Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Белова Татьяна Викторовна

конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме: "Дикие животные наших лесов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_onr_iii-iv_ur._podg.gr_.docx320.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для обучающихся  подготовительной  группы компенсирующей направленности (ОНР III-IV уровень)

Тема занятия:         «Формирование лексико-грамматических конструкций (согласование им существительных с числительными,  суффиксальное образование слов)».

Лексическая тема недели:         «Дикие животные наших лесов».

Цель:         Формирование и развитие навыков использования согласовательных конструкций им. существительных с числительными; образование притяжательных прилагательных.

Задачи:

  • Формировать навыки использования согласовательных конструкций им. существительных с числительными.
  • Коррекция навыка образования притяжательных прилагательных.
  • Активизация предикативного словаря по лексической теме.

Словарь:        

  1. Лисья, волчья, заячья, медвежья, оленья и т.д.
  2. Белка-белки-белок, волк – волка - волков, лиса-лисы-лис и т.д.
  3. Бегает, прыгает, кушает, спит  и т.д..
  4. За, перед, между, на.

Оборудование:        Звукозапись голосов диких животных, предметные картинки животных (которые использовались для формирования словаря по лексической теме), плоскостные фигурки животных, макет леса, «зашумленные» картинки с названиями диких животных, картинки с изображением животных и частей их тела, парные картинки животных для одновременной работы двумя руками, картинки-схемы для активизации глагольного словаря,

Ход занятия.

Этап

Содержание

Примечание

Орг. момент

Логопед располагает детей вокруг стола и предлагает внимательно послушать звукозапись.

Развитие слухового внимание

- Послушайте внимательно запись и скажите, чьи голоса вы услышали? Звучит звукозапись голосов диких животных.

Дети получают плоскостные фигурки животных.

Сообщение темы занятия.

- Как называть,  одним словом?

- Какие еще диких животных вы знаете? Назовите.

- Почему животных называют дикими?

- Где живут дикие животные?

Составление предложений с предлогами (за, перед, между, на), отработка падежных окончаний.

- Поселим наших животных в лес.  (дети размещают животных на макете и составляют предложения по типу: Заяц сидит в лесу за кустом. Белка сидит между зайцем и медведем и т.д.) Обращать внимание на падежные окончания.

E:\курсы Мамаева\Новая папка (7)\изображение_viber_2023-01-07_22-06-11-602.jpg

Развитие внимания, межполушарного взаимодействия, согласование им. сущ. с им. числительными.

Логопед показывает картинку животного, ребенок обеими руками находит животное на картинке, далее считают, сколько животных на картинке, (один заяц, два зайца, пять зайцев), обращая внимание на окончание им. существ.

E:\курсы Мамаева\Новая папка (7)\изображение_viber_2024-05-10_20-27-34-659.jpg

Образование притяжательных прилагательных

- У детей картинки животных, дети находят маленькие картинки частей животного, располагают рядом с животным и называют, чья морда, чья лапа, и чей хвост (общая внимание на суффиксы и окончания)

E:\курсы Мамаева\Новая папка (7)\изображение_viber_2024-09-28_15-39-52-901.jpg

Динамическая пауза

Дети выполняют движения имитирующие движения животных.

По- лосиному красиво 

(Руки – «рога» – над головой)

Ходит лось в лесу густом.                          

(Шаги с высоким подниманием ног).

И по-заячьи зайчишка                            

(Прыжки вправо-влево)

Все спешит запутать след.

По-медвежьи ходит мишка,                       

(Руки в стороны. Ходьба наступая на внутреннюю сторону стоп.)

Косолап он с детских лет.                          

«Зашумленные картинки» (развитие зрительного восприятия), тренировка навыка чтения.

- Найдите, какие дикие животные нарисованы на картинке, соедини  названия животного с его контуром.  

E:\курсы Мамаева\Новая папка (7)\_WqOPmY67eA2.jpg

Закрепление навыка -

самостоятельное формирование фразы

На столе представлены картинки-схемы с действиями животных, ребенок находит картинку соответствующую  схеме, кладет ее на схему и составляет предложение по типу (Серый заяц спрятался за кустом, Заяц поменял окрас на белый и т.д.)

E:\курсы Мамаева\Новая папка (7)\изображение_viber_2024-10-02_12-31-10-527.jpg

E:\курсы Мамаева\Новая папка (7)\3.jpgE:\курсы Мамаева\Новая папка (7)\1.jpg E:\курсы Мамаева\Новая папка (7)\2.jpgE:\курсы Мамаева\Новая папка (7)\4.jpg

Закрепление

«Отгадай животное»

Возвращаемся к макету с животными, дети по очереди составляют рассказ-описание о животном, не называя его. Другие дети должны отгадать загаданное животное.

E:\курсы Мамаева\Новая папка (7)\изображение_viber_2023-01-07_22-06-11-602.jpg

Подведение итогов занятия

Задание для выполнения во второй половине дня штриховка определенных животных из «Зашумленных картинок», работа с макетом: повторение предлогов, игра «Отгадай животное» (подбор определений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Ранняя весна"

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда с детьми по теме "Ранняя весна". Цель занятия: обогащать активный словарный запас детей, развивать умение составлять р...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема "Насекомые"

Развитие лексико-грамматических категорий. Закрепление знаний о насекомых. Активизация словаря. Развитие связной речи и слухового внимания....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для подготовительной логопедической группы «Цветы»

Цели занятия:Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.Продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы садовые...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Театр"

Конспект развивающего познавательного занятия для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Зимние забавы"

В данном материале представлен конспект логопедического занятия по развитию речи во 2 младшей группе для детей с общим недоразвитием речи. В конспекте перечислены цель, задачи, перечень оборудования и...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи тема: "Зима"

ТЕМА «ЗИМА»ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬДети должны знать:•                названия зимних месяцев;&bull...