Творческий отчёт
план-конспект по математике по теме

Консультация для воспитателей по теотральной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

     

     Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, и, играя, познаёт мир.

      Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения. А именно: воспитать художественный вкус, развить творческий принцип, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

      Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

      В театрализованных играх- представлениях с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям между героями этого произведения.

      Игры-представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

      Работа над спектаклем: анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету и, наконец, постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях, не реже одного раза в неделю по 30-40 минут в зависимости от возраста детей. Эти занятия могут проводиться как в первую, так и вторую половину дня.

      Но такая работа не должна проводиться в изоляции от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет музыкальный руководитель, педагог по изобразительной  деятельности.

      На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передать его движениями, жестом, мимикой, слушать музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное её содержание и т.д.

      На речевых занятиях у детей развивается чёткая, ясная дикция, ведётся работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек, дети знакомятся с литературными произведениями к постановке спектакля и прочее.

      На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями близкими по сюжету сказки.

      Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самодеятельной детской деятельности.

      Дети играют в «театр». Они выступают то в роли актёров, то зрителей,  контролёров, билетёров,  дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу.

      Они рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

      В театральной студии под руководством специалиста разыгрываются различные этюды для передачи различных чувств, речевые упражнения. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной театрализованной игрой-постановкой, представлением. При этом целесообразно использовать такой приём, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых, кукол би-ба-бо и других).

      В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь  на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

      Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

      Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. В. Самоукиной в период психологической адаптации  ребёнка к школе у 67 – 69% первоклассников возникают страхи, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению  -  это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализированная деятельность. Основная цель моей работы – приобщить детей к театральной деятельности. В соответствии с этой целью задачи я сформулировала следующим образом:

  1. Нравственное воспитание.
  2.  Последовательное знакомство детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр).
  3. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  4. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях
  5. Формирование лексико-образной речи

 

      Свою работу я провожу в виде кружка 1 раз в неделю. В средней группе занятие длится 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной 25-30 минут. В кружке занимается 12 детей. Занятие проводится в игровой форме, так как игра – ведущий вид деятельности ребёнка. В своей работе я пользуюсь общедидактическими принципами. Итогом работы является постановка спектакля. Два раза в год проводится диагностика. Мною разработаны критерии диагностики и методика её проведения. Их разработка основана на программах: «Арт-фантазия» Э. Чуриловой, «Волшебный мир театра», «Театр – творчество – дети» Н.Ф.Сорокиной, Л Г.Миланович.

      Огромное внимание в своей работе я уделяю возрастным особенностям ребёнка.

      Характерной особенностью маленького ребёнка является его ярко выраженная эмоциональность. Ничто в личности маленького ребёнка не может сравниться с богатством, многообразием, яркостью его чувств. Ничто, за исключением, быть может, одной только двигательной активности, но ведь и она является для ребёнка неисчерпаемым источником ярких эмоций. В тесной зависимости от особенностей нервной организации младшего дошкольника стоят и особенности его психики. В соответствии с неустойчивостью центральной нервной системы, несовершенством высших контролирующих функций стоит и тот факт, что в переживаниях маленького ребёнка нет ясных граней, отделяющих их друг от друга. Самые разнородные чувства легко переходят одно в другое. Значительная роль в поведении ребёнка принадлежит эмоциям.

Яркий сдвиг в развитии всей личности четырёхлетнего ребёнка наблюдается в речи. В разговорах, в рассказах по картинке, придуманных самими детьми, в индивидуальных или коллективных рассказах отмечается не только количественное превосходство словаря четырёхлетнего ребёнка(2000-2500 слов) по сравнению с трёхлетним (1500-1550 слов), не только лучшее грамматическое и синтаксическое оформление речи (появление придаточных предложений), но наблюдается особенность в самом характере речи, ярко выступающая в творческих рассказах детей.

      Эмоции детей 4 лет менее ярки, чем у трёхлетних, но они более осмысленны, более устойчивы, они направляют творческую работу воображения ребёнка по более определённому руслу. В соответствии с большей устойчивостью эмоций идёт рука об руку и большая связность, последовательность и целостность изложения.

После четырёх лет дети начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра, характеризуя героев. Дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер. Ребёнок 4-5 лет прежде всего – активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Здесь важные задачи – поддержание и развитие детской впечатлительности; воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности; подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях; побуждение детей к импровизации на тему знакомых сказок, рассказов; стимулирование внимания, памяти, мышления, воображения детей.

В  старшем  дошкольном возрасте  характерным становится избирательное отношение детей к театральным произведениям. Дети с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей. В этом возрасте важно совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства; развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа; углубить представление о театральных куклах, декорациях; продолжать активизировать словарь; поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, жест, речевую интонацию; закреплять умения сочинять песни на заданный текст, на собственные стихи в определённом жанре и характере своего героя, используя театральных кукол различных систем; развивать творческую самостоятельность детей; поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации; воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Одним из основных принципов моей деятельности является расширение возможностей ребёнка, работа в «зоне его ближайшего развития», а не тактика доступности. В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи я стремлюсь воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

В работе с детьми по теме «Приобщение к театральной деятельности» особое внимание уделяю диагностике. Считаю целесообразным в критерии диагностики включить нравственное воспитание, лексико-образную речь, театральное мастерство и виды творческой деятельности. Для этого стараюсь мобилизовать все способы, приёмы, механизмы, методики, формирующие творческие качества личности: воображение, способность к импровизации, к выразительному движению, к прогностическому мышлению, к сравнительно-оценочной деятельности, то есть ко всему тому, что образует психологический творческий потенциал личности.  Результаты диагностики показали хорошие результаты. К подготовительной группе высокий уровень умений и навыков детей составил 74%.  Дети стали уверенней в себе, уровень их творчества повысился. Это говорит о том, что мною были правильно разработаны методы и приёмы для приобщения детей к театральной деятельности. Также мною разработаны перспективные планы на год по трём возрастным группам, с учётом возрастных особенностей детей; консультации для воспитателей и родителей, создана ПРС в группе. В дальнейшем планирую продолжать работу, изучить новую литературу, разнообразить методы и приёмы работы. Для этого я посещаю методические объединения, курсы повышения квалификации, семинары, изучаю опыт работ более опытных коллег, консультируюсь с ними и являюсь студенткой пятого курса факультета «дошкольная психология»  СГПИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» представляет собой три документа.Во-первых, это текст отчета, состоящего из трех параграфов:§1. Просве...

Творческий отчёт «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»

Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

Творческий отчёт о проделанной работе за 2009 - 2010 учебный год

Творческий отчёт о проделанной работе за 2009 - 2010 учебный год...

Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста» за 2014-15 г.г.воспитателя ГУЦАЛО Е.Н.

Творческий отчёт по самообразованию на тему  «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста»...

Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"

Творческий отчёт " Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"...

Творческий отчёт "Воспитатель - творческий педагог".

Творческий отчёт "Воспитатель - творческий педагог" по теме самообразования "Формирование эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира посредством ознакомления дет...