Занимательный материал в работе по математическому развитию
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме
Практический занимательный материал, используемый мной в работе по математическому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 466.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательный материал в работе по математическому развитию дошкольников.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного математического материала мы определяем на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизируем умственную деятельность, заинтересовываем математическим материалом, увлекаем и развлекаем детей, развиваем ум, расширяем, углубляем математические представления, закрепляем полученные знания и умения, упражняем в применении их в других видах деятельности.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по математическому развитию как одно из средств реализации программных задач. Они могут быть использованы в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, мы все занятия проводим в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного материала. В средней группе на занятиях по математическому развитию после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств геометрических фигур используем игру. На занятих по математическому развитию широко применяем разнообразные дидактические игровые упражнения. В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводим упражнение “Помоги Незнайке найти и исправить ошибку”.
В своей работе мы используем множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры “Как найти такой же узор”, “Сложи квадрат”, “Каждую фигуру на свое место”, “Подбери по форме”, “Чудесный мешочек”, “Кто больше назовет”.
Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры мы обращаем внимание на присутствие на занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество логических задач и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
Например.
- Какая из геометрических фигур, изображенных на рис. 2 лишняя и почему?
Рисунок 2- Геометрические фигуры
- Найди и покажи на рисунке 3 пять треугольников и один четырех угольник.
Рисунок 3-Геометрические фигуры
- Чем отличается одна картинка от другой (рис.4)? На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий.
Рисунок 4- Картинки для сравнения
- Из фигур, на рисунке 5 выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.
Рисунок 5-Геометрические фигуры
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с заданиями мы начинаем с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме того, предлагались задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
В дальнейшем переходим на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: “Кого не хватает?”: предлагается Детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показываем плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать, сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Другой вид занимательных задач – головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В старшем возрасте использую самые простые головоломки. Например, составить:
флажок, лопатку из 5 палочек, домик из 6 палочек;
2 равных треугольника из 5 палочек;
3 равных треугольника из 7 палочек;
из 9 палочек 4 равных треугольника;
из 8 палочек квадрат и четыре треугольника.
На втором этапе содержание задач усложняется. Используются те решения, для которых надо убрать заданное количество палочек.
Например.
- В фигуре, составленной из 5 квадратов нужно убрать 4 палочки, так, чтобы получился один прямоугольник (рис.6).
Рисунок 6- Фигуры из палочек
- Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так чтобы получился флажок (рис7).
Рисунок 7- Фигуры из палочек
На занятиях по математическому развитию задачи – шутки предлагаются детям в самом начале занятия в качестве небольшой гимнастики.
Задачи – шутки и задачи на сообразительность помогают разнообразить и оживить занятия. Кроме этого, задачи подобного рода использую при проведении математических досугов, веселых встреч дошкольных знатоков, КВНов.
Например.
- Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом – еще три сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают)
- Два брата нарисовали по два рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (Четыре рисунка)
Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Загадки используются не только в работе с детьми, опережающими в развитии своих сверстников, но и на занятиях со всей возрастной группой. На одном занятии используются одна-три загадки.
Например.
Стоит дуб,
На дубе двенадцать веток,
На каждой ветке по четыре гнезда,
В каждом гнезде по семь птенцов,
У каждого птенца одно крыло белое,
Другое – черное. (Год, 12 месяцев, 4 недели, 7 дней)
Загадки, задачи – шутки, занимательные вопросы используются в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими – либо явлениями.
Дети знают много считалок и чаще всего с их помощью выбирают ведущего в играх. Чтобы поднять активность детей на занятии часто используются разнообразные считалки.
Например.
Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть, который час,
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.
Наиболее эмоциональное воздействие на детей оказывают физкультминутки. Мы связываем с содержанием занимательного материала по математике.
Например.
Кот Антошка жил у нас.
Он вставал с лежанки в час.
В два на кухне крал сосиски.
В три сметану ел из миски.
Он в четыре умывался.
В пять по коврику катался.
В шесть тащил сельдей из кадки.
В семь играл с мышами в прятки.
В восемь хитро щурил глазки.
В девять ел и слушал сказки.
В десять шел к лежанке спать.
Потому что в час вставать.
На занятиях по математическому развитию в старшей и подготовительной группах используются занимательные задачи в стихах.
Например.
«Утята на речке»
Сказка начинается,
До конца читается,
И в середке никогда
Не перебивается.
Присказка
Пришли на речку семь утят – два ныряют, три хотят.
У скольких утят, братцы, охоты нет купаться?
№ п/п | Вопросы и суждения | Ответы и выводы |
1 | О чем рассказано в задаче? | Об утятах на речке. |
2 | Сколько утят пришло на речку? | Семь штук. |
3 | Сколько утят ныряют и хотят нырять? | 2+3=5 (утят) |
4 | Сколько утят не хотят купаться? | 7-5=2 (утенка) |
Веселые стихи, забавные рисунки развивают у детей любознательность, творческую активность, делают процесс обучения радостным и увлекательным занятием.
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у детей, наряду с другими методами, используются занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится её действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них.
В сказке “Помоги Незнайке найти дорогу” малыши вместе с персонажами учатся определять направление от себя и использовать слова направо, налево, что чаще всего вызывает у них трудность. Занимательный сюжет и желание помочь Незнайке активизируют знания детей.
Слушая сказку “Догадайся сам”, ребята учатся рассуждать, они используют уже имеющиеся знания при решении различных заданий на сообразительность.
Занимательный математический материал, является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
2 Организация игр детей дома с использованием занимательного математического материала
Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Тесная связь с семьей дает возможность лучше познакомиться со своими воспитанниками и их родителями, с условиями, в которых живут дети, с их склонностями и привязанностями, отношениями и правилами, которые существуют дома. С этой целью проводятся: консультации и семинары – практикумы; групповые и общие родительские собрания; тестирование; открытые занятия; “Дни открытых дверей”.
Связь детского сада с семьей реализуется через разные виды детской деятельности. Большое внимание уделяется “Занимательному материалу” по математическому развитию. Знакомим родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом для детей, раскрывая это на конкретных примерах. Привлекаем родителей принимать участие в изготовлении наглядного, занимательного материала по математическому развитию и в оборудовании “Математической игротеки”. При работе по данной теме проводятся индивидуальные беседы с родителями каждого ребенка. Знакомим с результатами математического развития детей. Рекомендуем игровые приемы, которые целесообразно использовать дома, для преодоления возникающих у детей трудностей. Обсуждаю с родителями достижения детей, их успехи. Раскрываю целесообразные формы работы с ребенком в семье в соответствии с индивидуальным темпом развития.
Через игру “Наоборот” советую родителям расширять пассивный словарь детей, используя в разговоре с ребенком разные определения. Предлагаю вместе с детьми собирать картинки, вырезки из журналов, иллюстрирующие разные параметры величины, содержащие сюжеты для обсуждения возможностей применения математических знаний в разных сферах жизни, в труде.
С другой стороны предлагаю родителям детей моей группы познакомиться с тем, что окружает их в детском саду, что и как здесь происходит, сближает.
Изучение семьи строю на жизненных, близких ребенку и взрослому, ситуациях с использованием семейных фотографий. Например “Кто такие мы”, “Как я расту”, “Экскурсия по детскому саду”.
С детьми побывали в гостях у повара, медсестры, заведующей детским садом.
Например, повар рассказал, что математика помогает ему определить, сколько крупы надо положить в кашу. Зная математику, можно умножить числа и получить то количество крупы, которое потребуется для приготовления каши всем детям. Показывал весы и демонстрировал, как взвешивать крупу для каши.
Медсестра показывала песочные часы, весы, ростомер, мензурки для лекарства, шприцы разного размера и рассказала об их назначении. В заключение экскурсии вместе с детьми делался вывод: чтобы пользоваться всеми этими предметами, нужно знать математику.
Ситуаций, в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые или выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много. Например, мама на кухне готовит обед, ребенок рядом с ней “Подай мне самую большую морковку …, и еще одну маленькую морковку. Вот спасибо!”. При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова, одну большую, маленькую. Ребенку нравится такая совместная работа с взрослыми.
Или: собираясь на прогулку можно предложить ребенку подобрать одежду для куклы соответственно ее размеру. Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине, ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой – лучше идти один за другим, по одному. Рассматривая на улице дома, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме уже и т.д.
Интересно прошел с родителями математический КВН. За правильный ответ команды получали символический солнечный лучик. У команды “Стрелка” солнце к финалу игры стал самым лучшим. Родители активные участники всех мероприятий, которые проводились в детском саду: праздников (“Мы дружим с цифрой “пять””), досугов (“Путешествия на острова”), круглых столов (Методика обучения детей логико-математическим играм), консультаций (“Роль занимательного материала по математическому развитию в подготовке детей к школе”). Где, родителям давались советы, вместе с ними обсуждались ситуации, обобщался опыт отдельных семей. Работу с родителями и детьми ведем одновременно. Это обеспечивает разностороннему воздействию на ребят, направляет на воспитание интересов к играм, занимательным задачам, обучение их способом поиска ответа, решения.
В уголок для родителей помещаю информацию о значении занимательных математических игр, приемов руководства ими, даю описание их изготовления. Вывешиваю консультации. Рекомендую соответствующую литературу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...
Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...
Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников
В статьепредставлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Сообщение из опыта работы на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений"
Цель работы – способствовать использованию занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений.Эти задачи решаются в процессе ознакомления д...
"Занимательный материал по формированию элементарных математических представлений у детей через конструирование"
quot;Занимательный материал по формированию элементарных математических представлений у детей через конструирование"...
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...