Учебно-методическая разработка. «В гостях у осени»
план-конспект занятия (средняя группа)

Учебно-методическая разработка.  «В гостях у осени»

 Автор методической разработки: Чернова Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росиночка»,  г. Тамбова.

Описание материала: конспект интегрированного занятия с элементами  детского экспериментирования для детей 4 – 5 лет.

                                                   

Цель: Уточнить и обобщить знания детей об осенних явлениях природы, расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой и с помощью экспериментов побуждать детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества

 

Задачи:

1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

• Закрепить в сознании детей признаки осени, сезонные изменения в природе.

 

3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

• Активизировать словарный запас детей;

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Развивать чувство прекрасного через осенний пейзаж, способность передать это в коллективной работе.

 

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки и упражнений на дыхание;

• Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

В.-  Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем  их: улыбнёмся и подарим их своё хорошее настроение и улыбки.

В. – Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Д. – Осень.

В. – Посмотрите вокруг. Что вы видите? Как вы думаете, к кому в гости мы с вами пришли?

Д. – Осенние деревья, желтые, красные, оранжевые листья, темные тучи, из которых идет дождь. Мы попали в гости к Осени.

В. – Правильно, сегодня в гости нас пригласила Осень.

        Ребята, скажите, а как вы догадались, что наступила осень?

Д. – Осенью часто идут дожди, на дорогах лужи долго не высыхают, дует холодный ветер, день становится короче, а ночь – длиннее, на деревьях листья меняют свою окраску и облетают с них, птицы улетают в теплые края, солнышко уже не греет, оно часто прячется за тучами, небо хмурое, все в серых тучах, созревают семена на различных растениях, с полей и в садах убирают урожаи и др.

В. – Молодцы, ребята, много изменений в природе вы заметили.

    – Ребята, вы хотите сами узнать и проверить, как все это происходит в природе?

Д. – Да.

В. – Для этого вам надо побывать в научной лаборатории и стать самыми настоящими учеными. Она находится прямо здесь, проходите, переодевайтесь, занимайте свои рабочие места.

(Дети одевают фартуки, нарукавники.)

В.– Но прежде, чем приступить к научным испытаниям, отгадайте загадку:

Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник —

Хлюпает по лужам… (дождик)

 

Д.- Это дождь.

В. – Правильно, это дождь. Давайте сами «создадим» дождь.

 

Опыт 1.  «Создаем дождь»  

На столах у ребят лежат подносы с чуть влажными губками. Осень предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

В. - Так откуда же берется дождь?

Д. – Из облаков и туч.

В.-    А сейчас мы немного отдохнем и для тучки потанцуем (исполняется танец «Сердитая тучка»).

 

В. – Ребята, отгадайте следующую загадку:

Невидимка озорной: все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит.

Узнали, что это?

(Ветер).

 

В. - Точно, это он. А как узнать, что он есть? (Ответы детей.) Мы сейчас попробуем это узнать.

 

Опыт 2.  (с бумажными салфетками) «Ветерок в моем окошке».

В.- Возьмите бумажную салфетку пальцами обеих рук, получилось «оконце со шторкой».

Нужно глубоко вдохнуть,

Чтоб на шторку нам подуть

 

Слегка подуйте на шторку, что произошло, отчего шторка приподнялась? А теперь сильно подуйте на шторку, ветер всегда одинаковый?  (ответы детей).

Вывод: мы дули – создавали ветерок, который и приподнимал «шторку на оконце».

В.- Что же такое ветер?

Д. - Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим.

 

В.- Ребята, послушайте стихотворение:

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит!»

 

В. – О чем это стихотворение? А что происходит с листьями деревьев осенью?

Д. - Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. (У разных деревьев они окрашиваются по-разному: красные, желтые, коричневые)
В.- Когда листики желтеют, что с ними происходит?
Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы?
(Листопад)
В.- Правильно, листопад. Давайте все вместе повторим это красивое слово. 

В. - Осень настоящая художница, так умело подбирает краски для раскрашивания листвы.

 В.– Ребята, а вы хотите сами попробовать, как получаются цвета осени?

Д. – Да.

В. – Но озорник Ветерок забрал с собой почти все цвета, у меня осталось только 3 цвета? Какие?

Дети:

Жёлтая, красная, синяя.

В.- Это 3 основные цвета. Эти краски не простые. Из них можно составить другие.

 

Опыт 3.  «Смешивание красок»

Если красный с жёлтым рядом

Светит солнышко, жара

Апельсины, мандарины

Нарисует детвора.

Какой цвет получится? (Оранжевый)

Воспитатель показывает таблицу (желтый т + красный = оранжевый цвет)

В.- А если жёлтый с синим подружится. Какой цвет получится? (Зелёный).

Правильно (показывает таблицу).

 В.- Давайте проверим. Возьмите колбы, наберите в пипетку сначала желтый затем красный цвет, какой цвет получился? (Оранжевый )

Совершают те же действия с жёлтой и синей краской.

В. –Какие новые цвета вы получили  при смешивании красок?

 

В.- Ребята, а как же мы в гости пришли и без подарка? Я кажется что-то придумала (показывает нарисованное дерево без листьев).

В.- Мне кажется чего-то не хватает на дереве? 
Д.- Листьев.
В. -Что же нам делать?

Д.- Нарисовать.

В.- Какие вы у меня догадливые! Но прежде подготовим наши пальчики (проводится пальчиковая гимнастика «Осень».
 

Продуктивная деятельность «Осеннее дерево» (коллективная работа)(Воспитатель показывает технику примакивания и читает стих)

 

Научу я вас ребята, небольшому волшебству,

Как в рисунке и без кисти я использую листву.

Листик крашу губкой ровно, 1.2.3.4.5.

И на холст большой, бумажный, ставлю листиком «печать».

 

(Дети берут примакают приготовленными красками и поролоновыми губками листочки и оставляют оттиски на большом листе бумаги А-2)

 

В.- Молодцы ребята, посмотрите какая у нас красивая картина получилась. Я думаю осени очень понравиться.  Какими красивыми словами мы можем описать осень, какая она бывает? (урожайная, золотая, красивая, холодная, дождливая, хмурая…)  Вы ребята молодцы, столько много знаете об осени и за это осень дарит вам угощение (детям дарят шоколадные грибочки в корзине).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_eksperementirovanie_osen.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка.  «В гостях у осени»

 Автор методической разработки: Чернова Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росиночка»,  г. Тамбова.

Описание материала: конспект интегрированного занятия с элементами  детского экспериментирования для детей 4 – 5 лет.

                                                   

Цель: Уточнить и обобщить знания детей об осенних явлениях природы, расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой и с помощью экспериментов побуждать детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества

Задачи:

1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

• Закрепить в сознании детей признаки осени, сезонные изменения в природе.

3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

• Активизировать словарный запас детей;

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Развивать чувство прекрасного через осенний пейзаж, способность передать это в коллективной работе.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки и упражнений на дыхание;

• Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Ход занятия:

В.-  Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем  их: улыбнёмся и подарим их своё хорошее настроение и улыбки.

В. – Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Д. – Осень.

В. – Посмотрите вокруг. Что вы видите? Как вы думаете, к кому в гости мы с вами пришли?

Д. – Осенние деревья, желтые, красные, оранжевые листья, темные тучи, из которых идет дождь. Мы попали в гости к Осени.

В. – Правильно, сегодня в гости нас пригласила Осень.

        Ребята, скажите, а как вы догадались, что наступила осень?

Д. – Осенью часто идут дожди, на дорогах лужи долго не высыхают, дует холодный ветер, день становится короче, а ночь – длиннее, на деревьях листья меняют свою окраску и облетают с них, птицы улетают в теплые края, солнышко уже не греет, оно часто прячется за тучами, небо хмурое, все в серых тучах, созревают семена на различных растениях, с полей и в садах убирают урожаи и др.

В. – Молодцы, ребята, много изменений в природе вы заметили.

    – Ребята, вы хотите сами узнать и проверить, как все это происходит в природе?

Д. – Да.

В. – Для этого вам надо побывать в научной лаборатории и стать самыми настоящими учеными. Она находится прямо здесь, проходите, переодевайтесь, занимайте свои рабочие места.

(Дети одевают фартуки, нарукавники.)

В.– Но прежде, чем приступить к научным испытаниям, отгадайте загадку:

Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник —

Хлюпает по лужам… (дождик)

Д.- Это дождь.

В. – Правильно, это дождь. Давайте сами «создадим» дождь.

Опыт 1.  «Создаем дождь»  

На столах у ребят лежат подносы с чуть влажными губками. Осень предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

В. - Так откуда же берется дождь?

Д. – Из облаков и туч.

В.-    А сейчас мы немного отдохнем и для тучки потанцуем (исполняется танец «Сердитая тучка»).

В. – Ребята, отгадайте следующую загадку:

Невидимка озорной: все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит.

Узнали, что это?

(Ветер).

В. - Точно, это он. А как узнать, что он есть? (Ответы детей.) Мы сейчас попробуем это узнать.

Опыт 2.  (с бумажными салфетками) «Ветерок в моем окошке». 

В.- Возьмите бумажную салфетку пальцами обеих рук, получилось «оконце со шторкой».

Нужно глубоко вдохнуть,

Чтоб на шторку нам подуть 

Слегка подуйте на шторку, что произошло, отчего шторка приподнялась? А теперь сильно подуйте на шторку, ветер всегда одинаковый?  (ответы детей).

Вывод: мы дули – создавали ветерок, который и приподнимал «шторку на оконце».

В.- Что же такое ветер?

Д. - Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим.

В.- Ребята, послушайте стихотворение:

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит!»

В. – О чем это стихотворение? А что происходит с листьями деревьев осенью?

Д. - Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. (У разных деревьев они окрашиваются по-разному: красные, желтые, коричневые)
В.- Когда листики желтеют, что с ними происходит?
Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы?
(Листопад)
В.- Правильно, листопад. Давайте все вместе повторим это красивое слово. 

В. - Осень настоящая художница, так умело подбирает краски для раскрашивания листвы.

 В.– Ребята, а вы хотите сами попробовать, как получаются цвета осени?

Д. – Да.

В. – Но озорник Ветерок забрал с собой почти все цвета, у меня осталось только 3 цвета? Какие?

Дети:

Жёлтая, красная, синяя.

В.- Это 3 основные цвета. Эти краски не простые. Из них можно составить другие.

Опыт 3.  «Смешивание красок»

Если красный с жёлтым рядом

Светит солнышко, жара

Апельсины, мандарины

Нарисует детвора.

Какой цвет получится? (Оранжевый)

Воспитатель показывает таблицу (желтый т + красный = оранжевый цвет)

В.- А если жёлтый с синим подружится. Какой цвет получится? (Зелёный).

Правильно (показывает таблицу).

 В.- Давайте проверим. Возьмите колбы, наберите в пипетку сначала желтый затем красный цвет, какой цвет получился? (Оранжевый )

Совершают те же действия с жёлтой и синей краской.

В. –Какие новые цвета вы получили  при смешивании красок?

В.- Ребята, а как же мы в гости пришли и без подарка? Я кажется что-то придумала (показывает нарисованное дерево без листьев).

В.- Мне кажется чего-то не хватает на дереве? 
Д.- Листьев.
В. -Что же нам делать?

Д.- Нарисовать.

В.- Какие вы у меня догадливые! Но прежде подготовим наши пальчики (проводится пальчиковая гимнастика «Осень».

Продуктивная деятельность «Осеннее дерево» (коллективная работа)(Воспитатель показывает технику примакивания и читает стих)

Научу я вас ребята, небольшому волшебству,

Как в рисунке и без кисти я использую листву.

Листик крашу губкой ровно, 1.2.3.4.5.

И на холст большой, бумажный, ставлю листиком «печать».

(Дети берут примакают приготовленными красками и поролоновыми губками листочки и оставляют оттиски на большом листе бумаги А-2)

В.- Молодцы ребята, посмотрите какая у нас красивая картина получилась. Я думаю осени очень понравиться.  Какими красивыми словами мы можем описать осень, какая она бывает? (урожайная, золотая, красивая, холодная, дождливая, хмурая…)  Вы ребята молодцы, столько много знаете об осени и за это осень дарит вам угощение (детям дарят шоколадные грибочки в корзине).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка "Проект "В гостях у дедушки Корнея".

Данный проект является для меня пилотным. Однако результат (театрализация сказки) превзошел все ожидания. Так что, дерзайте, уважаемые педагоги. Сложно только начать....

Учебно-методическое пособие «Сказка в гости к нам пришла»

Учебно-методическое пособие реализуется посредствомпреемственности содержания работы;используемых форм и технологий взаимодействия с воспитанниками;интеграции содержания работы специалистов ДОУ;единог...

Учебно -Методическое пособие: разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации «Как правильно слушать ребёнка»

Информационно - практическая беседа: «Умеем ли мы слушать детей?»Цель: способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействи...

Учебно-методический материал - презентация "Чем 8аняты люди осенью""

Презентация знакомит детей с трудом людей в осенний период....

Учебно-методический комплект по художественно-эстетическому развитию "Осень" (аппликация) в группе 4 года обучения для воспитанников с нарушениями слуха

Данный комплект содержит конспект непосредственно-образовательной деятельности, подборку стихотворений об осени, картотеку пальчиковых игр по данной лексической теме и опорные таблички к занятию....

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...