Как считают и измеряют время
рабочая программа по математике (старшая группа) по теме
Понятие "Время " через сведения о разных способах и средствах измерения , фиксирования времени .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
“Как считают и измеряют время “ для детей старшего возраста .
Цель.- вызвать интерес к понятию “ время “ через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени , закрепить счет в пределах второго десятка , название и последовательность дней недели активизировать словарь по теме ( циферблат , солнечные , водяные, песочные, огненные часы) развивать творчество детей через составление фантастических рассказов .
Материалы: часы настенные , песочные, будильник, наручные, модель солнечных часов , водяных, циферблат с подвижными стрелками .
Ход
Педагог . – дети отгадайте загадку
Ног нет, а хожу, рта нет , а скажу .
Когда спать, когда вставать , когда работу начинать.
Что это? Дети .- часы .
Педагог .- молодцы . А вот еще одна
Мы день не спим , мы ночь не спим ,
И день и ночь стучим , стучим .
А что это? Дети : тоже часы .
Педагог .- как вы думаете , зачем людям нужны часы ?
Дети отвечают .
Как вы думаете , когда появилось время ? Дети отвечают
Время было всегда. Не было нас , людей , а время было и бежало вперед.
Само слово “ время “ происходит от старого русского слова “ вертемя “
Что вы слышите в этом слове ? Повторите его . Дети выполняют. В это слове угадываются два слова “время “ и “вертеть “ . Время вертится , движется.
Ведь проходит лето, проходит осень . И эта осень новая , а вовсе не та , что была в прошлом году. А день сегодня тот же , что был вчера ? Нет конечно. Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний . Какой был день недели вчера , какие занятия , что читали перед сном вчера и что будем делать сегодня . Дети отвечают
Время не возвращается, а идет только вперед и только вперед .
Давайте поиграем в словесную игру “ Назови соседей” . Я буду называть дни недели , а вы его соседей. Понедельник , его соседи : воскресенье и вторник Организуется игра .
Сейчас мы поиграем в подвижную игру и будем часами . Руки на поясе , наклоняемся в стороны и произносим “ тик-так “ .
А сейчас, наши руки стрелки сломались . Покажем , что они нуждаются в ремонте . Дети делают произвольное движение руками .
Нас отремонтировали . Мы снова часы “ Дети наклоняются и произносят тик –так “ Посмотрите на циферблат и покажите руками как стрелками , левая минутная, правая часовая. Который сейчас час . (Педагог переводит стрелки на 3, 6, 9, 12, ч. Следит , что бы движение рук были только по часовой стрелке ) Люди всегда хотели как можно точнее измерять время . Сегодня , что бы узнать который час , достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время . Что это за предмет ? Дети отвечают : Часы
Педагог : правильно , но часы не всегда были такими , какими мы привыкли их видеть . А какие же они были ребята? Дети отвечают .
Давным давно когда часов еще не было , узнавали время по солнцу . Это вы знаете : вставало солнышко – значит пора вставать и так до вечера . И вдруг человек обратил внимание на то что тень движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает и придумал часы : вместо циферблата расчерченная круглая площадка под открытым небом с 12 делениями , каждое деление 1 час . Место стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонна . Место самих стрелок– тень от колышка . Ходит по небу солнце , ходит по площадке тень и как часовая стрелка показывает время . Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог . Почему ? Дети : нет солнца , нет тени .
Педагог : узнавали время по живым часам . Эти часы важно ходят по двору , хлопают крыльями и взлетают на забор , кричат “КУ-КА-РЕ-КУ” . Просыпайтесь ! Скоро утро! Но хотя и кричит петух в одно и тоже время и с ним оплошность бывает , то во сне с жердочки свалится раньше времени поднимает крик , то лисы испугается и начнет кричать .
А вы слышали такое выражение “Время течет “ . А ведь когда-то , время действительно текло , капало . В водяных часах . В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода . Капля за каплей , она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался . На стенках сосуда были сделаны черточки отметки , показывающие сколько времени прошло с тех пор , когда в сосуд налили воду . Но водяные часы то же оказались не удобными . Требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд .
Как вы думаете , работали ли водяные часы ночью и в ненастный день ?
Дети отвечают : да , такие часы работали , не только в солнечный день , но и в ненастье. И точно “ Течет время “ и в песочных часах . Вернее , не время течет, а песок , по которым его измеряют . Сделаны песочные часы из стекла . Два стеклянных пузырька соединены вместе , внутри песок . Когда часы работают , песок из верхнего пузырька сыплется в нижний .
Высыпался песок, значит прошло 3или 10 минут . Часы переворачивают и счет времени продолжается . Песочными часами люди пользуются и теперь , врачи в поликлиниках . По этим часам больные получают лечебные процедуры .
Дети рассматривают песочные часы . Восковая свечка – это тоже часы , древние огненные . Свечка сверху донизу разрисована , как зебра , черно-белыми полосочками . Воск от горящего фитилька тает , а вместе с ним тают полосочки . Сколько полосок исчезло , столько значит и прошло часов , потому что каждую свечу делили на 24 части .
Выходит время не только течет, но и сгорает .
Педагог демонстрирует горящую свечу . А какие часы существуют сейчас ?
Дети отвечают , например : часы с боем, часы дающие сигнал, будильники, электронные и да же без стрелок – светящиеся цифры в окошечке сами вспыхивают . Рассмотрим настенные часы , будильник . наручные часы .
А сейчас пофантазируйте и нарисуйте часы , которые люди изобретут в будущем . Из какого материала их сделают ? Какой формы ?
При помощи чего они будут работать ( солнечные элементы, батарейки , другие механизмы ) .
Педагог : Ребята а вам какие часы больше понравились ?
Дети называют :
Педагог : Молодцы ребята .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как люди учились измерять время»
Методическая разработка оод по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с учётом современных технологий, использование ТРИЗ....
«Как считают и измеряют время»
Мастер-класс конспект...
"Как считают и измеряют время" (интегрированное занятие по познавательному развитию)
НОД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста. Цель: создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста представления о вре...
Конспект НОД по познавательному развитию "Кто и как считает время".
Познакомить детей с историей часов и их назначением. Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения: времена года, месяцы, дни недели, части суток, о разных способах и сре...
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Кто и как считает время"
Конспект занятия для детей старшей группы...
Конспект НОД «Как измерить время?» в подготовительной к школе группе
Данный материал способствует расширению представлений о временных понятий, способах измерения времени....
Как измерить время?
Исследовательско-творческий проект....