Конспект игровой образовательной ситуации по формированию грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС "Фрукты"
план-конспект занятия по логопедии
Конспект
игровой образовательной ситуации
по формированию грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС
Тема: «Фрукты»
Цель: Формирование грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС
Задачи:
- формировать у детей лексико-грамматический строй речи;
- формировать навык правильного согласования слов;
- формировать навык образования множественного числа существительных;
- формировать навык правильного употребления предлогов;
- формировать мелкую моторику;
- расширять и актуализировать словарь по теме;
- уточнить представления о фруктах ;
- развивать фонематический слух;
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;
- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.
Способы: беседа, вопросы к детям; объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, звукоподражания, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.
Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами «Занятия», «Играть», «Молодец»; жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); муляжи фруктов, дидактическая игра «Один-много», лукошко.
Пропедевтическая работа: рассматривание картинок с изображением фруктов, рассматривание муляжей фруктов, дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи.
Индивидуальная работа: Ребенок 1 (невербальный) – развивать умение произносить отдельные звукоподражания, Ребенок 2 (вербальный) – формировать умения отвечать на поставленные вопросы.
Методическое обеспечение:
Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245
Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).
«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69
Ход ООД:
Слова и действия учителя-дефектолога | Слова и действия ребенка | |||||
У-Л: «Садись на стул, за стол!».
У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя».
У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий). У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).
Логопед достает муляжи фруктов и ставит перед ребенком зеркало. У-Л: Давай посмотрим - что это? Это яблоко, это банан, это слива, это апельсин, это груша, это лимон.
У-Л: Давай сделаем зарядку для нашего рта:
Щечки-яблочкu. Щеки круглые как яблочки. Надуть обе щеки. Держим. Попеременно делаем – виноградинка-банан, виноградинка-банан. При выполнении упражнений логопед берет определенный фрукт.
«Игра «Один — много» - игровое поле поделено на две колонки: один и много. Логопед выкладывает перед ребенком карточки с изображениями множества фруктов. Педагог достает по одной и кладет на левую половину поля карточки с изображением одного определенного фрукта. У-Л: Я буду прикреплять и называть один фрукт, а ты найдешь картинку, где много фруктов и назовешь. Яблоко – яблоки Арбуз — арбузы Дыня — дыни Лимон — лимоны Груша — груши
У-Л: Сейчас мы с тобой поиграем в игру. Повторяй за мной
И груши прямо с дерева (щипать щёчки)
Могу я собирать(гладить щёчки).
Как хорошо у бабушки (гладить лоб)
Мне летом отдыхать (гладить шею)
Игра «Что в лукошке»? (составление фраз с предлогом В) У-Л: Посмотри – фрукты разбросаны. Давай соберем их в лукошко. Клади по одному. Яблоко где? В лукошке. Яблоко в лукошке. Груша где? В лукошке. Груша в лукошке. И т.д.
У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец». «Держи свой приз!» (Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)). «Пока!». ( Машу рукой). | Ребенок садится за стол.
Ребенок прикладывает руку к груди, называет свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками. Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.
Ребенок отвечает на вопросы логопеда. Если возникают затруднения – слушает подсказки педагога. (ребенок 2). Указательным жестом с помощью педагога и под звуковое сопровождение логопеда показывает на картинки. (ребенок 1). Получает один жетон.
Ребенок сопряженно с логопедом повторяет упражнения. Получает жетон.
Ребенок находит и прикрепляет карточки на правую половину планшета. В случае затруднения сопряженно повторяет за логопедом (ребенок 2) или внимательно слушает логопеда, совместно ищет необходимую карточку, кладет на правую половину и указательным жестом показывает на нужные карточки(ребенок 1).
Ребенок отраженно выполняет движения за педагогом (ребенок 2) либо логопед делает все движения на ребенке сам под звуковое сопровождение (ребенок 1). За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.
Ребенок берет фрукты и кладет их в лукошко, говорит фразу, если затрудняется, педагог оказывает помощь (ребенок 2) либо указательным жестом последовательно за педагогом показывает нужные карточки (ребенок 1). За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.
Ребенок прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны. Машет рукой «пока».
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
игровой образовательной ситуации
по формированию грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС
Тема: «Фрукты»
Цель: Формирование грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС
Задачи:
- формировать у детей лексико-грамматический строй речи;
- формировать навык правильного согласования слов;
- формировать навык образования множественного числа существительных;
- формировать навык правильного употребления предлогов;
- формировать мелкую моторику;
- расширять и актуализировать словарь по теме;
- уточнить представления о фруктах ;
- развивать фонематический слух;
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;
- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.
Способы: беседа, вопросы к детям; объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, звукоподражания, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.
Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами «Занятия», «Играть», «Молодец»; жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); муляжи фруктов, дидактическая игра «Один-много», лукошко.
Пропедевтическая работа: рассматривание картинок с изображением фруктов, рассматривание муляжей фруктов, дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи.
Индивидуальная работа: Ребенок 1 (невербальный) – развивать умение произносить отдельные звукоподражания, Ребенок 2 (вербальный) – формировать умения отвечать на поставленные вопросы.
Методическое обеспечение:
Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245
Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).
«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69
Ход ООД:
Слова и действия учителя-дефектолога | Слова и действия ребенка | |||||
У-Л: «Садись на стул, за стол!». У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя». У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий). У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов). Логопед достает муляжи фруктов и ставит перед ребенком зеркало. У-Л: Давай посмотрим - что это? Это яблоко, это банан, это слива, это апельсин, это груша, это лимон. У-Л: Давай сделаем зарядку для нашего рта: Щечки-яблочкu. Щеки круглые как яблочки. Надуть обе щеки. Держим. Попеременно делаем – виноградинка-банан, виноградинка-банан. При выполнении упражнений логопед берет определенный фрукт. «Игра «Один — много» - игровое поле поделено на две колонки: один и много. Логопед выкладывает перед ребенком карточки с изображениями множества фруктов. Педагог достает по одной и кладет на левую половину поля карточки с изображением одного определенного фрукта. У-Л: Я буду прикреплять и называть один фрукт, а ты найдешь картинку, где много фруктов и назовешь. Яблоко – яблоки Арбуз — арбузы Дыня — дыни Лимон — лимоны Груша — груши У-Л: Сейчас мы с тобой поиграем в игру. Повторяй за мной
И груши прямо с дерева (щипать щёчки) Могу я собирать(гладить щёчки). Как хорошо у бабушки (гладить лоб) Мне летом отдыхать (гладить шею) Игра «Что в лукошке»? (составление фраз с предлогом В) У-Л: Посмотри – фрукты разбросаны. Давай соберем их в лукошко. Клади по одному. Яблоко где? В лукошке. Яблоко в лукошке. Груша где? В лукошке. Груша в лукошке. И т.д. У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец». «Держи свой приз!» (Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)). «Пока!». ( Машу рукой). | Ребенок садится за стол. Ребенок прикладывает руку к груди, называет свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками. Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого. Ребенок отвечает на вопросы логопеда. Если возникают затруднения – слушает подсказки педагога. (ребенок 2). Указательным жестом с помощью педагога и под звуковое сопровождение логопеда показывает на картинки. (ребенок 1). Получает один жетон. Ребенок сопряженно с логопедом повторяет упражнения. Получает жетон. Ребенок находит и прикрепляет карточки на правую половину планшета. В случае затруднения сопряженно повторяет за логопедом (ребенок 2) или внимательно слушает логопеда, совместно ищет необходимую карточку, кладет на правую половину и указательным жестом показывает на нужные карточки(ребенок 1). Ребенок отраженно выполняет движения за педагогом (ребенок 2) либо логопед делает все движения на ребенке сам под звуковое сопровождение (ребенок 1). За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок берет фрукты и кладет их в лукошко, говорит фразу, если затрудняется, педагог оказывает помощь (ребенок 2) либо указательным жестом последовательно за педагогом показывает нужные карточки (ребенок 1). За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны. Машет рукой «пока». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "Путешествие в страну маленьких слов". Тема: "Предлоги В, НА, ПОД, ЗА".
Целью данного занятия является уточнение пространственных отношений предлогов В, НА, ПОД, ЗА и в правильном употреблении их в речи....

Конспект игровой обучающей ситуации «Проблема в стране доктора Зелёнкина». в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения №6 (подготовительный возраст)
Возрастная группа: подготовительнаяТема игровой обучающей ситуации: «Проблема в стране доктора Зелёнкина».Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие», ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в группе компенсирующей направленности "По следам Волшебницы-осени"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в группе компенсирующей направленности "По следам Волшебницы-осени"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи....

Конспект игровой образовательной ситуации по пластилинографии «Пластилиновая копилка» в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Авторская разработка предназанчена для повышения уровня финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через технику пластилинографию....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности у детей с ТНР по лексической теме: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».
Материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...

Конспект игровой образовательной ситуации по формированию грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС "Приметы весны"
Конспектигровой образовательной ситуации по формированию грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАСТема: «Приметы весны»Цель: формирование гра...