Как распознать речевые отклонения от нормы
консультация по логопедии
Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственное развитие проходит в норме. Когда малыш все понимает и правильно выполняет просьбы, однако говорит плохо, мало или вовсе отказывается.
Отставание в психо-речевом развитии (абр. - ЗПРР) означает, умственную, общеинтеллектуальную задержку. Отклонения в речи - это не заболевания сами по себе, а следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС, нередко причинами являются генетические или психические расстройства.
Начинать исправлять задержки в развитии речи необходимо, как можно раньше. Не медлите с обращением к врачу, если речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме! В случае получения помощи специалиста в раннем возрасте, скорее всего к 6 годам вы забудете об этой проблеме навсегда, и ваш малыш не будет отличаться от сверстников.
До 4 лет диагноз ЗПРР встречается не так часто и ставится в исключительных случаях, при серьёзных заболеваниях. Однако старше 5 лет 80% проблем с речью объясняется именно задержкой психо-речевого развития. Психология ребенка построена так, что до 4 лет малыш осваивает мир, он мало вступает в коммуникативные связи, а изучает, примеряет, пробует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как распознать отклонения от нормы»
Подготовила:
учитель-логопед
Савватеева Ю.А.
Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственное развитие проходит в норме. Когда малыш все понимает и правильно выполняет просьбы, однако говорит плохо, мало или вовсе отказывается.
Отставание в психо-речевом развитии (абр. - ЗПРР) означает, умственную, общеинтеллектуальную задержку. Отклонения в речи - это не заболевания сами по себе, а следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС, нередко причинами являются генетические или психические расстройства.
Начинать исправлять задержки в развитии речи необходимо, как можно раньше. Не медлите с обращением к врачу, если речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме! В случае получения помощи специалиста в раннем возрасте, скорее всего к 6 годам вы забудете об этой проблеме навсегда, и ваш малыш не будет отличаться от сверстников.
До 4 лет диагноз ЗПРР встречается не так часто и ставится в исключительных случаях, при серьёзных заболеваниях. Однако старше 5 лет 80% проблем с речью объясняется именно задержкой психо-речевого развития. Психология ребенка построена так, что до 4 лет малыш осваивает мир, он мало вступает в коммуникативные связи, а изучает, примеряет, пробует. Но уже после 4-х основным источником информации для него становится общение со сверстниками и взрослыми. Когда же речь им не освоена, малодоступна, начинается процесс торможения развития психического, и уже к 5 годам задержка речевого развития, превращается в психо-речевую задержку. Речь и психическое здоровье ребенка связаны напрямую, без речевого инструмента не смогут полноценно формироваться познавательные процессы и эмоционально-волевая сфера. Если не исправить ситуацию в 5-летнем возрасте, в лучшем случае вашего кроху ожидает специализированная школа. При наличии таких проблем ребенку срочно необходимо лечение и занятия с дефектологом.
Подчас задержка развития речи бывает причиной отставания психомоторного развития. Малыш гораздо позже других детей начинает держать головку, сидеть и т.д. Часто они неловкие, неуклюжие, плохо стоят, часто падают, налетают на предметы. Если ваш ребенок постоянно в синяках - есть повод озаботиться. Еще один характерный признак – ребенка очень трудно приучить ходить на горшок, если и в 4,5 года у него случаются «оказии» - идите к врачу.
Причины отклонений
Отклонения в речи - это не заболевания сами по себе, а следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС, нередко причинами являются генетические или психические расстройства.
Многолетние наблюдения показывают, что отклонения в речевом развитии могут быть следствием проблем внутриутробного развития плода, преждевременных родов, и других нестандартных родовых ситуаций (стремительные или длительные роды, асфиксия плода, родовые травмы). Помимо прочего причиной могут быть гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, психические заболевания, генетическая предрасположенность, даже раннее отлучение от груди и перевод на искусственное вскармливание.
До трехлетнего возраста наличие тяжело протекающих детских болезней, травм из-за частых падений (особенно черепно-мозговых), понижение слуха – может стать толчком к развитию отставаний в развитии речи. Немалый вклад вносят и условия, в которых растет ребенок, причем как биологические, так и социальные. Неблагоприятные воздействия повреждают те области головного мозга, развитие которых наиболее интенсивно в данный момент времени.
Подобные отставания характерны для детей с СДВГ, детским аутизмом, ДЦП и синдромом Дауна.
Независимо от первоначальных причин, приведших к повреждению мозга, результат этого одинаков – отдельные его зоны начинают неправильно или неактивно работать. Несложно понять, что у деток с ЗПРР повреждены зоны, ответственные за речь, интеллектуальные, умственные способности. Однако, это все же не приговор и во многих случаях своевременное обращение за помощью может все исправить.
Наследственный фактор, безусловно, играет существенную роль. К сожалению, весьма распространенное явление, когда до 5 лет мамы не спохватываются отсутствием речи у ребенка, оправдывая свой поступок рассказами о родственниках, которые в детстве долго молчали, а в 4 года заговорили, причем сразу фразами и предложениями, и выросли нормальными людьми. Часто нелогичное спокойствие внушено более старшими в семье, однако, эта безответственная позиция может привести к непоправимым последствиям.
Запомните, если в роду были подобные задержки в речевом развитии, значит, ребенок уже имеет генетическую предрасположенность – это повод не просто обеспокоиться, а занять особо активнейшую позицию. Такое отклонение прогрессирует от поколения к поколению, и с каждым разом обретает более тяжелые формы, как снежный ком. Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2-3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам.
Источник:
1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Задержка речевого развития.Как распознать отклонения от нормы и как их исправить"
Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пройдет лечение и тем оптимистичнее б...

Консультация по теме: "Речевое развитие детей - норма и отклонение".
Рекомендовано для воспитателей старших, подготовительных групп и родителей....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

«Задержка речевого развития: как распознать отклонения от нормы».
Есть существенное различие между задержкой развития непосредственно речи ребенка или его психики. Задержка речевого развития (абр. - ЗРР) означает, что страдает только речь, а эмоциональное и умственн...

Детская речь. Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах
Консультация для воспитателей...

Консультация для родителей «Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить».
Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни - паникеры, начинают бить тревогу, когда двухлетний ребенок не общается развернутыми фразами, болезненно воспринимают расска...

Консультация для родителей «Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить»
Задержка речевого развития, какой она бывает, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить?...