ПРОЕКТ «Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников".
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ТРЕМЯ КОНСПЕКТАМИ ОБУЧАЮЩИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА СО СВОЙСТВАМИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ, ПОНЯТИЕМ "ЛИНИЯ" И ЕЕ РАЗНООБРАЗИЕМ, ОЗНАКОМЛЕНИЕМ С ЦИРКУЛЕМ И ЛИНЕЙКОЙ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников.
Практико-ориентированный проект
«Содержание и формы работы по ФЭМП у детей предшкольного возраста»
Выполнила :
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 3 «Теремок»
комбинированного вида
Унгуряну О.А.
П.Шаховская 2012г.
Введение
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.
С 2011 года в систему образования введены новые ФГТ, которым она должна соответствовать. В связи с этим меняются и методы обучения, как в школе, так и детском саду. В соответствии с новой программой «От рождения до школы» основной упор в обучении детей делается на обучение в игре и развитие познавательной деятельности через интеграцию образовательных областей. Занимательный материал является великолепным средством, стимулирующим у ребенка произвольную познавательную деятельность, память, мышление, воображение.
Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
На занятиях по математике занимательный материал (или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.
Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость.
Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету.
В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, З. А. Михайлова), строительно-конструктивные игры.
Цель проекта: проанализировать роль занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Проанализировать эффективность использования занимательного материала в усвоении детьми поставленных задач.
- Разработать несколько конспектов обучающих игр по математике с использованием занимательного материала для детей старшего дошкольного возраста.
- Познакомить детей со свойствами геометрических фигур, закреплять представление о геометрических фигурах, развивать умение видеть и находить геометрические фигуры в окружающих предметах.
- Закреплять навыки счёта в пределах 10.
- Познакомить детей с линейкой и циркулем, научить пользоваться ими для проведения прямых и окружностей.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
Конспект обучающей игры № 1.
Тема: «Путешествие в «Страну геометрических фигур».
Задачи: Познакомить детей со свойствами четырехугольников, учить составлять четырехугольник из счетных палочек, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах. Упражнять в счете в пределах 10.
Материал: предметы круглой( пуговица, тарелка и т.д.) и квадратной формы (кубик, коробка и т.д.), фишки, счетные палочки, набор геометрических фигур, карточки с рядом геометрических фигур на каждого ребенка, дидактическая игра «Подбери ключ к замку», пазлы с изображением четырехугольников.
Ход игры.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадки.
1. Три угла, три стороны
Могут разной быть длинны. (треугольник)
2. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длинны.
Вам его представить рад,
А зовут его ….. (квадрат)
3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку и на крышку
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
- Молодцы, вы правильно отгадали загадки. А как можно двумя словами сказать про круг, квадрат, треугольник? (геометрические фигуры)
- Правильно. Мы сегодня с вами отправимся в «Страну геометрических фигур». Но, чтобы попасть туда, нам надо открыть волшебные ворота.
Игра «Подбери ключ к замку».
Ворота открываются, из-за них выходит девочка в костюме круга.
- Ой, смотрите нас встречают жители этой страны. (выходят девочки в шапочках круг и квадрат) Давайте познакомимся.
Круг:
Я кружочек небольшой
Целый день катаюсь,
В юбочке я золотой
Всем вам улыбаюсь.
Квадрат:
Я малиновый квадрат,
С прямыми углами,
Всех вас видеть очень рад
С добрыми глазами.
- Ребята, круг и квадрат встречают нас не с пустыми руками, у них сумка.
- А что у вас в сумке?
Круг:
- Предметы круглой и квадратной формы.
Квадрат:
- Но они у нас все перемешались. Помогите нам их разобрать.
- Конечно, мы поможем. Мы разделимся на две команды. Одна команда будет носить предметы круглой формы, а другая квадратной.
Игра «Кто больше принесет?»
Подводятся итоги: дети вместе считают количество предметов в одной и в другой команде.
- Мы продолжим наши соревнования, но теперь команда «Круга» будет называть предметы квадратной формы, а команда «Квадрата» - предметы круглой формы. За правильный ответ получают фишки.
Игра «Кто больше назовет?»
Подводятся итоги: подсчитываются фишки.
-Ребята, у квадрата большая семья и он сегодня хочет вас с ней познакомить!
Квадрат :
-Но для того чтобы познакомиться с моей семьей, нужно выполнить задание
(достает из сумки игру).
Игра «Сложи картинку».
Дети собирают картинки –пазлы на которых изображены четырехугольники – квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция.
Квадрат:
- Это моя семья, у нас у всех по четыре угла, но все мы разные.
- Давайте рассмотрим фигуры и назовем, чем они отличаются.
Дети называют отличия- у квадрата все стороны равны, у прямоугольника по 2 стороны длинных и 2 коротких, у ромба сверху и снизу всегда расположены углы, а у трапеции 2 стороны расходятся в разные стороны.
- Отгадайте загадку про одну из фигур:
Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята,
Не квадраты мы, а … (ромбы)
Круг:
- Жители нашей страны придумали для вас еще одно испытание.
Игра с геометрическими фигурами «Четвертый лишний».
- Вы хорошо работали, жителям «Страны геометрических фигур» вы очень понравились, но пришло время прощаться.
Дети прощаются с кругом и квадратом, возвращаются к своим столам.
- У вас на столах лежат счетные палочки, составьте из них четырехугольники, с которым мы познакомились в «Стране геометрических фигур». (дети выполняют задания за столами)
Итог :
- Какие фигуры вы выложили?
- Что мы узнали об этих фигурах сегодня в путешествии?
- Что общего между ними?
- Что понравилось вам в «Стране геометрических фигур» больше всего?
Конспект обучающей игры № 2.
Тема: «Сказка о проволочке»
Задачи: дать понятие о линиях: прямая, кривая, ломаная, замкнутая. Познакомить детей с линейкой и циркулем, научить пользоваться ими для проведения прямых и окружностей, дать понятие о том, что из замкнутой линии можно получать фигуры, закреплять понятия о свойствах геометрических фигур, упражнять в определении фигур на ощупь.
Материалы: проволока, сюжетная картинка «Лесная школа», линейка, циркуль, мел, простой карандаш, мешочек, геометрические фигуры
Раздаточный материал: листы бумаги, фломастеры, линейки.
Ход игры
Воспитатель показывает детям проволоку, спрашивает « что это?». Я расскажу вам про нее сказку.
Сказка о проволочке
Жила-была проволочка. Лежала она себе на дорожке, а мимо пробегали звери, пролетали птицы, но никому из них проволочка была не нужна, и они не замечали проволочку.
Однажды лесной учитель Сова летела на урок и увидела проволочку. Решила она взять её с собою на урок, чтобы объяснить своим ученикам, что такое прямая. Прилетела сова, показала свою находку ученикам: "Эта проволочка похожа на прямую линию. Только прямая линия не имеет ни конца, ни начала, она бесконечно продолжается во все стороны, у неё нет ни изгибов, ни углов. Что похоже на прямую?"
– Электрические провода! Рельсы! Асфальтированная дорога!
Сова взяла проволочку и сделала несколько изгибов.
– А теперь на что похоже? – спросила она.
– На волны на реке! – ответила сорока, которая как раз возвращалась с реки.
– На тропинку в нашем лесу, – сказал ёжик.
– На меня! – гордо заявила пушистая ярко-зелёная гусеница.
– И на меня, – сказал чёрный блестящий уж.
– Молодцы! – похвалила Сова. И ещё эта проволочка похожа на линию, которую так и называют – кривая. Видите, у неё есть изгибы…
– А можно сделать из проволоки другую линию? – закричали ученики.
Сова несколько раз резко перегнула проволочку так, что получились острые углы.
– Такая линия называется ломаная, – объяснила она.
– Да, как будто кто-то сломал ветку дерева, и получился вот такой излом, – сказала белочка.
– Такой излом называется "угол", – пояснила Сова.
– Этот угол похож на крыши домов, которые строят люди, – заявил дрозд.
– И на забор!
– И на чьи-то острые зубы, – прошептал зайчонок.
– На молнию на небе, когда гроза, – сказал лисёнок.
– Видите, какой полезной оказалась простая проволочка, которая скучала на дорожке, – сказала Сова. – Мы её спрячем, она нам ещё пригодится. А теперь – перемена, все отдыхаем! И ученики разлетелись, расползлись и разбежались кто куда.
-Ребята, пока звери отдыхают, давайте нарисуем линии о которых рассказала мудрая Сова. Дети рисую прямую, ломаную и кривую линии.
-Молодцы, хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть.
Игра «Море волнуется» (дети с помощью рук изображают разные линии и геометрические фигуры, ведущий отгадывает).
-Отлично поиграли, давайте дальше послушаем, что делали в лесной школе с проволочкой.
Вторая история о проволочке
Пока все звери резвились, ёжик взял проволочку и стал гнуть её в разные стороны. Наконец, он соединил оба конца.
– Ух ты, получилось колечко! – обрадовался ёжик, взял палочку и стал катать колечко по поляне. Постепенно около него собрались остальные зверята. Белочка надевала колечко то на шею, как бусы, то на лапку, как браслет. Медвежонок надел на голову, как шляпу. Бельчата положили колечко на землю и прыгали в него и обратно.
На шум прилетела Сова.
– Смотрите, у нас получилось колечко! – сообщили её зверята.
– У вас получилась окружность, – сказала Сова. – Окружность – это замкнутая линия. Кстати, она прямая, кривая или ломаная?
А как вы думаете, что ответили зверята?
– Окружность – это замкнутая кривая линия, – повторила Сова. – У окружности есть центр. От него до любой точки на окружности – одинаковое расстояние. Люди рисуют окружности с помощью вот такого инструмента – он называется "циркуль".
– От слова "цирк"? – спросил медвежонок. – Не люблю я цирки…
– От слова "круг" на одном из языков, на которых разговаривают люди. "Цирк" означает круглый. А это циркуль…
Звери смотрели на циркуль, как завороженные.
– Учитель, а откуда у Вас циркуль? – робко спросила синичка.
Его выронил из портфеля мальчик Вася, который утром очень торопился в школу, – сказала Сова. – Все птицы свистели и кричали, но Вася не обратил на них никакого внимания. Так и остался циркуль у нас. Хотите попробовать нарисовать с его помощью ровную окружность? (Воспитатель вызывает несколько детей).
– Кстати, для рисования прямых линий используется тоже специальный предмет – он называется "линейка". Смотрите, какая ровная прямая линия получается, если чертить её по линейке…
Тем временем ёжик снова взял проволочку и согнул её в виде петли.
– Учитель, а что это такое?
– Это петля. Какая это линия? Замкнутая ли она? Замкнутой называется линия, концы которой совпадают. Петля – незамкнутая линия, но она пересекает саму себя. Попробуйте придумать сами другую замкнутую линию.
Белочка выгнула из проволочки красивое сердечко. Лисёнок сделал окружность, а затем сплющил её и получился эллипс.
– Пожалуй, на сегодня достаточно, – сказала Сова. – Вы познакомились с окружностью, с циркулем и линейкой, узнали про замкнутые линии. Пора и отдохнуть.
-Пусть звери отдыхают, а мы поиграем.
Игра «Чудесный мешочек» (дети на ощупь угадывают геометрическую фигуру лежащую в мешочке, угадав рассказывают о ее свойствах).
Итог:
-С чем мы познакомились из «Сказки о проволочке»?
-Какие линии бывают?
- Какими предметами научились пользоваться?
- Что понравилось вам больше всего?
Конспект обучающей игры № 3.
Тема: «Посылка из Лесной школы»
Задачи: закреплять понятия о разнообразии линий, дать понятие о расположении линий в пространстве (параллельные, пересекающиеся, скрещивающиеся). Продолжать знакомить с методом изготовления геометрических фигур из замкнутой линии. Продолжать учить пользоваться линейкой, закреплять знания о свойствах геометрических фигур. Упражнять в счете до 9.
Материалы: Посылка в которой: письмо, геометрические фигуры, проволока, игра «Найди пару».
Раздаточный материал: листы бумаги, фломастеры, линейки.
Ход игры
- Ребята, сегодня утром к нам приходил почтальон и принёс посылку. Но чтобы узнать от кого она, необходимо отгадать загадку.
На суку сидит
«Ууу-х» кричит. (Сова)
- Да, это посылка от учителя Совы из Лесной школы. Давайте посмотрим что в посылке. Здесь геометрические фигуры и письмо. Достает фигуры, дети их называют. ( круг, овал, треугольник равносторонний, треугольники равнобедренный, треугольник с прямым углом, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб). Посмотрим что в письме. Здесь вопросы от Совы, давайте ответим на них.
- сколько всего фигур?( 9)
- какие из них являются четырехугольниками? ( квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб)
- что общего между ними?
- чем отличаются друг от друга?
- сколько всего четырехугольников? (4)
- какие фигуры остались? (круг, овал, треугольники)
- сколько треугольников? ( 3)
- одинаковые ли они?
- чем отличаются? ( углами)
- что общему между овалом и кругом?
Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Пришла пора поиграть.
Игра «Найди пару» ( детям раздаются геометрические фигуры и картинки с изображением предметов по форме похожие на эти фигуры. Под музыку дети танцуют, бегают, прыгают. По сигналу воспитателя «По парам» дети ищут себе пару –у кого фигура ищут предмет, у кого предмет ищут соответствующую фигуру.)
-Молодцы, хорошо поиграли. Но в письме есть еще что то. Ребята, Сова прислала нам третью историю о проволочке, почитаем?
Третья история о проволочке
Сова созвала зверят на следующий урок. Она взяла снова проволочку, согнула её с двух концов вверх одинаковые отрезки и соединила их.
– Смотрите, что у меня получилось, – обратилась она к ученикам. – На что это похоже?
– На крышу человеческого дома! – крикнул дрозд.
– На муравейник, – подсказал ёжик.
Сова выслушала зверят и произнесла:
– Такая фигура называется треугольником. А сейчас я вас познакомлю ещё с одной геометрической фигурой, – и она принялась снова сгибать проволочку. – Видите, что получилось? Эта фигура называется прямоугольник. Противоположные её стороны равны, а соприкасающиеся – нет. А у похожего на него квадрата равны все стороны, – и Сова вновь принялась за работу, чтобы показать зверятам как выглядит квадрат.
Зверята слушали очень внимательно и рисовали фигуры к себе в тетрадь (вы тоже рисуете?)
Дети зарисовывают фигуры у себя на листочках.
– Сегодня я покажу вам с помощью нашей замечательной помощницы – проволочки, как по-разному могут располагаться линии относительно друг друга. Возьмём проволочку и палочку, – продолжала урок Сова. – Они могут быть расположены вот так, как мои лапы, на одинаковом расстоянии друг от друга.
– Как провода! – сказала синичка.
– Как рельсы, по которым едут поезда, – сказал ёжик.
– В таких случаях люди говорят, что эти линии па-рал-лель-ны, – сказала Сова. – Нарисуйте на песке под большой сосной 2-3 параллельные линии. Положите несколько больших сосновых иголок параллельно друг другу. Чтобы красиво чертить прямые параллельные линии, пользуются линейкой; будет ещё удобнее, если взять линейки сразу – вот так. (И Сова начертила 3 параллельные прямые).
– Прямые линии могут и пересекаться (Сова сложила проволочку и веточку "крест-накрест"). Сколько раз могут пересекаться 2 прямые, как вы думаете? Нарисуйте пересекающиеся прямые.
– Кривые тоже могут пересекаться и даже не один раз, – сказал зайчонок. – Тропинки в нашем лесу также кривые, и они пересекаются 2 раза – у поляны и у озера.
– А ещё прямые линии могут быть расположены вот так. (Сова взяла веточку в клюв, а проволочку положила на песок). Они не пересекаются, но не параллельны. В этом случае говорят, что прямые – скрещивающиеся.
Сова подняла упавший с дерева лист.
– Проволочкой можно проткнуть этот лист, а веточку положить на него сверху. Получится, что они распложены так же, как скрещивающиеся прямые. На сегодня – достаточно.
И Сова улетела.
-Давайте зарисуем линии о которых говорила Сова.
- А теперь превратим все наши фигуры в картинки и отправим их Сове в Лесную школу, пусть все звери полюбуются вашими картинками. Дорисуйте свои фигуры так, чтобы получились картинки!
Дети под тихую музыку дорисовывают картинки.
Итог:
- что еще нового мы узнали сегодня о линиях?
- что узнали о треугольниках?
-что понравилось вам больше всего?
Заключение.
Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала в занятия по математике позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование, при формировании у ребенка ЭМП, системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширит его математический кругозор, будет способствовать математическому развитию, повысит качество математической подготовленности, позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
При использовании на занятиях математикой разнообразного занимательного материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие.
Список литературы:
- Морозова И. Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет. – М. Мозаика-Синтез, 2007.
- Канашевич.Т. Математика. Пространственные отношения. – М.: Современная школа, 2008.
- Помораева И.А.,Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009
- Программа «От рождения до школы»./ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2011.
- Дурова Н.В., Новикова В.П. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе.- М.: Школьная Пресса, 2009.
- Сайт: http://www.allbest.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников" представляет одну из форм методической работы, напр...
Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Педагогический проект...
Сообщение по теме:«Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников.»
Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников...
Презентация "Лэпбук как средство формирования элементарных математических способностей детей дошкольного возраста"
Лучше всего дети получают и запоминают математические знания через игру. Очень увлекательно, если это можно сделать, взяв в руки небольшую книгу с большим содержанием каких-то манипуляций, интересных ...
Презентация "Формирование элементарных математических способностей старших дошкольников через сказку"
Презентация "Формирование элементарных математических способностей старших дошкольников через сказку"...
Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Представлен педагогический проект, цель которого формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал....