«Формирование самостоятельной математической деятельности в процессе создания предметно-игровой среды математического содержания»
статья по математике по теме

Нозарева Елена Юрьевна

 

Главным условием успешного развития является: ранее начало, опережающее развитие, свобода выбора, самостоятельность и наличие предметно-развивающей среды в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование самостоятельной математической деятельности в процессе создания предметно-игровой среды математического содержания»

Составила воспитатель Нозарева Е.Ю.

Игра – одно из самых сильных воспитательных средств, основной вид деятельности ребёнка. В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Особенно нравятся детям игры, развивающие творческие способности, заставляющие думать, приводящие к какому-либо результату.

Известно, все люди совершают массу дел: маленьких и больших. Каждое дело для человека – задача, то более, то менее трудная.

Для ребёнка игра – это дело. Новая игра для него – задача, требующая применение логики, творчества, мышления.

Творческие способности ребёнка – это такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, находить взаимосвязи и закономерности.

Главным условием успешного развития является: ранее начало, опережающее развитие, свобода выбора, самостоятельность и наличие предметно-развивающей среды в группе.

Наличие игрового математического материала в группе побуждает детей к использованию его в разных видах деятельности, к выполнению математических действий. Использованию полученных знаний и умений.

Программа «Развитие» предусматривает большое количество наглядного и игрового материала к занятиям, которые проводятся в игровой форме. При отборе материала я в первую очередь учитывала, какие средства решения познавательных задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Многие задачи решаются путём построения и использования наглядных моделей различных типов: графический план, графические модели предметов, различные формы символизации.

Задачи на ориентировку в пространстве дети решают в играх с планом-схемой, заместителями предметов: «Расположи овощи, согласно плану», «Катина квартира», «Наша клумба лучше всех», «Расставь столы и стулья к занятиям по плану».

Знакомство с геометрической формой дети начинают с игр «Рамки и вкладыши Монтессори», «Блоки Дьенеша», «Сложи узор». Дети, обследуя фигуры, сравнивали их по форме, цвету, величине, учились правильно называть.

В играх «Какая фигура зашифрована», «Подбери ключик» дети по 3-4 условным обозначениям находят предмет или фигуру из набора «Блоки Дьенеша».

В старшем дошкольном возрасте дети составляют фигуры из 2-3 и более составляющих. «Сложи квадрат», «Уникуб», «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо» и другие головоломки, игры с палочками.

Все игры начинаю с более простых заданий, постепенно усложняя. Игровые задания разнообразят учебную деятельность, вносят элемент занимательности.

Каждая игра содержит в себе дидактическую задачу, правила игровые действия. По мере углубления в тему, усложняются и дидактические задачи.

Если игру ввожу на занятии. То подчиняю её проблеме всего занятия. И все дети без исключения охотно включаются в неё.

Например: Игровая ситуация «Строительство парусников», где дети делятся на строителей и кладовщиков. И строят предметную модель путём однозначного соответствия в игре. Это в средней группе. В старшей группе используем модели «Счёты», «Ось». Игровую ситуацию ввожу обязательно.

Манипулируя с предметами, дети имеют возможность сопоставлять, анализировать.

Например, понятие числа вводила с помощью игры «Цветные числа» - плоскостной вариант палочек Кюизенера. Взяв за условный вариант один – это белый квадратик. Дети сопоставляют с полосками другого цвета. Находили число 2, 3. Затем из цветных палочек составили числовую лесенку ко дворцу Математики.

В подготовительной к школе группе задание усложнялось: «Составь заданное число из двух меньших».

 Понятие числа, числового ряда дети закрепляют в разных играх: «Гаражи», «Точечки», «Подбери цифру», «исправь ошибку».

Программа подготовительной к школе группы обширна и разнообразна. В работе с детьми этого возраста я больше внимания уделяла развитию логического мышления, комбинаторных способностей, умению анализировать.

Все игры с математическим содержанием подчинены решению этой задачи.

Мы сравниваем множества с помощью модели «Логическое древо», находим числа в заданных пределах с помощью оси и кругов Эйлера. Поставленная перед детьми задача, заставляет их самостоятельно вести поиск её решения.

Продуманный, интересный, разнообразный материал активизирует детей, повышает работоспособность.

Сравнивая множества, используем игры «Путешествие чисел», «рассели числа в домики, согласно знакам», «Военный аэродром», «Космодром».

Закрепляя числовой ряд, играем в игры: «Какое число пропущено?», «Назови соседей», «Цветные числа».

Сложный этап по присчитыванию и отсчитыванию успешно преодолевается с помощью игр: «Почтальон – вычислитель» Зака, «Вычислительные машины» Столяря.

Для успешного освоения программы школьного обучения, ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, должна стать привычкой для детей.

Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе действия игровой цели.

Игры Зака «Одна клетка», «Шаги курицы», «Найди девятого» развивают логику, внимание, умение анализировать. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число – любая должна реализовываться средствами игры, в игровых действиях.

В самостоятельной игровой деятельности, детей притягивают игры – головоломки Михайловой.

Полученные знания дети используют в сюжетно-ролевых играх: «Магазин», «Школа», «Стройка», «Автобус». Во время конструктивных игр дети пользуются условной меркой. Дети пытаются самостоятельно находить пути решения проблем. Очень любят решать поставленные мной задачи, искренне радуются, найдя её решение самостоятельно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания предметно-игровой среды

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, выраб...

Анализ и оценка созданной предметно-игровой среды д/с №410 Воспитатель Капустина Ирина Вячеславовна

«Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом… Воображение  развивается только в коллективе, обязательн...

Буклет "Создание предметной игровой среды для детей раннего возраста"

.Для развития продуктивной и творческой деятельности детей должны быть в наличии материалы и оборудование (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки,...

«Создание предметно - игровой среды для детей раннего и дошкольного возраста».

консультация «Создание предметно - игровой среды для детей раннего и дошкольного возраста»....

«Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»

Климан Светлана ВасильевнаВоспитатель ГБДОУ № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»Развивающая среды – это ...

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды....