Формирование математических представлений у детей.
статья (математика, старшая группа) на тему
Игры «Клуба дошколят-знатоков математики»
из опыта работы
воспитателя логопедической группы
Артемьевой И.В.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей - переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. В этом возрасте начинается формирование первых форм абстракции обобщения, простых форм умозаключений. Доказано, что у дошкольников можно сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления.
В работе отечественных психологов и педагогов показана ведущая роль обучения в формировании мышления. Такой подход основан на теории развивающего обучения, созданной выдающимся советским психологом Л.С. Выготским, который утверждал, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой.
Развивая гипотезу о «зоне ближайшего развития», он утверждал, что развитие надо определять не только по показателям, характеризующим самостоятельную деятельность детей, но и по тем возможностям, которые ребенок может реализовать в сотрудничестве со взрослыми.
На протяжении многих лет велись поиски соответствующего содержания и методов обучения детей дошкольного возраста. А.И. Усова выдвинула важное положение о двух категориях знаний. К первой она относила более простые, которыми дети овладевают в повседневном общении со взрослыми, в ходе игр, наблюдений. При этом играм она отводила особое место в умственном развитии детей при правильном руководстве играми дети могут овладевать целым рядом знаний и умений , необходимых для умственного развития детей.
Ко второй категории знаний она относила знания и умения более сложные, которые могут быть усвоен в процессе обучения. Эти знания должны быть построены в виде четкой системы, в которой должны найти отражение простые и доступные детям закономерности и зависимости между различными явлениями действительности .
Задача обучения состоит в том, чтобы руководить познанием, направлять процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным, от изолированных и разрозненных связей к пониманию закономерностей и взаимозависимостей предметов и явлений окружающей действительности.
В последние годы в школьной педагогике наблюдалась тенденция все знания отнести ко второй категории, то есть произошел явный крен в сторону обучения детей – дошкольников в основном на занятиях при использовании типично школьной формы организации детей и методов обучения.
Стремление дать максимальное количество знаний, умений, навыков в самых различных областях часто превращалось в самоцель.
При этом идея подготовки к школе отодвинула все остальные задачи детского сада на второй план, насаждая школьно-урочные формы обучения в детском саду. Дети стараются приспособиться к неестественной их возрасту ситуации, но такое приспособление зачастую гасит всякий интерес к знаниям. Знания полученные в таком обучении, чаще всего формальны, нестойки, не оказывают положительного влияния на общее развитие детей. Таким образом желаемый эффект не достигается.
На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей, заронит в душу ребенка семена познания.
Поиск педагогики сегодняшнего дня ведется в направлении максимального использования собственной познавательной активности детей.
Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.
Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде , не сможет проявить задатки, данные ему от природы.
Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребенку возможность осмыслить учебный материал.
Особо выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод. Потребность ребенка в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов. Дошкольники, осуществляя самостоятельную поисковую деятельность, опираются на прямые знания полученные от воспитателя.
Для того чтобы мотивом усвоения знаний была собственная потребность ребенка, а не требования со стороны взрослого, необходимо было продумать такую организацию обучения, которая:
- во-первых, обеспечивала познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;
- во-вторых, давала возможность каждому ребенку соучаствовать в процессе выполнения заданий другим ребенком;
- в –третьих, включала всех детей в процессе решения задачи;
- в-четвертых, была подвижной и изменялась в зависимости от задач данного занятия.
Педагогическое и психологическое исследования в области дошкольной педагогики, проведенные за последние годы, позволяют выделить основные принципиальные положения, которые должны лечь в основу организации обучения.
Принципы:
- обучение дошкольников началам математики должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей;
- ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях;
- в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач;
- воспитатель организует игровую и практическую деятельность детей, стимулируя появление поисковых способов ориентировки в заданиях, и создает ситуации, где необходимо применение полученных знаний;
- в итоге воспитатель обобщает и закрепляет в слове полученный детьми опыт.
Воспитательно-образовательная работа в детском саду должна учитывать закономерность развития детей, исходя из требований дошкольной педагогики и дидактики
В соответствии с этими требованиями обучение детей должно опираться на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном возрасте.
Познание окружающего мира дошкольниками строиться при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д.Ушинский отмечал, что «дитя мыслит образами, звуками, красками». Это утверждение подчеркивает закономерность, которая лежит в основе развития детей дошкольного возраста.
Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике. Они сталкиваются с многообразными проявлениями свойств предметов: цветом, формой, величиной, количеством, пространственным расположением предметов. Первостепенное значение имеет наглядность в обучении дошкольников математике. Наглядность отвечает психологическим особенностям детей, служит основой для развития понятийного мышления.
В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности в обучении дошкольников математике помогает дидактический материал, используемый на занятиях.
Особое значение приобретает специальный выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает такой дидактический материал, где четко выделен признак, который становится предметом обучения (величина, количество, форма, пространственное расположение). Кроме этого дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.
Обучение обследовательским действием должно соединяться со словесным обозначением способов работы с дидактическим материалом. Целесообразность дидактического материала на занятии определяется тем, что восприятие и действие с ним способствует овладению детьми знаниями, ради которых используются эти средства наглядности.
Развитие элементарных математических представлений является той областью, где при условии систематического обучения возможно дать не только определенную сумму знаний, умений, навыков, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.
Особое место в проблеме обучения дошкольников началам математики занимают методы используемые на занятиях. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу отводится самая большая роль. Этот метод способствует сочетанию практической и игровой деятельности, решению детьми проблемных ситуаций, умению понимать предложенную задачу и разрешение ее самостоятельно.
Предварительный просмотр:
Иллюстрации - вопросы для
«Клуба знатоков математики»
Косолапый, неуклюжий, любит мёд, не любит стужи - кто это? Медведь. А сколько медведей залезло на дерево?
Не зевай, угадай, сколько кошек гуляет по крыше, посчитай?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование математических представлений у детей, новые подходы
Консультация для воспитателей...
особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи
В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...
конспект занятия по формированию математических представлений у детей 6-7 лет "Школа космонавтов".
Занятие направлено на систематизацию знаний детей о составе числа 10, а также умение ориентироваться на плоскости листа в клетку и разгадывать ребусы....
Итоговая деятельность детей по формированию математических представлений у детей 5-6 лет
-Совершенствование навыков счета в пределах 10.-Работа над пониманием “Какой по счету?”-Объединение частей в целое множество.-Установление зависимости между множеством и его частью.-Подготовка к...
«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»
Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....
Консультация для педагогов по ФЭМП у детей с ОВЗ Формирования математических представлений у детей с ОВЗ
Данная статья отражает опыт работы по формированию математических представлений у детей с ОВЗ...
Консультация для педагогов по ФЭМП у детей с ОВЗ Формирования математических представлений у детей с ОВЗ
Данная презентация наглядно отражает содержание консультации по вопросу формирования математических представлений у детей с ОВЗ....