презентация о временных представлениях у дошкольников
презентация по математике по теме
презентация дает представление об особенностях восприятия дошкольниками временных представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 115.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВРЕМЯ –объективно существующая реальность, объект познания Восприятие времени – отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности. ( Д.Б.Экльконин ) В основе восприятия времени – ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы. «Измеритель времени – слух, а память времени – слуховая память» (И.М.Сеченов)
Восприятие времени субъективно Оно определяется характером переживаний и эмоциональных состояний субъекта: время «короче», если деятельность человека интересна, разнообразна и преобладают положительные эмоции; длительное растяжение временных интервалов происходит , если человек бездействует и преобладают отрицательные эмоции. (Т.П.Зинченко)
Отражение и осознание времени В древности В настоящее время *через производственные процессы, согласованные с природными циклами (название месяцев народного нанайского календаря – «месяц горбуши», «месяц летней киты», «месяц осенней киты», «месяц петель на соболя» и т.п.) *с помощью культурно-исторических средств измерения времени (часовые механизмы, календари, учебники истории, внутренние сенсорные эталоны) Биологические часы человека
Для ребенка отражение времени более трудная задача, чем восприятие пространства. 1.Текучесть времени Единица времени не может быть воспринята сразу, « одномоментно », а только последовательно: начало – конец, секунда – минута – час 2.У человека нет специального анализатора для восприятия времени, а у ребенка нет слаженности в работе анализаторов Время познается опосредованно, через движения и ритм жизненных процессов (пульс, частота дыхания) или с помощью технических средств (часов)
Для ребенка отражение времени более трудная задача, чем восприятие пространства. 3.Восприятие времени искажается субъективными факторами: значимость для S , состояние человека, заполненность временного промежутка 4.Сложность и изменчивость обозначения временных отношений «завтра» _ после ночи _ «сегодня» _ через 24 часа_ «вчера» 5.Объективное движение времени независимо от воли и действий человека 6.Сложность выделения времени в давно прошедших событиях (это было давно, еще до войны)
Последовательность обучения временным понятиям Возрастная категория Знание о единицах измерения времени Знание о соотношении единиц измерения времени Знание о скорости протекания процессов времени Знание последовательности событий во времени 2 младшая (3-4 лет) Части суток - - Раньше – позже, сначала - потом Средняя (4-5 лет) Сутки Сутки состоят из частей: утро, день, вечер, ночь Быстро, медленно Вчера, сегодня, завтра Старшая (5-6 лет) Неделя, месяц Недели составляют месяц Контрастное сравнивание: быстро, медленно Определение какой день был вчера, сегодня, завтра Подготов . (6-7 лет) Месяцы, текущий месяц, календарный год, дни недели, времена года Неделя составляет месяц, месяцы - год Минута составляет час Определение темпа: быстро или медленно + знакомство с часами и определение времени по ним Смена времен года
Методика ознакомления с временными понятиями Возрастная категория Методы и приемы Формы организации 2 младшая (3-4 лет) -опора на практическую деятельность детей, природные показатели и наглядность -иллюстративный материал, -стихотворения , отрывки рассказов -беседы индивидуальные и групповые с опорой на личный опыт детей -на занятиях -дидактические игры Средняя (4-5 лет) -опора на практическую деятельность детей и взрослых, природные показатели и наглядность иллюстративный материал художественное слово дидактические игры цветовой раздаточный материал (карточки – знаки): соотнесение цветовых знаков с изображением частей суток Беседы индивидуальные и групповые, на занятиях, дидактические игры, наблюдения за явлениями, символизирующими время на прогулке
Методика ознакомления с временными понятиями Возрастная категория Методы и приемы Формы организации Старшая (5-6 лет) -иллюстративный материал -художественное слово: стихотворения, сказки, загадки, рассказы об определении времени в старину дидактические игры арифметические задачи моделирование: календари, цветовые знаки-символы недели и съемный календарь -на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры -беседы о происхождении названий дней недели, о их последовательности Подготов . (6-7 лет) -иллюстративный материал -художественное слово: стихотворения, сказки, пословицы и поговорки, загадки, рассказы о технических средствах для определении времени -дидактические игры арифметические задачи моделирование: календари, часовые механизмы и модели часов, календарного года -проблемные ситуации -на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры -на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры -беседы о происхождении названий месяцев, о их последовательности
Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста Ознакомление с интервалами времени в 1, 3, 5, 10 минут Этапы работы Используемые материалы 1.Знакомство с длительностью 1,3,5,10 минут с использованием секундомера, песочных часов, часов – конструкторов для восприятия детьми длительности указанных интервалов 2.Обеспечение переживания длительности интервалов времени 3.Обучение выполнению работы в указанные интервалы времени, обучение измерению времени и оцениванию длительности деятельности, регулированию темпа ее выполнения Определение окончания срока выполнения деятельности по песочным часам Оценивание по представлению длительности интервала времени в процессе деятельности Предварительное планирование объема деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющихся представления о его длительности Песочные часы Секундомер Счетные палочки для выкладывания узоров Материалы к заданиям: разрезание бумаги и бумажных геометрических фигур, складывание узора, одевание и раздевание куклы Часы-конструктор с прозрачным корпусом Макеты часов Настоящие часы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."
В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...

Презентация "Формирование временных представлений у дошкольников"
Формирование временных представлений у дошкольников...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».
Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной группы. Развитие чувства времени у дошкольников.
Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.Обучение умению выполня...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Презентация "Формирование пространственных и временных представлений у дошкольников"
В помощь педагогам раеннго и дошкольного возрастов по организации работы по данному направлению...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...