Познание алгоритмов как закономерности исследования "Путешествие по сказкам с Цветиком - семицветиком"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

 

Непосредственная образовательная деятельность с детьми логопедической подготовительной к школе группы по развитию элементарных математических представлений

Познание алгоритмов как закономерности исследования "Путешествие по сказкам с Цветиком - семицветиком"

 В ходе совместной  образовательной  деятельности  дети путешествуют по сказкам, где широко используются дидактические, развивающие игры и игровые упражнения с использованием алгоритмов. Целью НОД -  развития логического мышления, познавательных, творческих способностей и исследовательской деятельности у детей, способность к установлению закономерностей, взаимосвязи знаков и символов. Развитие логического мышления, памяти, внимания.  Развитие мелкой моторики, координации речи с движением. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: самый легкий, легкий, тяжёлый, самый тяжелый. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность с детьми логопедической подготовительной к школе группы по развитию элементарных математических представлений

 "Путешествие по сказкам с Цветиком - семицветиком"

Составила и провела: воспитатель Смоленцева Нина Ивановна

Непосредственная образовательная деятельность с детьми  логопедической подготовительной к школе группы по развитию элементарных математических представлений

Составила и провела: воспитатель Смоленцева Нина Ивановна

Тема: Познание алгоритмов как закономерности исследования

 " Путешествие по сказкам с Цветиком - семицветиком"

 Цель: Развитие логического мышления, познавательных, творческих способностей и исследовательской деятельности у детей, способность к установлению закономерностей, взаимосвязи знаков и символов.

Образовательные задачи:

 1. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10, знакомство со счётом в пределах 20.

2. Продолжаем учить детей решать примеры в пределах второго десятка.

3. Продолжаем обучать детей ориентироваться в пространстве по алгоритму, на ограниченной поверхности (лист бумаги, фланелеграф, учебная доска),располагать изображение алгоритмов в указанном направлении, отражать в речи их в пространственное расположение слева, направо, рядом и т.д.

4. Формирование умения на наглядной основе, с помощью алгоритмов составлять и решать простые арифметические  задачи на сложение и на вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий: плюс(+), минус(-), и знаком отношения равно(=).

5. Закрепление знаний детей  состава числа " 7 ".

6. Закрепление умение детей измерять объём сыпучих веществ с помощью условной меры и сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путём взвешивания их в руках, затем  на весах.

7. Закреплять знания детьми геометрических фигур, развивать творческое, продуктивное мышление.

8. Формировать умение моделировать геометрические фигуры из счетных палочек по алгоритму, изменение заданной фигуры  путём перекладывания палочек.

9. Формирование элементарных представлений о времени: последовательности месяцев, времени года.

10. Продолжать  учить решать занимательные упражнения и логические задачи.

 Коррекционно - развивающие задачи:

Развитие мыслительной и речевой деятельности, творческого воображения.  Развитие логического мышления, памяти, внимания.  Развитие мелкой моторики, координации речи с движением. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: самый легкий, легкий, тяжёлый, самый тяжелый.

Воспитательные задачи:

Развитие познавательного интереса, развитие навыков самостоятельной и коллективной работы, активности, аккуратности при работе с раздаточным и дидактическим материалами, воспитание чувства взаимопомощи, самоконтроля.

Предварительная работа:

Чтение с детьми сказок: "Цветик - Семицветик"," Золотой ключик или приключения Буратино", "Золушка", "Мороз Иванович", "По щучьему велению","Аленький цветочек", "Снежная королева", "Двенадцать месяцев".  Заучивание с детьми  пословиц. поговорок, загадок о временах года, пересказ и составление алгоритмов к сказке "Двенадцать месяцев".  Разучивание физкультминутки "Полезная зарядка," пальчиковой игры "Цветик - семицветик". Обучение  детей дидактическим  играм:"Отгадай и назови сказку", "Игры с палочками", "Времена года", игры на исследовательскую деятельность  с песком, фасолью, водой, бумагой и др.   Игры с геометрическими фигурами " Фигуры играют в прятки", составление индивидуальных  рабочих листов с алгоритмами, придумывание  алгоритма на составление и решение задачи, составление карточек для исследовательской деятельности, подготовка раздаточного и демонстрационного материала к НОД, подбор и изготовление атрибутов сказочному  персонажу.

Оборудование.

Цветок "Цветик - семицветик", набор цифр, простые карандаши, цветные карандаши, счётные палочки по количеству детей, рабочие листы: "Орешки для Золушки"," "Зимний узор", для исследовательской деятельности: ведерки по количеству детей, весы, савки для сыпучих веществ: речной песок, манная крупа, фасоль, горох, вата, бумажные комочки, деревянные шарики, "киндеры". Алгоритмы к развивающим играм: " Орешки для Золушки","Где право, где лево", "Составь и реши задачу","Зимний узор", "Двенадцать месяцев"; к дидактическим  играм: "Цветик - семицветик","Наполни вёдра для Емели", "Колодец". Дидактический цветок "Ромашка" для оценки своей творческой  работы детей. Сказочный персонаж - принцесса из сказки "Двенадцать месяцев", корзина с подснежниками, подарок для детей р/игра "Весёлый счёт."

Ход НОД:

1. Приветствие, психологический настрой

Для начала встаньте в круг

Столько радости вокруг.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

Вы готовы поиграть?  (Да)

Можно встречу начинать.

Ребята, много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

 И конечно поиграть.

Ребята, я предлагаю вам отправиться  в путешествие по сказкам. Там нас ждут приключения, волшебные превращения, трудные интересные задания.

А вы, хотите узнать, кто нам поможет отправиться в путь? (Да)

Педагог загадывает детям загадку:

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

Удивительной раскраски,

Он волшебный, он из сказки.

(Цветик – cемицветик)

2. Пальчиковая гимнастика « Цветик – семицветик»

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь - коснёшься ты земли,

Будь по-моему вели.

Педагог показывает детям необычный «Цветик – семицветик».

Дети внимательно его рассматривают, рассуждают.

Кто догадался почему цветок такой необычный? На что он похож по цвету? (На радугу).  С какого лепестка мы начнём наше путешествие? Почему?

3. Д/игра «Отгадай и назови сказку». На кружочке (середина цветка)  надпись: «Закончи предложение по смыслу и назови сказку».

Ребёнок  проговаривает считалку: каждый охотник желает знать , где сидит фазан и отрывает первый - красный лепесток.

Педагог читают текст на другой стороне лепестка: « Фея взмахнула волшебной палочкой и…», что произошло дальше?

Ответы детей: тыква превратилась в карету,  крыса в кучера и т.д. Сказка «Золушка».

Ребята,  Золушке  очень хотелось  попасть на бал, но мачеха ей приготовила  трудное задание, пока она его не выполнит, на   бал она не попадёт. Поможем  Золушке? (Да)

4. Развивающая игра «Орешки для Золушки».

Сосчитай орехи на каждой тарелочке, затем зачеркни по два орешка на тарелках. Сколько останется орехов на тарелке?

(см. Приложение №1)

Молодцы ребята, очень быстро справились с заданием. Теперь Золушка смело отправится  на бал и найдет там себе принца.

Кто догадался, какой следующий лепесток?

Ребёнок отрывает второй - оранжевый  лепесток.

Педагог читают текст на другой стороне лепестка: «Долго деревянный мальчик искал …»

Ответы  детей: золотой ключик, папу Карло. Сказка «Приключения Буратино».

Дети, Буратино долго не мог найти золотой ключик, потому что не знал где право, а где лево. Научим его как определять право и лево. (Да)

5.Развивающая игра " Где право, где лево".

Используя алгоритм, дети быстро запоминают текст и проговаривают его. (см.Приложение №2)

Стоял ученик у развилки дорог.

Где право, где лево

Понять он не мог

Но вдруг ученик в голове почесал,

Той самой рукою, которой писал,

 И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал:

"Ура! Победа!"- раздался ликующий крик.

Где право, где лево - узнал ученик.

Молодцы, быстро запомнили и научили Буратино ориентироваться где право, а где лево.

Дети кто догадался, какой следующий  лепесток?

Ребёнок отрывает  третий - желтый  лепесток.

Педагог читают текст на другой стороне лепестка: " Уронила девица

 ведро в..."

 Ответы детей: в колодец, в прорубь. Сказка "Мороз Иванович".

Дети, выполнив задания от Мороза Ивановича, мы поможем рукодельнице найти свое ведерко и вернуться домой.

6. Дидактическая игра   "Колодец"

Для выполнения задания, дети работают  счетными палочками.

Если дети затрудняются, им предлагается алгоритм - подсказка.

(см. Приложение №3)

Дети кто догадался, какой  следующий  лепесток?

Ребёнок отрывает четвертый -  зелёный лепесток.

Педагог читают текст на другой стороне лепестка: «Третья дочь попросила у отца ..."

Ответы  детей: платочек,  аленький цветочек.  Сказка «Аленький цветочек».

Молодцы, ребята трудно было догадаться, но вы справились.

Дети, мы можем расколдовать чудовище, если угадаем, что это за карточки и что они обозначают.

Предположения детей, из карточек можно составить алгоритм задачи,  а по нему придумать задачу  и решить её.

7. Развивающая игра "Составь и реши задачу по алгоритму"

Детям необходимо составить задачу про цветика - семицветика и  решить её, затем  прочитать запись.

Педагог хвалит детей за выполнение очень трудного задания.

Ребята, предлагаю отдохнуть, а  затем обратно в путь.

8. Физкультминутка "Полезная зарядка"

Вот полезная зарядка.

Выполняйте по порядку:

Встаньте прямо, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Свои  плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели встали, сели встали

Вы надеюсь не устали?

Надо вам спокойно встать

 И спокойно подышать.

 Дети, кто догадался, какой  следующий  лепесток?

Ребёнок отрывает  пятый -  голубой  лепесток.

Педагог читают текст на другой стороне лепестка "По щучьему велению, по моему хотению …»

Ответы  детей: ступай печь к царю, ступайте ведра сами домой. Сказка «По щучьему велению».

Ребята, когда ведра по велению Емели отправились домой, вода из них расплескалась. Поможем Емеле наполнить ведра? (Да)

9. Дидактическая игра "Наполни ведра для Емели"

Педагог даёт каждому ребёнку карточку с алгоритмом, далее дети идут к столу и  выполняют задание по карточке. (см. Приложение №4)

Дети наполняют ведра разным материалом: манной крупой, ватными шариками, фасолью, бумажными комочками, горохом ,песком, пластмассовыми шариками, водой.

Педагог: Как вы думаете, почему  объём  веществ получился у всех  одинаковый? (предположения детей, рассуждения)

Ребята, давайте сравним, чем отличаются ведра?( ответы детей - они одинаковые) А содержимое в вёдрах?  (дети берут ведерки  в каждую руку с разным весом, но одинаковым объёмом, рассуждают...)

Давайте взвесим (дети взвешивают в парах свои ведёрки и убеждаются, что у кого-то ведро тяжелее, а у кого-то легче)

Дети какой можно сделать вывод? ( Объём  в ведёрках у всех  одинаковый, а  вес  разный).

Педагог хвалит детей за находчивость и внимательность.

Кто догадался, какой следующий лепесток?

Ребёнок отрывает шестой - синий  лепесток.

Педагог читают текст на другой стороне лепестка: « Ай! вскрикнул мальчик.   Меня кольнуло  прямо в сердце и что-то попало в …»

Ответы  детей: Льдинка, осколок льда. Сказка «Снежная королева».

Ребята, посмотрите Снежная королева разрисовал окна, какие фигуры она спрятала?

Вам необходимо помочь Каю разгадать "Зимний узор".                      (см. Приложение №5)

10. Развивающая игра "Зимний узор".

Дети выполняют задание под музыку.

Очень старались в выполнении задания, молодцы!

Дети, кто догадался, какой следующий лепесток?

Ребёнок отрывает седьмой -   фиолетовый  лепесток.

Педагог читают текст на другой стороне лепестка "Злая мачеха отправила девочку в лес …»

Ответы  детей: За подснежниками. Сказка «Двенадцать месяцев».

Ребята, мы с вами читали, пересказывали   сказку "Двенадцать месяцев"и  составили  к ней алгоритм. Давайте ещё раз вспомним содержание сказки с помощью нашего алгоритма.

 (см. Приложение №6)  

Ребёнок  выходит  к  фланелеграфу  и по алгоритму рассказывает сказку "Двенадцать месяцев". Педагог хвалит ребёнка за смелость и за пересказ сказки. Ребята, вспомните с какого месяца начинается год? (с января)

11. Дидактическая игра"Двенадцать месяцев"

Вам необходимо пронумеровать месяцы на рисунке, затем каждый зимний месяц раскрасить синим карандашом, каждый весенний месяц - зеленым, каждый летний - красным,  каждый осенний - желтым карандашом.

Педагог хвалит детей за старание, умение думать и выполнять работу аккуратно.

12. Подведение итогов, оценка детей.

- Ребята,  посмотрите я вам приготовила наш сказочный  цветок. Кто из вас считает, что справился со всеми  заданиями очень хорошо, возьмите сердечки и прикрепите их к своему лепестку.

- Дети, кто считает,  что  с заданиями справился, но не всё получилось как хотелось, возьмите божьи коровки и прикрепите на свой лепесток.

- Ребята, кому задания показались легкими, возьмите синий цветочек  и прикрепите их на свой лепесток.

- Ребята, а теперь, я попрошу вас оценить сверстников. Чей ответ или задание выполненное вашим другом вам понравилось ,возьмите желтый цветочек и прикрепите его на лепесток друга.

Дети, мы даже не заметили, что все лепестки у Цветика - семицветика закончились. Ведь  в сказке всегда происходит волшебство, а у нас чуда так и не произошло, почему? (предположения детей)

Вдруг, зазвенел колокольчик, затем ещё раз зазвенел колокольчик  и появляется  принцесса из сказки "Двенадцать месяцев" с корзиной подснежников и развивающей игрой "Весёлый счёт".

Принцесса: Ой, куда я попала, где мое королевство!

Педагог:  Ребята, посмотрите ведь это сама принцесса к нам пожаловала. Значит чудеса бывают, как вы думаете ребята? (Да) Здравствуйте, ваше величество.

Принцесса: Кто вы? Я совсем заблудилась?

Дети и педагог: Ты попала в детский сад, где мы только  что вспоминали о тебе. Какая ты капризная, непослушная и несправедливая.

Принцесса:  Ой, а почему вы меня не боитесь?

Педагог: А, почему мы должны тебя бояться?

 Принцесса:  Ах, да мне рассказывали, что где -то есть детский сад №19  и что в нем очень   умные и воспитанные дети, так значит это вы? (Да)

Ребята, я очень хочу с вами подружиться и даже принесла вам  подарок (вручает игру " Весёлый счёт").

Дети и педагог: Спасибо, принцесса за подарок.  Мы тоже с ребятами хотим подарить тебе подарок. ( дети вручают принцессе свои подарки)

Принцесса: Ой, что это?

Дети: Здесь все 12 месяцев, они идут друг за другом  - пожалуйста, принцесса запомни их  и не нарушай законы природы.

Принцесса: Хорошо, я постараюсь их запомнить . Мне так у вас понравилось, даже не хочется уходить, но мне пора возвращаться в свое королевство - проводите меня,.. ну  пожалуйста.

Дети и принцесса прощаются, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Познание: ФЦКМ Тема: «Цветик – семицветик»

Познакомить детей с особенностями  климата Севера: холод, вечная мерзлота; с явлением неживой природы – северным сиянием; с северными животными: белый медведь, морж. Воспитывать интерес к разным ...

Конспект НОД. Образовательная область «Познание» ФЭМП. Путешествие по сказке «Цветик-семицветик»

Програмное содержание: 1. Формировать у детей умение сопоставлять предметы повеличине, используя при этом слова: «больше», «меньше»2. Закреплять пространственные представл...

Конспект интегрированной НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной к школе группе №12 Тема: «Цветик-семицветик»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14476239","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Тема: «Цветик-семицветик». Цель: . Разви...

Конспект по развитию читательских умений. Тема: «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик – семицветик».

Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;- формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и...

Конспект НОД по ОО «Познание» ФЭМП по сказке «Цветик – семицветик»

Конспект НОД по ОО «Познание»  ФЭМП  по сказке  «Цветик – семицветик»...

Конспект открытого занятия в объединении "Цветик-семицветик", 2-го года обучения. Тема: "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского. Изготовление книжки-раскладушки по сказкам К.И. Чуковского "Путаница"

Занятие проводилось в форме путешествия по сказкам К.И.Чуковского, возраст детей 5-7 лет. Обучающиеся вспоминали героев сказок и стихов К. И. Чуковского, отгадывали загадки, педагог представил много я...