Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии (подготовительная группа)
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха/, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха/, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Дошкольникам с нарушениями речи свойственны различные недостатки речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкомное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный толчкообразных выдох, отсутствие фокусированного выдоха на губах и неумение делать незаметный для окружающих энергетичный добор воздуха, напряжение шейной мускулатуры и др. Во время речи объем выдыхаемого воздуха уменьшается настолько, что на произнесение целой фразы его не хватает. Речь ребенка маловыразительна.
Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.
Для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку.
Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. В ходе работы по формированию длительного и плавного речевого выдоха происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка осуществляется на материале отдельных звуков, затем слов и т.д.
Важно в заключении вспомнить о правилах проведения дыхательной гимнастики:
- нельзя переутомлять ребенка, количество и темп упражнений необходимо дозировать;
- упражнения следует проводить в игровой форме;
- осваивать технику дыхания начинать в положении лежа, а после достаточно практики можно приступать к тренировкам в положении стоя, сидя, в движении;
- обращать внимание ребенка на ощущения, которые он должен испытать;
- следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений;
- тренировки должны быть систематическими и включать во все виды занятий, проводимых с детьми;
- дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями
Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....

Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Использование компьютерных технологий в процессе активизации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями.
виды и способы работы с детьми с речевыми проблемами с использованием ИКТ...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....

Речевой материал для формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями
Коррекция слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями....

"Наглядные опорные схемы, облегчающие процесс становления связной речи и ускоряющие процесс запоминания и усвоения речевого материала у детей, имеющих речевые нарушения"
Использование наглядных опорных схем для развития связной речи и памяти ребенка - дошкольника....