Учебно-методическая разработка. «В гостях у осени»
план-конспект занятия (средняя группа)
Учебно-методическая разработка. «В гостях у осени»
Автор методической разработки: Чернова Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росиночка», г. Тамбова.
Описание материала: конспект интегрированного занятия с элементами детского экспериментирования для детей 4 – 5 лет.
Цель: Уточнить и обобщить знания детей об осенних явлениях природы, расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой и с помощью экспериментов побуждать детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества
Задачи:
1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
• Закрепить в сознании детей признаки осени, сезонные изменения в природе.
3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
• Активизировать словарный запас детей;
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Развивать чувство прекрасного через осенний пейзаж, способность передать это в коллективной работе.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки и упражнений на дыхание;
• Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
Ход занятия:
В.- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их: улыбнёмся и подарим их своё хорошее настроение и улыбки.
В. – Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Д. – Осень.
В. – Посмотрите вокруг. Что вы видите? Как вы думаете, к кому в гости мы с вами пришли?
Д. – Осенние деревья, желтые, красные, оранжевые листья, темные тучи, из которых идет дождь. Мы попали в гости к Осени.
В. – Правильно, сегодня в гости нас пригласила Осень.
Ребята, скажите, а как вы догадались, что наступила осень?
Д. – Осенью часто идут дожди, на дорогах лужи долго не высыхают, дует холодный ветер, день становится короче, а ночь – длиннее, на деревьях листья меняют свою окраску и облетают с них, птицы улетают в теплые края, солнышко уже не греет, оно часто прячется за тучами, небо хмурое, все в серых тучах, созревают семена на различных растениях, с полей и в садах убирают урожаи и др.
В. – Молодцы, ребята, много изменений в природе вы заметили.
– Ребята, вы хотите сами узнать и проверить, как все это происходит в природе?
Д. – Да.
В. – Для этого вам надо побывать в научной лаборатории и стать самыми настоящими учеными. Она находится прямо здесь, проходите, переодевайтесь, занимайте свои рабочие места.
(Дети одевают фартуки, нарукавники.)
В.– Но прежде, чем приступить к научным испытаниям, отгадайте загадку:
Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам… (дождик)
Д.- Это дождь.
В. – Правильно, это дождь. Давайте сами «создадим» дождь.
Опыт 1. «Создаем дождь»
На столах у ребят лежат подносы с чуть влажными губками. Осень предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.
В. - Так откуда же берется дождь?
Д. – Из облаков и туч.
В.- А сейчас мы немного отдохнем и для тучки потанцуем (исполняется танец «Сердитая тучка»).
В. – Ребята, отгадайте следующую загадку:
Невидимка озорной: все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит.
Узнали, что это?
(Ветер).
В. - Точно, это он. А как узнать, что он есть? (Ответы детей.) Мы сейчас попробуем это узнать.
Опыт 2. (с бумажными салфетками) «Ветерок в моем окошке».
В.- Возьмите бумажную салфетку пальцами обеих рук, получилось «оконце со шторкой».
Нужно глубоко вдохнуть,
Чтоб на шторку нам подуть
Слегка подуйте на шторку, что произошло, отчего шторка приподнялась? А теперь сильно подуйте на шторку, ветер всегда одинаковый? (ответы детей).
Вывод: мы дули – создавали ветерок, который и приподнимал «шторку на оконце».
В.- Что же такое ветер?
Д. - Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим.
В.- Ребята, послушайте стихотворение:
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!»
В. – О чем это стихотворение? А что происходит с листьями деревьев осенью?
Д. - Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. (У разных деревьев они окрашиваются по-разному: красные, желтые, коричневые)
В.- Когда листики желтеют, что с ними происходит?
Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы?
(Листопад)
В.- Правильно, листопад. Давайте все вместе повторим это красивое слово.
В. - Осень настоящая художница, так умело подбирает краски для раскрашивания листвы.
В.– Ребята, а вы хотите сами попробовать, как получаются цвета осени?
Д. – Да.
В. – Но озорник Ветерок забрал с собой почти все цвета, у меня осталось только 3 цвета? Какие?
Дети:
Жёлтая, красная, синяя.
В.- Это 3 основные цвета. Эти краски не простые. Из них можно составить другие.
Опыт 3. «Смешивание красок»
Если красный с жёлтым рядом
Светит солнышко, жара
Апельсины, мандарины
Нарисует детвора.
Какой цвет получится? (Оранжевый)
Воспитатель показывает таблицу (желтый т + красный = оранжевый цвет)
В.- А если жёлтый с синим подружится. Какой цвет получится? (Зелёный).
Правильно (показывает таблицу).
В.- Давайте проверим. Возьмите колбы, наберите в пипетку сначала желтый затем красный цвет, какой цвет получился? (Оранжевый )
Совершают те же действия с жёлтой и синей краской.
В. –Какие новые цвета вы получили при смешивании красок?
В.- Ребята, а как же мы в гости пришли и без подарка? Я кажется что-то придумала (показывает нарисованное дерево без листьев).
В.- Мне кажется чего-то не хватает на дереве?
Д.- Листьев.
В. -Что же нам делать?
Д.- Нарисовать.
В.- Какие вы у меня догадливые! Но прежде подготовим наши пальчики (проводится пальчиковая гимнастика «Осень».
Продуктивная деятельность «Осеннее дерево» (коллективная работа)(Воспитатель показывает технику примакивания и читает стих)
Научу я вас ребята, небольшому волшебству,
Как в рисунке и без кисти я использую листву.
Листик крашу губкой ровно, 1.2.3.4.5.
И на холст большой, бумажный, ставлю листиком «печать».
(Дети берут примакают приготовленными красками и поролоновыми губками листочки и оставляют оттиски на большом листе бумаги А-2)
В.- Молодцы ребята, посмотрите какая у нас красивая картина получилась. Я думаю осени очень понравиться. Какими красивыми словами мы можем описать осень, какая она бывает? (урожайная, золотая, красивая, холодная, дождливая, хмурая…) Вы ребята молодцы, столько много знаете об осени и за это осень дарит вам угощение (детям дарят шоколадные грибочки в корзине).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_eksperementirovanie_osen.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка. «В гостях у осени»
Автор методической разработки: Чернова Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росиночка», г. Тамбова.
Описание материала: конспект интегрированного занятия с элементами детского экспериментирования для детей 4 – 5 лет.
Цель: Уточнить и обобщить знания детей об осенних явлениях природы, расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой и с помощью экспериментов побуждать детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества
Задачи:
1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
• Закрепить в сознании детей признаки осени, сезонные изменения в природе.
3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
• Активизировать словарный запас детей;
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Развивать чувство прекрасного через осенний пейзаж, способность передать это в коллективной работе.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки и упражнений на дыхание;
• Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
Ход занятия:
В.- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их: улыбнёмся и подарим их своё хорошее настроение и улыбки.
В. – Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Д. – Осень.
В. – Посмотрите вокруг. Что вы видите? Как вы думаете, к кому в гости мы с вами пришли?
Д. – Осенние деревья, желтые, красные, оранжевые листья, темные тучи, из которых идет дождь. Мы попали в гости к Осени.
В. – Правильно, сегодня в гости нас пригласила Осень.
Ребята, скажите, а как вы догадались, что наступила осень?
Д. – Осенью часто идут дожди, на дорогах лужи долго не высыхают, дует холодный ветер, день становится короче, а ночь – длиннее, на деревьях листья меняют свою окраску и облетают с них, птицы улетают в теплые края, солнышко уже не греет, оно часто прячется за тучами, небо хмурое, все в серых тучах, созревают семена на различных растениях, с полей и в садах убирают урожаи и др.
В. – Молодцы, ребята, много изменений в природе вы заметили.
– Ребята, вы хотите сами узнать и проверить, как все это происходит в природе?
Д. – Да.
В. – Для этого вам надо побывать в научной лаборатории и стать самыми настоящими учеными. Она находится прямо здесь, проходите, переодевайтесь, занимайте свои рабочие места.
(Дети одевают фартуки, нарукавники.)
В.– Но прежде, чем приступить к научным испытаниям, отгадайте загадку:
Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам… (дождик)
Д.- Это дождь.
В. – Правильно, это дождь. Давайте сами «создадим» дождь.
Опыт 1. «Создаем дождь»
На столах у ребят лежат подносы с чуть влажными губками. Осень предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.
В. - Так откуда же берется дождь?
Д. – Из облаков и туч.
В.- А сейчас мы немного отдохнем и для тучки потанцуем (исполняется танец «Сердитая тучка»).
В. – Ребята, отгадайте следующую загадку:
Невидимка озорной: все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит.
Узнали, что это?
(Ветер).
В. - Точно, это он. А как узнать, что он есть? (Ответы детей.) Мы сейчас попробуем это узнать.
Опыт 2. (с бумажными салфетками) «Ветерок в моем окошке».
В.- Возьмите бумажную салфетку пальцами обеих рук, получилось «оконце со шторкой».
Нужно глубоко вдохнуть,
Чтоб на шторку нам подуть
Слегка подуйте на шторку, что произошло, отчего шторка приподнялась? А теперь сильно подуйте на шторку, ветер всегда одинаковый? (ответы детей).
Вывод: мы дули – создавали ветерок, который и приподнимал «шторку на оконце».
В.- Что же такое ветер?
Д. - Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим.
В.- Ребята, послушайте стихотворение:
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!»
В. – О чем это стихотворение? А что происходит с листьями деревьев осенью?
Д. - Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. (У разных деревьев они окрашиваются по-разному: красные, желтые, коричневые)
В.- Когда листики желтеют, что с ними происходит?
Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы?
(Листопад)
В.- Правильно, листопад. Давайте все вместе повторим это красивое слово.
В. - Осень настоящая художница, так умело подбирает краски для раскрашивания листвы.
В.– Ребята, а вы хотите сами попробовать, как получаются цвета осени?
Д. – Да.
В. – Но озорник Ветерок забрал с собой почти все цвета, у меня осталось только 3 цвета? Какие?
Дети:
Жёлтая, красная, синяя.
В.- Это 3 основные цвета. Эти краски не простые. Из них можно составить другие.
Опыт 3. «Смешивание красок»
Если красный с жёлтым рядом
Светит солнышко, жара
Апельсины, мандарины
Нарисует детвора.
Какой цвет получится? (Оранжевый)
Воспитатель показывает таблицу (желтый т + красный = оранжевый цвет)
В.- А если жёлтый с синим подружится. Какой цвет получится? (Зелёный).
Правильно (показывает таблицу).
В.- Давайте проверим. Возьмите колбы, наберите в пипетку сначала желтый затем красный цвет, какой цвет получился? (Оранжевый )
Совершают те же действия с жёлтой и синей краской.
В. –Какие новые цвета вы получили при смешивании красок?
В.- Ребята, а как же мы в гости пришли и без подарка? Я кажется что-то придумала (показывает нарисованное дерево без листьев).
В.- Мне кажется чего-то не хватает на дереве?
Д.- Листьев.
В. -Что же нам делать?
Д.- Нарисовать.
В.- Какие вы у меня догадливые! Но прежде подготовим наши пальчики (проводится пальчиковая гимнастика «Осень».
Продуктивная деятельность «Осеннее дерево» (коллективная работа)(Воспитатель показывает технику примакивания и читает стих)
Научу я вас ребята, небольшому волшебству,
Как в рисунке и без кисти я использую листву.
Листик крашу губкой ровно, 1.2.3.4.5.
И на холст большой, бумажный, ставлю листиком «печать».
(Дети берут примакают приготовленными красками и поролоновыми губками листочки и оставляют оттиски на большом листе бумаги А-2)
В.- Молодцы ребята, посмотрите какая у нас красивая картина получилась. Я думаю осени очень понравиться. Какими красивыми словами мы можем описать осень, какая она бывает? (урожайная, золотая, красивая, холодная, дождливая, хмурая…) Вы ребята молодцы, столько много знаете об осени и за это осень дарит вам угощение (детям дарят шоколадные грибочки в корзине).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка "Проект "В гостях у дедушки Корнея".
Данный проект является для меня пилотным. Однако результат (театрализация сказки) превзошел все ожидания. Так что, дерзайте, уважаемые педагоги. Сложно только начать....
Учебно-методическое пособие «Сказка в гости к нам пришла»
Учебно-методическое пособие реализуется посредствомпреемственности содержания работы;используемых форм и технологий взаимодействия с воспитанниками;интеграции содержания работы специалистов ДОУ;единог...
Учебно-методический материал: Сценарий осеннего праздника "Осень в гости к нам идёт." (средняя группа)
Осенний праздник для детей с песнями ,танцами,играми....
Учебно -Методическое пособие: разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации «Как правильно слушать ребёнка»
Информационно - практическая беседа: «Умеем ли мы слушать детей?»Цель: способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействи...
Учебно-методический материал - презентация "Чем 8аняты люди осенью""
Презентация знакомит детей с трудом людей в осенний период....
Учебно-методический комплект по художественно-эстетическому развитию "Осень" (аппликация) в группе 4 года обучения для воспитанников с нарушениями слуха
Данный комплект содержит конспект непосредственно-образовательной деятельности, подборку стихотворений об осени, картотеку пальчиковых игр по данной лексической теме и опорные таблички к занятию....
Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...