в каждой группе..
Ход игры.
В универсам привезли много разных товаров. Дети должны разложить товары по полкам. В магазине есть 4 отдела.
Затем предложите сократить количество отделов в два раза. Разгруппировать товары и назвать отделы обобщающим словом.
Группы предметов можно расширять и разнообразить.
Продолжи ряд чисел /продолжи ряд предметов/.
Материал: карточки числового лото и знак вопроса /карточки с изображением предметов и знак вопроса/.
Ход игры.
Разложите карточки с числами в 2 ряда. В первом ряду числа должны быть расположены в определенной последовательности. В конце первого ряда должен быть знак вопроса, т.к. последнее число отсутствует.
Ребенку необходимо найти закономерность расположения чисел и выбрать одно из чисел второго ряда для завершения первой строчки.
Матрица.
Материал: таблицы с изображением предметов в определенной закономерности /2*2, 3*3/.
Ход игры.
В каждой матрице не хватает одного предмета. Ребенок должен понять закономерность и найти подходящий предмет, объяснив закономерность.
Что подходит?
Материал: два набора картинок.
Ход игры.
Один набор – для ведущего, второй – для ребенка. Ведущий называет какой либо предмет из своего набора, а ребенок должен отыскать наиболее подходящий из своего набора. Затем ребенок объясняет свой выбор.
Подбери к словам картинку.
Материал: набор картинок и набор слов, связанных с ними по смыслу.
Ход игры.
Ведущий называет какое-либо слово, а ребенок должен найти наиболее подходящую к этому слову картинку. Затем объясняет свой выбор.
Выигрывает тот, кто быстрее и точнее подберет картинку.
Придумай сам.
Материал: незаконченные предложения.
Ход игры.
Примеры:
- Дом – кирпич, банка - … /стекло/
- Шайба – клюшка, воланчик - …/ракетка/
- Коньки – лед, лыжи -…/снег/
- Иголка-ткань, фломастер -…/бумага/
- Свет – глаза, звук -…/ухо/ и т.д.
Ребенку необходимо закончить предложение одним словом.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Способы | Развивающие игры |
Выделение противоположных особенностей |
|
Составление вопросов |
|
Выделение несущественных признаков |
|
Генерирование идей |
|
«Включение» объекта в новые связи |
|
Выбор оригинального образа |
|
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
И хорошо, и плохо.
Материал: набор слов и понятий.
Ход игры.
Ведущий предлагает оценить явления и понятия с точки зрения «хорошо – плохо».
Примеры понятий:
- Зима, лето, осень, весна. /лето хорошо – тепло, можно купаться, мало одежды; плохо – бывает очень жарко, пот, можно обгореть на солнце/
- Дождь, снег, солнце, ветер, огонь. /огонь хорошо – согревает, можно приготовить еду, плохо – можно обжечься, пожары/
- Спать, есть, гулять в лесу, лазить в горах.
- Пить лекарства, делать зарядку, умываться.
- Нож, тарелка, стекло. /нож хорошо – легко резать, плохо – можно пораниться/
Затем можно предложить детям назвать какие-либо предметы и найти в них противоположные признаки и функции.
Противоположности.
Материал: набор противоположных пар слов.
Ход игры.
Ведущий называет противоположные особенности или признаки, а дети должны догадаться, какие предметы и явления могут иметь эти особенности.
Например:
- острый – тупой /нож/
- горячий – холодный /чай/
- добрый – злой /собака/
- веселый – грустный /человек/
- глубокое – мелкое /море, озеро/
- слабый – сильный /ветер, парень/
- быстрый – медленный /автомобиль, поезд/
- идти – стоять /часы, человек/
Почемучка.
Материал: сюжетный рисунок.
Ход игры.
Предложите детям рассмотреть и рисунок и спросить обо всем, что им непонятно. Победителем может быть тот, кто задаст больше вопросов, либо вопросов, на которые трудно ответить.
Когда все вопросы будут исчерпаны, нужно придумать рассказ по картине, используя прежние ответы на все вопросы.
Что в кулаке?
Материал: игрушки из киндер-сюрприза.
Ход игры.
Возьмите игрушку и спрячьте его в кулаке. Дети должны отгадать этот предмет, задавая различные вопросы. Выигрывает тот, кто угадает предмет, используя наименьшее количество вопросов.
Без слов.
Материал: ситуации общения.
Ход игры.
Ведущий придумывает ситуацию, в которой говорить нельзя либо не имеет смысла. Например, встреча с марсианами, либо два человека на противоположных берегах реки и т.д.
Ребенок должен что-либо спрашивать у ведущего /без слов/, а ведущий должен отвечать /без слов/
Перечень вопросов:
- сейчас утро или вечер?
- Ты хочешь есть?
- Где можно купить продукты?
- Тут есть телефон?
- Где моя зубная щетка?
- Не нападут ли на нас марсиане?
- Тут есть какой-либо транспорт?
Находчивый.
Материал: разнообразные предметы.
Ход игры.
Выберите предмет и попросите детей назвать как можно больше вариантов, для чего этот предмет можно использовать. В этой игре можно и нужно выходить за рамки обычного применения вещей.
Например, книга:
- Читать
- Груз для склеивания предметов
- Подставка для фильмоскопа
- «кирпич» для строительства замка
- Для огня
- Как бумагу для записей
- Как веер
- Как тень от света
- Как тайник
- Для самообороны и т.д.
Золотые руки.
Ход игры.
Ведущий называет какой-либо материал, а дети должны придумать как можно больше предметов (обычных и необычных), которые можно сделать из этого материала.
Например, дерево:
Стул, стол, карандаш, шкаф,
Книжная полка, тумбочка, оконная рама,
Дверь, статуэтка, рамка для картин,
Шашки, шахматная доска, корабль, дом,
Детский конструктор, лестница и т.д.
Настроение в цвете.
Материал: бумага, краски, фломастеры, карандаши, мелки.
Ход игры.
Предложите ребенку при помощи красок изобразить различные настроения, чувства, эмоции. Например, веселье, страх, обида, злость, любовь и т.п.
Лучше формулировать задание конкретно: «У тебя веселое настроение – ты идешь в цирк. Каким бы цветом ты нарисовал это настроение?»
Второй вариант – разукрасить два одинаковых контурных рисунка. На одном – добрый и веселый волшебник, на другом – злой и хмурый.
Пантомима для смекалистых.
Ход игры.
Предложите ребенку отгадать ваши пантомимы:
- Силач поднимает штангу.
- Индейца в прериях
- Веселую обезьянку с бананом
- Горячий самовар
- Лиса бежит от охотника
- Петух упал в болото
- Медвежонок ест мед.
После того как дети научатся отгадывать пантомимы, нужно предложить им придумать свои пантомимы.
Представь себе…
Ход игры.
«… Если бы ожили твои игрушки (медвежонок, слоненок, машинка, кукла и т.д.), то что бы они тебе сказали?»
Дети должны придумать, что такое важное могли бы сказать игрушки. Идеи могут быть невероятные и смешные. Предложите представить себе, что сказал бы вам:
- Кухонный стол, за которым вы обедаете;
- На что пожаловался бы диван, на котором вы спите.
- Чем бы похвасталась ваша любимая книжка? И т.д.
Затем можно переходить к необычным явлениям:
- Что будет, если солнце привязать веревкой к дереву?
- Что будет, если все предметы начнут падать не вниз, а вверх?
- Что будет, если человек перестанет употреблять пищу?
Составь предложение.
Ход игры.
Предложите ребенку из трех слов придумать как можно больше предложений. Например:
- Автомобиль, мокрый, пастух
- Тетрадь, обезьяна, сова.
- Звон, лестница, встать.
- Лампа, дерево, высокий.
- Подушка, веселый, жевать.
- Корова, легкий, летать.
Можно использовать и большее количество слов (4-5), но начинать лучше с трех. Можно придумывать предложения фантастического содержания.
Волшебные круги.
Материал: рабочий лист с 20 кругами.
Ход игры.
Предложите ребенку дорисовать круги так, чтобы вышло 20 разных предметов, которые имеют округлую форму, либо круг входит в их состав. Под каждым предметом нужно написать его название.
Прямоугольное королевство.
Материал: рабочий лист с 20 прямоугольниками.
Ход игры.
Предложите ребенку дорисовать прямоугольники так, чтобы вышло 20 разных предметов, которые имеют прямоугольную форму, либо прямоугольник входит в их состав. Под каждым предметом нужно написать его название.
Дорисуй фигуру.
Материал: рабочий лист с фигурами, не похожими на реальные предметы..
Ход игры.
Детям необходимо дорисовать эти фигуры так, чтобы вышло что-то интересное, а потом придумать к каждому рисунку коротенькую историю.
Незаконченный рисунок.
Материал: рабочий лист с незаконченным схематическим изображением. Карандаши.
Ход игры.
Предложите ребенку закончить рисунок, а потом рассказать интересную историю
Чтобы усложнить игру, можно сделать изображения трудно узнаваемыми. Варианты игры могут быть такими:
- Однажды на Марсе.
- Остров в океане
- Необычный цирк.
- Мультики. И др.
А что дальше?
Материал: рисунки с интересным и понятным ребенку сюжетом..
Ход игры.
Ребенку необходимо внимательно рассмотреть рисунок, придумать и рассказать историю, которая могла бы произойти с героями рисунка.
Обратите внимание на детали, которые ребенок должен использовать в рассказе.
Разновидности игры:
- Нарисовать рисунок и рассказать придуманную историю.
- Сделать 1-2 схематичных рисунка и рассказать, что было до изображенной ситуации, чем все закончилось.
Придумай историю.
Ход игры.
Предложите ребенку составить рассказ на необычную тему:
- Снеговик придумал способ полететь на Солнце.
- Гном решил стать великаном.
На что похожа фигура?
Материал: изображения разнообразных фигур..
Ход игры.
Предложите детям определить, на что похожи эти фигуры.
Затем нужно детально рассказать о придуманном предмете: для чего нужен, чей он, как выглядит, цвет и т.д.
Затем предложите детям самостоятельно придумать подобные рисунки и показать их для отгадывания.
Кляксы.
Материал: изображения клякс разной формы..
Ход игры.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть кляксы и сказать, на что они похожи. Затем выберите самую оригинальную версию.
Кляксы можно сделать вместе с детьми и потом придумать истории.
Путешествие на тучах.
Материал: небо, стена, асфальт и т.д.
Ход игры.
Во время прогулки предложите ребенку посмотреть на облака и пофантазировать, на что они похожи. Чем больше оригинальных версий – тем лучше.
Самое смешное.
Материал: бумага, карандаши, фломастеры.
Ход игры.
Предложите детям нарисовать что-то смешное – самое смешное в мире. В конце можно организовать выставку рисунков
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.
Способности и умения | Развивающие игры |
Использование предметов-заместителей |
|
«оживление» предметов |
|
Создание образа по словесному описанию |
|
Воссоздание целого из частей |
|
Оперирование образом объекта в пространстве |
|
Составление и последовательная реализация плана |
|
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.
Живые фигуры.
Материал: небольшие игрушки или предметы, геометрические фигуры, карточки с изображением этих фигур в различных комбинациях.
Ход игры.
Для начала можно взять 3 игрушки и 3 фигуры.
Например, медведь – квадрат, крокодил – треугольник, черепаха – полукруг.
Задание состоит в том, чтобы разместить игрушки в соответствии с расположением фигур на карточке.
Постепенно количество фигур увеличивается.
Затем можно предложить располагать фигуры в соответствии с рассказом истории об игрушках «Путешествие», «Поход», «Прогулка» и т.д.
Усложнение: увеличение количества игрушек и фигур.
Водитель такси.
Материал: 5-10 карточек с дорожными знаками.
Ход игры.
Скажите детям. Что они сейчас будут водителями такси и их в пути ждут разные неожиданности.
Водители отправляются в путь и встречают разные знаки, определяют их значение и двигаются дальше.
вывески
Материал: карточки с изображением предметов, которые могли бы быть вывесками к различным магазинам.
Ход игры.
«Чтобы узнать, чем торгуют в магазине –достаточно посмотреть на вывеску» Покажите первую карточку:
-какие товары можно купить в магазине с такой вывеской?
-как называется такой магазин?
Затем можно предложить придумать другие вывески к магазинам, используя не более 1-2 предметов.
Сундучок сказок.
Материал: коробочка с разноцветными геометрическими фигурами.
Ход игры.
Дети по очереди достают геометрическую фигуру, называют героя и что с ним произошло. Следующий ребенок берет следующую фигуру и т.д.
Когда сказка закончилась – предложить детям вспомнить – какая геометрическая фигура какого героя обозначала.
Мешок с подарками.
Материал: 2 мешка и игрушки небольшого размера.
Ход игры.
По словесному описанию найти в мешочке на ощупь нужный предмет.
Пример описания:
«Это предмет, который может легко изменить форму и превратиться из одной игрушки в другую» /робот-самолет/
Так бывает или нет?
Ход игры.
Ведущий коротко описывает ситуацию:
- Вертолет летит в небе
- Медведь живет в зеркале
- Медведь гуляет в лесу
- Все деревья растут вниз
- На шкафу греется чай
- Маша едет на велосипеде
- Мальчик ест банан
- Мяч закопал девочку
- У Коли квадратный шар
- Курица съела слона и т.д.
Дети говорят бывает ли так или нет.
Выигрывает тот, кто сделал меньше всего ошибок.
Отгадай загадку.
Материал: загадки.
Ход игры.
Предложите детям не говорить отгадки, а показать при помощи пантомимы, жестов, мимики.
Собери картинку.
Материал: разрезные картинки (от 5-6 частей и более).
Ход игры.
Показать целую картинку, запомнить ее, а затем предложить собрать из частей такую же.
Побеждает тот, кто соберет первым и правильно.
Дополнительные условия:
- определить каких частей не хватает.
- Сколько машин можно сделать из предложенных деталей?
Лоскутки.
Материал: картинки сюжетные и предметные и вырезанные фрагменты из картинок в увеличенном виде.
Ход игры.
Предложить детям рассмотреть рисунок и фрагменты рисунков. Определить, откуда был вырезан каждый лоскут.
Салфетки с узором.
Материал: образцы вырезанных салфеток.
Ход игры.
Необходимо мысленно развернуть сложенную салфетку и ориентируясь на узор, определить какая из развернутых салфеток подходит к образцу.
Кубики-неведимки.
Материал: кубики и схемы сборок конструкций.
Ход игры.
Соберите одну из конструкций и предложите ребенку определить, сколько кубиков вы использовали для этого. Сколько кубиков мы не видим?
На следующем этапе можно предложить схемы конструкций с постепенным усложнением.
Развертки.
Материал: изображения объемных предметов и их разверток на плоскости.
Ход игры.
Нужно определить, какому предмету соответствует определенная развертка.
Расшифруй сказку.
Материал: бумага, карандаши, фломастеры.
Ход игры.
Придумайте сказку с простым сюжетом, но не рассказывайте, а изобразите в виде последовательных рисунков.
Предложите детям «расшифровать» сказку и рассказать ее. Главное, чтобы сюжет развивался в соответствии с рисунками.
Игру можно усложнить путем увеличения количества рисунков.
Сказочник.
Материал: бумага, карандаши, фломастеры.
Ход игры.
Задание сказочника – придумать сказку на заданную тему. Но сперва нужно нарисовать план-схему своей сказки, а потом используя схему, рассказать придуманное.
Архитектор.
Материал: бумага в клеточку, карандаши, строительный конструктор.
Ход игры.
Предложите детям сначала нарисовать свою будущую постройку (для начала можно использовать 5-6 деталей), а затем сделать конструкцию по своей схеме.
Выигрывает тот, у кого наибольшее совпадение схемы и конструкции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Папка – передвижка для родителей. Г.Б. Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погр...
Образовательно - развивающая игра для дошкольников. "Угадай вид спорта!"
Игра создана для обучения и закрепления игровых видов спорта, где присутствует мяч. Предназначается для домашнего использования родителями, а так же, может применяться инструкторами по физ...
Развивающие игры для дошкольников
консультация для родителей...
Консультация "Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников"
Виды оздоровительных и разновариативных игр...
развивающие игры для дошкольников
развивающие игры по экологии...
"Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»
Методическая разработка … «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренеб...
Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики. 12.03.2017 Матвеева Л.В.
Игры для развития мелкой моторики.1. Упражнение с пипеткой.2. Упражнение с пинцетом.3. Сорти...