Как измерить время?
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Исследовательско-творческий проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_izmerit_vremya.docx | 35.54 КБ |
proekt_kak_izmerit_vremya.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
- Название проекта: «Как измерить время?» Развитие временных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством речевой и творческой деятельности.
- Автор – Столярова Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ 79 «Золотой колосок».
- Актуальность проекта: В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени. Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени. Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно.
Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени.
Точность оценки временных интервалов определена динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результатом условных рефлексов на время. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории. Высокое качество учебно-воспитательного процесса – это, прежде всего, результат деятельности, которой можно чем-то измерить, подтвердить и оценить. Именно желание увидеть результат своей деятельности, и стало основой для выбора проекта.
- Тип проекта – краткосрочный, исследовательско-творческий.
- Целевая аудитория проекта – дети старшего дошкольного возраста (г. Йошкар-Ола ).
- Цель - Выявить эффективность формирования у старших дошкольников временных представлений посредством речевой и творческой деятельности.
- Объект – временные представления детей старшего дошкольного возраста.
- Предмет – речевая и творческая деятельность.
- Гипотеза – процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен, если:
- В речевой деятельности отражать данную тему.
- В творческой деятельности задавать тему, связанную с временными представлениями.
10. Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития временных представлений.
- Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению уровня развития временных представлений.
- Разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по развитию временных представлений посредством речевой и творческой деятельности.
- Выявить эффективность речевой и творческой деятельности в формировании временных представлений.
- Методы:
- Анализ источников литературы.
- Методы диагностики: беседа, опрос.
- Использование количественной и качественной обработки полученных данных.
- Сроки реализации – 1 декабря 2017– 28 февраля 2018 г.
- Этапы проекта:
- Подготовительный ( 1.12.2017– 31.12.2017 )
Содержание работы:
1.Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по формированию у детей временных представлений.
2.Анализ уровня освоения детьми представлений о времени.
3.Анализ работы с родителями по выявлению интереса своего ребенка к временным представлениям.
Результат:
-Анкетирование родителей.
-Беседа с детьми « Что будет если отменить время?».
2. Основной этап ( 10.01.2018 – 14. 02.2018 г. )
Содержание работы:
1.Разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию у старших дошкольников временных представлений.
2. Улучшение оснащенности предметно-развивающей среды для организации решения задач по повышению уровня знаний и умений ориентироваться во времени.
3.Проведение просветительской работы с родителями по актуальным аспектам формирования временных представлений.
Результат:
-Чтение и заучивание стихов, загадок по теме.
-обобщение знаний о временах года и месяцах по презентации «Времена года»
-закрепление знаний о временных понятиях по презентации « Который час?»
-Интегрированное занятие по аппликации и развитию речи « Часы в подарок».
-Коллективная работа «Настенный календарь».
-Работа с родителями:
-Оформление календарей «Моя неделя» ( с использованием рисунков, фотографий, коллажей ).
-Подготовка материалов для книжки-самоделки «Сказка о времени» ( рисунки, комментарии ).
3. Обобщающий этап (15.02.18г.-28.02 18г.)
Содержание работы:
- Обобщение результатов и подведение итогов исследования.
- Разработка методических рекомендаций по формированию временных представлений у старших дошкольников.
Результат:
- Выставка календарей «Моя неделя»
- Выставка работ «Часы в подарок».
- Оформление групповой книги-самоделки «Сказка о времени».
- Критерии эффективности:
Были проведены:
- Чтение и заучивание стихов, загадок по теме.
- обобщение знаний о временах года и месяцах по презентации «Времена года»
- Закрепление знаний о временных понятиях по презентации « Который час?»
- Интегрированное занятие по аппликации и развитию речи « Часы в подарок».
- Коллективная работа «Настенный календарь».
- Работа с родителями:
- Оформление календарей «Моя неделя» (с использованием рисунков, фотографий, коллажей ).
- Подготовка материалов для книжки-самоделки «Сказка о времени» (рисунки, комментарии ).
- Выставка календарей «Моя неделя»
- Выставка работ «Часы в подарок».
- Оформление групповой книги-самоделки «Сказка о времени».
- Предполагаемые результаты:
- Оптимизация процесса формирования у старших дошкольников временных представлений.
- Осознание родителями важности формирования у детей представлений о времени (времена года, месяца, дни недели, части суток )
- Формирование у детей и взрослых интереса к ощущению себя во времени.
- Методическое обеспечение (приложение).
- Диагностика.
Тестирование детей в начале проекта и в конце. Сравнительный анализ. Выводы. ( Вопросы теста в приложении).
18. Список используемой литературы:
1. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года / Н.Н. Гусарова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006
2. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д.Рихтерман, З.А.Михаилова.-М.: Академия, 1997.
3. Ерофеева И. «Времена года» стихи серия «Читаем с мамой»./И. Ерофеева.- ЛИНГ-КНИГА, 2008.
4. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - С-Петербург.: Детство-Пресс, 2003.
5. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду/ Л.С.Метлина.-М.:Просвещение, 1982.
6. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. - СПб:.Детство-Пресс, 2005.
7. Нонсенко Р. С. «Времена года» серия «Книжки-малышки»/Р.С. Нонсенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006
8. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ М.Н.Перова.-М.:Просвещение, 1996.
9. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982.
10. Рихтерман Т.Д. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста/ Т.Д. Рихтерман.- М.: Просвещение, 1982
11. Русские народные загадки: Для чтения родителями детям. - М.: Фламинго, 2008.
12. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников/ Е.В.Соловьева.- М.: Просвещение, 2000
13.А.И. Сорокина Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
14. Таранова Л. «Время и часы» серия «Первые уроки»/Л.Таранова.- М.: Стрекоза, 2007
15. Шарикова Е. «Времена года» серия «Первые уроки»./Е.Шарикова- М.: Стрекоза, 2008
16. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Е.И.Щербакова. -М.: Академия, 1998
17. Яхнин Л. «Двенадцать месяцев» серия «Читаем сами»/пересказ Л. Яхнин. - М.: Стрекоза, 2008
Приложение.
Приложение 1.
Беседа на тему « Что будет, если отменить время?».
Человек, живущий в каменном веке, вставал и ложился с солнцем, поскольку в темноте его подстерегали страшные опасности – и реальные, и вымышленные. Поэтому надо было дорожить светлым промежутком суток, чтобы успеть сходить на охоту, наловить рыбу, накопать съедобных кореньев, натаскать топлива в пещеру. При этом ему не было необходимости точно знать, который час. Солнце склонилось к горизонту, значит скоро будет опасно оставаться вне убежища, пора торопиться домой.
По мере развития цивилизации и особенно наук уже возникла необходимость в отсчете промежутков времени. Так в древней Греции, Вавилоне, Египте, возникли первые примитивные водяные часы – клепсидры. И с той поры часы стали неотъемлемой деталью человеческого быта.
А для чего они нужны? Зачем вообще нужно знать, который час? Такой вопрос, если бы его задали в наши дни, вызвал бы громкий смех даже у детей. В самом деле, представьте, что было бы, если бы вдруг мгновенно исчезли или перестали работать все часы – и механические, и электронные, и таймеры в компьютерах? Воцарился бы самый настоящий хаос.
Транспортная система мгновенно была бы парализована, ведь ни пилоты, ни машинисты, ни водители, ни диспетчеры не знают, когда именно надо отправить в рейс каждый конкретный самолет, поезд, автобус. Делать это наобум, на глазок? Но тогда непременно произойдет огромное количество столкновений, аварий, с большими жертвами. В самом лучшем случае образуются огромные пробки.
Залихорадило бы все отрасли промышленности: ведь неизвестно, сколько проводить тот или иной технологический процесс. Например, идет выплавка стали. Как определить, пора ли добавлять в печь легирующие компоненты или еще не пора? А после добавки – пора прекращать выплавку или еще нет? В результате чудовищное количество брака. Все затраты напрасны, выплавленная сталь годится только на лом.
Про научные эксперименты, особенно в областях точных наук, смешно даже упоминать. Как их можно проводить, не фиксируя время? Это просто немыслимо.
Даже просто в быту отсутствие точного времени причинит массу неудобств. Как родителям узнать, надо уже будить ребенка в школу или пусть еще поспит? А как учитель, в свою очередь, определит, пора ли уже завершать урок или не пора? Или, предположим, людям очень надо встретиться. Как они организуют эту встречу, если даже знают точное место, но понятия не имеют, в какое время ее назначить? Ориентироваться по расположению тени от Солнца? А если погода будет пасмурной?
Вот и получается, что без определения времени никуда. По крайней мере, в наши дни.
Приложение 2.
Конспект интегрированного занятия
по аппликации и развитию речи
«Часы в подарок»
Цель: Познакомить детей с разными видами часов , их назначением .Активизировать и расширять словарь по теме . Развивать творческую активность, навыки самостоятельного планирования и выполнения работы ; монологическую речь . Воспитывать бережное отношение ко времени и к часам , как к прибору его измеряющему .
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель : Ребята , сегодня мы с вами станем часовых дел мастерами . Мы изготовим часы , но не простые . а подарочные .
Беседа «Какие бывают часы?»
На демонстрационном столе – различные виды часов ( настоящие и на картинках ).
Воспитатель ( читает стихотворение Э. Котляра «Часы-часики» )
Каких часов на свете нет!
И в каждых свой секрет.
Есть часы, на полу стоящие ,
Басом говорящие:
« Бом-бом-бом !» -
На весь дом.
Эти уличные часы на столбе
Знакомы тебе?
Они здесь очень нужны:
Стрелки-великаны издали видны!
А ходики-избушки!
В них живут кукушки.
Окошко распахнётся,
Кукушка встрепенётся :
«Ку-ку ! Ку-ку !» -
Как в лесу на суку .
А будильник !
С вечера заведёшь -
И спокойно спать пойдёшь .
Будильник разбудит -
Не забудет .
Уточнение названий частей часов .
Уточняется ,что у всех часов есть обязательно циферблат .Он может быть разной формы ( дети рассматривают и называют форму циферблата у различных часов – круглый . квадратный , прямоугольный , овальный , треугольный ).
Воспитатель . У часов есть стрелки , с помощью которых люди узнают время.
- Как называется короткая стрелка , которая показывает часы ?
( часовая .)
-Что показывает длинная стрелка ? ( Минуты ) Как она называется ? (Минутная . )
-На некоторых часах бывает третья стрелка .Она показывает секунды и называется … ( секундная . )
Постановка цели работы по аппликации
Воспитатель предлагает детям изготовить часы в подарок для близкого человека , сохраняя пока в секрете , для кого будут сделаны часы . Обращает внимание на то , что оформление часов должно соответствовать возрасту и полу человека .
Создание аппликации « Часы в подарок» Рассказы детей ( какие они сделали часы и для кого ).
Приложение 3.
Стихи для чтения и заучивания.
Часы.
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы стоят на месте.
В. Орлов.
Королевство минуток.
Раз - секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались-
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас -
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.
Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка - среда -
Третьим днём была всегда.
А четверг – четвёртый день -
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница – сестрица -
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой -
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний – воскресенье-
Назначаем днём веселья.
Завтра снова детский сад
Ждёт-пождёт своих ребят.
Четыре недели, четыре недели,
Они целым месяцем стать захотели.
Но месяц сказал им: «Чуть-чуть подождите,
От пятой хотя бы немножко возьмите!»
Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься
.Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь – тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август – любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом оденет листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрём завершается год.
Он ёлку в подарок детишкам несёт.
Сто лет пробежит – и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.
М. Погарский.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта: В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени. Вся жизнь человека тесно связана со временем, умением измерять, распределять, экономить время. Современные условия развития общества требуют от человека сосредоточенности, целеустремленности, динамичности, способности организовывать свою деятельность во времени. Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени. Точность оценки временных интервалов определена динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результатом условных рефлексов на время. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории. Высокое качество учебно-воспитательного процесса – это, прежде всего, результат деятельности, которой можно чем-то измерить, подтвердить и оценить. Именно желание увидеть результат своей деятельности, и стало основой для выбора проекта.
Цель - Выявить эффективность формирования у старших дошкольников временных представлений посредством речевой и творческой деятельности. Объект – временные представления детей старшего дошкольного возраста. Предмет – речевая и творческая деятельность. Гипотеза – процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен, если: В речевой деятельности отражать данную тему. В творческой деятельности задавать тему, связанную с временными представлениями. 10. Задачи : Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития временных представлений. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению уровня развития временных представлений. Разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по развитию временных представлений посредством речевой и творческой деятельности. Выявить эффективность речевой и творческой деятельности в формировании временных представлений.
Предполагаемые результаты: Оптимизация процесса формирования у старших дошкольников временных представлений. Осознание родителями важности формирования у детей представлений о времени (времена года, месяца, дни недели, части суток ) Формирование у детей и взрослых интереса к ощущению себя во времени.
Методы: Анализ источников литературы. Методы диагностики: беседа, опрос. Использование количественной и качественной обработки полученных данных. Сроки реализации – 1 декабря 201 7 – 28 февраля 201 8 г.
Этапы проекта: Подготовительный ( 1.12.201 7 – 31.12.201 7 ) Содержание работы: 1.Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по формированию у детей временных представлений. 2.Анализ уровня освоения детьми представлений о времени. 3.Анализ работы с родителями по выявлению интереса своего ребенка к временным представлениям. Результат: -Анкетирование родителей. -Беседа с детьми « Что будет если отменить время?».
Основной этап ( 10.01.201 8 – 14. 02.201 8 г. ) Содержание работы: 1.Разработка и внедрение комплекса мероприятий по формированию у старших дошкольников временных представлений. 2. Улучшение оснащенности предметно-развивающей среды для организации решения задач по повышению уровня знаний и умений ориентироваться во времени. 3.Проведение просветительской работы с родителями по актуальным аспектам формирования временных представлений. Результат: -Чтение и заучивание стихов, загадок по теме. -обобщение знаний о временах года и месяцах по презентации «Времена года» -закрепление знаний о временных понятиях по презентации « Который час?» -Интегрированное занятие по аппликации и развитию речи « Часы в подарок». -Коллективная работа «Настенный календарь». -Работа с родителями: -Оформление календарей «Моя неделя» ( с использованием рисунков, фотографий, коллажей ). -Подготовка материалов для книжки-самоделки «Сказка о времени» ( рисунки, комментарии ).
Детское творчество.
Обобщающий этап (15.02.1 8 г.-28.02 1 8 г.) Содержание работы : Обобщение результатов и подведение итогов исследования. Разработка методических рекомендаций по формированию временных представлений у старших дошкольников. Результат: Выставка календарей «Моя неделя» Выставка работ «Часы в подарок». Оформление групповой книги-самоделки «Сказка о времени». Игра-викторина « Измеряем время!»
Дом и д/сад вместе.
Игра-викторина «Измеряем время»
Критерии эффективности: Были проведены: - Чтение и заучивание стихов, загадок по теме. - обобщение знаний о временах года и месяцах по презентации «Времена года» - Закрепление знаний о временных понятиях по презентации « Который час?» - Интегрированное занятие по аппликации и развитию речи « Часы в подарок». - Коллективная работа «Настенный календарь». - Работа с родителями: - Оформление календарей «Моя неделя» (с использованием рисунков, фотографий, коллажей ). - Подготовка материалов для книжки-самоделки «Сказка о времени» (рисунки, комментарии ). - Выставка календарей «Моя неделя» - Выставка работ «Часы в подарок». - Оформление групповой книги-самоделки «Сказка о времени -Игра- викторина «Измеряем время».
Список используемой литературы: 1. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года / Н.Н. Гусарова . - СПб.: Детство-Пресс, 2006 2. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д.Рихтерман , З.А.Михаилова .-М.: Академия, 1997. 3. Ерофеева И. «Времена года» стихи серия «Читаем с мамой»./И. Ерофеева.- ЛИНГ-КНИГА, 2008. 4. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - С-Петербург.: Детство-Пресс, 2003. 5. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду/ Л.С. Метлина .- М.:Просвещение , 1982. 6. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. - СПб:.Детство-Пресс , 2005. 7. Нонсенко Р. С. «Времена года» серия «Книжки-малышки»/Р.С. Нонсенко .- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 8. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ М.Н.Перова.-М.:Просвещение , 1996. 9. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982. 10. Рихтерман Т.Д. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста/ Т.Д. Рихтерман .- М.: Просвещение, 1982 11. Русские народные загадки: Для чтения родителями детям. - М.: Фламинго, 2008. 12. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников/ Е.В.Соловьева .- М.: Просвещение, 2000 13.А.И. Сорокина Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. 14. Таранова Л. «Время и часы» серия «Первые уроки»/ Л.Таранова .- М.: Стрекоза, 2007 15. Шарикова Е. «Времена года» серия «Первые уроки»./ Е.Шарикова - М.: Стрекоза, 2008 16. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Е.И.Щербакова . -М.: Академия, 1998 17. Яхнин Л. «Двенадцать месяцев» серия «Читаем сами»/пересказ Л. Яхнин. - М.: Стрекоза, 2008
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность.Тема: Чем можно измерять длину?
Цель:развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины, существовавшими в древности и существующими в настоящее время.Задачи:Расширить представления детей о мерах длины: условн...
как измерить детскую любознательность
рассказ...
как измерить детскую любознательность
рассказ...
как измерить детскую любознательность
рассказ...
как измерить детскую любознательность
рассказ...
как измерить детскую любознательность
рассказ...
как измерить детскую любознательность
рассказ...