Использование графических диктантов в работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Внедрение в практику коррекционной работы методов проведения графического диктанта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137.82 КБ |
![]() | 766.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4»
ГОРОДА СИМ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
456022,Челябинская обл., Ашинский район,
г. Сим, ул. Кирова, д.16а.
Мастер – класс на тему :
«Использование графических диктантов в работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Подготовила:
Штельма Ирина Александровна
Учитель-логопед
МКДОУ №4 г.Сим
Цель:
Внедрение в практику коррекционной работы методов проведения графического диктанта
Задачи:
- ознакомление с этапами проведения графического диктанта;
- составление словесной инструкции;
Внедрение метода графического диктанта в опыт работы учителя-логопеда.
Материал и оборудование:
Простые карандаши
Листы бумаги в крупную клетку
Презентация
Буклет
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование графических диктантов в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»
Еще К.Д Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебную деятельность детей, для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Для того, чтобы автоматизировать поставленный звук логопеду необходимо подобрать комплекс упражнений и заданий на заданный звук. Одним из интересных приемов для автоматизации поставленного звука является применение в практике логопеда графических диктантов.
В ходе такого задания у дошкольников развивается правильная, четкая, и грамотная речь, активизируется словарный запас, логическое мышление, мелкая моторика рук, формируется эмоционально-волевая сфера и пространственная ориентировка.
Графический диктант – это схематическое изображение предмета , с выделением отличительных особенностей, по которым ребенок может узнать животное или какой-либо предмет.
Графические диктанты направлены на:
1. развитие мелкой моторики;
2. развитие произвольного внимания;
3. развитие координации движений;
4. развитие усидчивости;
5. развитие пространственного воображения;
6. расширение словарного запаса;
7. развитие орфографической зоркости
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с этапами проведения графического диктанта для детей старшего дошкольного возраста.
Алгоритм проведения графического диктанта «РАКЕТА» для автоматизации звука Р.
Первый этап:
Сегодня мы с вами отправимся в удивительное космическое путешествие. А для того, чтобы оно прошло успешно, нам нужно отгадать загадку и узнать, какой предмет нам понадобиться в пути.
Предлагаю отгадать загадку:
К дальним звездам и планетам
Нас с тобой домчит… РАКЕТА!
Правильно, чтобы полететь в космос, нам нужна ракета. Давайте сегодня вместе с вами ее изобразим на бумаге.
Беседа
Прежде чем, мы приступим к выполнению задания, давайте немного поиграем.
Какая ракета бывает? (большая, стальная, серебряная, металлическая, быстрая, прочная)
Что делает ракета? (Ракета летит, мчится, сверкает, светится)
Куда летит наша ракета? (Ракета летит в космос, к планетам, звездам)
Кто управляет ракетой? (ракетой управляет летчик, пилот, космонавт)
Какие планеты вы знаете? (Земля, Марс, Венера, Нептун, Сатурн, Юпитер).
Назовите ласково нашу ракету (ракетка, ракеточка).
А теперь давайте проговорим чистоговорки, чтобы наша ракета удачно стартовала:
Ра-ра-ра – нам лететь пора.
Ру-ру-ру- мы летим поутру.
Ры-ры-ры- мы в полет возьмем шары.
#1056;акета совершает свой полет, космонавтам нужно немного размяться в пути:
Выполним Пальчиковую гимнастику:
В темном небе звезды светят, (сжимают и разжимают пальцы)
Космонавт летит в ракете.
День летит, и ночь летит, (изображают одной рукой полет ракеты)
И на землю вниз глядит. (опускают медленно руку вниз).
2. Второй этап. Графический диктант
На данном этапе развивается логическое мышление, мелкая моторика рук, формируется эмоционально-волевая сфера дошкольника.
Для работы нам понадобятся простой карандаш, лист бумаги в крупную клетку.
В начале следует повторить, где правая и левая рука, показать направления вверх и вниз, а также показать направления на листе по диагонали (вверх, вниз, влево, вправо).
На втором этапе выполнения графического диктанта логопед может организовать работу в нескольких вариантах.
Для этого попрошу фокус -группу (2 человека)
1 вариант Зрительный диктант. (Педагог предлагает карточку-образец рисунка по клеточкам, просит самостоятельно повторить точно такой же рисунок).
2 вариант. Зеркальное изображение ( самостоятельное выполнение задания, связанного с дополнением части изображения до целого).
3 вариант Слуховой диктант. (педагог диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений: влево, вправо, вверх, вниз).
Итак, мы отправляемся в полет, и чтобы он прошел успешно, нам нужно четко выполнять все команды на слух и тогда наша ракета домчит нас к далеким планетам.
Диктант «РАКЕТА»
3. Заключительный этап
Мы выполнили графический диктант, нарисовали нашу ракету. Проверьте свою работу с эталоном, дорисуйте недостающие элементы.
(Педагог предлагает выполнить сравнение, методом наложения своего изображения фигуры с изображением на карточке, на эталоне).
Результаты работ фокус-группы мы тоже видим. Благодарю вас!
Итак, графический диктант-это обучение через развлечение и конечно же помощник в подготовке ребенка к школе.
4 Рефлексия.
Я надеюсь, что настроение у нас с вами хорошее, полет прошел отлично, мы совершили легкую посадку. Каждый из нас может порадоваться и улыбнуться.
Была ли эта работа полезной, интересной для вас?
Будете ли вы применять в своей работе с детьми графический диктант?
Я думаю, уважаемые коллеги, что такая работа будет полезна в вашей логопедической практике с детьми.
Предлагаю вам буклеты.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4»
ГОРОДА СИМ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Использование графических диктантов в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»
Подготовила:
Учитель-логопед
Штельма Ирина Александровна
2023г
Графический диктант- схематическое изображение предмета с выделением отличительных особенностей, по которым ребенок может узнать животное или какой-либо предмет.
Требования к выполнению:
- Подготовьте всё необходимое: лист в клетку (крупную), карандаш, ластик (чтобы можно было исправить ошибки, которых на первых порах точно не избежать).
- Убедитесь, что ребёнок сел правильно, с ровной спинкой, правильно взял в руки карандаш.
- Напомните, где правая сторона, где левая.
- От простейшего плавно переходим к заданиям посложнее.
- Можно дополнить загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой.
- Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)
Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставл...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ДОУ
В статье рассматривается вопрос о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ. Коррекция речевого и психофизического развития детей в дошкольном учреждении позволит ребенку безболезненно перейти...

Применение приёмов кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В статье изложен опыт использования приёмов кинезиологии в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учит...

Использование логопедической мозаики на базе игрового пособия «Дары Фрёбеля» в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В презентации приведены примеры использования логопедической мозаики в работе учителя-логопеда....

«Применение нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Специфика речевого дефекта и возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности детей, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют по...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения н...

Проект «Использование нейротехнологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ»
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это не медикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и...