Занятие по математике с элементами фольклора "Сундук со сказками"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Закрепление у детей навыков количественного и порядкового счет и знание цифр от 1 до 7.
Воспитание интереса к русскому народному творчеству: сказкам, загадкам, потешкам, пословицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematike_s_elementami_folklora.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по математике с элементами фольклора «Сундук со сказками»
Программное содержание:
1. Закрепить у детей количественный и порядковый счет и знание цифр от 1 до 7.
2. Упражнять в сравнении 6 предметов по высоте.
3. Продолжать учить анализировать частично расчлененный образец.
4. Упражнять в умении передвигаться в указанном схемой направлении.
5. Продолжать формировать у детей умение ориентироваться во времени, определять по объективным признакам части суток и их последовательность.
6. Закреплять умение детей соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
7. Развивать внимание, память, связную речь.
8. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству: сказкам, загадкам, потешкам, пословицам.
Демонстрационный материал: иллюстрации к потешкам Васнецова Ю.А., частично расчлененная схема дома, домовёнок Кузя, Баба Яга, угощения из соленого теста разной формы, деревянные ведра 6 размеров, иллюстрация к сказке "Маша и медведь", схема пути на "камне", кочки на болоте с цифрами, сундук.
Раздаточный материал: маленькие иллюстрации к потешкам Васнецова Ю.А., угощения из соленого теста разной формы, "тарелочки": круглые, овальные, треугольные, квадратные, прямоугольные, 8 треугольников, 4 схемы расчлененного дома /для индивидуальной работы/.
Ход:
Вос-ль: Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие. Хотите? Тогда пойдем /заходим в импровизированный лес/.
Ой, какой чудесный лес, деревья прямо до небес!
Птицы разные поют, постоим немного тут.
Вос-ль: Ребята, мы с вами попали в сказочный лес. Слышите, сюда кто-то спешит. Пойду, посмотрю /занести домовенка Кузю/.
Кузя: Ой, ребята, беда, беда! Мой сундук со сказками, пословицами, поговорками украли. Как же я без сундука теперь буду: ведь в нем все сказки живут?
Вос-ль: Ребята, что же теперь делать? /ответы детей/. Кузя, мы тебе поможем найти твой сундук, а ты нам за это свои сказки расскажешь.
Кузя: Сказки то я вам расскажу, я их много знаю. Только вот сундук то мой придется искать в сказочной стране, а там много чего приключиться может. Не испугаетесь?
Чтоб попасть ребята в сказку нужно трудный путь пройти,
Все болота и овраги надо будет обойти. Вы готовы?
Вос-ль: Ребята, Кузя, посмотрите, на нашем пути камень указатель. Что-то на нем написано. Давайте прочитаем.
Без плана пойдешь – в овраг попадешь.
По плану пойдешь – в сказку попадешь.
А вот кажется и план. Давайте его хорошо рассмотрим. Посмотрите, на нем изображены все елочки, пенечки мимо которых нам надо будет идти и показаны стрелочки, в какую сторону поворачивать /рассмотреть план, идем в соответствии с планом. Воспитатель задает вопросы: в какую сторону теперь надо повернуть и т.п./.
Вос-ль: Куда это мы пришли?
Кузя: А это в нашей сказочной стране математическое болото. Хотите узнать, как надо идти по этому болоту? На каждой кочке написаны цифры от 1 до 9.
Надо наступать на кочки, начиная с цифры 1 и далее по-порядку. Понятно? А перед тем как идти, давайте посчитаем сколько всего кочек на болоте /счет/.
Вы не забыли, как правильно идти по болоту? Давайте сначала по болоту пойдут мальчики, а девочки будут смотреть, правильно ли мальчики идут.
Вос-ль: Девочки, все ли мальчики правильно перешли болото?
Вос-ль: А теперь по болоту идут девочки, а мальчики контролируют.
Кирилл, правильно девочки прыгали с кочки на кочку? Никто не ошибся?
Вос-ль: Ребята, Кузенька, посмотрите, а вот и сундук.
Кузя: Радость-то, какая! Можно теперь и сказки сказывать.
Ой, вы, детушки, касатушки!
Проходите, не стесняйтесь.
Поудобнее располагайтесь. /дети садятся на рабочие места/
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Приготовьте ушки, глазки
Расскажу-ка я вам сказки. /Кузю посадить за игрушечный стол/
Кузя: Хотите узнать, какие сказки живут в моем сундуке. Тогда слушайте загадку:
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Теперь скорей ответь
Названье этой сказки… «Маша и медведь» /показ иллюстрации/.
Кузя: А вы знаете, что случилось в этой сказке? Слушайте мою сказку.
Настряпала Машенька для бабушки и дедушки угощения. Да так старалась, что настряпала круглые булочки и треугольные рясстягаи, и овальные пирожки с капустой, и квадратные творожные слойки, и прямоугольный пирог с рыбой.
Увидел медведь угощения и говорит: «Вот разложишь все угощения по тарелкам такой же формы, как и угощения, тогда и понесу их бабушке и дедушке». Заплакала Машенька, ведь она не знает геометрических фигур и совсем не сможет одна справиться с заданием медведя. Давайте ей поможем и разложим правильно все угощения. Только сначала вспомним геометрические фигуры. Для вас на столах приготовлены тарелочки разной формы. Посмотрите, какой формы тарелочки? Сколько тарелочек круглой формы у Кирилла? Молодцы. А теперь слушайте внимательно задания:
- Покажите тарелку, у которой нет углов.
- Покажите тарелку с четырьмя углами.
- Покажите тарелку, у которой все стороны равны.
- Почему вы не показали прямоугольник?
Молодцы, теперь можно раскладывать угощения. Внимательно смотрите на форму угощения и кладите на тарелочку нужной формы.
Индивидуальная работа: Посчитай, сколько всего у тебя тарелок?
Дима, на какой тарелке у тебя больше угощений? На сколько?
Кузя: Молодцы. Все справились.
Вос-ль: Это потому, что ребята хорошо знают геометрические фигуры.
Уберите угощения на поднос, тарелочки отодвиньте на край стола.
Кузя: Вы готовы слушать следующую сказку? /достать из сундука Бабу Ягу/.
Как вы думаете, из какой сказки наша гостья? /из русской народной сказки «Гуси-лебеди»/. Посмотрите, ребята, на Бабу Ягу. Что-то она грустная, совсем незлая. Что же случилось у тебя, Баба Яга?
Б.Я.: Что расскажу тебе, горемычный ты мой. Давно я живу в сказках в своей избушке на курьих ножках. Ветхая она у меня стала, старая. Налетел недавно на наш лес ураган, да и развалил мою избушку на части. Попыталась я её собрать, да ничего у меня не получилось. Может ты мне, Кузенька, поможешь, аль ребята? Я вам даже схему дома принесла и кусочки от избушки.
Кузя: Ребята у нас умные, помогут тебе.
Вос-ль: Посмотрите, на какие фигуры рассыпалась избушка Бабы Яги? /на треугольники/. На сколько треугольников? /на 8/.Давайте рассмотрим схему дома.
Вос-ль: Из какой геометрической фигуры состоит крыша? /из большого треугольника/.
Как мы можем собрать большой треугольник? /из 2 маленьких треугольников/. Смотрим дальше. Из какой геометрической фигуры состоят стены дома? Сколько треугольников нам потребуется, чтобы собрать квадрат? /4/. Сколько треугольников нам потребуется для курьих ног? /2 маленьких треугольника/.
Вос-ль: Ну, а теперь можно собирать дома. Давайте их будем собирать на полянке /на ковре/. На большом пне приготовлены для вас части избушки. Найдите себе на полянке место и приступайте к работе. БЕРИТЕСЬ ДРУЖНО – НЕ БУДЕТ ГРУЗНО.
/во время выполнения задания Баба Яга дает совет, например: «Подравняй крышу, а не то мне дуть будет»/.
Вос-ль: Молодцы, все справились. А что нам помогло справиться с заданием?
Кузя: Для Бабы Яги дома построили, целая улица получилась. А сейчас давайте построим дом для мухи. Вставайте в круг.
Физическая минутка «Мухин дом».
Ох, ох, что за гром?
(руки к щекам, наклоны в сторону).
Муха строит новый дом.
(Движения руками, имитирующие работу с молотком).
Молоток: стук-стук
(хлопки руками перед собой),
Помогать идет петух
(шаги с наклонами в стороны).
Катились колеса, колеса, колеса
(руки согнуты в локтях, ладони вперед, выполнять подталкивающие движения),
Катились колеса все влево, все косо
(руки на поясе, вращательные движения туловищем),
Скатились колеса на луг под откос
(то же, в обратную сторону);
И вот, что осталось от этих колес
(выпрямиться, развести в стороны).
Кузя: Посмотрим следующую сказку? /достает из сундука деревянные ведра/. Как вы думаете, из какой сказки эти предметы? / «По щучьему велению»/.
Отправили Емелю за водой, да лень ему. Сказал он волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению – ступайте ведра в избу сами». Пошли ведра в избу, да вот только встали на лавку некрасиво, не по порядку. Надо их поставить так, чтобы ведра стояли по размеру: сначала большое, потом поменьше, еще поменьше и самое маленькое.
- Алена, расставь ведра по порядку, начиная с самого большого.
- На каком месте стоит большое ведро? /на первом/.
- На каком месте стоит маленькое ведро?
- На каком месте стоит ведро с красным ободком?
- Посчитай ведра, начиная с большого.
- Попробуем посчитать ведра справа налево, начиная с маленького ведра? Сколько их.
Вос-ль: С какой бы стороны мы не начинали считать, количество ведер не меняется.
Кузя: Ребята, а вы не забыли, что в моем сундуке живут и потешки, и загадки, и пословицы, и поговорки. Давайте их послушаем.
Итак, первая загадка.
Серое сукно тянется в окно.
Про какое время суток эта загадка? /вечер/. Покажите картинку, на которой изображен вечер. Как вы догадались? /показ большой иллюстрации Васнецова/.
А теперь слушайте потешку:
Ночь прошла
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежим немножко,
Распахнем окошко:
Здравствуй, солнышко, колоколнышко!
Про какую часть суток эта потешка? Объясните. Покажите картинку, на которой изображено утро.
Слушайте загадку:
Махнула птица крылом, покрыла весь свет черным пером.
Про какое время суток загадка? Почему вы так думаете? Покажите картинку.
И последняя потешка:
Качу, качу, зыбаю
Ушел отец за рыбаю,
А дед ушел дрова рубить,
А нянюшка – пеленки мыть,
А мать пошла уху варить,
Уху варить, детей кормить.
Про какое время суток эта потешка? Покажите картинку, объясните свой выбор.
Кузя: Слушайте мое последнее задание: «Разложите картинки, начиная с утра». Степа, помоги мне разложить картинки у доски /инд. работа/.
Вос-ль: Все умницы. Как хорошо знать части суток, можно все успеть.
Кузя: Вот и сказочкам конец, а кто слушал молодец! Остальные сказки я вам расскажу в следующий раз.
Ой, голова моя бедовая, совсем забыл. Ведь я для вас приготовил подарок за ваше усердие, старание, помощь. Ведь правильно говорят в народе: «Без муки нет и науки». Постарались, и у вас все получилось. А еще говорят: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Без вас бы я не нашел свой сундук. Вот вам, мои друзья, подарок /книга сказок/. Прочитав эти сказки, может у вас появится желание помочь еще какому-нибудь сказочному герою. Мне пора возвращаться в сказку, а вам в детский сад. Скажите волшебные слова: «Раз, два, три – в садик снова попади» /дети произносят слова/.
Вос-ль: Что нам помогло выполнить все задания? Какие знания нам пригодились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...
КОНСПЕКТ занятия по математике с элементами аппликации
Задачи:Образовательная:* правильно называть день недели, последовательность и текущесть дней недели* выявить умение считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, закреплять количественный и по...
Конспект занятия по математике с элементами экономики "В гостях у семьи Экономов"
Игра-занятие для подготовительной группы с элементами экономики...
Комплексное занятие по математике с элементами экспериментирования и использованием ИКТ: «Путешествие в страну математики»
Данное занятие было разработано как один из этапов работы над проектом "Секретное письмо"....
Открытое комплексное занятие по математике с элементами аппликации "Путешествие в математику"
Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе "путешествие в математику"...
Конспект интегрированного занятия по математике с элементами LEGO конструирования «Путешествие в страну Математика»
Конспект занятия для детей старшей группы...
Конспект занятие по математике с элементами азбуки (6 лет) «Занимательное путешествие в страну Математики»
Конспект занятие по математике с элементами азбуки (6 лет) «Занимательное путешествие в страну Математики»Цель:Образовательные задачи:формировать навыки вычислительной деятельностиуп...