Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Одним из целевых ориентиров освоения образовательной программы является любознательность.  Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. 
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_logopeda_v_usl._fgos_do.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Работа учителя-логопеда с детьми с ТНР в условиях введения и реализации ФГОС ДО

(Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон  

  Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.

Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Одним из целевых ориентиров освоения образовательной программы является любознательность.  Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. 
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Одним из эффективных методов в коррекционной работе логопеда по развитию представлений о закономерностях и явлениях окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В процессе эксперимента задействованы все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, речедвигательный.

Развиваются навыки запоминания, анализа и синтеза.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в нашем детском саду используются различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты и т. Д

Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Цели экспериментирования - это:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.  

Приведу некоторые практические примеры из опыта работы.

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Формирование навыков слухового восприятия.

Материалы и оборудование: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации комара и шмеля.

Ход экспериментирования

Проведите пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определите, одинаковый ли звук. Обратите внимание на частоту зубьев и размер расчески. Расскажите детям от чего зависит частота звука: «У расчески с крупными и редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий. У расчесок с частыми мелкими зубьями звук тонкий и высокий».

Рассмотрите иллюстрации комара и шмеля. Определите их величину. Попробуйте вместе с детьми изобразить звуки, которые издает комар: звук тонкий, высокий - «зззз». Затем изобразите звук, который издает шмель: звук низкий, грубый, звучит как «жжжжж».

Вывод. Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Источник: О.В. Дыбина и др. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

«Купим Васе обувь»

Цель:

  • познакомить со свойствами кожаной обуви;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала, из которого изготовлен предмет и способом его использования;
  •  воспитывать уважение к труду человека.

Материалы и оборудование:

обувь из дерева, ткани, глины, лапти, ботинки из кожи, кожаный мешочек.

Ход экспериментирования

Представьте куклу-мальчика, которого зовут Вася. Обратите внимание на то, что он грустный, так как у него порвались ботинки. Попросите ему помочь: «Где можно взять новые ботинки? (ответы детей). Из каких материалов шьют обувь? (называют) Почему не делают обувь металлическую?»

Рассмотрите разные виды материалов и сравните их.

Рассмотрите с детьми виды обуви, обсудите качество.

«Как вы считаете, какая обувь самая прочная? Самая удобная? Говорят, кожаная обувь не пропускает воду. Правда ли это? Сейчас проверим».

В мешочек из кожи налейте воду и следите за происходящим.

Можно поиграть в игру «Да-нет». Взрослый называет предметы. Если их можно изготовить из кожи, дети говорят «да», если нельзя - «нет».

Вывод. Кожаная обувь легкая, крепкая, нога в ней «дышит», самая удобная.

Экспериментирование развивает воображение и творческую активность ребенка. Обогащает экспрессивный словарь, мотивирует его к овладению грамматически правильной диалогической и монологической речью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:

УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через организацию закрытых сообществ в социальных сетях

Целью работы с родителями в группе комбинированной направленности является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений учителя-логопеда с родителями в вопросах гармоничного развития ребен...

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"...

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...