«Задержка речевого развития: как распознать отклонения от нормы».
консультация (средняя группа)

Холова Нигоро Ибрагимовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rechevogo_razvitiya.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Задержка речевого развития: как распознать отклонения от нормы».

                                                         

          Содержание:

1. Когда малыш должен начать разговаривать?

2. Задержка или индивидуальные особенности развития?

3. Задержка речевого или психо-речевого развития?

4. Причины отклонений

5. Что делать при задержке речевого развития?

6. В каком возрасте нужно начинать лечение?

  1. Когда малыш должен начать разговаривать?

Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни - паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают рассказы окружающих о том, что их малыш уже и массу стихов знает наизусть, не то, что фразы. Другие – беспечные, упорно не замечающие откровенных отставаний ребенка в развитии, «ничего страшного», «он еще маленький» - успокаивают они себя, и только после врачебного диагноза начинают хоть как-то решать проблему. Так когда же малыш должен начать разговаривать?  Что это – задержка речевого развития, какой она бывает, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить?

В возрасте 1 годика ребенок с нормальным речевым развитием должен пользоваться, по крайней мере, 10 облегченными словами и знать, понимать названия 200 предметов (мама, папа, мишка, кружка, гулять и прочие повседневные действия и предметы). Малыш должен понимать, о чем ему говорят, и реагировать соответственно. На вопрос «где папа?» – повернуть к нему голову, а на фразу «дай руку» отреагировать соответственно и протянуть руку, или хотя бы спрятать ее, демонстрируя непокорность.

К двум годам малыш должен строить короткие односложные предложения, с использованием прилагательных и местоимений. В этом возрасте словарный запас должен вырасти, как минимум до 50 слов – это самый нижний предел, специалисты, обычно, ожидают не меньше 100 слов. А в возрасте 2,5 лет ребенок уже начинает строить сложные предложения, использует порядка 200-300 слов, умеет ставить простые вопросы «что?», «куда?», и произносит правильно большинство букв, исключения составляют «р», «л» и шипящие согласные. Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных. В этом возрасте расширяется запас и понимание более сложных прилагательных, например, вкусный, красивый, большой, веселый, высокий и т.п.

В 3-х летнем возрасте речь ребенка должна объединяться в смысловые предложения, правильно употреблять местоимения, часто использовать прилагательные и наречия (горячо, рано, далеко и т.д.). Определить, есть ли у ребенка отклонения, задержка речевого развития несложно в этом возрасте. Понаблюдайте, а лучше попросите кого-то непредвзято понаблюдать за общением ребенка с незнакомым человеком. Это не должна быть грамотная речь, но если собеседник понимает, хотя бы 75% сказанного малышом, и между ними складывается относительный диалог, значит все хорошо, речь развивается в пределах нормы. Важно, чтобы ваш кроха мог изменять слова в речи по числам и родам. К примеру, если в 3-х летнем возрасте на вопрос «будешь конфетку?», малыш отвечает «будешь» вместо «буду» - это уже отклонение, серьезный повод озаботиться его развитием.

  1. Задержка или индивидуальные особенности развития?

Для начала хотелось бы уточнить для особо впечатлительных родителей и бабушек. Границы норм речевого развития весьма гибкие, не стоит экзаменовать кроху, как только ей стукнул 1 год, и бить тревогу, что в словарном диапазоне не 10, а 8 слов. Отклонения плюс-минус 2-3 месяца – это нормально, как и то, что мальчики могут отставать от девочек в развитии на 4-5 месяцев.

Бытует мнение, что существует определенная область мозга, которая отвечает за развитие речи. Однако это заблуждение, и на самом деле, речь формируется исключительно при нормальном и согласованном развитии обоих полушарий мозга. Работать полноценно должно и правое полушарие, отвечающее за эмоционально-образную сферу, интуицию и пространственное мышление, и левое полушарие, ответственное за рационально-логическое мышление, и сообщение между ними. Нервные волокна, соединяющие оба полушария, у мальчиков изначально тоньше и развиваются медленнее, чем у девочек.

При этом запускать ситуацию нельзя, и если мальчик долго не разговаривает или не может излагать свои мысли, обязательно обращаться за помощью к специалисту. К сожалению, среди мальчиков довольно высокий процент отклонений, причем как в речевом развитии, так и в психо-речевом. Мальчиков среди детей с заиканием вдвое больше, чем девочек. Практически абсолютное отсутствие речи при нормальном слухе (алалия) в три раза выше у мальчиков. Втрое больше их и среди детей страдающих дизартрией (трудности произнесения большинства звуков и невнятность, неразборчивость речи).

Не стоит также снимать со счетов типичное детское коверканье слов, смысловые сокращения, образные обозначения. Все это тоже слова и «би-бика» вместо «машина», и «мяу-мяю» вместо кошка, и «бай-бай» вместо спать. До 2,5 лет использование «малышкового сленга» допустимо. Помимо этого ребенок вполне может придумывать собственные названия предметов, и не следует бежать к доктору, если малыш упорно говорит «зекатая» на зеркало, или «камани» на макароны - это также слова. Вполне нормально, когда малыш использует одни и те же сочетания звуков для обозначения разных предметов («ки» - кинуть, киска). Однако в 2,5 года ребёнок обязательно должен пытаться говорить фразами, используя не менее 3-4 слов, к примеру, что-то вроде «мама дё бай-бай» (мама идём спать).

О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки:

    1.  В 4 месяца ребенок не проявляет эмоциональных реакций по отношению к происходящему. Не улыбается родителям, не реагирует на их жесты, не оживляется при виде или обращении к нему мамы.

    2. В 8-9 месяцев ребенок не «лепечет», не издает повторяющихся звуков (па-па-та, ба-ба-ба и др.), а в год создает впечатление редкой тихони, издающей мало звуков.

    3. В возрасте 1,5 лет ребенок имеет проблемы с жеванием или сосанием. Например, давится кусочком яблока, не умея его разжевать. Малыш не произносит простых слов, типа «мама», «няня», «дай», не понимает своего имени, названий обычных предметов. Если ребенок не в состоянии выполнить простые просьбы, не понимает, что от него хотят, например, «сядь», «дай руку», «иди сюда».

   4. В 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.

    5. К возрасту 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)

    6. Если в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов. Малыш в 3 года «тарахтит» - говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.

    7. В 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.

    8. Если ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубок.

  1. Задержка речевого или психо-речевого развития?

Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственное развитие проходит в норме. Когда малыш все понимает и правильно выполняет просьбы, однако говорит плохо, мало или вовсе отказывается. Отставание в психо-речевом развитии (абр. - ЗПРР) означает, умственную, общеинтеллектуальную задержку.

До 4 лет диагноз ЗПРР встречается не так часто и ставится в исключительных случаях, при серьёзных заболеваниях. Однако старше 5 лет 80% проблем с речью объясняется именно задержкой психо-речевого развития. Психология ребенка построена так, что до 4 лет малыш осваивает мир, он мало вступает в коммуникативные связи, а изучает, примеряет, пробует. Но уже после 4-х основным источником информации для него становится общение со сверстниками и взрослыми. Когда же речь им не освоена, малодоступна, начинается процесс торможения развития психического, и уже к 5 годам задержка речевого развития, превращается в психо-речевую задержку. Речь и психическое здоровье ребенка связаны напрямую, без речевого инструмента не смогут полноценно формироваться познавательные процессы и эмоционально-волевая сфера. Если не исправить ситуацию в 5-летнем возрасте, в лучшем случае вашего кроху ожидает специализированная школа. При наличии таких проблем ребенку срочно необходимо лечение и занятия с дефектологом.

Подчас задержка развития речи бывает причиной отставания психомоторного развития. Малыш гораздо позже других детей начинает держать головку, сидеть и т.д. Часто они неловкие, неуклюжие, плохо стоят, часто падают, налетают на предметы. Если ваш ребенок постоянно в синяках - есть повод озаботиться. Еще один характерный признак – ребенка очень трудно приучить ходить на горшок, если и в 4,5 года у него случаются «оказии» - идите к врачу.

  1. Причины отклонений

Отклонения в речи - это не заболевания сами по себе, а следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС, нередко причинами являются генетические или психические расстройства.

Многолетние наблюдения показывают, что отклонения в речевом развитии могут быть следствием проблем внутриутробного развития плода, преждевременных родов, и других нестандартных родовых ситуаций (стремительные или длительные роды, асфиксия плода, родовые травмы). Помимо прочего причиной могут быть гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, психические заболевания, генетическая предрасположенность, даже раннее отлучение от груди и перевод на искусственное вскармливание.

До трехлетнего возраста наличие тяжело протекающих детских болезней, травм из-за частых падений (особенно черепно-мозговых), понижение слуха – может стать толчком к развитию отставаний в развитии речи. Немалый вклад вносят и условия, в которых растет ребенок, причем как биологические, так и социальные. Неблагоприятные воздействия повреждают те области головного мозга, развитие которых наиболее интенсивно в данный момент времени.

Подобные отставания характерны для детей с СДВГ, детским аутизмом, ДЦП и синдромом Дауна.

Независимо от первоначальных причин, приведших к повреждению мозга, результат этого одинаков – отдельные его зоны начинают неправильно или неактивно работать. Несложно понять, что у деток с ЗПРР повреждены зоны, ответственные за речь, интеллектуальные, умственные способности. Однако, это все же не приговор и во многих случаях своевременное обращение за помощью может все исправить.

Наследственный фактор, безусловно, играет существенную роль. К сожалению, весьма распространенное явление, когда до 5 лет мамы не спохватываются отсутствием речи у ребенка, оправдывая свой поступок рассказами о родственниках, которые в детстве долго молчали, а в 4 года заговорили, причем сразу фразами и предложениями, и выросли нормальными людьми. Часто нелогичное спокойствие внушено более старшими в семье, однако, эта безответственная позиция может привести к непоправимым последствиям.

Запомните, если в роду были подобные задержки в речевом развитии, значит, ребенок уже имеет генетическую предрасположенность – это повод не просто обеспокоиться, а занять особо активнейшую позицию. Такое отклонение прогрессирует от поколения к поколению, и с каждым разом обретает более тяжелые формы, как снежный ком. Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2-3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам.

Если же в 6-летнем возрасте ребенок вообще не разговаривает, не подражает людям или животным, вероятность того, что он когда-нибудь заговорит, составляет всего 0,2%! Если этого не произойдет до 8 лет – ребенку, да и вам тоже, доведется осваивать методы альтернативной коммуникации (карточную, письменную, жестовую) и разговаривать, в общем понимании, он уже не сможет никогда!

  1. Что делать при задержке речевого развития?

Многие родители ошибочно считают, что эту проблему «лечат» логопеды, однако они являются педагогами, а не врачами. Логопеды способны лишь научить правильно произносить звуки и выговаривать слова, а заниматься этим эффективно можно только лет с 4-5. Но вы уже поняли, что ждать до пятилетнего возраста крайне опасно.

В первую очередь, нужно детально обследовать ребенка и выявить причины патологии речевого развития.

Для выявления причин необходимо обратиться к врачу-неврологу, психиатру, а при необходимости к детскому психологу и логопеду. Наверняка может потребоваться прохождение специализированных анализов работы мозга – МРТ, ЭКГ, ЭХО-ЭГ и прочие.

Также, может потребоваться консультация сурдолога, для оценки слуха ребенка. Пообщавшись с родителями и понаблюдав за малышом, врач должен выяснить, как ребенок сообщает окружающим о своих потребностях. Дело в том, что при снижении слуха, первичных нейрогенных речевых расстройствах, моторной апраксии лицевых мышц дети пристраиваются выражать свои нужды каким-то другим способом (например, показывать пальцем на рот и, произнося какие-то звуки, он пытается сказать «хочу кушать», или принося маме свои ботинки, зовет ее гулять). Этого не происходит при общей задержке развития или аутизме.

Пройдите с малышом соответствующие возрасту тесты, оценивающие его развитие: денверский тест, направленный на оценку психомоторного развития; шкалу речевого развития в раннем возрасте; шкалу Бейли, оценивающую развитие грудных детей.

  1. В каком возрасте нужно начинать лечение?

            Начинать исправлять задержки в развитии речи необходимо, как можно раньше. Почти в 100% случаях заболевания ЗПРР и ЗРР требуется медикаментозное лечение.

В случае установления неврологической патологии, приводящей к задержке речевого развития, врач-невролог сможет назначить курс уже с 1 года.

Начиная с 2 летнего возраста, с ребенком могут заниматься дефектолог и корректолог – специалист по развитию речи. Они помогут развивать внимательность, мышление, память, моторику.

Как правило, логопеды работают, когда ребенку исполнилось 4-5 лет. Они помогут «поставить» звуки, научат строить предложения и правильно составлять рассказы. Грамотная речь ребенка зачастую заслуга именно логопеда.

Не медлите с обращением к врачу, если речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме! В случае получения помощи специалиста в раннем возрасте, скорее всего к 6 годам вы забудете об этой проблеме навсегда, и ваш малыш не будет отличаться от сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Задержка речевого развития.Как распознать отклонения от нормы и как их исправить"

Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пройдет лечение и тем оптимистичнее б...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

«Задержка речевого развития: как распознать отклонения от нормы».

Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственн...

Консультация для родителей «Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить».

Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни - паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают расска...

Консультация для родителей «Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить»

Задержка речевого развития, какой она бывает, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить?...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...