Современное состояние методики логико-математического развития дошкольников
методическая разработка по математике по теме
Цели развития:
Активизация познавательного самостоятельности, инициативы, развитие критичности ума и т.п.
| Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей (логических операций: сравнения, анализа, сериации, классификации; умений выделять, называть, | Освоение средств и способов познания (экспериментирования, | Обогащение логико- |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_matematicheskomu_razvitiyu_detey.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Идеи
Современное состояние методики логико-математического развития дошкольников
Цели развития:
Активизация познавательного самостоятельности, инициативы, развитие критичности ума и т.п. | Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей (логических операций: сравнения, анализа, сериации, классификации; умений выделять, называть, | Освоение средств и способов познания (экспериментирования, | Обогащение логико- |
Идеи, лежащие в основе современных подходов к логико-математическому развитию дошкольников
Цели | Как реализуется на практике |
Идеи теории сенсорного развития (А.В. Запорожец, | Осваиваются сенсорные эталоны, организуется обследование формы предметов, фигур, |
Взаимосвязи чувственной и логической ступени познания | Распределение содержания: в младшем - сенсорный опыт - к старшему возрасту - усиление |
Теории поэтапного формирования действий (П.Я. | Сначала все выполняет практически, развернуто, потом - во внутреннем плане. Считает дотрагиваясь до предмета - потом только называя громко, а затем - «про себя». |
Взаимосвязь эмоциональных и познавательных моментов («Чувствовать - познавать, творить»; познавательные эмоции (Михайлова, Л.М. Кларина | Все через интерес, эмоции, увлекательные формы и т.п.). |
Разделы содержания/освоения:
форм и | величин (размеров, массы) и измерения | пространственных отношений | временных отношении | количества, числа | Развитие логических Операций |
1 Направление: Для ориентировки в окружающем форм) 2 Направление: | 1 Направление: развитие восприятия 2 Направление: Освоение измерения (эталонов, правил и действий измерения). | Традиционно - 6 видов ориентировок (на себе, от себя, от другого предмета, между предметами, на плоскости, в трехмерном пространстве. По методике Л.А. Венгера – ориентировка посредством использования планов. | 4 вида ориентировок: в частях суток, календарном времени (ориентировка по циферблату часов, знание эталонов времени, прогнозирование числа выполненных действий за единицу времени); временная последовательность (сначала – потом, выкладывание картинок и т. п.). | Освоение множества, количественных представлений. счета, представлений о числе (состав, натуральный ряд чисел, транзитивность), вычислений (задач и примеров: составление, решение). | 1 Направление: решение логических задач: Михайловой, Зака, Гоголевой («найди отличия», «поиск 9», «какая лишняя фигура» (ср. и ст. возраст); 2 Направление: освоение функциональных зависимостей (по типу мультфильма «38 попугаев»; как поделить торт на 3-6 частей и какая часть будет больше; монетами и их достоинством и т. п.); 3 Направление: Освоение принципа сохранения количества, величины (задачи Ж. Пиаже): переливание, пересыпание, сдвигание и т. п. |
Формы организации детской деятельности
Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Специально организованная деятельность |
Экспериментирование (измерение, принцип сохранения и т.п.). Игры развивающие и дидактические. Чтение и обсуждение познавательной литературы. Поручения. Игры-эксперименты. Дидактические сюжетные игры («Магазин», «Ателье», «Супермаркет», «Зоопарк» и т.п.). | Условия активизации самостоятельной .деятельности : Организация среды (уголка, Центра); Освоение способов деятельности (правил игры, экспери- ментирования и т.п.; Свободное время; Достаточность и вариативность материалов; Уважение к труду детей (доска успехов, файлы с индивидуальными рабочими листами и т.п.); Использование Рабочих тетрадей; | Разнообразные формы деятельности на основе сюжета (Литературные формы: сказки, рассказы с математическими заданиями) – «Репка», «Теремок» и т. д. на основе проектного метода: викторины., состязания (обобщающая функция), «Знатоки-математики», «Что, где, когда» по принципу выполнения цепочки заданий (мотивация-помочь персонажам) Обобщающие мероприятия (понятие «сутки», «средства измерения времени, размера» и т. п.) Интегрированные (интеграция познавательного и худ-эстетического содержания и т. п.) |
Средства логико-математического развития дошкольников:
1 .Пособия дидактические и универсальные (Логические блоки, палочки Кюизенера, пособия М. Монтесорри, «Геоконт» Воскобовича)
2. Дидактические игры (лото, домино, игры В.Воскобовича «Планета умножения», «Цифра - домино»
3.Развивающие игры (Никитина, Воскобовича (Игровой квадрат, «Прозрачный квадрат», головоломки, плоскостное моделирование (Танграм, Пифагор и т.п.), конструкторы, игры с палочками (Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников».
4. Модели (пирамидки, основа с матрешками, елками для малышей; планы пространства, схемы сложение построек, времени модели (круговая, объемная; натуральный ряд чисел - прямая;)
5. Материалы (для взвешивания, измерения, группировки, сортировки и т.п.): абстрактные (фигуры), «жизненные» (шишки, листья и т.п.); предметные (пуговицы, карандаши, фломастеры», старые монетки, клубки и т.п.).
6. Познаватльные книги и рабочие тетради.
7. Компьютерные игры и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика логико-математических игр
Основные понятия логико-математических игр, основоположники ЛМИ, краткая методическая консультация...
Практикум. Решение кроссвордов по методике логико-математического развития дошкольников.
Цель: повышение профессионального уровня педагогов по формированию умственных способностей по методике логико-математического развития дошкольников....
"Воспитание национальных и общекультурных ценностей у дошкольников" - Международная научно-практическая конференции (заочная) «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции и перспективы развития» 2014г.
ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Поликультурная направленность национального образования в условиях гуманизации и гуманитаризации его, требует культурособра...
Современный подход к логико - математическому развитию дошкольников
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навык...
"Развитие логико-математических представлений у дошкольников: современные тенденции."
В статье описаны современные тенденции развития познавательных интересов и математического мышления у дошкольников в соответствии с ФГОС. Также перечислены развивающие игры, которыми должна быть насыщ...
Семинар-практикум на тему: «Современный подход к логико-математическому развитию дошкольников»
Цель:Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и организованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников.Задачи:- Формиро...