Учебно-методический материал "В гостях у мышки"
методическая разработка по математике по теме
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по формированиюэлементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша и развивающих игр Воскобовича (квадрат Воскобовича)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s_rasshireniem_myshka.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №81
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего возраста по развитию сенсорных и математических представлений в форме игры с использованием логических блоков Дьенеша.
Тема: «В гостях у мышки»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей в дошкольном возрасте - это одна из самых актуальных проблем современной педагогики. Интеллектуально-развитые дошкольники легче адаптируются в новой обстановке, быстрее запоминают новый материал, лучше подготовлены к школе, более активны и любознательны. Интеллектуальный труд очень нелёгок для ребёнка. Поэтому для достижения наилучшего результата в интеллектуальном развитии дошкольника весьма действенным является проблемно-поисковый метод развития, а главной формой организации работы является игра.
Образовательная программа дошкольного учреждения направлена на формирование у ребёнка основных интегративных качеств, которые являются показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и позволяют ему самостоятельно решать жизненные задачи, адекватные возрасту.
Интеграция математического развития с другими направлениями образовательного процесса осуществляется повседневно через целевые установки, через содержание образования, его развивающее воздействие на детей. Элементы интеграции разных видов познания содержат дидактические и развивающие игры, которые так же способствуют развитию интегративных качеств ребёнка. Я в своей работе использую дидактический материал « Логические блоки Дьенеша », а так же серию методических пособий к этому материалу. Особое внимание я уделяю социально- нравственному развитию детей – умению работать в коллективе, соблюдать правила игры, воспитанию целеустремлённости, настойчивости в достижении цели.
Охват детей: 10 воспитанников, возраст 4-5 лет.
Интеграция образовательных областей: Познание (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), Социализация, Коммуникация.
Цель мероприятия: ( Познание) Формирование познавательных интересов и способностей у детей, умение решать задачи на упорядочивание и классификацию объектов на основе сенсорных эталонов. ( Социализация) Умение соблюдать основные нормы и правила поведения, устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности, умение отвечать на вопросы, используя разнообразные формулировки. ( Коммуникация) Понимание детьми эмоционального состояния партнера в процессе игровой и практической деятельности.
Тема: «В гостях у мышки»
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Образовательные задачи:
1. Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам.
2. Упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5.
3. Учить упорядочивать и классифицировать геометрические фигуры
(блоки Дьенеша).
4. Закреплять умение выкладывать геометрические фигуры по заданному алгоритму (блоки Дьенеша).
5. Совершенствовать навыки складывания предмета по образцу (квадрат Воскобовича).
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
2. Развивать умение формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации.
3. Развивать речь как средство мыслительной деятельности, умению аргументировать свои высказывания.
4. Развивать элементарные математические качества и представления, через экспериментирование и практическую деятельность.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
2.Воспитывать умение внимательно слушать.
3.Воспитывать умение действовать по предложенному плану.
4.Воспитывать умение самостоятельно выполнять поставленную задачу.
5.Воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.
Формы и методы:
Словесный: беседа, пояснения, вопросы, указания, индивидуальные ответы детей;
Наглядный: использование карточек, блоков Дьенеша, «Квадрата Воскобовича», пиктограммы, цифры;
Игровой: дидактические игры, танцы;
Практический: работа с демонстрационным и раздаточным материалом, анализ занятия;
Технический: магнитофон;
Итерация: взаимодействие с учителем- логопедом, педагогом- психологом, воспитателем группы; взаимодействие с родителями воспитанников.
Демонстрационный материал: числовые карточки от 1 до 8, карточки – символы с обозначением свойств блоков, обручи одного размера разных цветов, большой квадрат Воскобовича, 8 больших коробочек.
Раздаточный материал: квадраты Воскобовича на каждого ребенка, комплекты логических блоков Дьенеша.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, у вас на столах лежит красивая разноцветная фигура. Как она называется? (квадрат) Это не просто квадрат, а волшебный квадрат. Кто мне скажет, почему мы его так называем? (потому что он умеет превращаться) Посмотрите на меня и скажите, как я сложила квадрат (пополам). Какая фигура получилась? (прямоугольник) А сейчас как я сложила? (по диагонали) Как называется фигура, которая получилась? (Треугольник) Правильно ребята, складывая квадрат разными способами, мы можем сделать разные игрушки. Сейчас ребята сложите, пожалуйста, ту игрушку, которая вам больше всего понравилась (дети из квадрата Воскобовича складывают разные игрушки по желанию и показывают друг другу).
Воспитатель. Ребята, посмотрите и отгадайте, а кого я сделала? (мышку). Сегодня мы с вами отправимся в гости к Мышке на поезде ( каждый ребенок берет билет и занимает свое место в вагоне). Под музыку дети отправляются к домику Мышки.
Мама мышка зовёт своих мышат, где же они? ( Воспитатель предлагает детям сделать мышат) Как много стало у нас мышей. А сейчас мышка хочет рассказать вам историю, которая произошла с ней сегодня. В доме у мышки был тёмный чулан, где она хранила сметану, молоко, масло и другие продукты, которые она заготавливала на зиму. Посмотрите, сколько коробочек было у мышей? (дети считают) Всего коробочек было 8. Покажите мне цифру 8.Но когда в темноте в чулане мама мышка бежала, то уронила все коробки и перепутала их местами. Теперь нам нужно помочь ей расставить все коробки по местам. Где же первая коробка? (дети последовательно расставляют числовые карточки от 1 до 8)
А в коробках лежала разная еда. Давайте попробуем отгадать, что же лежало в первой коробке (во второй, в третьей и т.д.) Загадки у нас не простые, они обозначены символами. (Воспитатель показывает карточки, на которых условно обозначены свойства блоков Дьенеша.) (Дети отгадывают фигуры по трём свойствам и находят в коробках предметы, похожие на эти фигуры)
Вот мы и отгадали, какие запасы сделали мыши на зиму.
Воспитатель: Мы с вами потрудились, а теперь немного разомнемся.
Физминутка: «Вышла мышка»
Вышла мышка как-то раз (ходьба с продвижением вперед)
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)
Раз, два, три, четыре, (хлопки над головой)
Мышки дернули за гири (руки вверх, приседание с опусканием рук)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон (Бег к своему месту)
Танец мышек ( под магнитофон).
Воспитатель. Мыши очень любили маму- мышку и решили сделать ей в подарок бусы из камушков, которые они нашли на берегу озера. А какие были бусы, мы сейчас узнаем, потому что мы сами сделаем такие же. (Дети выполняют задание за столом.) Нужно сделать длинные бусы. Вариант построения: из маленьких фигур, чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету.( блоки Дьенеша)
Сделали мыши бусы и отправились на прогулку в сад. А в саду они увидели красивые клумбы с цветами.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже посадим цветы на клумбах. (Воспитатель показывает детям обручи - клумбы, блоки – цветы) В первую клумбу нужно посадить все красные цветы, во вторую - все круглые, в третью - все большие. Мышатам очень понравилось гулять в саду и решили они немного потанцевать ( звучит музыка и дети произвольно танцуют вокруг клумб ).
Давайте проводим мышек домой
Воспитатель: Ребята, посмотрите, злой волшебник и здесь побывал ( на столе разбросаны блоки). Поможем жителям восстановить город?! Мальчики восстанавливают дворец, а девочки – замок. Внимательно смотрите на схему и не ошибайтесь.
Работа детей с блоками Дьенеша.
- Молодцы, справились успешно. Я думаю, жители города будут довольны. Дорожки мы построили, дворец и замок восстановили. А теперь украсим город цветами.
Воспитатель: Пора возвращаться домой (( каждый ребенок берет билет и занимает свое место в вагоне) – Где мы сегодня были с вами и что делали?
-Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики.
- Молодцы, ребята! Вы сегодня все старались, были умными, находчивыми, веселыми.
Методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша
«Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи»
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать все задачи воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности, в частности для реализации познавательного и речевого развития.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером-большие и маленькие;
4. толщиной-толстые и тонкие.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Кроме того, данный методический материал позволяет предлагать детям одной возрастной группы задания разного уровня сложности, независимо от уровня интеллектуального развития. Такая организация работы с дидактическим материалом дает возможности для актуализации и развития интеллектуальных способностей 9внимание, память, мышление, речь) всех детей.
Работа с блоками организуется в три этапа:
1.Подготовительный этап предполагает знакомство детей с дидактическим материалом через организацию игр(«Чудесный мешочек», «Найди символ», «Найди пару» и другие).
2.На втором этапе освоения игры дети знакомятся с содержанием алгоритмов и правил игры с дидактическими блоками.
3.На третьем этапе осуществляется усложнение и дифференциация заданий в зависимости от уровня интеллектуального развития детей.
Усложнение игровых заданий осуществляется по трем направлениям:
1.через содержание (увеличение свойств и преобразований в алгоритме),
2.через организацию (групповая, индивидуальная),
одновременно через организацию(индивидуальная форма) и через содержание (увеличение признаков и преобразований),
3.через самостоятельное составление ребенком алгоритмов.
Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)
Всего 11 карточек.И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный. Не круг.
Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире "мемори".
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком блюдом для пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики (кубики на гранях которых изображены свойства блоков) можно с детьми придумать много сценариев различных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка "Проект "В гостях у дедушки Корнея".
Данный проект является для меня пилотным. Однако результат (театрализация сказки) превзошел все ожидания. Так что, дерзайте, уважаемые педагоги. Сложно только начать....
учебно-методические материалы В гостях у Чипполино
Пояснительная запискаДанное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано логопедом ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельност...
Учебно - методическое пособие: "В гости к сказке"
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Поэтому ребенок чаще сидит...
Учебно-методическая разработка "В гостях у бабушки"
Цель: формирование элементарных представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной исследовательской деятельности в процессе решения практических ...
Учебно- методическая разработка "В гостях у сказки" для детей с нарушением слуха 3 года обучения.
Учебно - методическая разработка для воспитанников с нарушением слуха 3 года обучения. Тема занятия: "В гостях у сказки"....
Учебно-методическая разработка. «В гостях у осени»
Учебно-методическая разработка. «В гостях у осени» Автор методической разработки: Чернова Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росиночка», г....
Учебно-методическая разработка "В гостях у симфонического оркестра"
Учебно-методическая разработка состоит из методического сопровождения в виде конспектов занятий и цифровых образовательных ресурсов в виде мультимедийных презентаций....