Как распознать отклонения от нормы
консультация по логопедии

Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственное развитие проходит в норме. Когда малыш все понимает и правильно выполняет просьбы, однако говорит плохо, мало или вовсе отказывается.

             Отставание в психо-речевом развитии (абр. - ЗПРР) означает, умственную, общеинтеллектуальную задержку. Отклонения в речи - это не заболевания сами по себе, а следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС, нередко причинами являются генетические или психические расстройства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_raspoznat_rechevye_otkloneniya_ot_normy.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как распознать отклонения от нормы»

Подготовила:

учитель-логопед

Савватеева Ю.А.

Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственное развитие проходит в норме. Когда малыш все понимает и правильно выполняет просьбы, однако говорит плохо, мало или вовсе отказывается.

Отставание в психо-речевом развитии (абр. - ЗПРР) означает, умственную, общеинтеллектуальную задержку. Отклонения в речи - это не заболевания сами по себе, а следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС, нередко причинами являются генетические или психические расстройства.

Начинать исправлять задержки в развитии речи необходимо, как можно раньше. Не медлите с обращением к врачу, если речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме! В случае получения помощи специалиста в раннем возрасте, скорее всего к 6 годам вы забудете об этой проблеме навсегда, и ваш малыш не будет отличаться от сверстников.

До 4 лет диагноз ЗПРР встречается не так часто и ставится в исключительных случаях, при серьёзных заболеваниях. Однако старше 5 лет 80% проблем с речью объясняется именно задержкой психо-речевого развития. Психология ребенка построена так, что до 4 лет малыш осваивает мир, он мало вступает в коммуникативные связи, а изучает, примеряет, пробует. Но уже после 4-х основным источником информации для него становится общение со сверстниками и взрослыми. Когда же речь им не освоена, малодоступна, начинается процесс торможения развития психического, и уже к 5 годам задержка речевого развития, превращается в психо-речевую задержку. Речь и психическое здоровье ребенка связаны напрямую, без речевого инструмента не смогут полноценно формироваться познавательные процессы и эмоционально-волевая сфера. Если не исправить ситуацию в 5-летнем возрасте, в лучшем случае вашего кроху ожидает специализированная школа. При наличии таких проблем ребенку срочно необходимо лечение и занятия с дефектологом.

Подчас задержка развития речи бывает причиной отставания психомоторного развития. Малыш гораздо позже других детей начинает держать головку, сидеть и т.д. Часто они неловкие, неуклюжие, плохо стоят, часто падают, налетают на предметы. Если ваш ребенок постоянно в синяках - есть повод озаботиться. Еще один характерный признак – ребенка очень трудно приучить ходить на горшок, если и в 4,5 года у него случаются «оказии» - идите к врачу.

Причины отклонений

Отклонения в речи - это не заболевания сами по себе, а следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС, нередко причинами являются генетические или психические расстройства.

Многолетние наблюдения показывают, что отклонения в речевом развитии могут быть следствием проблем внутриутробного развития плода, преждевременных родов, и других нестандартных родовых ситуаций (стремительные или длительные роды, асфиксия плода, родовые травмы). Помимо прочего причиной могут быть гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, психические заболевания, генетическая предрасположенность, даже раннее отлучение от груди и перевод на искусственное вскармливание.

До трехлетнего возраста наличие тяжело протекающих детских болезней, травм из-за частых падений (особенно черепно-мозговых), понижение слуха – может стать толчком к развитию отставаний в развитии речи. Немалый вклад вносят и условия, в которых растет ребенок, причем как биологические, так и социальные. Неблагоприятные воздействия повреждают те области головного мозга, развитие которых наиболее интенсивно в данный момент времени.

Подобные отставания характерны для детей с СДВГ, детским аутизмом, ДЦП и синдромом Дауна.

Независимо от первоначальных причин, приведших к повреждению мозга, результат этого одинаков – отдельные его зоны начинают неправильно или неактивно работать. Несложно понять, что у деток с ЗПРР повреждены зоны, ответственные за речь, интеллектуальные, умственные способности. Однако, это все же не приговор и во многих случаях своевременное обращение за помощью может все исправить.

Наследственный фактор, безусловно, играет существенную роль. К сожалению, весьма распространенное явление, когда до 5 лет мамы не спохватываются отсутствием речи у ребенка, оправдывая свой поступок рассказами о родственниках, которые в детстве долго молчали, а в 4 года заговорили, причем сразу фразами и предложениями, и выросли нормальными людьми. Часто нелогичное спокойствие внушено более старшими в семье, однако, эта безответственная позиция может привести к непоправимым последствиям.

Запомните, если в роду были подобные задержки в речевом развитии, значит, ребенок уже имеет генетическую предрасположенность – это повод не просто обеспокоиться, а занять особо активнейшую позицию. Такое отклонение прогрессирует от поколения к поколению, и с каждым разом обретает более тяжелые формы, как снежный ком. Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2-3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам.

Источник:

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Задержка речевого развития.Как распознать отклонения от нормы и как их исправить"

Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пройдет лечение и тем оптимистичнее б...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

«Задержка речевого развития: как распознать отклонения от нормы».

Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственн...

Консультация для родителей «Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить».

Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни - паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают расска...

Консультация для родителей «Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить»

Задержка речевого развития, какой она бывает, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить?...

Как распознать речевые отклонения от нормы

           Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что ...