Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
Нарушение грамматического строя речи (аграмматизм) — это недостаточная сформированность грамматических форм языка, включая ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении.
Примеры игр:
«Волшебная палочка» или «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик… Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …, воробей -… и т.п.
«Волшебная палочка» или «Великаны» кровать – кроватище, заяц – зайчище, снег – снежище… и т.п.
«Чей, чья, чье, чьи?» Образование притяжательных прилагательных по образцу: Хвост собаки – чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы
«Из чего сделано?» Образование относительных прилагательных: Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева… Рыбка из стекла … Снегурочка из ваты … Хлопушка из бумаги … Лошадка из картона … Звёзды из пластмассы … Машина из металла… Снежинка из полиэтилена … Баба из снега
«Веселый поваренок» Веселый поваренок на кухне много лет, готовит из продуктов для ребят обед: Варенье из вишни… Пирог из слив… Компот из абрикосов … пюре из картофеля -… Суп из гороха -
«Где хранится?» хлеб – в хлебнице, суп – в…, конфеты – в …, сахар в …, салат – в …, перец – в …, селедка -…, соль – в …, масло – в…
Образование сложных слов Пыль сосет – пылесос, сам летает -.,, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -…
«Один – много». Стул - стулья… «Много – один». Столы - стол…
«А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже) Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…
«Много чего?» (существительные множественного числа в родительном падеже) В магазине продается много игрушек: не один мяч, а много мячей, не одна кукла, а много…
В магазине продается много мебели: не один стул, а много…и т.п.
«Хвастунишка» Взрослый: «У меня есть конфета». Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п.
«Сосчитай-ка»(согласование числительных с существительными) Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров
«Монстрик» Пришел монстрик и перепутал все слова в предложении. Исправь и скажи правильно: ДЕТИ, ГУЛЯТЬ, УЛИЦА, НА и т.п. (Дети гуляют на улице)
«Какой? Какая? Какое? Какие?» Подбери как можно больше определений к предмету: Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный…
«Что бывает таким?» Подобрать по несколько существительных к прилагательным. Красные: машины, стулья, блюдца. Красная: тарелка, машина. Красное: платье. Красный: помидор…
«Скажи наоборот» (антонимы) Широкий – узкий, большой – маленький, узкий – широкий; далеко - близко, тихо -…, весело - …, мало - …, темно - …, высоко -…
Работа над составлением предложения может включать различные задания, которые развивают умение анализа и синтеза предложений. Некоторые из них:
- Составление предложений из двух–трёх слов. Например, придумать предложение про дом или про предмет, сделанный из бумаги, железа, дерева.
- Повторение в заданном предложении только двух первых слов. Пример: «Осенний лес красив своими разноцветными красками» — ребёнок произносит: «Осенний лес».
- Замена последнего слова в предложении на другое. Пример: «Мальчик бежит по дороге» — ребёнок заменяет последнее слово другими подходящими по смыслу: «Мальчик бежит по ... полю, стадиону, тропинке».
- Составление предложения по заданной схеме. Схемы могут быть представлены в виде карточек с изображениями предметов, условными обозначениями и некоторыми исходными данными — вопросами или словами.
- Составление предложения с заданными опорными словами. Пример: «Весной ... цветы» — «Весной распускаются цветы».
- Восстановление деформированного предложения. Примеры: «Письмо пишет дедушку», «На пальто вешают вешалку», «В картошку положили кастрюлю».
- Составление предложения со сложными словами. Например: «ледоход», «пчеловод», «регулировщик».
- Самостоятельное конструирование предложения по заданному началу. Пример: «Птицы улетают на юг, когда… наступают холода».
- Составление предложения по картинке или серии картинок.
- Составление предложения из трёх предлагаемых слов, добавив свои слова. Пример: «Кошка, мальчик, сад» — ребёнок составляет предложение: «Мальчик ищет в саду кошку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...

Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»
При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи
Данные упражнения полезно использовать родителям по формированию у детей грамматического строя речи в домашних условиях....
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам: "Домашние птицы", "Продук...

Рекомендации родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у детей «Не уча, учить!»
Пройдет немного времени, и ваши дошколята станут первоклашками. Какими они будут учениками, будут ли испытывать трудности в усвоении школьной программы, зависит только от нас с вами. Прислушайтесь к р...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников от 5 до 6 лет по лексическим темам
Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.
Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...