Творческий отчёт
план-конспект по математике по теме
Консультация для воспитателей по теотральной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, и, играя, познаёт мир.
Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения. А именно: воспитать художественный вкус, развить творческий принцип, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В театрализованных играх- представлениях с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям между героями этого произведения.
Игры-представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Работа над спектаклем: анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету и, наконец, постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях, не реже одного раза в неделю по 30-40 минут в зависимости от возраста детей. Эти занятия могут проводиться как в первую, так и вторую половину дня.
Но такая работа не должна проводиться в изоляции от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности.
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передать его движениями, жестом, мимикой, слушать музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное её содержание и т.д.
На речевых занятиях у детей развивается чёткая, ясная дикция, ведётся работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек, дети знакомятся с литературными произведениями к постановке спектакля и прочее.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями близкими по сюжету сказки.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самодеятельной детской деятельности.
Дети играют в «театр». Они выступают то в роли актёров, то зрителей, контролёров, билетёров, дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу.
Они рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.
В театральной студии под руководством специалиста разыгрываются различные этюды для передачи различных чувств, речевые упражнения. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной театрализованной игрой-постановкой, представлением. При этом целесообразно использовать такой приём, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых, кукол би-ба-бо и других).
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. В. Самоукиной в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67 – 69% первоклассников возникают страхи, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализированная деятельность. Основная цель моей работы – приобщить детей к театральной деятельности. В соответствии с этой целью задачи я сформулировала следующим образом:
- Нравственное воспитание.
- Последовательное знакомство детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр).
- Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях
- Формирование лексико-образной речи
Свою работу я провожу в виде кружка 1 раз в неделю. В средней группе занятие длится 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной 25-30 минут. В кружке занимается 12 детей. Занятие проводится в игровой форме, так как игра – ведущий вид деятельности ребёнка. В своей работе я пользуюсь общедидактическими принципами. Итогом работы является постановка спектакля. Два раза в год проводится диагностика. Мною разработаны критерии диагностики и методика её проведения. Их разработка основана на программах: «Арт-фантазия» Э. Чуриловой, «Волшебный мир театра», «Театр – творчество – дети» Н.Ф.Сорокиной, Л Г.Миланович.
Огромное внимание в своей работе я уделяю возрастным особенностям ребёнка.
Характерной особенностью маленького ребёнка является его ярко выраженная эмоциональность. Ничто в личности маленького ребёнка не может сравниться с богатством, многообразием, яркостью его чувств. Ничто, за исключением, быть может, одной только двигательной активности, но ведь и она является для ребёнка неисчерпаемым источником ярких эмоций. В тесной зависимости от особенностей нервной организации младшего дошкольника стоят и особенности его психики. В соответствии с неустойчивостью центральной нервной системы, несовершенством высших контролирующих функций стоит и тот факт, что в переживаниях маленького ребёнка нет ясных граней, отделяющих их друг от друга. Самые разнородные чувства легко переходят одно в другое. Значительная роль в поведении ребёнка принадлежит эмоциям.
Яркий сдвиг в развитии всей личности четырёхлетнего ребёнка наблюдается в речи. В разговорах, в рассказах по картинке, придуманных самими детьми, в индивидуальных или коллективных рассказах отмечается не только количественное превосходство словаря четырёхлетнего ребёнка(2000-2500 слов) по сравнению с трёхлетним (1500-1550 слов), не только лучшее грамматическое и синтаксическое оформление речи (появление придаточных предложений), но наблюдается особенность в самом характере речи, ярко выступающая в творческих рассказах детей.
Эмоции детей 4 лет менее ярки, чем у трёхлетних, но они более осмысленны, более устойчивы, они направляют творческую работу воображения ребёнка по более определённому руслу. В соответствии с большей устойчивостью эмоций идёт рука об руку и большая связность, последовательность и целостность изложения.
После четырёх лет дети начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра, характеризуя героев. Дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер. Ребёнок 4-5 лет прежде всего – активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Здесь важные задачи – поддержание и развитие детской впечатлительности; воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности; подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях; побуждение детей к импровизации на тему знакомых сказок, рассказов; стимулирование внимания, памяти, мышления, воображения детей.
В старшем дошкольном возрасте характерным становится избирательное отношение детей к театральным произведениям. Дети с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей. В этом возрасте важно совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства; развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа; углубить представление о театральных куклах, декорациях; продолжать активизировать словарь; поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, жест, речевую интонацию; закреплять умения сочинять песни на заданный текст, на собственные стихи в определённом жанре и характере своего героя, используя театральных кукол различных систем; развивать творческую самостоятельность детей; поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации; воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Одним из основных принципов моей деятельности является расширение возможностей ребёнка, работа в «зоне его ближайшего развития», а не тактика доступности. В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи я стремлюсь воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
В работе с детьми по теме «Приобщение к театральной деятельности» особое внимание уделяю диагностике. Считаю целесообразным в критерии диагностики включить нравственное воспитание, лексико-образную речь, театральное мастерство и виды творческой деятельности. Для этого стараюсь мобилизовать все способы, приёмы, механизмы, методики, формирующие творческие качества личности: воображение, способность к импровизации, к выразительному движению, к прогностическому мышлению, к сравнительно-оценочной деятельности, то есть ко всему тому, что образует психологический творческий потенциал личности. Результаты диагностики показали хорошие результаты. К подготовительной группе высокий уровень умений и навыков детей составил 74%. Дети стали уверенней в себе, уровень их творчества повысился. Это говорит о том, что мною были правильно разработаны методы и приёмы для приобщения детей к театральной деятельности. Также мною разработаны перспективные планы на год по трём возрастным группам, с учётом возрастных особенностей детей; консультации для воспитателей и родителей, создана ПРС в группе. В дальнейшем планирую продолжать работу, изучить новую литературу, разнообразить методы и приёмы работы. Для этого я посещаю методические объединения, курсы повышения квалификации, семинары, изучаю опыт работ более опытных коллег, консультируюсь с ними и являюсь студенткой пятого курса факультета «дошкольная психология» СГПИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»
Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» представляет собой три документа.Во-первых, это текст отчета, состоящего из трех параграфов:§1. Просве...
Творческий отчёт «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»
Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....
Творческий отчёт о проделанной работе за 2009 - 2010 учебный год
Творческий отчёт о проделанной работе за 2009 - 2010 учебный год...
творческий отчёт "Развитие творческих способностей детей через различные виды изо"
опыт работы по изо...
Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста» за 2014-15 г.г.воспитателя ГУЦАЛО Е.Н.
Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста»...
Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"
Творческий отчёт " Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"...
Творческий отчёт "Воспитатель - творческий педагог".
Творческий отчёт "Воспитатель - творческий педагог" по теме самообразования "Формирование эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира посредством ознакомления дет...