Ознакомление дошкольников с элементарной экономикой с помощью сказок
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Любая сказка - мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями. Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, эмоционального развития, обогащения нравственного опыта.

Занятие по математике в старшей группе с элементами экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с элементарной экономикой с помощью сказок

Выполнила:

Толстых Людмила Владимировна

воспитатель высшей категории,

МДОУ № 94,

Пролетарский район, г. Тверь

2012 г.

Введение

Зачем дошкольнику экономическое воспитание? Слова «экономика» и «дошкольник» кажутся очень далекими друг от друга, но это лишь на первый взгляд. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI в. – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.

Если понимать «экономику» как «область разумного ведения домашнего хозяйства», то она неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – это реальная экономика и в ней дети не учатся жить, а живут. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или, наоборот, - бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в реальные жизненные ситуации постоянно. И эта глобальная социальная проблема может быть решена только сообща родителями и педагогическим коллективом. Но нельзя забывать, что обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания. Необходимо также учитывать и возрастные возможности дошкольника.

Овладение экономическими знаниями осуществляется в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, пословицы, поговорки, сказки).

Сказке отводится значительное место. Очень удачны сказки Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино». Народные сказки, собравшие вековой экономический опыт народа, способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости. После чтения сказки «Морозко» вопрос: «почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?» заставляет задуматься над такими свойствами, как трудолюбие, высказать осуждение нерадивости Ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность. Сказка «Как солдат щи из топора варил» дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.

Большие воспитательные возможности содержат произведения детской художественной литературы. Из произведений С. Маршака «Откуда стол пришел?», В. Маяковского «Конь-огонь», Дж. Родарри «Чем пахнут ремесла», С. Баруздина «Кто построил этот дом» и других авторов дошкольники узнают об отношении героев к процессу изготовления товаров, осознают значимость человека трудящегося. В подобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «деньги», встречаются героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными.

Сказки с экономическим содержанием можно применять на занятиях по математике, развитию речи, экологии, ИЗО, в совместной деятельности взрослых и детей, в свободной деятельности самих детей.

Разговор об общечеловеческих ценностях – добре и трудолюбии, рачительности и бережливости продолжается при изучении пословиц и поговорок.

В конце занятий разбирается какая-нибудь проблемная ситуация, разрешение которой развивает логику, нестандартность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска.


Занятие по математике с элементами экономики

в старшей группе

Задачи:

Путем интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Через проблемный метод обучения развивать общие способности детей.

Закреплять умения правильно пользоваться знаками >, <.

Учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях.

Учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который? На каком по счету месте?» Формировать умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос.

Развивать логическое мышление.

В целях развития интеллекта закреплять знания детей об экономических терминах, свойствах природных ресурсов, которые необходимо учитывать при их использовании.

Через игровую деятельность развивать у детей смекалку и самостоятельность.

Воспитывать у детей познание нового материала, учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Формировать отрицательное отношение к равнодушию и злу.

Материал:

Карточки с цифрами от 1 до 10.

Карточки с рабочими заданиями.

Карточки с заданиями на закрепление знаков >, <.

Кукольный театр к сказке «Лиса, заяц и петух».

Мяч.

Ход занятия

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну Математику. Дорога туда будет трудной. Вы не испугаетесь трудностей?

Дети: Нет.

Воспитатель: Математика – наука точная, неправильных ответов она не любит, поэтому чтобы туда добраться без происшествий, нам нужна маленькая разминка.

Разминка:

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Какой первый день недели?

- Какой день недели будет завтра?

- Какой день недели был вчера?

- Какие выходные дни недели вы знаете?

- Какое время года наступит после весны?

- Какое сейчас время года?

Воспитатель хвалит детей и предлагает им занять места за рабочими столами.

1. Игра «Напиши правильно знаки»

Воспитатель предлагает детям сравнить количество карандашей и кисточек, изображенных на рабочих карточках (кисточек на одну больше, чем карандашей).

Дети должны в этом задании правильно написать знак > или <.

Затем воспитатель просит написать знаки > или < в следующих примерах: 7 < 8; 8 > 7; 6 < 7.

Воспитатель хвалит детей и предлагает следующую игру:

2. Игра «Смотри, считай, записывай»

На карточках нарисована кошка из геометрических фигур.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит кошка? (прямоугольники, квадрат, треугольники, круги).

- Сколько прямоугольников? (6)

- Сколько треугольников? (2)

- Сколько квадратов? (1)

- Сколько кругов? (2)

Дети рассматривают кошку, считают фигуры и записывают их количество в определенных клеточках.

3. Игра-физкультминутка «Назови правильно»

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч и называет число, а дети называют число на 1 больше или на 1 меньше заданного.

4. Игра на внимание «Что изменилось?»

Карточки от 1 до 10, стоящие на доске, меняются местами, а дети должны отгадать, какие цифры «заблудились».

Воспитатель хвалит детей за их внимание.

Воспитатель: Ребята, рядом со страной Математика живет страна Экономика. В ней всегда много проблемных ситуаций. Мы с вами должны побывать в этой стране и помочь ее жителям разрешить их. Сегодня мы с вами в гостях у русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

Дети с помощью кукольного театра обыгрывают сказку, с которой знакомились ранее.

Воспитатель:

- Почему заяц построил лубяную избушку?

- Почему лиса построила дом изо льда?

- Из каких материалов дома самые прочные?

Воспитатель объясняет детям, что здесь речь идет о рациональном использовании природных материалов. Заяц правильно использовал природные ресурсы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго, т.к. был практичным. Заяц был добрым, и этим воспользовалась лиса, которая выгнала его из дома. Лиса была непрактичная, она не знала, из какого материала надо строить дом, поэтому построила изо льда, потому что он был красивым и прозрачным. Но он растаял.

Воспитатель:

- Почему лиса выгнала зайца из его избушки?

- Кто откликнулся на беду зайчика?

- Каким образом петух помог зайке?

Обыгрывая сказку, дети отвечают на поставленные вопросы, формируя свои умения давать ответы полными предложениями.

Воспитатель подводит итог занятию, хвалит детей.

Занятие окончено.


Заключение

Интегрированные занятия в детском саду позволяют охватить большую сферу знаний, чем при разбивке знаний по конкретным предметам. Окружающий детей мир познается ими едино, во всем его многообразии, поэтому информацию, преподнесенную объединено, а не раздробленно на отдельные фрагменты, ребенок воспринимает легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».

Консультация для воспитателей на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой»....

Ознакомление дошкольников с геральдикой города Иркутска с помощью художественно-творческой деятельности

Знакомство детей с главными символами города входит в содержание патриотического воспитания  дошкольников.  Ознакомление дошкольников  с символикой города  - является частью формир...

Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного...

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки» Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

 Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников...

Семинар – практикум для воспитателей «Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»

Семинар – практикум  для воспитателей«Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»...