"Использование лоскутного конструктора для решения задач по формированию элементарных математических представлений"
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

ЗЫКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

 В статье говорится о том, что доступным и эффективным средством  для решения  задач по ФЭМП - является  конструктор из ткани.  Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, и «рабочих полей» — стендов, обтянутых  тканью. Работа с конструктором предполагает...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loskutnyy_konstruktor.docx785.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Олененок»

городского округа Стрежевой

«Использование  лоскутного конструктора   для  решения  задач по формированию элементарных математических представлений»

Составитель: воспитатель

Зыкова Ирина Владимировна

  Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность воспитанников. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

   В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступает понятие «компетенция/компетентность».

   Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования  зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательные учреждения должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Анализируя  исследовательский опыт отечественных   ученых:  ключевые компетентности характеризуются тем, что они позволяют решать сложные  нестандартные задачи, что связанно с развитием  творческих,  умственных    и познавательных  способностей.  

  Дети могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

   Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.

  Поэтому актуальным остается идея о том, что

- способности формируются только в развитии,

- а в  воспитание  личности  важны такие качества, как самостоятельность, инициатива.

Для детей возможность раскрытия своего творческого потенциала, своего внутреннего мира происходит в практической  деятельности,  в том числе  в продуктивной,   которая является  жизненно необходимой  предпосылкой и основой  в развитии  ключевых компетенций.

 При умелом подходе можно создать множество ситуаций для творческого самовыражения детей.  Моделирование или художественное конструирование интересно в этом отношении. Ведь приобретаемый по этому разделу опыт складывается у дошкольников, в основном, в практической деятельности, он чрезвычайно конкретен и в то же время разнообразен. Детей привлекает и вдохновляет видимость и доступность материала, возможность воплощения идей и мыслей, задуманного плана и реальный и видимый результат труда.

Художественное конструирование как предмет имеет свои специфические особенности:

  1. В первую очередь к ним нужно отнести практическую направленность, проявляющуюся уже в дошкольном возрасте. Она выражается и в содержании, и в организации процесса обучения, когда все необходимые знания и умения дети получают непосредственно в практической творческой деятельности.
  2. Конструирование — это синтетическая деятельность, в ходе которой могут одновременно решаться задачи изобразительной и конструктивной деятельности, предоставляя детям дополнительные возможности для развития сенсорных, познавательных и творческих способностей.

Доступным и эффективным средством  для решения  этих задач  - является  конструктор из ткани.  Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, и «рабочих полей» — стендов, обтянутых  тканью. Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок на фон в соответствии с замыслом маленького художника (можно посчитать количество фигур). Ребенок, таким образом, с успехом осваивает основы композиции, обучается различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет ребенку легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет ему еще и приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.

Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. И даже трехлеточки могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций, отличающиеся целостностью и радующие глаз «совершенством». То есть конструктор представляет собой «потенциальное поле успешности» для самых разных детей — одаренных или с задержками в развитии.

 Дети конструируют на разноцветных  стендах, из разнообразных геометрических фигур, сомасштабных по величине для дополнения их и взаимозаменяемости в процессе созидания.

Для каждого возраста существуют определенные задачи, средства и материал.  т.е. подбирается определенный комплект рабочих полей и деталей, которые отличаются составом, количеством и цветом элементов.  Чем старше ребенок, тем больше по составу, разнообразнее по величине и цвету геометрических фигур входит в комплект конструктора.

Конструирование из плоских элементов (геометрических фигур) не требует от ребенка высокого овладения изобразительными средствами (цвет, форма, фон, ритм, симметрия, композиция), но успешно их развивает.

Геометрические фигуры выступают не только как элементы строительного материала, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, лишенная частных признаков конкретных предметов, например кружок, с самого начала играет роль меры для всех предметов круглой формы, имеющихся в детском опыте ребенка.

Дети работают с уже заданными по цвету элементами конструктора, которые позволяют построить не только радостные и яркие по цвету изображения, но и реалистичные. Если на первых порах обучения детей художественному конструированию фон (его цвет) как средство изобразительной деятельности выбирается произвольно, то постепенно они переходят к осознанному выбору фона будущей композиции и используют его для достижения большей выразительности.

У детей развивается композиционирование, они овладевают симметрией, ритмом. Все элементы конструктора можно быстро расположить на фоновой поверхности, убрать и вновь разложить.

Материал «подсказывает» детям нужный способ действия, «контролирует» их работу, помогает обнаружить ошибки. Ребенок может самостоятельно передвигать геометрические фигуры на фоновой поверхности и опробовать различные варианты построения изображения и его места на плоскости.

В процессе конструирования сюжетной композиции по знакомой сказке, ребенок может  наделять образы персонажей характерными признаками. Выражать свое эмоциональное отношение  с помощью  изобразительных средств.

    Деятельность  дошкольников по художественному конструированию проходит путь от игрового манипулирования и условного использования конструкторского материала к функциональному его применению. Это проявляется в переходе детей к намеренному построению схематических и обобщенных графических образов, возникновению сюжетных замыслов.

Ожидаемые результаты

 В ходе решения постепенно усложняющихся задач у детей развиваются:

  1.    умения самостоятельно строить сюжетные и пейзажные композиции без помощи наглядной модели, без опоры на внешние вспомогательные средства.
  2.  умений детей осмысливать ситуацию,
    ориентироваться на содержательно-смысловую характеристику действительности или изображаемого момента, привлекать свой эмоциональный опыт и существующие в культуре формы символизации, находить средства для воплощения такого отношения в конструктивном материале.
  3. умения передавать композиционный замысел, уточнять и детализировать образы и ролевые функции героев в сюжете.
  4. способности к реализации образов воображения при создании целостных композиций из нескольких сюжетных изображений
  5.  происходит  развитие у детей действий анализа условий конструктивной задачи и построения изображения.

Так художественное конструирование  помогает формировать целостную систему, умений,  навыков, а также опыт самостоятельной деятельности, что и составляет основу ключевых компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1.     Изучен...

Консультация «Основные цели и задачи по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Консультация «Основные цели и задачи по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста»...

Использование конструктора «3-D математика в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Предлагаем   вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир конструктора «3-D математика» и на практике увидеть новые возможности, как мы можем работать с ним. Работу по формированию эл...