Краткое описание опыта работы
методическая разработка (младшая группа)
Краткое описание опыта работы . Тема : "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с предметами ближайшего окружения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkoe_opisanie.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленький ребенок по своей природе исследователь. Уже в первые месяцы после рождения дитя замирает, слушая звуки окружающего мира - шумы, речь, музыку. Неравнодушен он и к зрительным стимулам - лицу взрослого, яркой погремушке и т.п. На основе безусловного ориентировочного рефлекса начинается познание окружающего мира.
На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения в активной ориентировке: от бессознательного, рефлекторного поведения - малыш переходит к сознательной ориентировочно-исследовательской деятельности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». В детях надо развивать любознательность с первых дней жизни и постоянно ее поддерживать.
Началом работы по теме «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с предметами ближайшего окружения» послужили результаты проведённой диагностики детей группы , моя личная заинтересованность и изучение требований «Программы воспитания…». Исходя из этих данных, можно сделать заключение о недостаточном интересе к предметному миру у детей и о недостаточном объеме знаний о предметах ближайшего окружения у детей моей группы.
Таким образом, осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, мною была определена цель : «Организация системы работы, направленной на ознакомление с предметами ближайшего окружения» и сформированы задачи:
1.Разработать перспективный план совместной деятельности с детьми по ознакомлению с предметами ближайшего окружения.
2.Систематизировать игры и упражнения .
3.Развивать устойчивый интерес к познанию предметов ближайшего окружения
4.Формировать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
5.Расширять словарный запас детей, вводить обобщающие понятия.
6.Разработать комплекс мероприятий по активному привлечению родителей .
После изучения литературы, первым, что я сделала - критически посмотрела на развивающую среду и увидела недостатки её наполняемости и размещения. Поэтому творческий подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей о мире предметов.
Была организована «спокойная зона» для самостоятельных игр,
создан «Уголок опытов и экспериментов»
Для развития деятельности по знакомству со свойствами материалов в уголке разместила образцы - ткани, металла, пластмассы, дерева, бумаги, стекла. Есть алгоритмы описания свойств и качества материалов.
Для расширения кругозора о мире предметов находятся разные энциклопедии познавательного содержания; картотека наблюдений и экспериментов; иллюстрированный материал по обобщающим темам;
материал для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах, познавательные плакаты «Одежда», «Обувь». Дети с удовольствием занимаются, проводят эксперименты совместно и самостоятельно.
Параллельно с совершенствованием предметно - развивающей среды. Я использовала следующие методы и приёмы по реализации данной темы.
Репродуктивные методы
Наглядный метод
Игровые методы
Словесный метод
Исследовательский метод.
Основными составляющими являются опыты и эксперименты, в процессе исследовательской деятельности дети учатся видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения.
По мере познания предметного мира малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с предметами.
Занятие я считаю, основной формой воспитательно-образовательного процесса, в том числе и ознакомления дошкольников с предметным миром. Занятия — это, прежде всего, общение педагога с детьми, во время которого дошкольники познают мир предметов во всем его многообразии.
На занятиях дети узнают новые сведения об объектах предметного мира, уточняют, закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся знания. Занятия тесно связаны с другими формами работы, это экскурсии.
Чаще всего это знакомство с различными помещениями детского сада, кухонной утварью, орудиями труда дворника, помощника воспитателя. Перед началом экскурсии я заранее намечала маршрут, определяла последовательность наблюдений за предметами окружающего мира, выделяла существенные признаки предметов, обращала внимание детей на них.
На участке детского сада организовывались ежедневные наблюдения за трудом взрослых, с называнием инструментов, необходимые для их работы, например, дворника - лопата для уборки снега, метла для уборки территории от листьев и т.д.
В играх закрепляются и уточняются знания детей о предметном мире. Дети учится выполнять определенные действия с предметами, которые в дальнейшем переносятся в повседневную жизнь. Основная особенность детской игры — то, что на первый план выступают эмоциональные процессы, поэтому в игровой деятельности знания детей закрепляются непроизвольно.
В ходе образовательной деятельности, на прогулке, в индивидуальной работе активно использую загадки. Загадка, я считаю, подводит ребёнка к применению всех знаний, полученных ранее. Дети с удовольствием слушают загадку, загаданную выразительно необычно, наперебой давая ответы. Иногда ответ неверный, но при этом можно сделать вывод для дальнейшего планирования работы.
При проведении праздничных мероприятий дети знакомятся не только с различными их видами: утренники в зале детского сада, внутригрупповые праздники (дни рождения, поздравления мам и др.)
Процесс познания строился на использовании трех этапов:
Спонтанно-исследовательский
Вариативный
Преобразующий
При составлении перспективного плана по теме были включены беседы, просмотр видео фильмов, образовательная деятельность по художественно- эстетическому развитию - рисование, аппликация, чтение художественной литературы, развитию речи, дидактические и настольные игры, сюжетно – ролевые игры, труд и игровая деятельность на прогулке .
На участке детского сада организуются ежедневные наблюдения за трудом взрослых, называет инструменты, необходимые для их работы, например, дворника - лопата для уборки снега, метла для уборки территории от листьев и т.д. Систематические наблюдения способствуют развитию наблюдательности у детей.
Привлекает детей театрализованная деятельность. Я, считаю, это также положительно влияет на желание детей узнать о мире предметов больше. Привлекаю младших детей к участию в показе сказок, кукольного театра.
С целью закрепления полученных знаний использую дидактические игры- «Найди пару», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Найди названный предмет», «Что пропало?», «Дотронься до…», «Определи место предмета», «Кто ,что ест?». Некоторые игры сделаны своими руками – «Что лежит в сумочке», «Подарки», «Чудесный мешочек». Несмотря на возраст , 2-4года, дети старательно запоминают правила игр, иногда устраивают споры. Иногда правила игры меняются на предложенные детьми.
Дети приучаются выполнять трудовые поручения. Протирают свои игрушки от пыли, полочки , столы и стульчики, расставляют игрушки.
Полноценная работа и положительный результат по формированию представлений о мире предметов, были бы невозможны без родителей - наших помощников и единомышленников, которые с радостью откликаются на все предложения, творчески подходят к порученному делу, предлагают и реализуют оригинальные идеи, с удовольствием участвуют в разнообразных мероприятиях.
Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми.
При проведении различных мероприятий с родителями я знакомлю их с возрастными особенностями усвоения детьми сведений об окружающем предметном мире, с целевыми ориентирами усвоения знаний о бытовых предметах в конкретной возрастной группе, с необходимостью развития навыков наблюдения за использованием бытовых предметов в семье, различными формами работы по ознакомлению детей с предметным миром.
В работе с родителями использую различные формы работы:
- Мини - музей «История одежды», «Ветер - невидимка»
- Выставка познавательных плакатов и папок – передвижек «Какие игрушки нужны детям?», «Опасные предметы»
- Вечера –развлечения «Петрушка- физкультурник»
- Родительское собрание совместно с детьми на тему «Прошлое пылесоса».
- Фотовыставки.
Созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в процессе реабилитации детей с КИ в логопедической группе детского сада. Краткое описание опыта работы.
В статье представлен опыт работы в ГБДОУ по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми после кохлеарной имплантации....
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.
Описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитиедошкольников в игровой деятельности. Проект "Территория игры"...
Краткое описание проектной работы "Глютен Фри"
Исследовательская работа (проект) посвящена изучению: интерактивных книг...