Консультации для родителей "Использование элементов нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста в домашних условиях"
консультация по логопедии
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. (Гимнастика для мозга).
Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста в домашних условиях
В настоящее время очень остро стоит проблема психического, коммуникативного и физического благополучия населения. Первостепенным направлением социальной политики в нашей стране является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Сейчас очень сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего того или иного отклонения в речевом, психическом и психосоматическом развитии. Уже вполне приемлемым считается развитие ребенка на уровне нижней границы нормы. Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 3до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных процессов и двигательной деятельности. В связи, с этим перед педагогами ДОУ всё более востребованным становится поиск новых, эффективных психолого-педагогических методов и форм работы, направленных на полноценное и всестороннее развитие дошкольников. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в образовательный процесс является применение элементов нейрогимнастики
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. (Гимнастика для мозга).
Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям.
Кинезиология (от греческого слова «кинезис» — движение, «логос» — наука) - наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, т.е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Головной мозг
Головной мозг — это сложная структура, состоящая из двух полушарий, отвечающий за конкретные виды деятельности. Правое полушарие контролирует и регулирует координацию, творческие способности пространственное восприятие и способности к гуманитарным наукам.
Левое полушарие контролирует и регулирует способности к точным наукам, анализу, а ещё отвечает за речь и логику. Работу обоих полушарий мозга координирует мозолистое тело, представляющее собой разветвлённую систему нервных волокон. Задача мозолистого тела — связывать оба полушария, помогая мозгу работать как единое целое.
Возрастные особенности
Учёные определили, что укрепление связей между полушариями происходит в разном возрасте: до 7 лет у девочек и примерно до 8,5 лет у мальчиков. И чем раньше начать выполнять упражнения нейрогимнастики, тем быстрее полушария мозга гармонично разовьются и станут взаимодействовать между собой слаженно.
Начинать выполнение упражнений для мозга рекомендуется в дошкольном возрасте (4-5 лет). Постепенно тренировки можно усложнять, добавляя более специфичные и интересные движения.
В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.
4 группы упражнений нейрогимнастики
Упражнения для повышения тонуса КГМ:
Дыхательные
Самомассаж ушей, пальцев, рук
Массаж биологически активных точек
Упражнения для улучшения возможностей приема и переработки информации для развития мозолистого тела:
Перекрестно-латерального характера для восстановления межполушарных взаимодействия и функциональной ассиметрии мозга
Упражнения для улучшения контроля и регуляции деятельности:
Ритмичные изменения положения рук
Упражнения на повышение позитивного мышления. Стабилизируют нервные процессы в организме.
Методические рекомендации
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная атмосфера, заниматься нужно каждый день, не пропуская, но без принуждения. Продолжительность гимнастики – не более 5 минут.В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание — например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно. У ребёнка не всё получается с первого раза, нельзя нервничать, кричать, лучше всего похвалить ребенка за старание и попробовать ещё раз.
Упражнения нейрогимнастики
Упражнение «Перекрёстные шаги»
Цель: активизация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, развитие интегрированной работы двух полушарий.
Задачи: развитие межполушарной специализации, синхронизация работы полушарий.
Используем: в подвижных играх, зарядке, физ. минутке, на прогулке.
Исходное положение:
Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела.
Упражнение «Ухо – нос»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля).
Задачи: развитие скорости для медлительных детей, развитие управления движениями, саморегуляции, развитие концентрации внимания.
Используем: на занятиях, в режимных моментах.
Исходное положение:
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот»
Упражнение «Ленивые восьмерки для глаз»
Цель: миелинизация нервных сетей, формированию умений, навыков.
Используем: на занятиях, в режимных моментах.
Исходное положение: Стоя или сидя.
Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз.
Упражнение «Слон»
Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.
Используем: в подвижных играх, зарядке, физ. минутке, на прогулке.
Исходное положение: Стоя.
Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.
Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
Упражнение «Кулак-Ребро-Ладонь».
Цель: Улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, повышение устойчивости внимания, активизация процессы письма и чтения.
Используем: на занятиях, в режимных моментах, физ. минутке.
Исходное положение:
Сидя, руки находятся на плоскости стола.
Три положения руки последовательно сменяют друг друга:
1. Сжатая в кулак ладонь.
2. Положение ладони ребром на плоскости стола.
3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.
Упражнения:
«Фонарики» — правая ладонь раскрыта, левая- закрыта в кулак. Поочерёдно меняем положение рук. Выполняем сначала медленно, а затем быстро.
«Молоток» — правая рука ладонью вниз лежит на столе, левый кулак стучит по правой руке, затем кладём левую руку ладонью вверх и стучим правым кулаком.
«Кулачок-ладошка» — так крадётся кошка – правая рука сжата в кулак, левая ладонь лежит. Поочерёдно меняем положение рук.
«Змейка» — соединяем ладони и вращаем кисти рук, как змейка.
«Жучок» — кладём правую ладонь на левую и выполняем круговые вращения вперед – назад только большими пальцами. Хлопком меняем руки.
«Лягушка хочет в пруд». Три положения руки последовательно сменяют друг друга: а) сжатая в кулак ладонь; б) положение ладони ребром на плоскости стола; в) распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, потом двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз.
«Алмаз» — соединяем пальцы в форме алмаза и поочерёдно с каждым пальцем выполняем вращение. Делаем максимально быстро, перебирая пальцами сначала в одну сторону, затем в другую.
«Кулачки танцуют» — похлопываем внутренней стороной кулака и внешней.
«Угол» — поднимаем правую руку прямой ладонью вверх, а левую, сжатую в кулак кладём под правый локоть. И поочерёдно меняем расположение рук. Усложнение: добавляем хлопок.
«Блины» — вытянули обе руки вперёд: правая – ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Поочерёдно меняем руки.
«Стульчик» — правая ладонь открыта, левая прижата к правой ладони в кулак. Меняем по очереди максимально в быстром темпе.
«Пианино» — соединяем с большим пальцем поочерёдно все пальцы до мизинца и обратно. Это упражнение выполняем правой рукой, затем левой, а потом двумя руками одновременно.
«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо руки лежат на коленях). Левой рукой как бы пилим пилой, правой в то же время «забиваем молотком гвозди».
«Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую – на живот. Затем макушку головы можно слегка постукивать, а живот поглаживать круговыми движениями. Затем поменять руки.
«Лезгинка» — взрослый предлагает детям сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Затем предлагает прикоснуться правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении к мизинцу левой руки.
«Зайчик — кольцо» — взрослый предлагает изобразить правой рукой зайчика (сжать пальчики в кулачок, кроме указательного и среднего), а левая рука – показывает кольцо. Хлопком меняем движения рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ
Применение творческих средств в работе с детьми: «СКАЗКОТЕРАПИЯ»....

Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: Показать актуальность сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»
Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...

Буклет на тему :" Нейрогимнастика в работе с детьми дошкольного возраста по Qr кодам"
Представляю вам буклет с Qr кодами по нейрогимнастике....

«Развивающая ценность нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что гимнастика по утрам – это обязательное условие хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека в целом. Регулярное проведение гимнастических упражнений благопри...

Консультация для педагогов. Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Мастер-класс на тему: «Нейрогимнастика в работе с детьми дошкольного возраста»
Благодаря нейробике оптимизируются процессы интеллектуальной деятельности, улучшается способность к мышлению, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, ул...