Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на изменение требований к качеству воспитания и обучения детей младшего школьного и дошкольного возрастов.
В связи с этим сегодня не подвергается сомнению необходимость систематического целенаправленного математического развития ребенка дошкольного возраста.
Тема «Величина» общепризнанно в теории и практике дошкольного математического образования и считается одной из самых сложных.
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы. | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы.
Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на изменение требований к качеству воспитания и обучения детей младшего школьного и дошкольного возрастов.
В связи с этим сегодня не подвергается сомнению необходимость систематического целенаправленного математического развития ребенка дошкольного возраста.
Тема «Величина» общепризнанно в теории и практике дошкольного математического образования и считается одной из самых сложных.
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры по формированию представлений о длине у детей подготовительной к школе группы.
Дидактическая игра «У кого лента длиннее»
(За основу взят приём Т. В. Тарунтаевой).
Дидактическая задача.
Развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине путем приложения, и результаты сравнения выражать словами «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; учить показывать длину предметов вдоль всей протяжённости.
Материал.
Коробка с двумя разрезами, из которых виднеются концы двух лент: одна длиной 1,5 м, другая длиной 0,8 м (цвет и ширина лент одинаковые).
Руководство.
Стук в дверь. Воспитатель: «Дети, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю». Возвращается с куклой Машенькой и коробкой. «Ребята, - говорит Машенька. - Я пошла с подружками в лес, заблудилась и попала в дом к Медведю. А он меня не отпускает к бабушке с дедушкой, пока я не отгадаю загадку: какая из лент в коробке длиннее, а какая короче».
Дети охотно откликаются на предложение воспитателя помочь Маше. Двое детей по желанию подходят к коробке. Потянув за концы лент, устанавливают, что их длина различна: одна лента длиннее, другая короче. Значит одна лента длинная, другая - короткая.
Воспитатель спрашивает: « У кого лента длиннее? А у кого лента короче? Правильно ребята. А давайте Маше объясним, как Медведю показать длину каждой из лент».
После показа воспитателем протяжённости длинной и короткой лент, вызываются дети, которым предлагается показать то длинную, то короткую ленты (пальчиком вдоль всей протяжённости слева направо) и при этом изучаемый признак выразить словом: длинная лента, короткая лента (сначала за воспитателем хором, а затем индивидуально).
Затем воспитатель показывает, как правильно сравнить ленты по длине:
- подравнять концы лент с одной стороны,
- совместить края лент и посмотреть есть ли остаток.
Только после этого можно сказать, что одна лента длиннее, а другая короче, и разведёнными руками показать на сколько (остаток).
После того, как все дети поупражняются, довольная Машенька благодарит детей за помощь и бежит к Медведю.
Дидактическая игра «Огород для Машеньки».
Дидактическая задача.
Развивать представления детей о ширине предметов; результаты сравнения отражать в речи словами: «шире», «уже», «широкая», «узкая»; учить показывать ширину предметов.
Игровое правило.
На узкую грядку «посадить» (наклеить) картофель, а на широкую – морковку.
Игровые действия.
Сравнение полосок по ширине, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см).
Раздаточный материал: две полоски одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см); три- четыре морковки, три-четыре картофелины (вырезаны из цветной бумаги). Клей, кисточка, подставка, клеёнка. Всё по количеству детей.
Ход игры.
Воспитатель говорит: «Дети от Маши прилетела птичка, принесла весточку. Маша просит нас прийти к ней и помочь посадить огород». Дети подходят к столу воспитателя, где сидит Маша, и становятся полукругом. «Ребята, - говорит Маша. - Родители уехали в лес за дровами, а мне наказывали посадить морковку и картошку. Морковку надо посадить на широкие грядки, а картошку на узкие. Помогите разобраться. А то я запуталась». Воспитатель говорит: «Сначала давайте с вами разберёмся, где у грядок длина. Покажите мне её. (Ответы детей). Правильно, вот это длина (показывает), а вот это ширина (показывает поперёк предмета, проводя пальцем сверху вниз по всей протяжённости полоски). Чтобы нам с вами найти широкую и узкую грядки, их нужно сравнить между собой по ширине. Для этого мы прикладываем концы полосок друг к другу, подравниваем нижние края полосок и смотрим: выступает верхний край одной из полосок или нет. (Объяснение способа действия воспитатель сопровождает показом), Если верхний край одной из полосок выступает, то она шире. Посмотрите, что у нас получилось. Верхний край какой полоски выступает? (Коричневой).Значит эта полоска шире или уже? (Шире). А чёрная полоска? (Уже). Правильно дети. Коричневая полоска шире чёрной. Чёрная полоска уже коричневой. А теперь все вместе скажем, коричневая полоска какая по ширине? (Широкая). А чёрная? (Узкая). Пусть каждый из вас подойдёт и покажет ширину чёрной полоски и коричневой. При этом не забудьте сказать, какая полоска узкая, а какая широкая. Молодцы! А теперь садитесь за свои столики. У каждого из вас по две полоски разной ширины. Это грядки. Вам надо определить какая «грядка» узкая, а какая широкая. Воспитатель наблюдая за действиями детей, по необходимости спрашивает: «Коричневая полоска какая по ширине? А чёрная? Как ты догадался? Покажи ширину чёрной (коричневой) полоски». Когда все дети разобрались, где широкая грядка, а где узкая, воспитатель предлагает взять детям в руки кисточку и наклеить на узкую грядку картофелины, а на широкую – морковки .
Все довольны проделанной работой. Воспитатель хвалит детей. Машенька благодарит и приглашает всех детей на чай из самовара с бубликами.
Дидактическая игра «Разложи полотенца в разные стопки».
Дидактическая задача.
Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, используя приёмы приложения и наложения; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «широкое», «узкое»; закреплять умение показывать ширину предметов.
Игровое правило.
Широкое полотенце положить в одну стопку, а узкое – в другую.
Игровые действия.
Сравнение полосок по ширине, используя приём наложения.
Материал.
Демонстрационный: два прямоугольника (полотенца) жёлтого и зелёного цветов, одинаковой длины (30 см), разной ширины (10 см и 15 см).
Раздаточный: такой же как демонстрационный (по количеству детей).
Ход игры.
Маша обращается за помощью к детям: «Ребята, родители ушли в поле работать, а мне нужно чистые полотенца разложить в две стопки: в одну стопку положить широкие полотенца для мамы и папы, а в другую стопку – узкие –для меня . Помогите мне, пожалуйста, справиться с работой». Дети соглашаются. Воспитатель приглашает детей встать полукругом вокруг стола. Перед ними два прямоугольника узкий и широкий. Воспитатель говорит: «Покажи ширину жёлтого (зелёного) полотенца. (Обращаясь к ребёнку). Жёлтое полотенце какое по ширине? А зелёное? Как ты догадался? Кто мне покажет как можно сравнить полотенца по ширине. Молодцы дети. А теперь я покажу вам как можно сравнить полотенца по ширине не прикладывая их друг к другу, а накладывая их друг на друга». Воспитатель накладывает узкий прямоугольник на широкий, совмещает нижние края, подравнивает прямоугольники по бокам. (Все свои действия воспитатель поясняет словами). То полотенце, у которого выступает верхний край – шире, другое – уже.
Воспитатель предлагает детям занять места за своими столиками. Перед каждым ребёнком два прямоугольника (широкий и узкий). Детям необходимо определить какое «полотенце» шире, а какое уже, накладывая прямоугольники друг на друга. Затем подойти к Машеньке и широкое «полотенце» положить в одну стопку (где лежат широкие «полотенца»), а узкое – в другую (где лежат узкие «полотенца»).
Во время выполнения задания воспитатель подходит то к одному ребёнку, то к другому и спрашивает: «Какое полотенце шире? А уже? Как ты узнал? Что ты сделал? Жёлтое полотенце уже или шире, чем зелёное? И так далее». После того, как все полотенца разложены по стопкам, Маша радуется и благодарит детей. Воспитатель провожает Машу и помогает ей отнести полотенца.
Дидактическая игра «Найди свой домик».
Дидактическая задача.
Закреплять умения детей сравнивать предметы по ширине, используя приём приложения или наложения, показывать ширину предметов; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «одинаковые по ширине» (учить подбирать предмет к образцу).
Игровое правило.
По сигналу воспитателя найти свой домик.
Игровые действия.
Поиск своего домика (подбор «ключика» к «замочку»), сравнение предметов по ширине (подбор к образцу).
Материал.
Два комплекта полосок, одинаковых по цвету и длине (15 см) но разных по ширине.
Ход игры.
Маша приходит в гости к ребятам и просит детей поиграть с ней. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди свой домик». Все соглашаются.
Воспитатель расставляет в разных местах комнаты стулья. Это домики. Вносит два комплекта полосок одинаковых по длине и цвету, но разных по ширине. Один комплект раздаёт детям – это «ключи» от домиков, а другой комплект полосок раскладывает на стульчиках – это «замочки». Далее воспитатель объясняет правила игры: дети могут гулять, бегать, играть, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Дождь пошёл! Скорее в домики». Дети по сигналу воспитателя должны найти свой домик, то есть подобрать «ключик» к «замочку». Для этого необходимо каждому ребёнку найти такую полоску на стульчике, которая будет равна по ширине его собственной полоске (образцу, который у него есть). В ходе игры воспитатель беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Почему ты решил, что это твой домик? Как ты догадался, что полоски одинаковые по ширине? Покажи ширину полоски. И так далее».
Игра повторяется два-три раза, но при этом дети меняются «ключиками», затем воспитатель меняет местами «замочки».
По окончании игры, Маша говорит: «Ребята! Мне так понравилась эта игра! Мне не терпится научить всех своих подружек играть в неё. Большое спасибо. Я побежала».
Дидактическая игра «Ёлочки для Мишки и Мышки».
Дидактическая задача.
Развивать умения детей выполнять сравнение предметов по высоте, результаты сравнения отражать в речи словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий», учить детей правильно показывать высоту предметов.
Игровое правило.
Посадить к высокому дому высокую ёлочку, а к низкому домику – низкую ёлочку.
Игровые действия.
Сравнение ёлочек по высоте, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: фланелеграф, вырезанные из бумаги домики: высокий для медведя и низкий для мышонка; силуэты медведя (большой) и мышонка (маленький).
Раздаточный: на каждого ребёнка по две стилизованные ёлочки (высокая – 15 см и низкая – 10 см), лист белой бумаги с проведенной на ней линией.
Ход игры.
Маша приходит в гости к детям и рассказывает: «Ребята, у меня есть два друга – Мишка и Мышонок (воспитатель прикрепляет к фланелеграфу силуэты животных с левой стороны и с правой стороны). Они очень дружат между собой. Миша большой, а Мышонок?.. (маленький). Правильно ребята. И домики у них разные (воспитатель прикрепляет к фланелеграфу домики рядом с животными): у Миши - ?.. (большой), а у Мышонка - ?.. (маленький)». Воспитатель обращается к детям: « Ребята, посмотрите, пожалуйста, Мишка и Мышка разного роста (воспитатель ставит фигурки животных рядом на одну линию). Вот какого роста медведь, а вот какого роста мышонок (при этом показывает высоту животных, проводя пальцем от лап до макушек). Миша – высокий, а Мышонок – низкий. Вот насколько медведь выше мышонка (воспитатель показывает разницу животных в росте, проводя пальцем вдоль остатка). Значит и домики у них должны быть разными по высоте. Чтобы узнать какой домик высокий, а какой низкий, их надо сравнить. Для этого поставим домики рядом на одну линию, приложим их друг к другу. Кто мне покажет высоту Мишкиного домика? А Мышкиного? У кого домик выше? А у кого ниже? Давайте все хором скажем «высокий» (показывает на дом медведя), «низкий» (показывает на дом мышонка). На сколько домик у медведя выше, чем у мышонка? Кто мне покажет? Правильно. Молодцы!» Продолжает Маша: «Дети, мои друзья решили украсить свои полянки ёлочками. Медведь высокий. Он любит ёлочки повыше. А мышонок низкий. Он любит ёлочки пониже». Воспитатель говорит: «Ребята, давайте мы Мишке и Мышке сделаем сюрприз – посадим к высокому дому высокие ёлочки, а к низкому дому – низкие. У вас на столах по две ёлочки и лист белой бумаги с чёрной линией. Постарайтесь так расположить ёлочки на листе бумаги, чтобы можно было узнать: какая ёлочка высокая, какая низкая». В ходе выполнения задания педагог тихонько уточняет у детей. «Какая ёлочка высокая? Как ты узнал? Как ты сравнил? Покажи, как ты приложил ёлочки друг к другу. Покажи высоту ёлочек. Какая ниже? Какая выше? Покажи насколько». Когда дети отыскали высокую и низкую ёлочки, воспитатель предлагает каждому ребёнку подойти к фланелеграфу и высокую ёлочку прикрепить возле высокого дома (для Миши), а низкую ёлочку – возле низкого дома (для мышонка). В конце занятий все любуются полученной картинкой.
Дидактическая игра «Поможем Машеньке разложить грибочки».
Дидактическая задача.
Развивать умения детей выполнять сравнения предметов по толщине . Учить сравнивать предметы по толщине, используя приём приложения, результаты сравнения отражать в речи словами «тоньше», «толще», «толстый», «тонкий», учить детей правильно показывать толщину предметов.
Игровое правило.
Грибочки с толстой ножкой класть в большую «корзину», а с тонкой ножкой класть в маленькую «корзину».
Игровые действия.
Попарно сравнивать грибочки между собой по толщине, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: две корзины (большая и маленькая) и грибочки одинаковой высоты, но с ножками разной толщины (толстая и тонкая).
Раздаточный: на каждого ребёнка две корзиночки (большая и маленькая) и по три пары грибочков, отличающихся только длиной толщиной ножек.
Ход игры.
В гости к детям приходит Машенька. Маша : «Ребята, я была в лесу и набрала много грибов. Бабушка попросила меня разложить грибы по корзинам ».
Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше». Дети соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую корзину (показывает) положить грибы с толстой ножкой, а в маленькую корзину ( показывает) грибы с тонкой ножкой. А вот и грибочки». Воспитатель берёт из общей кучки два грибочка (с толстой и тонкой ножками) и говорит: « Кто Маше подскажет, как узнать, какой грибок надо класть в большую корзину, а какой –в маленькую. (Сравнить). Как сравнить? (Положить ножку одного грибка под другую). А кто покажет толщину ножек?. У какого грибка ножка тоньше, у какого толще ? Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо объяснили. Осталось положить грибочки с толстой ножкой в большую корзину, а с тонкой ножкой –в маленькую . Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».
Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком по две корзины (большая и маленькая), и три пары грибочков с ножками разной толщины. У каждого ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два грибочка с ножками разной толщины, чтобы он сам их сравнил и разложил по корзинам. Далее грибочки лежат вперемешку. Воспитатель оказывает детям необходимую помощь.
Когда работа закончена, Маша благодарит детей за оказанную помощь.
Дидактическая игра « Поможем Машеньке посолить огурчики».
Дидактическая задача.
Развивать умение детей сравнивать предметы по длине; используя приём приложения, результаты сравнения выражать словами: «длиннее», «короче», «длинный», «короткий»; показывать правильно длину предметов.
Игровое правило.
Длинные «огурчики» класть в большую «кадушку», а короткие «огурчики» класть в маленькую «кадушку».
Игровые действия.
Попарно сравнивать «огурчики» между собой по длине, используя приём приложения.
Материал.
Демонстрационный: фланелеграф, вырезанные из бумаги две кадушки (большая и маленькая) и огурчики (длинные – 18 см и короткие – 12 см, зелёного цвета, одинаковой ширины).
Раздаточный: на каждого ребёнка силуэты двух кадушек (большой и маленькой) и по три пары «огурцов», отличающихся только длиной – 18 см и 12 см.
Ход игры.
В гости к детям приходит Машенька. Воспитатель предлагает детям пригласить её поиграть. Но Маша отказывается: «Ребята, большое вам спасибо, но я забежала только на минутку, вас проведать. Меня и подружки звали в лес за ягодами. Но мне надо помочь матушке. Они с батюшкой уехали на базар, а мне наказывали, чтобы я посолила огурчики».
Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше, а потом поиграем». Дети соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую кадушку (воспитатель показывает на фланелеграфе) положить длинные огурчики, а в маленькую кадушку (воспитатель показывает) короткие огурчики. А вот и огурчики». Воспитатель берёт из общей кучки два огурца (длинный и короткий) и говорит: « Кто Маше подскажет, как узнать, какой огурец длинный, а какой короткий. (Сравнить). Как сравнить? (Положить один под другим. С одной стороны концы подравнять). А кто покажет длину огурчиков? (Слева направо пальчиком от одного кончика огурца до другого). Какой огурец короче? А какой длиннее? На сколько? (Показывая разницу, ребёнок проводит пальчиком вдоль остатка.) Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо объяснили. Осталось положить длинные огурцы в большую кадушку, короткие в маленькую и залить рассолом. Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».
Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком лежит две «кадушки» (большая и маленькая), и три пары «огурчиков» разной длины. У каждого ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два «огурчика» разной длины, чтобы он сам их сравнил и разложил по кадушкам. Далее огурчики лежат вперемешку. Если ребёнку попадаются разные по длине огурчики, то его действия аналогичны предыдущим. При этом воспитатель тихонечко общается с детьми: «Как ты определил, где длинный огурчик? А где короткий? Как ты сравнил огурчики по длине? Покажи пальчиком длину каждого огурчика. Какой огурчик длиннее? А какой короче? Покажи на сколько». Если ребёнку попались два одинаковых по длине огурчика и он затрудняется в какую кадушку их положить, воспитатель тихонечко советует взять огурчик из любой кадушки и приложить его к тем огурчикам, что уже есть у ребёнка.
Когда работа закончена, Маша благодарит детей за оказанную помощь.,
Дидактическая игра «Поможем Маше разобрать ленты по длине».
Дидактическая задача.
Развивать умения детей сравнивать предметы по длине, используя приём наложения, и результаты сравнения выражать словами: «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; упражнять детей в правильном показе длины предметов.
Игровое правило.
Длинную полоску положить в длинную коробку, а короткую полоску положить в короткую коробку.
Игровые действия.
Сравнение полосок по длине, используя приём наложения.
Материал.
Демонстрационный: две коробки (длинная – 30 см и короткая – 20 см), две полоски одинаковой ширины (3 см), разной длины (30 см и 20 см) и разного цвета (синего и красного).
Раздаточные: на каждого ребёнка по две полоски синего и красного цвета, шириной 3 см, длиной 30 см и 20 см.
Ход игры.
Стук в дверь. Воспитатель идёт открывать и возвращается с Машенькой. Маша радостная: у неё в руках много разноцветных полосок. Она обращается к детям: «Ребята, сегодня матушка с батюшкой привезли мне с базара в подарок новую ленту за то, что я ласковая, приветливая, трудолюбивая. Посмотрите, сколько у меня красивых лент!» Кладёт их кучкой на стол. «Здесь и красные, и синие, и длинные, и короткие. Буду каждый день в косу новую ленту вплетать!» Воспитатель говорит: «Маша, а давай мы тебе с ребятами поможем разобрать ленты по длине. У нас и коробочки есть: одна – длинная, другая – короткая. Мы все длинные ленты сложим в длинную коробочку, а все короткие – в короткую. Тебе так удобнее будет». «Вот здорово!- говорит Маша.- Как я раньше не догадалась». Воспитатель обращается к детям: «Ребята, поможем Маше? (Ответы детей). Тогда давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы узнать какая лента длинная, а какая короткая. (Сравнить). Правильно, ребята. Когда мы с вами прежде сравнивали предметы по длине, мы их прикладывали друг к другу. Но можно сравнивать предметы по длине и по-другому: накладывая их друг на друга. Вот посмотрите, пожалуйста, я на красную ленту (длинную) наложу сверху синюю (короткую). С одной стороны концы лент подравняю, края лент сверху и снизу совмещу. Вот длина красной ленты (показывает пальцем слева направо вдоль всей протяжённости). Вот длина синей ленты (показывает). Видите, конец красной ленты выступает. Какая из них длинная? А какая короткая? Кто мне покажет, где остаток. Правильно. А теперь садитесь за свои столики. Мы с Машей каждому дадим по две ленты: длинную и короткую. А вы, накладывая ленты друг на друга, найдите длинную и короткую. Потом мы длинные ленты положим в длинную коробку, а короткие – в короткую». Дети приступают к выполнению задания. Когда ребёнок справился с заданием, воспитатель подходит к нему с коробочками и тихонько расспрашивает: « Какая лента длиннее (короче)? Как ты определил? Что нужно сделать? Покажи длину красной (синей) ленты. «Какая лента длинная (короткая)? Положи длинную ленту в длинную коробочку, а короткую ленту в короткую коробочку.»
В конце Маша благодарит детей за помощь, за то, что они отзывчивые, трудолюбивые, добрые.
Дидактическая игра «Автомобили» (Подвижная игра).
Дидактическая задача.
Закреплять представления детей о таком параметре величины как длина предметов (фигур); продолжать учить сравнивать предметы по длине, используя приёмы приложения или наложения, правильно отражать в речи результат сравнения: длиннее, короче, одинаковые по длине; учить подбирать предметы к образцу по длине.
Игровое правило.
По сигналу ведущего найти гараж для автомобиля.
Игровые действия.
Поиск своего гаража (подбор «номеров» машин и гаражей – подбор полосок одинаковых по длине).
Материал.
Обручи; два комплекта полосок, одинаковых по ширине и цвету, но разной длины (всё по количеству детей).
Ход игры.
В гости к детям приходит Машенька. «Ребята, - говорит она. - А давайте с вами поиграем в какую-нибудь игру, ведь я не знаю многих ваших игр». Дети начинают предлагать разные игры. Тогда воспитатель говорит: «Я знаю новую игру, в которую вы, ребята, ещё не играли. Будет всем интересно. Послушайте, как в неё надо играть. На полу разложены обручи. Это «гаражи». На подносе лежат полоски одинаковые по ширине и цвету, но разные по длине. Точно такие же находятся внутри каждого обруча. Это «номера гаражей». Дети, возьмите по одной полоске с подноса. Это «номера машин». Представьте себе, что все вы «машины», у каждой свой «номер» (своя полоска). «Машины» будут ездить по городу. Но как только я скажу «Машины в гараж!», каждый должен найти свой «гараж» и въехать в него. Для этого необходимо сравнить (приложить) «номер» своей «машины» с «номером гаража». Если номера совпадут (будут одинаковые по длине), то можно въезжать». По ходу игры воспитатель задаёт детям наводящие вопросы: «Почему ты не смог «въехать» в этот «гараж»? Как ты определил? Они одинаковые по длине? Что надо делать дальше?»
Игра повторяется 3 раза, но при этом воспитатель меняет местами «номера гаражей», другой раз предлагает детям поменяться «номерами машин
Дидактическая игра «Открытки для друзей к Новому году»
Дидактическая задача.
Продолжать учить подбирать предмет к образцу по ширине, используя приём приложения или наложения; результат сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «одинаковые по ширине».
Игровое правило.
Подобрать открытку к конверту в соответствии с его шириной.
Игровые действия.
Сравнение предметов по ширине приемами приложения и наложения. Подбор к предметов по ширине в соответствии с образцом.
Материал.
Демонстрационный: три прямоугольника, один из которых белый (конверт), два других разных цветов с изображением различных животных (открытки). Все они одинаковой длины. Одна из «открыток» по ширине отличается от «конверта», а другая «открытка» одинаковая по ширине с «конвертом».
Раздаточный: такой же как демонстрационный. Всё по количеству детей.
Ход игры.
Маша приходит в гости к детям и предлагает поздравить зверей с Новым годом. Она говорит: «Дети, посмотрите сколько у меня открыток (воспитатель показывает цветные прямоугольники). Какие они разноцветные. На каждой изображено какое-нибудь животное (на цветной картон наклеена картинка). Надо все открытки разложить по конвертам (воспитатель показывает белые прямоугольники). Но я пока к вам шла, перепутала все конверты и открытки. А они разные по ширине. Помогите мне, пожалуйста, подобрать к каждому конверту открытку».
Дети садятся за столики. Перед каждым ребёнком кладётся один белый прямоугольник (конверт) и два цветных (открытки). Одна «открытка» отличается по ширине от «конверта», а другая совпадает с ним по ширине. Детям предлагается самостоятельно справиться с заданием: подобрать по ширине открытку к конверту. В ходе выполнения задания воспитатель тихонечко беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Как ты подбирал открытку к конверту? Почему ты решил, что они одинаковые по ширине? И так далее». Затем игра повторяется, но при этом детям дается по одной открытке и два конверта. В конце игры Маша благодарит детей за помощь и предлагает им почитать стихи про Новый год.
Надеюсь, что предложенные дидактические игры помогут Вам в работе. С уважением Назарова Вероника Вячеславовна, воспитатель первой категории ГБОУ ЦРР д/с №1958.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"...
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Найди клад"
Д/И "Найди клад" - игра с блоками Дьениша для детей подготовительной к школе группы...
Дидактическая игра: «Цветик – семицветик» Подготовительная к школе группа.
Цель. Научить ребёнка делать правильный нравственный выбор, сотрудничать со сверстниками.Игровое задание. Загадать желание.Правила игры. Высказывать пожелания, когда придёт время. Быть внимательным к ...
Конспект доминантного ОД с музыкально-дидактическими играми «Весенние трели».Подготовительная к школе группа.
Конспект образвательной деятельности с музыкально-дидактическими играми....
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Собери наш герб"
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Собери наш герб"...
[356] Музыкально-дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы «УГАДАЙ!»
Презентация...
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Представляем вашему вниманию сборник музыкально-дидактических игр, разработанный для детей подготовительной к школе группы. Данный материал включает в себя разнообразные игры, которые помогут развиват...