математический досуг для дошкольников
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Ротанова Ольга Сергеевна

Математический фольклорный досуг

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ!

для детей подготовительной группы

2.

 

математический   КВН
для детей старшего дошкольного возраста

3.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ,

используемые

на занятиях по Формированию Элементарных 

Математических  Представлений

в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_folklornyy_dosug.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Математический фольклорный досуг

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ!

для детей подготовительной группы

Подготовила и провела воспитатель:

Ротанова Ольга Сергеевна

г. Мытищи

2009г

Программные задачи: повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; измерения сыпучих тел (мука, сахар), закрепить понятие десяток; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3. Создать у детей радостное настроение.

Ход.

Воспитатель зазывает детей:

Собирайся народ!
Вас много интересного ждёт!
Много игр, много шуток
И весёлых прибауток!
(Под фонограмму русской народной мелодии входят в группу дети)

Воспитатель:  
Вдоль улицы во конец
Шёл удалый молодец,
Не товар продавать,
Себя людям показать.

Да он не один пришёл. Посмотрите, сколько с ними красных девушек и удалых молодцев пришло. А скажите-ка мне, молодцы, сколько с вами красных девушек пришло? (дети считают и дают ответ). А сколько молодцев? (дети считают и отвечают). А сколько всего вас пришло? (Ответ детей)

Ай, да молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста!

Дети садятся на стулья. Девочка встаёт, берёт ведро и выходит под слова воспитателя:

Посылали молодицу под
Горушку по водицу,
А водица далеко,
А ведёрко велико!

На встречу ей идёт ещё одна девочка. Между ними происходит разговор:
─ Ульяна, Ульяна, где ты была?
─ В новой деревне!
─ А что видела?
─ Петушка в сапожках,
Курочку в серёжках,
Селезня в кафтане,
Утку в сарафане.
И корову в юбке,
в тёплом полушубке!

Ребята, давайте поможем Ульяне посчитать, сколько всего зверей она видела.

Дети считают и дают ответ.

Воспитатель:  
Ай, дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дуду,
Шарил, шарил – не нашёл
Сам заплакал и пошёл.

Ребята, давайте поможем мужику найти дудку.

Дети проходят к столам и разгадывают лабиринт.

Воспитатель:   Молодцы, ребятки, помогли найти дудку.

Воспитатель говорит, обращаясь к мальчику: Кум, куманёк, где ты живёшь? Почему куманёк ко мне в гости не идёшь?

Мальчик: В тереме расписном я живу. К тебе, кумушка, в гости иду! Я иду, иду, иду, прибауточку пою! Можно в гости?

Воспитатель: Можно, но сначала ответь на вопрос, а вы ребята, помогайте. Вспомните пословицы, поговорки, где встречается число 7.

Дети перечисляют.
Семь бед – один ответ.
Семеро одного не ждут.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
До седьмого пота.
Семь раз отмерь-один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.

Воспитатель:   Молодцы! А вот ещё задание: семь утят плавают в пруду и всё время ссорятся. Нужно провести три прямые линии, чтобы их всех разъединить.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: А сейчас хотите поиграть? Выходите! А игра называется «Нос»

Дети встают один рядом с другим и считалкой выбирают водящего:
Плыл у берега пескарик
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти –
Сосчитай от 10.
(Счёт от 10 до 0)

Водящему завязывают глаза, он должен отсчитать каждый третий нос у ребёнка. На кого попадёт, тому даётся флажок. После отсчёта воспитатель спрашивает:

- Сколько всего флажков? (Три).

А давайте, ребята, вспомним пословицы, поговорки с этим числом.

Заблудился в трёх соснах;

Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года;

От горшка три вершка;

Наврал с три короба;

Обещанного три года ждут;

Плакать в три ручья.

Воспитатель:   - Молодцы, ребятки. А сейчас мы попросим наших молодиц испечь нам пироги к чаю.
Ти-та-та, ти-та-та,
Пожалуйте решета,
Мучки насейте,
Пирожки затейте.
Пирожки-то на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.

А чтобы испечь вкусные, пышные пироги – надо отмерить столько стаканов муки, сколько кружков на 1-й карточке, и столько стаканов песка, сколько кружков на 2-й карточке.

(Две девочки замешивают тесто и «ставят спекаться»).

Воспитатель:  А пока готовятся пироги, мы с вами поиграем. Посмотрите-ка, какой у меня горох. А кто хочет мой горох похвалить?

Дети говорят скороговорку:
Шли семь стариков,
Говорили старики про горох.
Первый говорит: «Горох хорош!»
Второй говорит: «Горох хорош!»
Третий говорит: «Горох хорош!»
Четвёртый говорит: «Горох хорош!»
Пятый говорит: «Горох хорош!»
Шестой говорит: «Горох хорош!»
Седьмой говорит: «Горох хорош!»
И в самом деле – хорош горох!

Мальчик подходит к скамейке, берёт балалайку и говорит:
-Эх, возьму я в руки балалайку,
Да потешу я свою хозяйку!
Эй, Тимоха, да Демьян,
Николай, Семён, Иван…
Сядем, братцы. Все рядком,
Да частушки пропоём.

1. Не похож он на пятак,
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик.

2. Рисовал я единицу.
Получилась – ну и ну!
Настоящая ракета
Для полёта на луну.

3. Дал списать я на контрольной
Все задачки Колечке,
А теперь у нас в тетрадках
У обоих двоечки

4. У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.

5. А вот это – цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.

6. В тёмном небе звёздной ночью
Я нашёл семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашёл,
Называется ковшом.

7. Диво дивное паук:
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутёк –
Выручают восемь ног.

Воспитатель:
А вот и пирог поспел.
Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла:
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Ульяна, накрывай на стол! Сколько гостей, столько и чашек поставь.

А пока Ульяна накрывает на стол – мы с вами ещё поиграем. Игра называется «Пять имён».

Играют  двое: мальчик и девочка. Правила: нужно идти по линии и на каждый шаг мальчик называет имя девочки, девочка – имя мальчика. Выигрывает тот, кто без остановки пройдёт 5 шагов и назовёт, не ошибаясь, 5 имён.

Когда девочка Ульяна накроет на стол, она всех приглашает такими словами: «Хозяйку потешь – пирога поешь!»

Воспитатель (когда все рассядутся за столы): Марфуша, сходи-ка, милая, в погребок, набери в кузовок два десяточка конфет, чтоб хватило нам на всех.

«Марфуша» приносит конфеты, вместе с детьми считаем.

Чаепитие продолжается.

Во время выполнения самостоятельных заданий можно использовать следующие поговорки и пословицы:

Больше дела – меньше слов; И Москва не сразу строилась; Глаза страшатся, а руки делают.

Практический материал для работы с детьми

Математический фольклорный досуг

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ!

для детей подготовительной группы

Подготовил и провёл воспитатель:

Ротанова Ольга Сергеевна

г. Мытищи

2008г

Цель игры: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

Программные задачи: закрепить порядковый счёт; установление связей и отношений между числами натурального ряда; состав числа из 2-х меньших; счёт единиц по мерке, равной нескольким частям, которые физически не объединяются; зависимость числа от величины мерки при неизменной величине объекта измерения.

Правила игры. Группу детей делят на две равные команды, им предлагают одни те же задания, правильность выполнения которых каждым ребёнком и командой в целом оценивает жюри. Выполнять задания нужно самостоятельно и быстро по сигналу ведущего. Каждый участник КВН за правильный ответ получает фишку (что даёт возможность оценить успехи каждого участника игры), а команда за большее количество правильных ответов получает флажок. Материал и оборудование: карточки с цифрами, картинки, ленты, крупа, мерки.

Ход игры. Игру начинает ведущий воспитатель.

Ведущий. Все вы знаете, что КВН – это игра весёлых и находчивых. Сегодня и мы с вами поиграем в неё и посмотрим, чья команда выиграет, т.е. правильно и быстро сделает задание. Надо внимательно слушать задание и выполнять его по сигналу. Та команда, у которой окажется большее количество правильных ответов, получит флажок, а каждый участник за правильное решение задачи – фишку. Как мы назовём наши команды? (дети предлагают названия)

После обоюдного приветствия участники последовательно выполняют 6 заданий.

Задание 1 – порядковый счёт.

a) Перед каждым из вас, ребята лежит лист бумаги с нарисованными в ряд кружочками. Это болотце с кочками, по которым будут скакать лягушата. Лягушонок (он перед вами) должен прискакать на седьмую кочку слева и остаться на ней. Подумайте, как надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку.

b) Подвиньте листочки, на которых нарисованы семена. Самые первые ростки появились из четвёртого и шестого семени. Нарисуйте на этих семенах ростки.

Задание 2 – установление связей и отношений между числами натурального ряда

Сейчас поиграем в игру «Угадай числа». Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите, какое число больше (меньше) названного на 1.

Какое число стоит до 7? После 7?

Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7?

Задание 3 – состав числа

На воротах, сделанных из фанеры, прикрепляется карточка с цифрой. У каждого ребёнка имеется карточка с одной из цифр от 1 до 9. в ворота может войти та пара, у которой в сумме на карточках получается число, которое обозначено на воротах.

Задание 4 – счёт единиц по мерке

Воспитатель от имени повара детского сада обращается к детям. Дети, вы любите кашу? А чтобы сварить её, нужна крупа. Но весы на кухне сломались. И повар не может узнать, сколько крупы взять. Помогите ему. У нас есть пакеты, в которые нужно насыпать по 2 больших бокала крупы.  Дети соглашаются помочь. Ведущий сообщает, что имеется, к сожалению только 1 большой бокал, но перед каждым стоит маленькая чашка, 2 таких чашки составляют 1 бокал. Он демонстрирует, что в 1 бокал вмещается 2 маленькие чашки крупы. Дети самостоятельно выполняют задание.

Задание 5 – зависимость числа от величины марки

У всех участников игры имеются одинаковые по длине ленты, но для их измерения команды получают разные мерки.

Ведущий. Сколько раз уложилась мерка по длине ленты? Почему получились разные числа? (дети объясняют)

В конце игры жюри подводит итоги.

Практический материал для работы с детьми

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ,

используемые

на занятиях по Формированию Элементарных  

Математических  Представлений

в старшем дошкольном возрасте

Подготовила и провела воспитатель:

Ротанова Ольга Сергеевна

г. Мытищи

2007г

*****

В синем небе облака.  

  Дети  встают  на  носочки, поднимают  руки вверх.

Под горой бежит река.

  Приседают, протягивают руки вперёд.

Рано утром из реки    

   Встают.  

Тянут  сети рыбаки     

   Имитируют движения, как бы перебирая   руками сеть.

Много рыбы наловили 

 Разводят рука в стороны.

*****

Мы во двор гулять пойдём

 Дети идут друг за другом по импровизированной, 

 выложенной с помощью верёвок или скалок.

Слева на качели две вороны  сели.                                          

Поворачиваются  на лево, приседают.

Посередине на дорожке

Воробьишко  ищет крошки

Поворачиваются  в исходное направление,

машут руками, как крыльями.

Справа –стайка  голубей

Покормите их скорей          

  Поворачиваются на право, складывают пальцы

павой руки в щепоть, имитируют высыпание  зёрен.

*****

Под ногами шелестят

 Дети идут по кругу, как бы разбрасывают

Жёлтые листочки.     

  листья ногами.

Отцвели  и засыхают –

 Поворачиваются лицом в центр круга 

Поздние цветочки.      

и приседают.         

Улетают птичьи стаи,-

 Разводят руки в стороны и поднимаются.

Дальняя дорога.

В разноцветном сарафане

 кружатся.

Осень у порога.

*****

Непоседа –ветер

Знает всё на свете.

  Дети делают взмахи  руками над головой.

Знает, как поёт лягушка:

«Ква-ква-ква».       

Приседают и прыгают, имитируют движения лягушек.

Знает, как шумит ракушка:

«Шу-шу-шу»         

Встают, складывают ладони лодочкой и подносят к

правому уху.

Знает, как кричит ворона:----«Кра-кра-кра»      

Машут руками как крылышками.

Знает, как мычит корова:

«Му-му-му»        

Хлопают в ладоши.

*****

Ветер с листьями играет.

Дети вытягивают руки вперёд и делают

       взмахи  из стороны в сторону.

То поднимают, то бросает.

 Поднимают руки  вверх  и  поднимаются на

        на носочки, затем приседают, опускают руки.

Кружит в  вальсе листопад

Поздней осени наряд.      

Кружатся.

На ветвях берёзки белой

Два листочка  уцелело.    

  Поднимают с ковра два листочка.

(последние строчки могут быть изменены).

*****

Вяжет моя бабушка

Пару тёплых варежек.  

Дети имитируют движения кистей рук при  вязании

Пару новых туфелек

Подарили  Оленьки.  

    Руки на поясе. Поочерёдно вытягивают вперёд и

    ставят на пятку то правую, то левую ногу.

Пара лыж стоит в чулане

И мечтает о зиме.    

Поднимают руки вверх, встают на носочки.

«Прокатиться бы по снегу

По накатанной лыжне»

Имитируют движения лыжников.

*****

Весь засыпан снегом

яблоневый сад          

       Дети приседают, делают движения  кистями

      руками: «падает снег»

А  на каждой ветке  яблоки весят          

    Встают, поворачиваются  вправо, правую

    руку отводят назад, затем  поворачиваются

    влево, левую руку отводят назад.  

Красные, круглые,

Румяные-смотри.    

       Поднимают руки вверх, делают «фонарики»

Это же не яблоки!

Это – снегири!      

Машут руками как крылышками.

*****

Раз, два, раз, два-

Начинается  игра.      --          Дети хлопают в ладоши.

Разгребаем снег лопатой,

Строим  горку во дворе.   --    Имитируют движения.

Белой и пушистой ватой  --     Вытягивают руки вперёд.

Двор украшен в декабре.  --     Поворачивают корпус вправо и влево.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.      --     Ритмично топают ногами.

*****

Снег, снег, белый снег!

Замело дорожки.          --        Дети подскоками движутся по кругу.

Я иду гулять во двор

С Катей и с Серёжкой.  --       Идут шагом.

У Сережи- лыжи,          --        Вытягивают руки вверх.

У Катюши- санки.        --        Приседают.

Дайте покататься

Маленькой Оксане!    --         Хлопают в ладоши.

****

Здравствуй Зимушка-зима!  --  Дети кланяются.

Что в подарок принесла?   ---   Разводят руками в стороны.

- Белый снег пушистый,    --     Приседают, проводят рукой по

                                                     воображаемому снегу.

Иней серебристый            --       Встают, поднимают  руки вверх.

Лыжи, санки и коньки     --        Имитируют движения лыжников и

                                                       конькобежцев.

И на елку огоньки!         --         Поднимают руки вверх, делают  «фонарики»

****

Скоро кончится зима.  –  Ритмично топают ногами.

Постучится к нам  весна.  – Дети ритмично хлопают в ладоши.

Солнце жаркие лучи        -   Поднимают руки вверх.

Превратят снега в ручьи   -  Опускаю руки и приседают.

Птицы станут  щебетать   - Машут руками как крылышками.

Реки толстый лёд ломать. – Разводят руки в стороны ,   поворачивают корпус вправо и влево.

*****

Майский дождик озорной – Дети попеременно: правую руку поднимают

                                                 вверх, левую опускают вниз и наоборот.

Поиграй скорей со мной.  – Хлопают в ладоши.

Я по лужам не пойду

Я все лужи обойду.       -  Идут в рассыпную, высоко поднимают колени.

У меня на ножках-

Синие сапожки        --     Поочерёдно вытягивают вперёд и ставят на пятку

                                          правую и левую ногу.  

Пестрый зонтик  --          Поднимают руки вверх.

Плащ  цветной   --           Разводят руки в стороны.

Побегу скорей домой  --  Бегут на свои места.

*****

Цветут ромашки на лугу.

Жужжат  шмели и пчёлы. – Дети разводят руки в стороны, поворачиваются

                                                 вправо и влево.

Навстречу солнцу я бегу,

Счастливый и весёлый.   -  Движутся подскоками в рассыпную.

В высоком небе облака

Играют с ветром в прядки. – Поднимают руки вверх, покачиваются из

                                                  стороны в сторону.

И знаю я наверняка:

Он их отыщет, а пока  -          Маршируют на месте.

Нарву травы охапку я

Для маленькой лошадки.  -    Приседают, сжимают пальцы – «рвут траву»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...


 

Комментарии

спасибо Вам очень интересное занятие.Удачи Вам в работе!!!