""Особенности использования дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
статья "Особенности использования дидактических игр в развитии детей 5 - 6 лет" (из опыта работы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особенности использования дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ Дс № 15 г. Камышин Гусева Наталья Анатольевна.
Дидактические игры дошкольников направлены не только на решение конкретных задач в обучении детей, но и являются средством всестороннего развития дошкольников.
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, по которой я работаю, предъявляет к дидактическим играм большие требования. С помощью них воспитатель осуществляет сенсорное воспитание, развивает познавательные процессы, понимание взаимосвязей в природе. Игру используют как средство развития мышления, речи, воспитания культуры честного соперничества. Рассмотрим это подробнее.
В игре происходит умственное воспитание, так как содержание дидактических игр формирует правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. С расширением объёма знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Игры позволяют накапливать сенсорный опыт, развивать умение выделять сходство и различие между предметами, развивать глазомер и мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и произвольные. Дети способны понять связь между предметами, причины наблюдаемых явлений, их особенности, способны сравнивать, группировать, классифицировать, делать правильные выводы и обобщения.
Дидактические игры развивают речь: пяти-шестилетние дети могут произнести практически все звуки; они постепенно овладевают грамматическим строем языка, начинают употреблять разные грамматические формы, сложные синтаксические конструкции. У старших дошкольников продолжает пополняться и активизироваться словарь, развивается монологическая связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.
Трудовое воспитание осуществляется в результате того. Что многие игры вызывают у детей интерес к труду взрослых. Так, в игре «Откуда пришёл хлеб?» дети узнают долгий и трудный путь от зерна к готовому изделию. Некоторые навыки труда дошкольники приобретают при изготовлении материалов для игр. Старшие дошкольники могут уже сами изготовить атрибуты для игр.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в форме дидактической игры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.
В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
В игре дети учатся доброжелательно общаться друг с другом, сопереживать, помогать, бережно относиться к предметам, следовать принятым правилам поведения.
Дидактические игры подбираются, исходя из программного содержания воспитания и обучения дошкольников, ориентируясь на уже имеющиеся знания детей. Согласно А. К. Бондаренко все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесые.
В старшей группе в играх с предметами продолжают использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы. Такие игры дают возможность расширить знания, развивать мыслительные процессы( анализ, синтез, классификацию), совершенствовать речь ( описывать, называть качества), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию и обучающим задачам. В старшей группе расширяют виды пособий и изменяют их характер. Большое место занимает работа с картинками, силуэтными изображениями предметов, причём изображения могут быть схематичными. Увеличивается количество картинок при объединении их по общему признаку. Количество частей разрезных картинок увеличивается до 8-10.
Возросшая самостоятельность и целеустремлённость повышает у детей старшего возраста интерес к тем настольно- печатным играм, в которых есть элементы соревнования и выигрыш.
В качестве средства познания скрытых связей и отношений можно использовать моделирование, планы-схемы (схема пути, лабиринты). В дидактических играх по развитию речи также вводятся схемы для составления описательных рассказов.
Для расширения знаний о форме и величине предмета используются таблицы и схемы.
В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приёмов обучения. Поэтому в старшей группе словесных игр становится больше. Эти игры учат опираться в решении задач на представление о ранее воспринятых предметах, требуют использования приобретённых ранее знаний в новых обстоятельствах отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется на основе представлений и без опоры на наглядность.
Условно словесные игры делят на 4 группы.
В первую входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений («Отгадай-ка»).
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения («Похож - не похож»).
В третью группу объединены игры, с помощью которых развивается умение обобщать, классифицировать предметы по разным признакам («Назови одним словом», « Кому что нужно», «Птицы, рыбы, звери»).
В четвёртую группу входят игры на развитие внимания, быстроты мышления, чувства юмора («Летает-не летает», «Да и нет не говорить», «Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем»). Дети старшего возраста любят играть в «небылицы», поэтому актуально проводить игры «Бывает-не бывает», «Кто больше заметит небылиц».
Так как сравнивать предметы детям легче, чем обобщать и классифицировать, то игры на сравнение предметов предлагаются раньше, чем на классификацию.
Словесная игра — полезный и эффективный метод воспитания самостоятельности мышления детей, формирования его мыслительной деятельности. Самостоятельность и активность мышления не приходит сама собой, а воспитывается с раннего возраста. Перед воспитателем старших групп в словесных играх стоят задачи: учить видеть предмет со всех сторон, выделять в нём характерные признаки, находить сходства и различия; приучать рассуждать, развивать находчивость. Они не требуют определённых условий, а требуют лишь знания воспитателем самой игры. При проведении словесных игр воспитатель больше помогает, поощряет, больше уделяет внимания индивидуальной работе с медлительными, застенчивыми детьми.
Ценность дидактических игр не ограничивается тем, что они используются как средство обучения. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которых дети играют самостоятельно. Дидактическую игру ребёнок получает практически в готовом виде, поэтому играют самостоятельно только в те игры, структура которых им хорошо знакома. Любая дидактическая игра требует от детей умственного напряжения, сосредоточения внимания, усидчивости. Поэтому воспитателю важно определить степень умственного напряжения и сможет ли он уделить достаточно внимания наблюдению за самостоятельными играми детей. Самое благоприятное время для самостоятельных дидактических игр — после дневного сна, когда дети будут бодрыми и смогут сосредоточиться на игре.
Более активно и творчески дошкольники играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда они предварительно получили знания и усвоили основные правила игры. В играх старших дошкольников правила становятся сложнее, их больше и по количеству.
Все самостоятельные дидактические игры также должны быть связаны с программой воспитания и обучения.
Чередование разных видов игр менее утомительно и даёт возможность более эффективно осуществлять всестороннее развитие детей. Однако, учитывая, что это самостоятельные игры, не надо допускать, чтобы они проходили только ради развлечения. Необходимо заранее продумать, на кого из детей следует обратить внимание с целью воспитания положительных черт личности.
Руководство дидактическими играми в старших группах требует от воспитателя большой и продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Перед проведением любой дидактической игры воспитатель продумывает её структуру, разрабатывает план действий.
Выделяют следующие структурные составляющие: дидактическая задача, игровые правила и игровые действия. Наличие дидактической задачи подчёркивает её обучающий характер. В играх старших дошкольников дидактических задач может быть несколько.
Игровые правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре.
В дидактических играх дидактическая задача и правила скрыты в игровом действии.
Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям нужно учить. Обучение чаще всего не является прямым, а даётся через пробный ход, через показ действия. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности.
При отборе игр воспитателю необходимо обращать внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилие ума и воли. Отбирая материал для игр, надо также учитывать изменения в мыслительных процессах детей.
При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю надо соблюдать определённые условия.
Воспитатель должен чётко разъяснить детям задачу и игровые правила.
Определяя дидактическую задачу, надо знать уровень подготовленности детей, так как в игре они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Основная цель правил игры — организовать действия и поведение детей, так как успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности. Если им не придаётся должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой , а правила покажутся им чем-то ненужными, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры помогут настойчивость и мотив - нарушившим правило выигрыш не засчитывается. Перед детьми возникает дилемма: если соблюдать правила игры , труднее достичь успеха , если нет -то легче обыграть других. И тогда в центре внимания детей оказываются такие нравственные понятия, как честность и справедливость по отношению друг к другу. Приходится немало потрудиться, чтобы дети, стремясь к выигрышу, сами соблюдали правила.
Поэтому воспитатель проверяет, как правила поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм.
Воспитателю также необходимо занимать позицию равноправного партнёра, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка. Очень важно развивать у детей требовательность друг к другу, внимательное и критическое отношение к сверстникам. Быть внимательным к жалобам детей, не расценивать их как ябедничество. Только при самостоятельности детей и поддержке со стороны воспитателя, нравственные требования, выраженные в игровых правилах, смогут стать нормой поведения.
Для развития внимания в старшем дошкольном возрасте необходимо активизировать состязательные отношения между партнёрами в игре для достижения выигрыша, продолжать формировать отношение к правилам игры как обязательным для всех участников; так же в совместной игре с детьми формировать умение распределять и выполнять различные функции в играх с разными типами взаимодействия ( каждому ребёнку дать возможность быть как в роли участника, так и ведущего игры, обеспечивая постоянную смену игровых ролей), подчиняться справедливому распределению функций (очерёдность , жребий).
Осуществление индивидуально - дифференцированного подхода к детям также является важным условием проведения дидактической игры. В таких играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные — настойчивость, честность, так и отрицательные — упрямство, хвастливость. В ходе игры можно заметить, что одни дети смело отвечают, действуют уверенно, а другие замкнуты и держатся в стороне. Бывает и так, что ребёнок знает много, но не проявляет смекалки, а другой при меньших знаниях более сообразителен.
Труднее удаётся выявить индивидуальные особенности у замкнутых, малоактивных детей. Такие дошкольники любят оставаться в роли наблюдающих за игрой, так как боятся , что не справятся с игровой задачей. Однако такую нерешительность можно преодолеть . Воспитателю надо незаметно давать им более лёгкие задания и вопросы. Удачные решения дадут уверенность в своих силах и постепенно помогут преодолеть стеснительность.
В играх проявляются и такие черты характера, которые могут быть примером для других: отзывчивость, честность. Воспитателю необходимо обращать внимание играющих на эти качества.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр воспитатель может устранить нежелательные проявления в характере.
Следующее условие при проведении дидактической игры — доступная и ёмкая наглядность. Наглядность в играх старших дошкольников представлена в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры картинного лото, домино, игры с тематическими сериями). Показ игровых действий воспитателем, использование жетончиков, фишек — всё это также наглядные средства , которые может использовать воспитатель , организуя игру.
Подведение итогов — это ответственный момент, так как по результатам , которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том , будет ли она использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, достаточно ли были активны в игре все дети, какие нравственные качества проявились и какие сформировались. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок, а также позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере ребят и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования фольклора в подвижных играх детей дошкольного возраста
В научной литературе даётся определение игры: «Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе».Специфика подвижных игр состоит в эмоциональности и увлек...
Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".
Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....
Особенности использования сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того...
Консультация для воспитателей «Особенности использования дидактических игр в группах детей младшего возраста»
Используя в своей педагогической деятельности дидактические игры, необходимо помнить, что они успешно могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деяте...
Организация деятельности с родителями по использованию дидактического пособия для детей старшего дошкольного возраста "Календарь для содействия развитию ребенка" как образовательная технология социального партнерства семьи и ДОУ
Данный материал содержит цели, задачи, принципы действия календаря и рекомендации для родителей по работе с детским календарем....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....
Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»
Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...