Краткое описание опыта работы по использованию интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в логопедической работе.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Филина Татьяна Владимировна

Опыт работы по использованию интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в логопедической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы19.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №151»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

учителя-логопеда Филиной Татьяны Владимировны

по теме:

 «Использование логопедических интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Рязань, 2017 г.

Сущность представленного педагогического опыта заключается в том, что использование интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи способствует повышению эффективности логопедической работы.

Актуальность опыта работы состоит в том, что коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников процесс длительный и трудоемкий. Практически  каждый ребенок проявляет интерес к компьютерным играм и мультимедиа.  Дети с тяжелыми нарушениями речи – не исключение. Положительная мотивация ребенка к занятиям способствует повышению эффективности логопедической работы.

Мне стало интересно, насколько процесс развития произносительной стороны речи и речевых психических функций  у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если применять интерактивные игры и мультимедийные презентации на своих занятиях. И я провела небольшое исследование.

Взяла детей двух старших групп. Две из них были логопедическими для детей с тяжелыми нарушениями речи. По методике Кашиной Л.В. мною был изучен уровень развития произносительной стороны речи у детей трех групп. Обследование проходило по следующим направлениям: звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи.

 Воспитанники старшей группы для детей с речевой нормой показали почти стопроцентный результат, а вот показатели ребят двух логопедических групп были недостаточными. Тогда я решила посмотреть, как использование интерактивных компьютерных логопедических игр и мультимедийных презентаций  повлияет на результативность коррекционно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми. На протяжении 4 месяцев,  я с одной подгруппой детей использовала только бумажные иллюстрации и настольно-печатные дидактические игры, а  в другой, помимо картинок, применяла мультимедийные презентации и  интерактивные компьютерные игры. Затем я  провела дополнительный мониторинг по методике Л.В. Кашиной. Полученные данные разнились. В подгруппе, где применяла ИКТ, результаты были выше. Таким образом, наглядно увидела эффективность использования ИКТ, и в частности,  интерактивных логопедических компьютерных игр и мультимедийных презентаций в логопедической работе.

Применение интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи позволило повысить интерес у детей интерес к занятиям,  активизировать познавательную деятельность. Дети чаще стали проявлять инициативу в процессе совместной деятельности, осознанно стремиться к достижению результата.  Интерактивные игры и мультимедийные презентации способствовали более быстрому и прочному усвоению  программного материала, способствовали приобретению новых знаний и умений. Систематическое включение в индивидуальные формы работы  интерактивных игр и мультимедийных презентаций позволило осуществлять  максимально индивидуализированный и дифференцированный подход к ребенку.

Работа я строила с учетом требований СанПиН 2.4.1.3049-13. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». «Требования к просмотру телепередач и диафильмов». «Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям».

Интерактивная компьютерная игра не только удовлетворяет потребность ребенка в игре, но и позволяет развиваться в игре – обучаться, играя.

Настройки игр позволяют регулировать длительность игры, ее сложность, подбирать варианты игровых заданий, что обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку.

Интерактивные игры позволяют детям  почувствовать себя успешным. Радость от игры, победы помогает ребенку поверить в свои силы, что положительно сказывается на качестве его речи.

Обратная связь, которую обеспечивает интерактивная игра, стимулирует ребенка самостоятельно оценивать и корректировать свои действия, чтобы достичь результата, побуждают приобретать новые знания.

Мультимедийные презентации позволяют индивидуализировать и дифференцировать подход к ребенку.

Мультимедийность дает возможность предъявлять материал занятия в необычном, ярком, интересном виде, что привлекает детей и способствует лучшему запоминанию и осмысленному усвоению содержания.

Целенаправленное использование интерактивных игр и мультимедийных презентаций способствует повышению мотивации детей к преодолению речевых недостатков.

Применение интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций формирует умение оценивать свои действия, способствует укреплению сотрудничества между ребенком и логопедом.

        Интерактивные компьютерные игры и мультимедийные презентации помогают поддерживать интерес к занятиям.

Использование интерактивных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками с ТНР я осуществляла поэтапно.

Первый этап – мотивационно-ознакомительный. 

Задачи первого этапа.

  • Подготовить зрительный анализатор к работе с компьютером.
  • Формирование моторной готовности к занятиям с применением компьютера.
  • Познакомить детей с правилами, по которым работает компьютер, мышкой клавиатурой, экраном.

Для решения данных задач были созданы специальные условия.  С детьми проводились занятия по знакомству с компьютером, ноутбуком, мышкой, клавиатурой, экраном, курсором. Дети знакомились с персонажами интерактивных игр, мультимедийных презентаций.

Второй этап – основной – практический. 

Задачи второго этапа.

  • Поддержание положительной мотивации к занятиям.
  • Постепенное увеличение длительности, уровня сложности игры, вариантов заданий с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и уровнем его речевого развития.
  • Регуляция зрительного и нервно-статического напряжения.
  • Создание ситуации успеха, психологического комфорта.

Работа первоначально велась только на индивидуальных занятиях. По мере освоения детьми разных игр, их уровней, можно применять этот вид ИКТ с подгруппой и группой детей. Для групповых форм работ используется настенный экран, проектор, раздаточный материал.

Интерактивные игры и мультимедийные презентации включены в работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи:

1) над неречевыми процессами, связанными с речью (мотивация, внимание, восприятие, память, мышление, воображение);

2) над  сторонами речи: фонетико-фонематической; лексико-грамматической;   3)над подготовкой к обучению элементам грамоты.На всех этапах для решения задач основной метод – игровой. Используются так же наглядные и словесные методы и приемы: показ, демонстрация, объяснение,  пояснения, указание, вопросы. Они помогают осуществлять руководство игрой, что особенно важно на первом этапе.

Для успешной работы я разработала методические рекомендации, основанные на нормах СанПиН 2.4.1.3049-13. «Гигиенических требований к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». «Требований к просмотру телепередач и диафильмов». «Требований к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям». Также выявила наличие или отсутствие противопоказаний к работе за компьютером у детей, получила разрешение родителей, подобрала диски с играми, комплексы упражнений для глаз, пальчиковые игры, изготовила раздаточный материал.

Все материалы данной базы активно использовались мною в течение 2015-2016  учебного года. По окончании процесса обучения, я вновь провела обследование уровня развития произносительной стороны речи  у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и с речевой нормой по методике Л.В. Кашиной. Результаты, полученные в ходе исследования, очень порадовали. Показатели детей с речевой патологией приблизились к данным детей без речевых нарушений, а  в некоторых заданиях и достигли их.

Использование интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи дало положительный результат. Отмечается повышение у детей интереса к занятиям, познавательной активности. Дети чаще стали проявлять инициативу в процессе совместной деятельности, осознанно стремиться к достижению результата. Интерактивные игры и мультимедийные презентации помогли детям лучше усвоить программный материал, способствовали приобретению новых знаний и умений. Систематическое включение в индивидуальные формы работы  интерактивных игр и мультимедийных презентаций позволило осуществлять  максимально индивидуализированный и дифференцированный подход к ребенку. Это способствовало повышению эффективности преодоления речевых нарушений у детей.

Применение интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций - это  дополнительное средство коррекции речевых нарушений. Сочетание традиционных методов и инновационных компьютерных технологий способствует повышению эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций.  Это некая  наглядность, дающая возможность п...

Статья "Интерактивные логопедические компьютерные игры и мультимедийные презентации в коррекционно-образовательной деятельности".

Особенности приеменения интерактивных логопедических компьютерных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи....

«Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе логопеда».

Доклад выступления на методическом объединении...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование игр –головоломок в работе с дошкольниками»

Из опыта работы: В своей работе ,с детьми разновозрастной (старшая и подготовительная) группе , использую интеллектуально –игровую технологию. Познакомила детей играми такими как :  &l...

Краткое описание опыта работы

Краткое описание опыта работы . Тема : "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с предметами ближайшего окружения"...

Интерактивные презентации для коррекционно-развивающих интегрированных занятий с детьми с ТНР. Интерактивные игры для индивидуально – подгрупповой работы с использованием интерактивного «Умного зеркала»

Материал содержит описание опыта работы по использованию интерактивных презентаций для интегрированных занятий и примеры интерактивных игр для "Умного зеркала Artik Me". Презентации к заняти...