Ознакомление дошкольников с элементарной экономикой с помощью сказок
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Любая сказка - мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями. Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, эмоционального развития, обогащения нравственного опыта.
Занятие по математике в старшей группе с элементами экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление дошкольников с элементарной экономикой с помощью сказок | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление дошкольников с элементарной экономикой с помощью сказок
Выполнила:
Толстых Людмила Владимировна
воспитатель высшей категории,
МДОУ № 94,
Пролетарский район, г. Тверь
2012 г.
Введение
Зачем дошкольнику экономическое воспитание? Слова «экономика» и «дошкольник» кажутся очень далекими друг от друга, но это лишь на первый взгляд. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI в. – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.
Если понимать «экономику» как «область разумного ведения домашнего хозяйства», то она неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – это реальная экономика и в ней дети не учатся жить, а живут. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или, наоборот, - бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в реальные жизненные ситуации постоянно. И эта глобальная социальная проблема может быть решена только сообща родителями и педагогическим коллективом. Но нельзя забывать, что обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания. Необходимо также учитывать и возрастные возможности дошкольника.
Овладение экономическими знаниями осуществляется в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, пословицы, поговорки, сказки).
Сказке отводится значительное место. Очень удачны сказки Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино». Народные сказки, собравшие вековой экономический опыт народа, способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости. После чтения сказки «Морозко» вопрос: «почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?» заставляет задуматься над такими свойствами, как трудолюбие, высказать осуждение нерадивости Ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность. Сказка «Как солдат щи из топора варил» дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.
Большие воспитательные возможности содержат произведения детской художественной литературы. Из произведений С. Маршака «Откуда стол пришел?», В. Маяковского «Конь-огонь», Дж. Родарри «Чем пахнут ремесла», С. Баруздина «Кто построил этот дом» и других авторов дошкольники узнают об отношении героев к процессу изготовления товаров, осознают значимость человека трудящегося. В подобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «деньги», встречаются героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными.
Сказки с экономическим содержанием можно применять на занятиях по математике, развитию речи, экологии, ИЗО, в совместной деятельности взрослых и детей, в свободной деятельности самих детей.
Разговор об общечеловеческих ценностях – добре и трудолюбии, рачительности и бережливости продолжается при изучении пословиц и поговорок.
В конце занятий разбирается какая-нибудь проблемная ситуация, разрешение которой развивает логику, нестандартность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска.
Занятие по математике с элементами экономики
в старшей группе
Задачи:
Путем интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Через проблемный метод обучения развивать общие способности детей.
Закреплять умения правильно пользоваться знаками >, <.
Учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях.
Учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который? На каком по счету месте?» Формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос.
Развивать логическое мышление.
В целях развития интеллекта закреплять знания детей об экономических терминах, свойствах природных ресурсов, которые необходимо учитывать при их использовании.
Через игровую деятельность развивать у детей смекалку и самостоятельность.
Воспитывать у детей познание нового материала, учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Формировать отрицательное отношение к равнодушию и злу.
Материал:
Карточки с цифрами от 1 до 10.
Карточки с рабочими заданиями.
Карточки с заданиями на закрепление знаков >, <.
Кукольный театр к сказке «Лиса, заяц и петух».
Мяч.
Ход занятия
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну Математику. Дорога туда будет трудной. Вы не испугаетесь трудностей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Математика – наука точная, неправильных ответов она не любит, поэтому чтобы туда добраться без происшествий, нам нужна маленькая разминка.
Разминка:
- Какое сейчас время года?
- Какой сейчас месяц?
- Какой первый день недели?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели был вчера?
- Какие выходные дни недели вы знаете?
- Какое время года наступит после весны?
- Какое сейчас время года?
Воспитатель хвалит детей и предлагает им занять места за рабочими столами.
1. Игра «Напиши правильно знаки»
Воспитатель предлагает детям сравнить количество карандашей и кисточек, изображенных на рабочих карточках (кисточек на одну больше, чем карандашей).
Дети должны в этом задании правильно написать знак > или <.
Затем воспитатель просит написать знаки > или < в следующих примерах: 7 < 8; 8 > 7; 6 < 7.
Воспитатель хвалит детей и предлагает следующую игру:
2. Игра «Смотри, считай, записывай»
На карточках нарисована кошка из геометрических фигур.
Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит кошка? (прямоугольники, квадрат, треугольники, круги).
- Сколько прямоугольников? (6)
- Сколько треугольников? (2)
- Сколько квадратов? (1)
- Сколько кругов? (2)
Дети рассматривают кошку, считают фигуры и записывают их количество в определенных клеточках.
3. Игра-физкультминутка «Назови правильно»
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч и называет число, а дети называют число на 1 больше или на 1 меньше заданного.
4. Игра на внимание «Что изменилось?»
Карточки от 1 до 10, стоящие на доске, меняются местами, а дети должны отгадать, какие цифры «заблудились».
Воспитатель хвалит детей за их внимание.
Воспитатель: Ребята, рядом со страной Математика живет страна Экономика. В ней всегда много проблемных ситуаций. Мы с вами должны побывать в этой стране и помочь ее жителям разрешить их. Сегодня мы с вами в гостях у русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».
Дети с помощью кукольного театра обыгрывают сказку, с которой знакомились ранее.
Воспитатель:
- Почему заяц построил лубяную избушку?
- Почему лиса построила дом изо льда?
- Из каких материалов дома самые прочные?
Воспитатель объясняет детям, что здесь речь идет о рациональном использовании природных материалов. Заяц правильно использовал природные ресурсы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго, т.к. был практичным. Заяц был добрым, и этим воспользовалась лиса, которая выгнала его из дома. Лиса была непрактичная, она не знала, из какого материала надо строить дом, поэтому построила изо льда, потому что он был красивым и прозрачным. Но он растаял.
Воспитатель:
- Почему лиса выгнала зайца из его избушки?
- Кто откликнулся на беду зайчика?
- Каким образом петух помог зайке?
Обыгрывая сказку, дети отвечают на поставленные вопросы, формируя свои умения давать ответы полными предложениями.
Воспитатель подводит итог занятию, хвалит детей.
Занятие окончено.
Заключение
Интегрированные занятия в детском саду позволяют охватить большую сферу знаний, чем при разбивке знаний по конкретным предметам. Окружающий детей мир познается ими едино, во всем его многообразии, поэтому информацию, преподнесенную объединено, а не раздробленно на отдельные фрагменты, ребенок воспринимает легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».
Консультация для воспитателей на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой»....
Ознакомление дошкольников с геральдикой города Иркутска с помощью художественно-творческой деятельности
Знакомство детей с главными символами города входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Ознакомление дошкольников с символикой города - является частью формир...
Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.
обучение воспитателей работе со сказками...
Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок
Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного...
Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки» Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.
Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников...
Семинар – практикум для воспитателей «Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»
Семинар – практикум для воспитателей«Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»...