Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа)

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
Нарушение грамматического строя речи (аграмматизм) — это недостаточная сформированность грамматических форм языка, включая ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

Нарушение грамматического строя речи (аграмматизм) — это недостаточная сформированность грамматических форм языка, включая ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении.

Примеры игр:

 «Волшебная палочка» или «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик…  Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …,  воробей -…  и т.п.    

«Волшебная палочка» или «Великаны»  кровать – кроватище,  заяц – зайчище, снег – снежище… и т.п.                                                                           

«Чей, чья, чье, чьи?»  Образование притяжательных прилагательных по образцу: Хвост собаки –  чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы

 «Из чего сделано?»  Образование относительных прилагательных:  Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева…  Рыбка из стекла  …  Снегурочка из ваты …  Хлопушка из бумаги …  Лошадка из картона …  Звёзды из пластмассы …  Машина из металла…  Снежинка из полиэтилена  …  Баба из снега

«Веселый поваренок» Веселый поваренок на кухне много лет,    готовит из продуктов для ребят обед:    Варенье из вишни… Пирог из слив…  Компот из абрикосов … пюре из картофеля -… Суп из гороха -                                            

«Где хранится?»    хлеб – в хлебнице, суп – в…, конфеты – в …, сахар в …, салат – в …,  перец – в …, селедка -…, соль – в …, масло – в…

Образование сложных слов  Пыль сосет – пылесос, сам летает -.,, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -…                                                 

 «Один – много». Стул - стулья…            «Много – один». Столы - стол…

«А у меня нет…»  (существительные единственного числа в родительном падеже)  Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…                                                                                                             

«Много чего?»  (существительные множественного числа в родительном падеже)  В магазине продается много игрушек: не один мяч, а  много мячей, не одна кукла, а много…  

В магазине продается много мебели: не один стул, а много…и т.п.

«Хвастунишка» Взрослый: «У меня есть конфета».  Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п.                                                                                          

 «Сосчитай-ка»(согласование числительных с существительными)              Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров                

  «Монстрик»    Пришел монстрик и перепутал все слова в предложении. Исправь и скажи правильно: ДЕТИ, ГУЛЯТЬ, УЛИЦА, НА и т.п. (Дети гуляют на улице)                      

«Какой?  Какая? Какое? Какие?»  Подбери как можно больше определений к предмету: Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный…

  «Что бывает таким?»   Подобрать по несколько существительных к прилагательным. Красные:  машины, стулья, блюдца. Красная: тарелка, машина. Красное: платье. Красный: помидор…  

  «Скажи наоборот»  (антонимы) Широкий – узкий, большой – маленький, узкий – широкий; далеко - близко,  тихо -…, весело - …, мало - …, темно - …, высоко -…   

     Работа над составлением предложения может включать различные задания, которые развивают умение анализа и синтеза предложений. Некоторые из них:

  • Составление предложений из двух–трёх слов. Например, придумать предложение про дом или про предмет, сделанный из бумаги, железа, дерева. 
  • Повторение в заданном предложении только двух первых слов. Пример: «Осенний лес красив своими разноцветными красками» — ребёнок произносит: «Осенний лес». 
  • Замена последнего слова в предложении на другое. Пример: «Мальчик бежит по дороге» — ребёнок заменяет последнее слово другими подходящими по смыслу: «Мальчик бежит по ... полю, стадиону, тропинке». 
  • Составление предложения по заданной схеме. Схемы могут быть представлены в виде карточек с изображениями предметов, условными обозначениями и некоторыми исходными данными — вопросами или словами. 
  • Составление предложения с заданными опорными словами. Пример: «Весной ... цветы» — «Весной распускаются цветы». 
  • Восстановление деформированного предложения. Примеры: «Письмо пишет дедушку», «На пальто вешают вешалку», «В картошку положили кастрюлю». 
  • Составление предложения со сложными словами. Например: «ледоход», «пчеловод», «регулировщик». 
  • Самостоятельное конструирование предложения по заданному началу. Пример: «Птицы улетают на юг, когда… наступают холода». 
  • Составление предложения по картинке или серии картинок
  • Составление предложения из трёх предлагаемых слов, добавив свои слова. Пример: «Кошка, мальчик, сад» — ребёнок составляет предложение: «Мальчик ищет в саду кошку». 

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...

Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

При нормальном развитии речи дети  к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Данные упражнения полезно использовать родителям по формированию у детей грамматического строя речи в домашних условиях....

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам: "Домашние птицы", "Продук...

Рекомендации родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у детей «Не уча, учить!»

Пройдет немного времени, и ваши дошколята станут первоклашками. Какими они будут учениками, будут ли испытывать трудности в усвоении школьной программы, зависит только от нас с вами. Прислушайтесь к р...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников от 5 до 6 лет по лексическим темам

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...