"Развитие логико-математических представлений у дошкольников: современные тенденции."
статья по математике
В статье описаны современные тенденции развития познавательных интересов и математического мышления у дошкольников в соответствии с ФГОС. Также перечислены развивающие игры, которыми должна быть насыщена развивающая среда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Развитие логико-математических представлений у дошкольников:современные тенденции." | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логико-математических представлений у дошкольников:
современные тенденции.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
А. Маркушевич.
Дошкольный возраст – уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензетивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, при постижении которых у ребенка начинает складываться целостная картина мира. Освоение мира осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством.
Самым важным для дошкольников является развитие познавательного интереса и математического мышления, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
До введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подготовка детей к школе сводилась к элементарному обучению счету, письму, чтению.
По исследованиям психологов наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и даже порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игровых действий считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого- поддерживать интерес ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте, на которые ориентировано дошкольное образование, не существует раздела «Математическое развитие». Развитие элементарных математических представлений входит в образовательную область «Познавательное развитие».
В последнем разделе Стандартов написаны требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К математическому развитию относятся следующие:
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
- Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
- Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
- Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
- Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение, простейшие вычисления;
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
- Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- Развитие инициативности и активности детей.
Сегодня педагогу необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными, а, следовательно, освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
Выстроить необходимую образовательную деятельность возможно только при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованиятак же особое внимание уделяется насыщенности среды. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Это различные современные развивающие игры: конструкторы – конструктор Поликарпова, сюжетный конструктор «Транспорт», «Город», «Замок», конструктор ТИКО «Шары», «Геометрия», математический планшет, «Сложи узор», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, арифметический счет, логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы «Томик», счетный материал «Геометрические фигуры», развивающие игры Воскобовича.
Наличие в группе занимательного материала помогает использовать воспитателям интегрированный подход во всех видах деятельности. К занимательному материалу относятся картотеки с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса, развивают память, внимание и воображение. Естественно, что успех может быть обеспечен только при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.
Математическое развитие дошкольников - это позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений – целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Математическое образование дошкольников - целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и интеллектуальное развитие ребенка.
Литература
1. Атарова А.Н., Верховкина М.Е. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования. – СПб.: Каро. 2014. – 110 с.
2. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. – М.: Баласс. 2002. – 254 с.
3. Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение. 1991. – 80 с.
4. Михайлова З.А., Полякова М.Н. СПб. ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.- 296 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".
В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....
Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.
Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать...
Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...
Выступление на методическом объединении руководителей и воспитателей на тему:«Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследова...
Презентация - "Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО"
Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя. Одна из важнейших задач воспита...
Консультации для воспитателей. «Основы развития логико-математических представлений у дошкольников».
Математическое развитие детей в конкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе кон...
«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...