Игры на воссоздание из геометрических фигур образных, и сюжетных изображений.
презентация по математике на тему
Доклад и презентация в ДОУ на тему: Игры на воссоздание из геометрических фигур образных, и сюжетных изображений.
Пезентация здесь: http://docme.ru/trg на большой экран и с музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад Игры на воссоздание из геом-х фигур | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на воссоздание
из геометрических фигур образных,
и сюжетных изображений.
Воспитатель: Ревнивцева Раиса Михайловна
МДОУ ЦРР – д/с №21 «Аист»
г.п. Запрудня, Талдомский район,
Московская область
2012
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных, и сюжетных изображений.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. «Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение игр создаёт условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
В 5 – 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Сравнение – это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
Анализ – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определённому признаку.
Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками.
Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.
Систематизация – приведение в систему, расположение объектов в определённом порядке, установление между ними определённой последовательности.
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.
Умозаключения – мыслительный приём, состоящий в выведении из нескольких суждений одного – вывода, заключения.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью наглядных пособий: кубиков, кирпичиков, блоков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.д.
Сущность развивающих игр
Задачи даются ребенку в различной форме (в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п.) и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимость и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результат своих действий.
Игры, направленные на развитие восприятия
С помощью группы игр, направленных на развитие восприятия, дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ребята знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между». Детям нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Игры подобного типа настолько заинтересовывают детей, что они начинают придумывать их сами.
Примеры игр
Все игры на классификацию по определенным признакам, «Расставь фигуры, как я скажу», «Магазин ковров», «Нарисуй недостающую фигуру», «Дорисуй фигуру», «Зверята строятся», «Матрешки и корзиночки», «Я знаю …», «Собери бусы», «Найди карточки с одинаковым расположением геометрических фигур», «К своим флажкам», «Парные картинки» (один-много) и т.д.
Игры, направленные на развитие внимания
Важное условие эффективности обучения математике – это внимание детей. Внимательно слушая объяснение, ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу.
Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение.
Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-либо.
Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому.
О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится взаимодействовать сразу с двумя или несколькими предметами.
Внимание бывает непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное внимание характеризуется тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами.
Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно. Поэтому большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развития активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Примеры игр
«Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди одинаковые», «Найди ошибки», «Зеркало» (ребенок внимательно следит за движениями взрослого и подражает им), «Повтори рисунок» (копирование точек, букв по образцу), «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении», «Цифры по порядку» (прямой или обратный счет цифр, вразнобой нарисованных в таблице), «Зачеркни на листе только цифру 5», «Подбери узор» (матрицы Равена), «Найди такой же предмет, как на образце», «Найди только те предметы, которые нарисованы на картинке», «Поставь в фигурках определенные значки» и т.д.
Игры, направленные на развитие памяти
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. Благодаря памяти он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. Произвольная память начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет), однако целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и зависят от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Было установлено, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение поручений взрослого. При этом эффективность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание ребенку предполагает не пассивное восприятие, а эффективную ориентировку в материале и выполнение мыслительных операций.
Примеры игр
«Запомни узор» (запомнить и нарисовать по памяти простой узор), «Запомни, как были расположены цифры на доске и выложи их также на столе (запиши в тетрадке)», «Запомни и построй такую же постройку» (деревянный конструктор, конструктор ЛЕГО), «Опиши по памяти», «Запомни картинку, переверни страницу и расскажи, что изменилось», «К своей цифре беги», «Запомни свое место», «Реши задачу», «Кто самый-самый» - эта игра позволяет научить ребенка мысленно упорядочивать словесно представляемые объекты, совершенствовать оперативную память. Материалом служат задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами по одному признаку. В конце каждой задачи ставятся один-два вопроса. Поскольку задание задается в словесной форме и у ребенка нет возможности воспользоваться какой-либо внешней подсказкой, упорядочивание объектов он должен производить полностью в уме. Например: «Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?».
Игры, направленные на развитие логического мышления
Назначение логических упражнений – активизация умственной деятельности, оживление процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения.
В работе с детьми 5-7 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т.д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.
Виды логических игр и упражнений:
сравнение объектов по признаку сходства и различия;
поиск недостающих в ряду фигур;
поиск признака отличия одной группы фигур от другой;
классификация объектов по одному или нескольким признакам;
Примеры игр
«Чем отличается одна картинка от другой», «Какая фигура лишняя», «Продолжи ряд», «Дорисуй в пустом квадрате недостающую фигуру», «Дорисуй четвертую картинку в ряду, используя соответствующую закономерность», «Закрась лишний предмет», «Обручи» и т.д.
Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур
образных и сюжетных изображений
Игры-головоломки, занимают особое место среди математических игр. Игры способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, их свойствах, развитию зрительного восприятия, операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга, овала. Они интересны детям.
Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Успешность освоения игры у детей зависит от сенсорного развития детей. Дети называют геометрические фигуры, их свойства, их отличительные признаки, свободно перемещают фигуры.
У детей развивается умение анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Существуют различные игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей такие как: «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино», и т.д.
Танграм
Мы сейчас рассмотрим одну из них - "Танграм".
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос не по летам, здоровым и сообразительным. Одно беспокоило старого императора, Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился, как художник, а третий был, знаменитым философом. И повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понять, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.
Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость»
Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. В коммерческих наборах обычно прилагаются карточки с заданиями.
С чего начать?
- Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
- Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…
Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.
Второй этап
- Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.
Третий этап
- Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (можно и раньше).
Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей…
Дальше, можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.
Это уже сложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.
Это самые трудные фигуры в этой головоломке.
Четвёртый этап
Творческие задания - самому придумать и сложить фигуру.
***
Использовалась информация страниц и статей интернета:
Ореховой Т.Н. http://www.glazkisad1125.ru/art/74
http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/
http://www.babylessons.ru/mongolskaya-igra-golovolomka/
http://rada-baby.ru/pages/tangram/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений»
Особое место среди математических развлечений, занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур....
Использование игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений в работе по развитию геометрических представлений и пространственного мышления в старшем дошкольном возрасте
консультация для педагогов (из опыта работы)...
Конспект НОД по математике «Путешествие по городу геометрических фигур» ( с элементами сюжетно-ролевой игры) в средней группе
Занятие как итоговое направлено на закрепление знаний о геометрических фигурах, прямого и порядкового счёта, ориентировки от себя, а также на развитие образного и логического мышления, связной речи....
Игра " Поможем Мише найти геометрические фигуры. И построить дом из фигур. Сделать снеговика"
формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах ,развивать зрительное восприятие ,мыслительные операции ,внимание....
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие по городу геометрических фигур» ( с элементами сюжетно-ролевой игры) в средней группе
Итоговое занятие, направлено на закрепление знаний о геометрических фигурах, прямого и порядкового счёта, ориентировки от себя, а также на развитие образного и логического мышления, связной речи....
ТЕМА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ НА НАГЛЯДНОЙ ОСНОВЕ. РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. ВОССОЗДАНИЕ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ ПО ОБРАЗЦАМ КОНТУРНОГО ХАРАКТЕРА.
Цель: сформировать понятие и представления о сложении и вычитании; продолжать знакомить со знаком «+», «-»; ввести понятие «задача» на элементарном уровн...