Краткое описание опыта работы по использованию интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в логопедической работе.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Опыт работы по использованию интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в логопедической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №151»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
учителя-логопеда Филиной Татьяны Владимировны
по теме:
«Использование логопедических интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Рязань, 2017 г.
Сущность представленного педагогического опыта заключается в том, что использование интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи способствует повышению эффективности логопедической работы.
Актуальность опыта работы состоит в том, что коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников процесс длительный и трудоемкий. Практически каждый ребенок проявляет интерес к компьютерным играм и мультимедиа. Дети с тяжелыми нарушениями речи – не исключение. Положительная мотивация ребенка к занятиям способствует повышению эффективности логопедической работы.
Мне стало интересно, насколько процесс развития произносительной стороны речи и речевых психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если применять интерактивные игры и мультимедийные презентации на своих занятиях. И я провела небольшое исследование.
Взяла детей двух старших групп. Две из них были логопедическими для детей с тяжелыми нарушениями речи. По методике Кашиной Л.В. мною был изучен уровень развития произносительной стороны речи у детей трех групп. Обследование проходило по следующим направлениям: звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи.
Воспитанники старшей группы для детей с речевой нормой показали почти стопроцентный результат, а вот показатели ребят двух логопедических групп были недостаточными. Тогда я решила посмотреть, как использование интерактивных компьютерных логопедических игр и мультимедийных презентаций повлияет на результативность коррекционно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми. На протяжении 4 месяцев, я с одной подгруппой детей использовала только бумажные иллюстрации и настольно-печатные дидактические игры, а в другой, помимо картинок, применяла мультимедийные презентации и интерактивные компьютерные игры. Затем я провела дополнительный мониторинг по методике Л.В. Кашиной. Полученные данные разнились. В подгруппе, где применяла ИКТ, результаты были выше. Таким образом, наглядно увидела эффективность использования ИКТ, и в частности, интерактивных логопедических компьютерных игр и мультимедийных презентаций в логопедической работе.
Применение интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи позволило повысить интерес у детей интерес к занятиям, активизировать познавательную деятельность. Дети чаще стали проявлять инициативу в процессе совместной деятельности, осознанно стремиться к достижению результата. Интерактивные игры и мультимедийные презентации способствовали более быстрому и прочному усвоению программного материала, способствовали приобретению новых знаний и умений. Систематическое включение в индивидуальные формы работы интерактивных игр и мультимедийных презентаций позволило осуществлять максимально индивидуализированный и дифференцированный подход к ребенку.
Работа я строила с учетом требований СанПиН 2.4.1.3049-13. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». «Требования к просмотру телепередач и диафильмов». «Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям».
Интерактивная компьютерная игра не только удовлетворяет потребность ребенка в игре, но и позволяет развиваться в игре – обучаться, играя.
Настройки игр позволяют регулировать длительность игры, ее сложность, подбирать варианты игровых заданий, что обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку.
Интерактивные игры позволяют детям почувствовать себя успешным. Радость от игры, победы помогает ребенку поверить в свои силы, что положительно сказывается на качестве его речи.
Обратная связь, которую обеспечивает интерактивная игра, стимулирует ребенка самостоятельно оценивать и корректировать свои действия, чтобы достичь результата, побуждают приобретать новые знания.
Мультимедийные презентации позволяют индивидуализировать и дифференцировать подход к ребенку.
Мультимедийность дает возможность предъявлять материал занятия в необычном, ярком, интересном виде, что привлекает детей и способствует лучшему запоминанию и осмысленному усвоению содержания.
Целенаправленное использование интерактивных игр и мультимедийных презентаций способствует повышению мотивации детей к преодолению речевых недостатков.
Применение интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций формирует умение оценивать свои действия, способствует укреплению сотрудничества между ребенком и логопедом.
Интерактивные компьютерные игры и мультимедийные презентации помогают поддерживать интерес к занятиям.
Использование интерактивных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности со старшими дошкольниками с ТНР я осуществляла поэтапно.
Первый этап – мотивационно-ознакомительный.
Задачи первого этапа.
- Подготовить зрительный анализатор к работе с компьютером.
- Формирование моторной готовности к занятиям с применением компьютера.
- Познакомить детей с правилами, по которым работает компьютер, мышкой клавиатурой, экраном.
Для решения данных задач были созданы специальные условия. С детьми проводились занятия по знакомству с компьютером, ноутбуком, мышкой, клавиатурой, экраном, курсором. Дети знакомились с персонажами интерактивных игр, мультимедийных презентаций.
Второй этап – основной – практический.
Задачи второго этапа.
- Поддержание положительной мотивации к занятиям.
- Постепенное увеличение длительности, уровня сложности игры, вариантов заданий с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и уровнем его речевого развития.
- Регуляция зрительного и нервно-статического напряжения.
- Создание ситуации успеха, психологического комфорта.
Работа первоначально велась только на индивидуальных занятиях. По мере освоения детьми разных игр, их уровней, можно применять этот вид ИКТ с подгруппой и группой детей. Для групповых форм работ используется настенный экран, проектор, раздаточный материал.
Интерактивные игры и мультимедийные презентации включены в работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи:
1) над неречевыми процессами, связанными с речью (мотивация, внимание, восприятие, память, мышление, воображение);
2) над сторонами речи: фонетико-фонематической; лексико-грамматической; 3)над подготовкой к обучению элементам грамоты.На всех этапах для решения задач основной метод – игровой. Используются так же наглядные и словесные методы и приемы: показ, демонстрация, объяснение, пояснения, указание, вопросы. Они помогают осуществлять руководство игрой, что особенно важно на первом этапе.
Для успешной работы я разработала методические рекомендации, основанные на нормах СанПиН 2.4.1.3049-13. «Гигиенических требований к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». «Требований к просмотру телепередач и диафильмов». «Требований к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям». Также выявила наличие или отсутствие противопоказаний к работе за компьютером у детей, получила разрешение родителей, подобрала диски с играми, комплексы упражнений для глаз, пальчиковые игры, изготовила раздаточный материал.
Все материалы данной базы активно использовались мною в течение 2015-2016 учебного года. По окончании процесса обучения, я вновь провела обследование уровня развития произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и с речевой нормой по методике Л.В. Кашиной. Результаты, полученные в ходе исследования, очень порадовали. Показатели детей с речевой патологией приблизились к данным детей без речевых нарушений, а в некоторых заданиях и достигли их.
Использование интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи дало положительный результат. Отмечается повышение у детей интереса к занятиям, познавательной активности. Дети чаще стали проявлять инициативу в процессе совместной деятельности, осознанно стремиться к достижению результата. Интерактивные игры и мультимедийные презентации помогли детям лучше усвоить программный материал, способствовали приобретению новых знаний и умений. Систематическое включение в индивидуальные формы работы интерактивных игр и мультимедийных презентаций позволило осуществлять максимально индивидуализированный и дифференцированный подход к ребенку. Это способствовало повышению эффективности преодоления речевых нарушений у детей.
Применение интерактивных компьютерных игр и мультимедийных презентаций - это дополнительное средство коррекции речевых нарушений. Сочетание традиционных методов и инновационных компьютерных технологий способствует повышению эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность п...

Статья "Интерактивные логопедические компьютерные игры и мультимедийные презентации в коррекционно-образовательной деятельности".
Особенности приеменения интерактивных логопедических компьютерных игр и мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи....

«Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе логопеда».
Доклад выступления на методическом объединении...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование игр –головоломок в работе с дошкольниками»
Из опыта работы: В своей работе ,с детьми разновозрастной (старшая и подготовительная) группе , использую интеллектуально –игровую технологию. Познакомила детей играми такими как : &l...

Краткое описание опыта работы
Краткое описание опыта работы . Тема : "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с предметами ближайшего окружения"...

Интерактивные презентации для коррекционно-развивающих интегрированных занятий с детьми с ТНР. Интерактивные игры для индивидуально – подгрупповой работы с использованием интерактивного «Умного зеркала»
Материал содержит описание опыта работы по использованию интерактивных презентаций для интегрированных занятий и примеры интерактивных игр для "Умного зеркала Artik Me". Презентации к заняти...