Использование графических диктантов в работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Штельма

Внедрение в практику коррекционной работы методов проведения графического диктанта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_-_graficheskie_diktanty_forum.docx137.82 КБ
Файл buklet_k_master_klassu.docx766.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4»

ГОРОДА СИМ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

456022,Челябинская обл., Ашинский район,
г. Сим, ул. Кирова, д.16а.

Мастер – класс на тему :

«Использование графических диктантов в работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Подготовила:

Штельма Ирина Александровна

Учитель-логопед

МКДОУ №4 г.Сим

Цель:

Внедрение в практику коррекционной работы методов проведения графического диктанта

Задачи:

- ознакомление с этапами проведения графического диктанта;

- составление словесной инструкции;

Внедрение метода графического диктанта в опыт работы учителя-логопеда.

Материал и оборудование:

Простые карандаши

Листы бумаги в крупную клетку

Презентация

Буклет

Ход:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование графических диктантов в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Еще К.Д Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебную деятельность детей, для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Для того, чтобы автоматизировать поставленный звук логопеду необходимо подобрать комплекс упражнений и заданий на заданный звук. Одним из интересных приемов для автоматизации поставленного звука является применение в практике логопеда графических диктантов.

В ходе такого задания у дошкольников развивается правильная, четкая, и грамотная речь, активизируется словарный запас, логическое мышление, мелкая моторика рук, формируется эмоционально-волевая сфера и пространственная ориентировка.

Графический диктант – это схематическое изображение предмета , с выделением отличительных особенностей, по которым ребенок может узнать животное или какой-либо предмет.

Графические диктанты направлены на:

1. развитие мелкой моторики;

2. развитие произвольного внимания;

3. развитие координации движений;

4. развитие усидчивости;

5. развитие пространственного воображения;

6. расширение словарного запаса;

7. развитие орфографической зоркости

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с этапами проведения графического диктанта для детей старшего дошкольного возраста.

Алгоритм проведения графического диктанта «РАКЕТА» для автоматизации звука Р.

Первый этап:

Сегодня мы с вами отправимся в удивительное космическое путешествие. А для того, чтобы оно прошло успешно, нам нужно отгадать загадку и узнать, какой предмет нам понадобиться в пути.

Предлагаю отгадать загадку:

К дальним звездам и планетам

Нас с тобой домчит… РАКЕТА!

Правильно, чтобы полететь в космос, нам нужна ракета. Давайте сегодня вместе с вами ее изобразим на бумаге.

Беседа

Прежде чем, мы приступим к выполнению задания, давайте немного поиграем.

Какая ракета бывает? (большая, стальная, серебряная, металлическая, быстрая, прочная)

Что делает ракета? (Ракета летит, мчится, сверкает, светится)

Куда летит наша ракета? (Ракета летит в космос, к планетам, звездам)

Кто управляет ракетой? (ракетой управляет летчик, пилот, космонавт)

Какие планеты вы знаете? (Земля, Марс, Венера, Нептун, Сатурн, Юпитер).

Назовите ласково нашу ракету (ракетка, ракеточка).

А теперь давайте проговорим чистоговорки, чтобы наша ракета удачно стартовала:

Ра-ра-ра – нам лететь пора.

Ру-ру-ру- мы летим поутру.

Ры-ры-ры- мы в полет возьмем шары.

#1056;акета совершает свой полет, космонавтам нужно немного размяться в пути:

Выполним Пальчиковую гимнастику:

В темном небе звезды светят, (сжимают и разжимают пальцы)

Космонавт летит в ракете.

День летит, и ночь летит, (изображают одной рукой полет ракеты)

И на землю вниз глядит. (опускают медленно руку вниз).

2. Второй этап. Графический диктант

На данном этапе развивается логическое мышление, мелкая моторика рук, формируется эмоционально-волевая сфера дошкольника.

Для работы нам понадобятся простой карандаш, лист бумаги в крупную клетку.

В начале следует повторить, где правая и левая рука, показать направления вверх и вниз, а также показать направления на листе по диагонали (вверх, вниз, влево, вправо).

На втором этапе выполнения графического диктанта логопед может организовать работу в нескольких вариантах.

Для этого попрошу фокус -группу (2 человека)

1 вариант Зрительный диктант. (Педагог предлагает карточку-образец рисунка по клеточкам, просит самостоятельно повторить точно такой же рисунок).

2 вариант. Зеркальное изображение ( самостоятельное выполнение задания, связанного с дополнением части изображения до целого).

3 вариант Слуховой диктант. (педагог диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений: влево, вправо, вверх, вниз).

Итак, мы отправляемся в полет, и чтобы он прошел успешно, нам нужно четко выполнять все команды на слух и тогда наша ракета домчит нас к далеким планетам.

Диктант «РАКЕТА»

3. Заключительный этап

Мы выполнили графический диктант, нарисовали нашу ракету. Проверьте свою работу с эталоном, дорисуйте недостающие элементы.

(Педагог предлагает выполнить сравнение, методом наложения своего изображения фигуры с изображением на карточке, на эталоне).

Результаты работ фокус-группы мы тоже видим. Благодарю вас!

Итак, графический диктант-это обучение через развлечение и конечно же помощник в подготовке ребенка к школе.

4 Рефлексия.

Я надеюсь, что настроение у нас с вами хорошее, полет прошел отлично, мы совершили легкую посадку. Каждый из нас может порадоваться и улыбнуться.

Была ли эта работа полезной, интересной для вас?

Будете ли вы применять в своей работе с детьми графический диктант?

Я думаю, уважаемые коллеги, что такая работа будет полезна в вашей логопедической практике с детьми.

Предлагаю вам буклеты.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4»

ГОРОДА СИМ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Использование графических диктантов в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Подготовила:

Учитель-логопед

Штельма Ирина Александровна

2023г

Графический диктант- схематическое изображение предмета с выделением отличительных особенностей, по которым ребенок может узнать животное или какой-либо предмет.

Требования к выполнению:

  1. Подготовьте всё необходимое: лист в клетку (крупную), карандаш, ластик (чтобы можно было исправить ошибки, которых на первых порах точно не избежать).
  2. Убедитесь, что ребёнок сел правильно, с ровной спинкой, правильно взял в руки карандаш.
  3. Напомните, где правая сторона, где левая.
  4. От простейшего плавно переходим к заданиям посложнее.
  5. Можно дополнить загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой.

  1. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)

Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставл...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ДОУ

В статье рассматривается вопрос о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ. Коррекция речевого и психофизического развития детей в дошкольном учреждении позволит ребенку безболезненно перейти...

Применение приёмов кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье изложен опыт использования приёмов кинезиологии в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учит...

Использование логопедической мозаики на базе игрового пособия «Дары Фрёбеля» в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В презентации приведены примеры использования логопедической мозаики в работе учителя-логопеда....

«Применение нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Специфика речевого дефекта и возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности детей, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики  и требуют по...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения н...

Проект «Использование нейротехнологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ»

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это не медикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и...