О природосообразности математике
статья по математике (подготовительная группа) на тему

шакирова гульнур фаридовна

Вводить детей в математику как в особую ре­альность, рассматривая математические символы и понятия как специфический язык, эту реальность - отражающий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_po_matematike.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

О природосообразности математике.

                                                           

                             И прекрасна и сильна математика страна!

                                                             С.Погореловский

Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Нет, не подсчет прибылей и убытков занимал умы великих ученых, которые заложили фундамент этой, титулованной «царицей», науки. Они пытались постичь законы гармонии, понять не только смысл, но и архитектуру творения.

Как и великому ученому, ребенку неинтересно подсчитывать. Для него математика  это тоже еще одно, особое «тридевятое царство, тридесятое государство». Ребенок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка -это его стихия. Но ведь математика — это тоже особого рода «выдумка без обмана», это мир идей. Этот мир существует объективно. Ведь существуют реально и объективно наше настроение, усталость или вдохновленность, наши мысли, наша любовь. Их нельзя потрогать руками, как стол или вазу, но они существуют.

Ребенок хорошо умеет отличать мир сказки от мира бытовой жизни. Так же он может отличать мир математики «самой по себе» от мира физических предметов. Число пять может проявить себя в виде пяти яблок, пяти пальцев, монетки в пять копеек, в виде возраста  пять лет или отметки в дневнике. В тысячах других явлений окружающего мира можно найти проявления этого числа. Но само число несводимо к кучке яблок или пальцам руки. Фиксирование внимания ребенка исключительно на количественной характеристике числа неправомерно и затруднит впоследствии формирование абстрактной идеи числа. Именно поэтому мы предлагаем говорить с детьми о математике как об особом мире, который существует прежде всего в сознании людей. В этом случае задача педагога упрощается: ему нужно лишь стать для ребенка проводником в этот мир и рассказать ему о законах существования чисел и фигур. Это очень просто, и вы убедитесь в этом на своем опыте, если решите опробовать предлагаемую систему.

Ребенок познает мир с помощью органов чувств, и познание неразрывно связано в его опыте с восхищением, информация  с эмоциями. Забегая вперед, скажем, что только в том случае, когда выполняются эти простые, но очень важные законы, познание приносит ребенку пользу и радость, а не ведет к угасанию живого  восприятия  мира, эмоциональности, к «шизоидной интоксикации», как называют этот феномен детских, психотерапевты. Причины для беспокойства действительно есть. Ускорение темпов обучения детей дошкольного возраста методами, переносимыми из практики школьного образования, действительно чревато ранними нервно-психическими перегрузками и эмоциональным недоразвитием ребенка. На первом месте как наиболее опасное в этом отношении стоит обучение грамоте и математике, а также любым другим предметам, связанным со схематизированием. В методике работы с детьми дошкольного возраста очень важно следовать принципу единства аффекта и интеллекта,

сформулированному Л. С. Выготским. Поэтому мы предлагаем обращать внимание детей на те проявления числа или формы в мире, которые интересны или красивы и неслучайны. Число лепестков каждого цветка, форма раковины моллюсков определенного вида, композиционное построение произведения живописи  везде мы можем найти числа и фигуры, соединив знания о них с восхищением или удивлением в опыте ребенка.

Социальные изменения в России потребовали реформы образования. Основным ее направлением стала гуманизация. В системе дошкольного воспитания это нашло отражение в новой «Концепции дошкольного воспитания», утвержденной Государственным комитетом по народному образованию в 1989 г.  В ней были утверждены самоценность периода дошкольного детства для развития ребенка, недопустимость сведения работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) к формированию знаний, умений и навыков, необходимость обеспечения индивидуального подхода, недопустимость переноса учебно-дисциплинарной модели обучения на образование детей дошкольного возраста.

Идеал, к которому стремимся, — это дети:

—   имеющие высокую познавательную мотивацию;

—  свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении;

—   имеющие чувство собственного достоинства и способные уважать других;

—  эмоционально отзывчивые на состояние других людей и живых существ, а также на красоту окружающего мира и произведений искусства;

—  открытые для общения со взрослыми и друг с другом;

—   подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» — школе. Программа ставит задачу обеспечить детям высокий уровень подготовки к школе, позволяющий им поступать в любые элитные учебные заведения, если родители того желают.

Необходимость гуманизации дошкольного математического образования и качественной реформы его содержания подтверждается следующими фактами:

— психоэмоциональная перегруженность детей на занятиях, что приводит к снижению интереса детей к предмету, особенно в младшем и среднем возрасте;

— уровень подготовки детей к поступлению в школу недостаточен для того, чтобы ребенок без дополнительных занятий мог поступить в любую школу, которую выбирают его родители. На приемных собеседованиях знания ребенка в области математики, а также уровень развития логического мышления играют решающую роль;

— уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики, особенно в средней школе, является неудовлетворительным, поскольку отсутствует или недостаточна преемственность в содержании математического образования между дошкольными учреждениями и начальной, а также средней школой;

— недостаточное внимание в традиционной программе уделяется развитию воображения. Вместе с тем именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этой важнейшей высшей психической функции.

В ходе реформ термин «дошкольное образование» стал использоваться все чаще. Это связано с тем, что гуманизация предполагает создание системы непрерывного образования, включающего дошкольную ступень.

Применительно к обучению математике и развитию логического мышления детей задача обеспечения преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования стоит очень

Задачи, которые ребенок не может решить на привычном для взрослого уровне понятий, он способен решать на уровне образа. Поэтому мы ставим в программе задачу формирования именно представлений детей, а не знакомства их с понятиями. Соответственно при отборе методов работы акцент сделан не на речевое формулирование, а на создание системы информативных образов, на основе которых в сознании ребенка происходит синтез соответствующего представления.

Работа с детьми дошкольного возраста на основе образов соответствует возрастным особенностям и не ведет к «шизоидной интоксикации», в отличие от работы на основе схем.

Тем самым образование было сведено к формированию навыков и жестко единообразно запрограммировано. Взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы характерен, с точки зрения академика В. П. Зинченко, для технократического мышления. Преодоление такого подхода было важным условием гуманизации математического образования маленьких детей. В своей работе мы исходили из положения о творческом характере развития ребенка. Это привело, с одной стороны, к уровневому постпрограммы, а с другой  к перераспределению соотношения навыков и представлений как программных задач.

.  Традиционная система построена на идее введении ребенка в мир математики через деятельность — счетную или измерительную. При таком подходе физический мир отождествляется в сознании ребенка с математическим. Впоследствии это затрудняет усвоение более абстрактных понятий, так как приводит к формированию ограниченного представления о числе. Вводить детей в математику как в особую реальность, рассматривая математические символы и понятия как специфический язык, эту реальность - отражающий. С самого раннего возраста дети получают представление о существовании, наряду с миром животных и предметов, особого мира чисел и фигур, который называется словом «математика». Этот мир нужно представить себе, потом его можно нарисовать, можно увидеть проявление этого мира в нашем мире реальных предметов. Но математика не сводится, не отождествляется в сознании ребенка с миром предметов.

Математические знаки и символы становятся для педагога новым способом рассказать о мире, окружающем ребенка. В счетной же и измерительной деятельности математические представления детей эксплуатируются и закрепляются.

  Важнейшей особенностью ребенка дошкольного возраста является его эмоциональность и непроизвольный характер восприятия, внимания, памяти до пяти лет. Опираемся  на общепсихологический принцип единства аффекта и интеллекта. Это привело к формулированию требования обязательной эмоциональной окрашенности занятий с детьми,

.  Очень важным представляется включение воспитательных и общепсихологических развивающих задач в занятия по развитию математического и логического мышления. Имеется в виду развитие таких качеств, как:

—  формирование начальных навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, терпимость к другому мнению и умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

—  устойчивость к интеллектуальной фрустрации, то есть умение спокойно и продуктивно реагировать на собственные ошибки и на неумение решить задачу;

—  положительная самооценка и уверенность в собственных интеллектуальных силах;

—  создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

—  развитие предпосылок творческого продуктивного мышления — абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

—  формирование положительного отношения и интереса к математике.

Литература:

« Математическое развитие дошкольников. Современные направления» Г.А.Репина

«Дошкольник изучает математику» Т.И Ерофеева

«Формирование математических представлений» Т.А.Фолькович,Л.П.Барылкина

«Математика для дошкольников» Е.В.Колесникова

Шакирова Гульнур Фаридовна

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...