Методическая разработка "Мир профессий глазами ребенка"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Методическая разработка представляет собой цикл занятий логопеда и воспитателя для формирования представлений детей о профессиях, выборе профессий и формирования базовых знаний по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Методическая разработка: «Мир профессий».

 

Содержание:

Введение.

Знакомство с профессией одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем.

Так как именно профессия во многом определяет окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.

 Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Труд – тоже социальное явление, это проявление заботы людей друг о друге.

Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что для многих кажется странным такое раннее решение проблемы. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями.

Актуальность.

Для каждого человека выбор профессии является важнейшим решением в жизни. Многие родители заранее задумываются о профессиональном будущем своего ребенка, стараясь предопределить его судьбу. Хорошо если забота семьи о выборе профессии заключается в развитии способностей ребенка, а не в навязывании ему своих нереализованных амбиций.

Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно к 3 годам. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? На сегодняшний день это одно из важных направлений в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас.

Возможность нашей работы в ДОУ обусловлена следующими факторами:

-Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.

-Родители воспитанников работают на предприятиях разной направленности, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

 Прежде чем приступить к написанию методической разработки, мы выяснили какие проблемы могут возникнуть у детей при изучении темы о профессиях.

Проблемы:

- Недостаточная информированность детей о профессиях.

- Не сформирован познавательный интерес к труду взрослых.

Работа дошкольного учреждения по раннему знакомству с профессиями, заключается в создании образовательного пространства внутри которого у ребенка будут формироваться представления о разнообразии профессий и трудовой деятельности.

Цель методической разработки: формирование представлений воспитанников о профессиях посредством овладения элементарными трудовыми действиями.

Задачи:

-расширять представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

-формировать первоначальные представления о труде, как экономической категории, представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-систематизировать знания о труде людей в разное время года.

-сформировать представления о современных профессиях и профессиях, связанных со спецификой условий.

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Основная часть.

Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время. И чем раньше мы начнём знакомить их с «миром профессий», чем раньше мы начнём говорить о значимости труда, о его пользе для всего общества, тем легче будет в своё время сделать подростку этот нелёгкий выбор, от которого будет зависеть его социализация и успешность в сложном, постоянном меняющемся и развивающемся мире.

Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью. Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить в игровой форме с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.

Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии.  

Мы разработали конспект НОД для детей, с использованием ИКТ, чтобы нагляднее показать детям, откуда же к нам пришли профессии и огромное количество профессий.

Приложение 1.

Первые представления о профессии ребенок получает от своих родителей или других близких людей. Но эти знания поверхностны, ребенок играет в «работу», он имитирует трудовой процесс, манипулирует игрушками-заместителями, предназначение которых заменить настоящие профессиональные инструменты и оборудование. Внешняя сторона профессиональной деятельности взрослых надолго остается для детей дошкольного возраста более существенной, чем ее смысл. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, недостаточно просто понаблюдать за трудом взрослых. Необходимо дать ребенку возможность научиться выполнять элементарные трудовые действия присущие той или иной профессии, в результате которых он получит продукт - результат своего труда, который можно потрогать руками, услышать, попробовать на вкус. Чтобы родители так же умели правильно преподносить информацию своим детям, необходимо и им давать правильные знания, как и зачем объяснять ребенку про огромный мир профессий.

Для этого мы разработали совместное развлечение для родителей и детей. Консультацию для родителей, анкету и материал для папки-передвижки.

Приложение 2.

Приложение 3.

О профессиях необходимо не только говорить во время учебной деятельности, но и применять знания в режимных моментах. Для этого мы разработали картотеки по речевым играм о профессиях.

Приложение 4.

 Вывод:

Наша методическая разработка поможет:

  -сформировать знания о профессиях взрослых;

- ребенок узнает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

 -сформировано положительное отношение к труду и профессиональному миру;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

 В своей методической разработке мы постарались дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.

 -Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.

- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

В данной разработке представлен опыт работы по ознакомлению с профессиональной деятельностью взрослых на специально организованных занятиях в соответствии с образовательной программой.   Конспекты занятий, разработаны для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста. Содержание представленных конспектов содержат достаточный объем информации, необходимый для качественного усвоения знаний об окружающем, о профессиях взрослых детьми старшего дошкольного возраста, раннему выявлению и развитию предпрофессиональных интересов, склонностей дошкольников.  В занятия включены дидактические игры на закрепление знаний детей о профессиях взрослых.

 В методическую разработку вошли   конспект занятия, на которых дети знакомятся с профессиями, орудиями труда, трудовыми процессами, продуктами труда, взаимосвязью в работе людей разных профессий, совместное развлечение с родителями, картотека речевых игр, анкета и материал для папки-передвижки, консультация для родителей.

Приложение 1.

Областной конкурс «Мир профессий глазами детей»

Номинация: методическая разработка

«Все работы хороши»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по окружающему миру с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

"Все работы хороши"

Уразова О.В.

Малинова Е.С.

Суда 2023г.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: создать условия для закрепления детьми знаний о многообразии профессий и систематизации представлений о таких понятиях, как труд.

Цель применения ИКТ: формирование у детей интереса к теме занятия, желание обогатить свои знания.

Задачи:

Познавательное развитие: развивать интересы детей, любознательность; обобщать представления детей о профессиях, об их особенностях, о действиях человека определенной профессии, о месте его работы; систематизировать и закреплять представления детей о таких понятиях, как труд; формировать желание выбирать профессию и стремление учиться.

Речевое развитие: активизировать словарный запас детей; формировать умения использовать в речи следующие слова -профессия, труд; развивать монологическую речь детей путем обоснования своего ответа.

Социально – коммуникативное развитие: способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умения выслушивать их; способствовать повышению эмоционального настроения воспитанников.

Физическое развитие: развивать крупную моторику детей при выполнении физкультминуток;

проводить профилактику утомляемости организма и работу по снятию мышечной усталости при помощи смены видов деятельности.

Оборудование: Мультимедийное оборудование с изображением разных профессий:

-Тех, кто делает предметы своими руками: портниха, строитель, обувщик.

-Тех, кто обслуживает людей - продавец, врач, учитель, водитель, кондуктор.

-Тех, кто помогает людям отдыхать, - музыканты, певцы, артисты и др.

-Тех, кто трудится в деревне - хлеборобы, овощеводы, животноводы.

-Тех, кто защищает Родину – военные.

Предварительная работа: беседы с детьми о профессиях родителей; рассматривание иллюстраций по теме; составление небольших рассказов “Кем я буду, когда вырасту?”; чтение стихов, рассказов по теме; рассматривание инструментов разных профессий.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

В: читает отрывок из стихотворения В. Маяковского "Кем быть?"

У меня растут года, будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?

 Слайд 1. В: Изображение людей разных профессий, говорит о том, что в нашей стране все люди занимаются делом и непременно получают за это деньги.

Как назвать обобщающим словом деятельность людей, за которую они получают деньги? /профессия/. А какие профессии вы знаете? /ответы детей/

Слайд 2. В: Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них ещё не было современных домов, современной одежды. Чем они занимались? /предположения детей/. Да, мужчины ходили на охоту, а женщины готовили еду из того, что добывали мужчины, выделывали шкуры животных и шили из них одежду.

Слайд 3.В: Какие профессии зародились в те далёкие времена? /повар, охотник, портной/.

Слайд 4.В: Люди научились делать из глины посуду, из дерева строить для себя удобные жилища. Какие новые профессии появились? /гончары, строители/. Подумайте, что происходило дальше? Как появились новые профессии? /предположения детей, их рассказы/.

Слайд 5. В: Человеку хотелось жить лучше. Ему надо было преодолевать большие расстояния, и он придумал транспорт. Какие появились профессии? /водитель, механик, конструктор/.

Подумайте ребята и скажите, какие профессии существуют с давних пор? /повар, строитель, портной, врач/.

Слайд 6. В: Какие профессии появились, когда стала развиваться техника? /водитель, лётчик, рабочие, которые работают у станка, механики, слесари и т.д./.

В: Мы сейчас перечислили много профессий. А как вы думаете, какая профессия самая важная, главная, без которой мы бы не обошлись? /ответы детей/. Мы с вами так и не смогли ответить какая же профессия главная, потому что они все нужны.

В: Вы видите картинки людей с разными профессиями. Давайте попробуем их разделить на несколько групп.

В: Есть люди, создающие предметы, которые нам необходимы. Найдите, такие картинки с изображением профессий этих людей /каменщик, плотник, гончар, портниха, рабочий, художник, ткачиха/.

В: Это далеко не все профессии людей, которые могут что-то делать своими руками. Есть профессии людей, которые трудятся не в городе. Без их труда у нас на столе не было бы ни хлеба, ни молока, ни сметаны и многих других продуктов. /Хлебороб, животновод, пастух, овощевод/. Найдите картинки с этими профессиями.

В: А теперь отберём картинки с изображением профессий, которые обслуживают людей. /Продавец, врач, учитель, сапожник, часовщик, слесарь/.

В: Есть профессии людей, которые своей работой доставляют нам удовольствие, помогают отдыхать. /Пианист, скрипач, балерина, артисты/.

В: Посмотрите как много разных и интересных профессий! А какую профессию вы выберете, когда станете взрослыми? /ответ детей/. Вы назвали очень много профессий. А что нужно делать, чтобы стать тем, кем вы хотите? /учиться/. Правильно, надо очень много знать и многому научиться.

Физминутка: Заяц мчится, что есть мочи /бег/.

                       Заяц схорониться хочет /закрыть лицо/.

                       То бежит он, то кружит... /бег, поворот/.

                       Бедный он всего боится, где укрыться ото зла. /руки у груди/.

                       От лисицы, от куницы /повороты/.        

                       От орлицы и орла /руки в стороны/.

                       Он боится даже белки /показ ушей/.

                       Певчей птицы, даже межой /клюв/.

                       Уши стрелы, хвост сучок /уши/.

                       Прыгнул зайка и молчок /прыжок, затем подносят указательный палец к губам/.                                                                         Мчаться, что есть мочи /бег/. Схорониться хочет.

Гимнастика для глаз.

Посмотреть глазами вверх, вниз, влево, вправо. Посмотреть на кончик пальца, вытянутого перед собой и медленно приблизить его к носу, закрыть глаза. Посмотреть вдаль в окно, затем перевести взгляд на чёрную точку стекле. Закрыть глаза, послушать звуки.

В: А сейчас я загадаю загадки, а вы отгадайте, кем работают эти люди и назовите их профессии.

1.Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? /повар/.

2. Мы учим детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать? /учитель/.

3. Встаём мы очень рано, ведь наша забота -всех отвозить по утрам на работу ?/водитель/.

4. С огнём бороться мы должны, мы смелые работники, с водою мы напарники, мы очень людям, всем нужны, так кто же мы? /пожарники/.

5. Кто у постели больного сидит? И как лечиться он всем говорит? Кто болен - он капли предложит принять, тому, кто здоров - разрешит погулять? /врач/.

6. В снег и дождь, в грозу и бурю я на улице дежурю. Мчатся тысячи машин. Я проезд им разрешаю, если ж руку подниму, нет проезда никому? / регулировщик/.

В: Молодцы ребята, все загадки отгадали.

А сейчас посмотрите на эти предметы и скажите кому они принадлежат /весы, фонендоскоп, кисть, жезл, руль и т.д./.

                                На экране  игра "Кому что нужно для работы".

В: Вы ребята хорошо справились с заданием, как вы думаете почему? /многому научились, много знаем/. Правильно, вы ещё больше узнаете в школе, когда пойдёте учиться, если вы внимательно будете слушать объяснения учителей, вам будет учиться легче, хотя и не всегда у вас всё будет получаться. Но надо быть упорным, чтобы добиться своей цели. Не зря у русского народа есть такая пословица: "Учение и труд всё перетрут". То есть учение, и труд помогут вам стать тем, кем вы хотите.

Приложение 2.

 

Областной конкурс «Мир профессий глазами детей»

Номинация: методическая разработка

«Все работы хороши»

Конспект совместного развлечения детей подготовительной группы и родителей:

«С папой и мамой спешим на помощь Федоре»

на тему: «Все работы хороши, всякий труд в почёте»

 

Уразова О.В.

Малинова Е.С.

Суда 2023г.                

Цель: Создавать условия для вовлечения родителей в единое образовательное пространство ДОУ. Повышать педагогическую культуру родителей.

Задачи:

- Формировать представления о том, что такое профессия, вызвать интерес детей к разным профессиям.

- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

- На основе имеющихся знаний и опыта систематизировать представления о профессиях: почтальона, эколога, помощника воспитателя, врача, парикмахера, архитектора, строителя и портного.

- Формировать познавательный интерес к труду взрослых.

- Формировать навыки в команде, умение согласовывать свои желания, взгляды.

- Дать детям возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

- Учить в проблемной ситуации находить позитивное решение.

- Воспитывать уважение к людям-профессионалам, к труду взрослых.

- Воспитывать нравственные качества.

- Вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности.  

Предварительная работа с детьми: проведение экскурсий; наблюдение за трудом взрослых; подбор художественной литературы, иллюстраций, дидактического материала для игр и занятий; оснащение сюжетно – ролевых игр дополнительными атрибутами.

 

                                                    Ход мероприятия

Дети с воспитателем сидят на ковре в кругу, мечтают, кем они хотят стать. Стихотворение «Профессии» И.Г. Гуриной (под музыку).

1 ребенок: Мы пока еще ребята, не умеем мы считать. Может знаний маловато, но ведь можно помечтать!

2 ребенок: Я врачом, наверно буду, стану я лечить людей. Буду ездить я повсюду и спасать больных детей!

3 ребенок: Скоро буду я военный или просто летчик – ас!  Как герой обыкновенный защищать я буду вас!

4 ребенок: Балериной и певицей я всегда мечтала стать, чтоб красиво нарядиться, спеть для вас и станцевать!

5 ребенок: Ну а я вернусь сюда! Ласковым, внимательным и отзывчивым всегда стану воспитателем!  

           Входит Печкин с телеграммой в руках. (Роль Печкина исполняет папа)

Печкин: А про Печкина опять забыли? А я вот почтальоном мечтал стать и стал. Думаете это легкая профессия? Это не так! Знаете, сколько надо писем, газет, телеграмм, извещений разнести, раньше много писем писали, а нынче мало пишут. Сейчас все общаются по телефонам, да через интернет, прогресс. Да, совсем забыл, вам же телеграмма, срочная! Распишитесь!

 Воспитатель читает телеграмму: «SOS .Помогите нашей хозяйке Федоре!!!». Посуда.

Воспитатель: Отправляемся на помощь. Нам придется идти через лес.

Воспитатель и дети идут через лес. (Звучит тревожная музыка).

Воспитатель: Я слышу чей-то жалобный голос. Значит, нам немного осталось идти. Ребята, будьте осторожны! Кругом болото. А что случилось с лесом? Не слышно пение птиц, деревья стоят больные. Как вы думаете, какая причина? Что могло произойти?

Воспитатель: Я слышу чей-то жалобный голос. Значит, нам немного осталось идти. Ребята, будьте осторожны! Кругом болото. А что случилось с лесом? Не слышно пение птиц, деревья стоят больные. Как вы думаете, какая причина? Что могло произойти?

Дети: Здесь много мусора, кто-то разводил костер, ломал ветки деревьев, топтал траву.

Воспитатель: Вы правы, но надо точно узнать причину и помочь лесу. Кто нам может помочь в этой непростой ситуации? (Ответы детей). Правильно, эколог. В чем заключается работа эколога? (Ответы детей).

Воспитатель по телефону вызывает эколога. Приходит эколог и вместе с «экологической полицией» изучает состояние леса (состояние воды, листьев, корней, почвы). Делают выводы.

             (Роль эколога исполняет мама Кирилла К.)

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь лесу? (Поводит детей к тому, что в лес надо заселит птиц, животных).

                                Конструирование из бумаги «Оригами»

(Дети вместе с воспитателем и экологом делают животных и птиц. Заселяют их лесу). Звучит пение птиц.

Воспитатель с детьми идут дальше, встречают посуду (кукольный театр)

Воспитатель: Что случилось, расскажите?

И ответила посуда: «Было нам у бабы худо, не любила нас она, била, била нас она, запылила, закоптила. Загубила нас она!

«Оттого – то мы от бабы убежали, как от жабы, и гуляем по полям, по болотам, по лугам, а к неряхе – замарахе не воротимся!»

Воспитатель: Мы пришли тебе на помощь. А поганых тараканов мы повыведем, прусаков и пауков мы повыметем!

И сказала скалка: «Мне Федору Жалко». И сказала чашка: «Ах, она бедняжка!» И сказали блюдца: «Надо бы вернуться!» И сказали утюги: «Мы Федоре не враги!»

Все вместе продолжают путь. Впереди видят покосившийся забор, на нем курица.

Курица: Куд – куда! Куд – куда!  Вы откуда и куда?!

Дети: Мы идем на помощь Федоре.

Курица: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как вы ей поможете? От-ку-куда я не знаю, трудолюбивые вы ил нет. Вот расскажите мне пословицы, про труд. Дам вам яйцо, а там маршрут.

Дети: «Труд кормит, а лень портит».

 «Терпение и труд все перетрут».

 «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».   (курица отдает яйцо с маршрутом).

Воспитатель: Два шага влево, три прыжка вперед, три шага вправо и т.д.

Заходят в дом к Федоре. Федора поет песню: «Ой, вы бедные сиротки мои…». В доме беспорядок: грязь, разбросаны вещи, побитая посуда, тараканы, паутина. (Роль Федоры исполняет мама )

Дети: Разве можно жить в такой грязи. Вот в нашем детском саду и в нашей группе всегда чистота. Наша Александра Михайловна работает младшим воспитателем, она всегда содержит группу в порядке: моет посуду, полы, вытирает пыль, и мы ей помогаем: моем игрушки, кладем все вещи на свои места, вытираем пыль с листьев цветов. Мы и тебе поможем и научим.

            Хозяйственно – бытовой труд «Поможем Федоре». Песня « Без труда не проживешь».

Федора: Ах, какая чистота, закружилась голова.

Воспитатель: Плохо стало Федоре от чистоты, кто сможет привести Федору в чувство (дети размышляют, делают вывод, что врач).

Разве врач? А может ей поможет почтальон или дворник?

Дети: Нет, медсестра или врач (доказывают).

Воспитатель: Правильно, Федоре поможет только врач, потому что мы с вами не знаем точного диагноза, его может установить только врач и оказать помощь.

Воспитатель вызывает врача. Врач оказывает помощь. Проводит психогимнастику. (Роль врача исполняет мама.)

Психогимнастика «Я – врач 21 века».

«Посмотрите, в окно ласково светит солнце. Оно дарит нам свои лучи. Поднимите руки к солнышку, возьмите один лучик и прикоснитесь к своему сердечку. Это лучик любовь. Еще один лучик – это забота. Тоже прикоснитесь к своему сердечку. Посмотрите, следующий лучик смотрит на нас – это лучик добро. Возьмем еще лучики ласки и теплоты. Вы чувствуете, как ваше сердце наполнилось счастьем. Оно превратилось в маленькое солнышко. Возьмите и подарите свое маленькое солнышко друг другу. Скажите приятные, нежные слова».

Воспитатель: Какие мы все отдохнувшие, нарядные, красивые. Как говорят в народе «Землю солнце красит, а человека – труд».

Федора(плачет): Вы такие красивые, а я?

Воспитатель: Не переживай Федора, мы же с детьми пришли помочь тебе и предлагаем тебе сходить в «Салон красоты».

Федора: А что это такое «Салон красоты»? Я об этом не слыхивала.

       Дети рассказывают о профессии парикмахера. Федора отправляется в «Салон красоты».

Воспитатель: А пока Федору приводят в порядок, нам надо подумать, что же делать с ее домом. Как вы думаете, можно ли жить в таком доме? Почему? Что делать?

Дети: Дом не пригоден для жилья. Надо построить новый.

Воспитатель: Прежде чем приступить к строительству нового дома, нам надо составить проект дома. Кто занимается этой работой? (Архитектор). Мы сейчас выберем архитектора.

   Архитектор чертит проект дома.  (Роль архитектора исполняет папа )

Воспитатель: Этот проект дама мы передаем бригадиру стройки. Какие орудия труда нужны строителям? (Ответы детей).

Часть мальчиков оправляются строить дом. Когда дом построен, Федора выходит из «Салона красоты» и говорит: «Как чудесно!».

Воспитатель: Федора, надо что-то делать с твоей одеждой. Ребята, что будем, делать? (Ответы детей). Отправляйся, Федора в «Ателье».

Федора: Это что еще такое?

 Дети рассказывают о профессии портного.  Ситуационная игра «Ателье»

Воспитатель: А сейчас мы представим, что мы в ателье. (Обращается к ребенку – приемщику: Здравствуйте, мы хотим заказать платье для Федоры.

Приемщик: Сейчас я покажу вам журнал мод, подберите фасон, какой вам нравится, и ткань, которая вам подходит.

После того, как фасон и ткань подобраны, работу продолжает закройщик, швея. (швея мама )

                                  Пантомима «Шьем платье»

Федору заводят за ширму, примеряют платье.    

Игра «Обратимость»

Готовое платье – отутюжить – примерить – прострочить на машинке – сметать – выкроить – снять мерки – выбрать ткань – выбрать фасон.

 Выходит Федора, демонстрирует платье.

Федора: Спасибо вам, ребята. Уж не буду, уж не буду я посуду обижать, буду, буду в новом доме

 чистоту всегда держать.

Ребенок: « Порядок – душа всякого дела».

Воспитатель: Ребята, мы хорошо с вами сегодня потрудились, многим помогли выйти из трудной ситуации, пришли на помощь. Давайте вспомним, с какими профессиями мы сегодня встретились и как помогли нам люди данной профессии.

Дети: Почтальон – доставил телеграмму. Эколог – привел в порядок лес. Врач – оказал помощь.  Мл. воспитатель – помог навести порядок в доме у Федоры. Парикмахер – сделал прическу.  Архитектор – составил проект.  Строитель – построил дом. Портной – сшил платье.

                           Федора приглашает всех к столу.

                           

                                                                                               

                                                                                                                                                 Приложение 3

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в опросе, позволяющим выяснить какую роль играет Ваша семья в формировании у детей интереса к людям разных профессий. Активное участие и Ваша искренность позволит нам эффективнее осуществить работу по данной теме.

 Благодарим Вас за помощь!

1. Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с профессиями людей? Почему?

2. Интересуется ли ваш ребенок, кем вы работаете? Какие вопросы он вам задает?

3. Как вы знакомите ребенка со своей профессией?

4. В какие профессии ваш ребенок играет дома? Какие действия при этом он совершает?

5. Как вы поддерживает интерес ребенка к этой игре?

                                                   

                           

                                                                 

Приложение 3

Консультация для родителей

«Как приучить ребенка к труду?»

 Народная пословица гласит, яблоко от яблони далеко не падает. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей. А есть семьи, где родители с утра до вечера заняты работой, приучать ребенка работать им не хватает времени. Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям, взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому. Если родители учат одному, а сами поступают по-другому, то не стоит надеяться, что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком.

     Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста. Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем. Главное говорите ему слова "вместе" и "помогу". Важно приучить ребенка, чтобы, поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место, а не бросал их по комнате и брал другую. После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей.

    Чем старше становится ребенок, тем больше поручений он может выполнить. Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь. Уже трехлетние малыши стараются делать все сами. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, чего они могут сделать сами за несколько минут.

    Поэтому они сами застегивают ему одежду, сами убирают игрушки, а посуду не доверяют ребенку мыть только потому, что он может что-то уронить или испачкать свою одежду. Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться. Даже если грязи после "уборки" ребенка стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов.

     Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру, начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет. Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу: наводить порядок на столе, убирать постель или мыть за собой посуду. Несмотря на плохое поведение ребенка, старайтесь не злиться на него и не угрожать: "Немедленно убери все в своей комнате, иначе сегодня ты этого не получишь!"

      Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку, что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому. Например, в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате, в пятницу поливать цветы, а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной. Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Обязанности ребенка должны быть посильными ему и не мешать его учебе, занятий в музыкальной школе или в спортзале. Ребенок дошкольного возраста уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, кормить рыбок или других домашних животных, сходить за хлебом или молоком в магазин. Главное не то, что родители сами могут купить по дороге домой хлеб и молоко, выкинуть мусор, а важно научить ребенка к ответственности, аккуратности и трудолюбию.

      Поощрять детей за его старания в таком возрасте надо осторожно. Лучше объясните ребёнку, что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работы по дому люди должны делать вместе, так же как и вместе отдыхать и жить. Поощрять труд ребенка маленькими подарочками или сладостями тоже не стоит, в дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни.

      Приучение ребенка к труду полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком. А тот, кто не работал с детства, с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу сначала на родителей, а потом на жену или мужа.

                                                                                                                                         

                                                 

                                                                                                   

Приложение 3

Материал для папки-передвижки

«Как привить любовь к труду?»

 Дети находят массу отговорок, чтобы увильнуть от обязанностей по дому: то им срочно нужно доделать математику, то у них голова болит, то мультфильм по телевизору. Ситуация распространенная. Неправы те родители, которые потакают прихотям своего чада, даже посильные бытовые обязанности взваливают на себя. Без трудового воспитания детей из милых малышей часто вырастают лодыри и эгоисты, которые думают исключительно о том, чтобы им было хорошо.

   Но немало ребят, не дожидаясь родительской просьбы, берут в руки веник и метут полы, моют после себя тарелки, ходят в магазин, выносят мусор. Возникает вопрос: как построить трудовое воспитание детей, чтобы они выросли трудолюбивыми людьми?

      Когда начинать трудовое воспитание детей?

 Приучать ребенка к труду следует с самого детства. Именно раннее воспитание детей дает положительные результаты в будущем. Ведь дети уже иначе оценивают чужой труд, ответственно подходят к своим обязанностям. Все эти качества остаются и во взрослой жизни.

 Формирование характера начинается у детей примерно с трех лет, когда им обязательно нужно все испробовать на себе. Обратите внимание, как малыши в этом возрасте во всем подражают своим мамам и папам. Это – самое время для первых попыток. Поручите малышу собрать игрушки, помочь вам по кухне. Не беда, если ребенок испачкается в муке – он ведь работал! Ругать его за помощь, пусть даже первое время неуклюжую, непедагогично. Ведь, выполняя даже маленькие поручения, ваш малыш начинает иначе относиться к труду.

   Как начать трудовое воспитание детей?

Маленьким детям лучше доверять несложные обязанности: например, регулярно поливать комнатные растения. Заинтересуйте их рассказом о том, почему и как часто растениям нужна влага, что будет, если цветы не поливать. Расширять круг детских обязанностей нужно постепенно, но при этом не нагружать работой в качестве наказания. Можно также рутинную домашнюю работу превратить в интересное приключение. Например, «драим палубу» перед отплытием корабля.

   Бесспорно, иной раз проще что-то сделать самому, чем упрашивать сына или дочь, особенно если они не изъявляют желания. Но трудовое воспитание – комплексный процесс. Когда дети становятся старше, родительские усилия оправдываются. Потому что ребенок вырастает настоящим помощником.

    Иногда дети сами вызываются помочь родителям по дому: отметьте их рвение. Но не подарками и вкусными десертами, а словесной похвалой, признанием их заслуг.

    Случается, что ребенок кряхтит, старается, но никак не получается. Лучше промолчите, а после, когда он не видит, доделайте его работу. Любой человек, даже самый маленький, должен быть уверен, что он прилагал усилия не напрасно, а с пользой для окружающих и для себя.

Приложение 4.

                                   

Областной конкурс «Мир профессий глазами детей»

Номинация: методическая разработка

«Все работы хороши»

Картотека дидактических и речевых игр: «Профессии»

 

Уразова О.В.

Малинова Е.С.

Суда 2023г.                

                   Картотека дидактических и речевых игр на тему «Профессии»

Цель: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.

                                                         «Кто чем занимается»

Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты) и т.д.

                                               «Кто больше знает профессий»

Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).

Ход игры.

Воспитатель. Я работаю в школе учителем. Это моя профессия. Я учу писать, читать, считать, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, ... Это моя профессия — учить вас. А какая профессия у …? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Педагог называет и другие профессии — строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

                                                     

                                                          «Профессии»

Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.

Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.

                                                      «Подскажи словечко»

Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

 В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).

Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска)..

С огнем бороться мы должны.

Мы смелые работники.

C водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? – … (пожарники).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел).

В небо синее пилот поднимает… (самолет)..

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:

Вместо кисти он принес механический… (насос).

Чтоб не мокли люди под дождем

Кровельщик железом покрывает… (дом).

Летят опилки белые, летят из-под пилы:

Это плотник делает рамы и… (полы).

Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).

На глазах у детворы крышу красят... (маляры).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра).

Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра).

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).

Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

                                                  «Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: педагог показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

                                                      «Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.

Ход игры: педагог просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки). Предложить детям и другие трудовые процессы.

                                                      «Что хочет делать Маша?»

Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: педагог обращается к детям от имени куклы Маши:

- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

- Как вы думаете, что она будет делать? (стирать). Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать?(кукла хочет варить кашу). Как называется каша? (пшенная).

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей воспитатель использует картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.

                                                          «Кому это нужно»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: педагог показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот).

                                                      «Угадай, что я делаю?»

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: педагог и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду). Дети угадывают действия.

                                                  «Кому, что надо для работы?»

Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник - нужны повару и др).

                                         «Назови предмет, которого не хватает»

Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.

Дворнику - лопата, продавцу - касса, врачу - фонендоскоп, повару – кастрюля, … .

                                                       «Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.

Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?

                                                 «Угадай профессию по описанию»

Цель: учить детей находить соответствующие понятия (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник).

                                                     «Кто какой, какая?»

Цель: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.

Водитель какой? - внимательный, сильный, сосредоточенный.

Повар какой? - ловкий, аккуратный, внимательный. И так далее.

                                       «Исправь ошибки в предложениях»

Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.

Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.

                                                 «Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

Врач лечит людей, чтобы ... .

Строитель строит дома, чтобы ... .

Парикмахер подстригает людей, чтобы ... .

                                                             «Маленький - большой»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лопата - лопатка, ведро – ведерко, … .

                                                        «Что из чего получается»

Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Сок из моркови - морковный; варенье из яблок – яблочное; … .

                                                             «Назови, что лишние»

Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Грабли, лопата, тележка, половник - …? Половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику, а половник не нужен ему для работы.

                                     Картотека пословиц о профессиях

       

 Тракторист

Трактор в поле что танк в бою.

Трактор в поле — жизнь в раздолье.

Трактор есть — хлеба не перелезть.

И трактор имеет характер.

Загудели трактора, знать, сеять пора.

Нынче в поле тракторист, завтра в армии танкист.

Каков тракторист — таков и трактор.

Хороший тракторист что артист.

Трактор-то и глубоко дерет, да тракторист мелко берет.

Были времена — любили гармониста, а теперь время настало — любят тракториста.

 Автомеханик

Автомашина мертва, а смазки просит.

Раньше меряли дорогу саженями да аршинами, а теперь автомашинами.

Машина любит ласку, уход и смазку.

Машиной овладеешь — легче путь одолеешь.

 Агроном

На то и агроном, чтоб колхоз был с зерном.

Жди не дождя и грома, а жди агронома.

Слушай агронома — будет хлеб и солома.

Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.

 Бригадир

Моя бригада работает что надо.

Поработает бригада с душой — будет урожай большой.

В плохой бригаде все беда: сажают кукурузу, а растет лебеда.

Бригада бригадиром славится.

Бригадир в поле что капитан в море.

Хорош бригадир — хороша и бригада.

Тот бригадир хорош, у кого хороша рожь.

Коли у коня шея тонка — у бригадира толста.

Доярка

Коровушку не напоишь—и молочка не надоишь.

Доит шибко, да молоко жидка.

 Работники сельского хозяйства

Что посеешь, то и пожнешь.

Зерно в колосу — торопись сжать полосу.

Жнут порою, а жуют зимою.

Жать — не дремать.

Где не сеют, там не жнут.

Пашешь — плачешь, жнешь — от радости скачешь.

Что летом пожнешь, то зимою пожрешь.

Колхозное полюшко — ни нужды, ни горюшка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит.

 Комбайнер

Мощный комбайн — в поле хозяин.

Раньше рожь руками жали, теперь комбайны зашагали.

Косарь

На острую косу много сенокосу.

С плохими косцами плох и укос: С косой в руках погоды не ждать.

Коси, коса пока роса; роса долой, и ты домой.

Не косцу трава, а траве косец.

Есть сено, так есть и хлеб.

Суши сено, пока солнце светит.

Где косарь гуляет, там сено пропадает.

Сено черно, так каша бела.

Мельник

Не все работа у мельника, а стука много.

Мельник — не бездельник, хотя дела нет, а топор из рук нейдет.

Не боится мельник шуму — им кормится.

На мельника вода работает.

Были бы руки, а молотилку дадут.

Кто посевает, тот и помолачивает.

Что пожнешь, то и смолотишь.

Что смолотишь, то и в амбар положишь.

Свесив руки, снопа не обмолотишь.

Пастух

Добрый пастух не о себе печется, о скотине.

Без пастуха и овцы — не стадо.

Каков пастух, таково и стадо.

Коровы с поля — пастуху воля.

Плохой пастух, который к волчьему вою глух.

Пастуху дремать, так стада не видать.

Льновод

Лен для льноводов — золото, с ним и старые дышат молодо.

Чем ленок дольше, тем доход больше.

За ленок держись — обеспечишь жизнь.

Хороший ленок — денег закромок.

Удастся лен —так шелк; не удастся — так щелк.

Пахарь, земледелец

Вовремя пашешь — веселей пляшешь.

Глубже вспашешь — больше хлеба возьмешь.

Хочешь жить счастливо, паши не лениво.

Если у плуга не пропотеешь, на гумне кряхтеть не будешь.

Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

Глубже пахать — больше хлеба видать.

И поедим, и спляшем, только пашню вспашем.

Не ленись с плужком — будешь с пирожком.

На пашне одно знай: плуга из рук не выпускай.

Где пахарь скачет, там и жнея плачет.

Пахать — не в дуду играть.

Пахать — не руками махать.

У пахаря рука черна, да хлеб бел.

Плуг от работы блестит.

Крестьянин не языком работает, а плугом.

 Садовод, садовник

Каков сад, таковы и яблоки.

Сад красен оградой, а лоза — виноградом.

У хорошего садовода хороший сад.

Хорош садовник — крупен крыжовник.

Сады садить, так огороды городить.

Счетовод

Хорош счетовод, хорош и учет.

Без учета нет работы.

Хороший учет все учтет.

Где правильный учет, там зерно не утечет.

 Фермер

Хозяином дом стоит.

Плох хозяин, что вперед не смотрит.

Тот не хозяин, кто своего хозяйства не знает.

Всякий дом хозяином держится; без хозяина дом сирота.

Мясо хорошо в пирогах, река— в берегах, а хозяин — во дворе.

Хозяйка в дому, что пчела в саду.

Хозяйство водить — не разиня рот ходить.

Либо хозяйство водить, либо к обедне ходить.

Хозяйство вести — не бородой трясти.

Врач, доктор

Больному и богатство не мило.

Больному помогает врач, а голодному — калач.

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.

Не лечиться худо, а лечиться еще хуже.

Застарелую болезнь трудно лечить.

Хорошее лекарство никогда не бывает сладким.

Живи с разумом, так и лекарей ненадобно.

На болячку не молись, а лечись.

Самому себя лечить — только портить.

Где много лекарей, там много и больных.

У врача лечись, а у умного учись.

 Рабочий на заводе

Каков рабочий, такова ему и плата.

По работе и рабочего знать.

Белоручка — не рабочий.

На рабочего дело найдется.

Пришел в цех — работай лучше всех.

Цех чистоту любит.

Один — за всех, за тебя — весь цех.

Военные профессии

Наша армия сильна, ею гордится вся страна.

Наша армия готова разгромить врага любого.

В армию пошел — родную семью нашел.

Призовут — мы не потужим, Родине послужим.

Советский воин похвалы достоин.

Опытному воину река не преграда.

Бывалый воин опытом богат.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Умелому воину зима не помеха.

Офицер

Офицер — солдату пример.

Офицер в доблести пример.

Слово офицера не расходится с делом.

Офицеры в трудностях — впереди, а на отдыхе — позади.

Каковы офицеры, таковы и войска.

Офицер молод, а тверд, как молот.

Моряк

Крепка рука у советского моряка.

От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.

Знает враг, как дерется наш моряк.

Морской волк во всем знает толк.

Солдат бьет врага в поле, а моряк — в море.

Умей быть матросом, чтобы быть адмиралом.

Морскую заповедь знай: не зевай.

Пограничник

Врагов бояться — пограничником не быть.

За пограничником — как за каменной стеной.

 Танкист

Танки у нас хорошие, делают из врагов крошево.

Там погибнет вор-фашист, где проедет наш танкист.

От врагов одни останки оставляют наши танки.

В бою стоянка хуже всего для танка.

Танк любишь — победу добудешь.

                          Картотека пословиц про работы и   профессии

     

Закройщик

Хороший закройщик все выкроет.

Знай, чеботарь, свое кривое голенище, а в закройщики не суйся.

Швецу гривна, а закройщику рубль.

Я не на выучке, а ты не закройщик.

За стрижку в закройщики не ставят.

Кроить не шить: после не распорешь.

Как ни крой, а швы наружу выйдут.

 Швея, ткачиха, портной

Не велико веретено, а всех одевает оно.

Без веретена пряжи не спрядешь.

Кривое веретено не оденет.

Иглой шьют, чашей пьют, а плетью бьют.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Куда иголка, туда и нитка.

Игла не шило, сапог не шила.

Швец швеца по наперстку знает.

 Начальник, директор, руководитель

Первый в совете — первый в ответе.

На большом месте сидеть — надо ум иметь.

Без столбов и забор не стоит.

Без матки рой не держится.

Хозяйство крепкую руку любит.

Руководитель без народа, что цветок без солнца.

Не так страшен сам, как страшен зам.

Большое место взяв, умей давать устав.

Начальство не свой брат: много говорить не станешь.

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Красна рать воеводою.

Артель без вожака, что топор без держака.

Хоть мочальник, да твой начальник.

Не высок, да тонок, не умен, да звонок.

Правит, как медведь в лесу дуги гнет.

По вывеске — начальник, а по работе бюрократ.

Пока до начальника доберешься, раз десять споткнешься.

 Секретарь

Душа с телом, как секретарь с делом.

Каждая канцелярия имеет своего неряху.

Если секретарь не свистнет, иной начальник ничего не смыслит.

   

Певец, артист

Где песня поется, там счастливо живется.

Хорошему делу — хорошая и песня.

С песней и труд спорится.

Где песни, там и молодость.

С песней дружить — и в бою не тужить.

Хорошая песня дух бодрит.

Песню играть — не поле пахать.

Не всяк весел, кто поет.

Не песнями же коней кормят.

С песней легко, с баяном еще лучше.

Песней душа растет.

Затянул песню— допевай, хоть тресни.

Танцор

Всякая припляска хороша с прикраской.

Пляши, да не заплясывайся.

Пляши, Матвей, не жалей лаптей.

Плясать смолоду учись, под старость не научишься.

Были бы песни, будут и пляски.

Голосом пляшет, а ногами поет.

 Писатель

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Бумага терпит, перо пишет.

Пишут не пером, а умом.

Написанное не пропадает.

Писать-то пишу, а читать в лавочку ношу.

 Плотник

Плотник топором думает.

Не топор тешет, а плотник.

Плотник без топора, что изба без угла.

Где ступит, тут и стукнет.

Плотник стукать охотник.

Клеек да рубанок — друзья плотнику.

Плотник и в поле работник.

Не клей держит, а рубанок.

Плотника не шуба греет, а топор.

 Мастер

Каков мастер, такова работа.

Кушанье познается по вкусу, а мастерство — по искусству.

Работнику — полтина, мастеру — рубль.

Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера.

По работе и мастера знать.

У плохого мастера и пила плохая.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

У кого слишком чист инструмент, тот плохой мастер.

Всякая работа мастера хвалит.

Люби дело — мастером будешь.

Навык мастера ставит.

Всяк мастер на свой лад.

Мастеру свой секрет все ворота открывает.

На все руки мастер.

Мастер глуп — нож туп.

 Ремесленник

С ремеслом не пропадешь.

Ремеслу везде почет.

Ремесло — золотой кормилец.

Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет.

И то ремесло — кто умеет сделать весло.

Ремесло пить-есть не просит, а с ним добро.

Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

Тот скоро разбогатеет, кто всегда от ремесла потеет.

С ремеслом весь свет пройдешь — не пропадешь.

Ремесло плеч не тянет.

Без ремесла, как без рук.

У ремесла не без промысла.

С ремеслом и калека хлеба добудет.

Было ремесло, да хмелем поросло.

Всякое ремесло честно, кроме воровства.

Повар

Добрый повар стоит доктора.

Хороший повар сам себя хвалит.

Не все те повара, что с длинными ножами ходят.

С хорошим поваром жить не тужить.

Хороший повар и в бою кашу сварит.

Повар и нюхая наестся.

Повару — первый кусок.

Повар с голоду не умрет.

Повар голодным не бывает.

Не веришь повару, сам ступай по воду.

Посол

Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

По посольству и почет ему.

По посольству и ответ держать.

Чей посол, тому и почет.

 Продавец

Товар лицом продавай, а покупателя не надувай.

Продорожиться — не продать; продешевить—затылок чесать.

Покупатель дома хвалит, а продавец — в лавке.

Хорош продавец: копейку в ящик, да пятак за сапог.

Продавец что стрепец: оплошного ждет.

Товаром лавка красится.

Не тот товар, что лежит, а тот, кто к покупателю бежит.

Хороший товар не залежится.

Товар полюбится, так и деньги найдутся.

Угоди на вкус — и товар не залежится.

Товар лицом продают.

Всякий свой товар хвалит.

Куплей да продажей торговля стоит.

Торговля знает меру, вес да счет.

Торговать — так по сторонам не зевать.

Торгуй по правде — больше порядка будет.

Без ума торговать — только деньги терять.

С кружки по капле — буфетчице дом.

Торговали — веселились, подсчитали — прославились.

Торговал кирпичом, да остался ни при чем.

Без счета торговать — суму надевать.

 Рыбак

Рыбак рыбака видит издалека.

Не всяк рыбак, кто раз рыбу поймал.

Хороший рыбак должен по клеву знать, что рыбу сазаном звать.

Один в море не рыбак.

Дедка рыбак — туда же и внуки глядят.

Рыбак корявый, невод дырявый, а улов богат.

Река рыбака уважает, на хребте своем таскает.

Болтуна видать по слову, а рыбака — по улову.

Спортсмен

Закаляй свое тело с пользой для дела.

Смолоду закалишься — на весь век сгодишься.

Солнце, воздух и вода — наши верные друзья.  Паруса да снасти у спортсмена во власти.

 

Сторож

Пастух сторожит, а волк стережет.

Воров в лесу сторожили, а они из дому выносили.

Козел на капустнике — плохой караульщик.

Не годится к страже вор, ни дурак на разговор.

Не пускай козла огород сторожить.

Строитель

Кто строит, тот и отвечает.

Вовремя не построишь, так все дело расстроишь.

Судья

Суд правду найдет.

Суд и судью судит.

Судья праведный — ограда каменная.

Сам в своем деле не судья.

Держи суд по закону!

До суда три шага, а из суда и за год не дойдешь.

Не бойся суда, а бойся неправедного судьи.

Суд крив, коли судья лжив.

Судья в суде, что рыба в пруде.

У неправедных судей много затей.

Кто за пустяк готов сердиться, тот в судьи не годится.

На суде, что на воде, как раз утонешь.

Судья — суди, да и за судьей гляди!

Из суда, что из пруда — сух не выйдешь.

Юрист

Закон — не игрушка.

Кто законы пишет, тот их ломает.

Незнанием закона никто не отговаривайся.

Власть всякого ограничена законом.

Законы святы, но исполнители — худые супостаты.

 Ученый

Ученый без дела как туча без дождя.

Ученый везде почтенный.

Голова всему начало, где ум там и толк.

Учёного учить – только портить.

Учёному везде дорога.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Не нужен ученый, а нужен смышленый.

 Учитель

От учителя наука.

Почитай учителя, как родителя.

Ученику — удача, учителю — радость.

По ученику и об учителе судят.

Дерево и учитель познается по плоду.

Учитель в школе что посев в поле.

Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.

Учи других и сам научишься.

Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки.

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Учить — ум точить.

От учителя наука.

Каждый учитель учит по-своему.

Новому путь – дальше старого, ученику – дальше учителя.

Учитель один не считает годин.

Высоко дело учительства, но и трудно оно.

И груда книг не заменит хорошего учителя.

Только уважая учителя, сам станешь учителем.

Воспитатель

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Детей учить – не лясы точить.

Воспитать ребёнка – не выпустить цыпленка.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.

                                      Картотека стихотворений о профессиях

                   

Столяр

У Семена-столяра дело спорилось с утра:

Он строгал, пилил, сверлил, гвоздик молотком забил,

А шуруп блестящий верткий – быстро завернул отверткой.

Так он смастерил буфет, стол, комод и табурет.

А потом их шлифовал, ярким лаком покрывал

И приделывал к ним ручки, ножки и другие штучки.

Художник

На холсте художник Петя нарисует все на свете.

Опускает в краску кисть и на холст ее хлобысть!

Хорошенечко размажет. "Хороша картина!" – скажет.

Будут люди много дней думать, что же там на ней.

Врач

Любит делать доктор Лола всем прививки и уколы,

И, велев "А-а!" пропеть, горло палочкой смотреть,

Ставить градусник под мышку, слушать трубочкой одышку,

И в особую тетрадь все подробности писать.

И мальчишкам, и девчонкам мазать ссадины зеленкой,

Руки-ноги бинтовать и рецепты штамповать.

Повар

Повар Вася очень ловко чистит ножиком морковку,

Сыр на крупной терке трет: взад-вперед да взад-вперед.

Суп мешает поварешкой и толкушкой мнет картошку,

Режет ножиком укроп: вжик-вжик-вжик и в миску оп!

Получилось вкусно чтобы, лично с блюд снимает пробы.

Всё посолит, поперчит и горчицей погорчит.

Салон красоты

Нравится работать Соне парикмахером в салоне –

Причесать, постричь, завить, лаком для волос облить.

Косметологу же Асе нравится ресницы красить,

Пудрить лоб и пудрить нос, красить губы ярче роз,

Щечки бледные румянить, веки обводить тенями,

И на пальчиках руки –красить лаком ноготки.

Уборщица

У уборщицы Карлотты очень важная работа:

Подмести, пропылесосить, все поднять, что на пол бросят,

Вымыть окна, стены, пол, протереть от пыли стол.

Мусор вынести в мешочках, напоить цветы в горшочках,

Проследить, чтоб тут и там все стояло по местам.

Учительница

Нравится всезнайке Оле быть учительницей в школе.

Мелом на доске писать букву "А" и цифру "пять"

И указывать указкой: "Это сом! А это ласка!

Это рыба! Это зверь! Это парта! Это дверь!"

"Динь-динь-динь!" – звенит звонок, вот и кончился урок.

И должны ученики тряпкой мел стереть с доски.

Портниха

Для портнихи Виолетты дело есть зимой и летом.

Людям круглый год нужны платья, юбки и штаны.

Чтоб была обнова впору, все-все-все измерит споро –

Руки, талию и рост, шею, голову и хвост.

Тут же выкройку найдет, белым мелом обведет,

Раскроит, сошьет, погладит, в платье манекен нарядит,

А потом сидит и ждет, что клиент за ним придет.

Фермер

Деревенский фермер Вова знает, как доить корову,

Траву на лугу косить, пойло для свиньи месить,

Справиться с козой рогатой, огород вскопать лопатой,

Грядки прополоть, взрыхлить и из леечки полить.

От заката до рассвета Вова трудится все лето,

Чтобы на зиму запас у него был и у нас.

Музыкант

Любит музыкант Филипка для людей играть на скрипке,

На рояле, на баяне, на дуде, на барабане,

На гитаре, на трубе, ксилофоне и себе –

Широко разинув рот, громким голосом поет:

 "До, ре, ми, фа, соль, ля, си! Села кошка на такси!"

Филе хлопают в ладоши – ах, какой концерт хороший!

Спортсмен

Нравится спортсмену Ване побеждать в соревнованьях!

Может молот он метать, бегать, прыгать, приседать,

Плавать, шпагами сражаться, подтянуться и отжаться,

Быстро веслами грести и на пьедестал взойти

Выше всех, чтоб сразу дали кубки все и все медали!

Строитель

Для строителя привычно строить новый дом кирпичный.

Экскаватором Степан вырыл в поле котлован,

В землю вбил большие сваи, а теперь цемент мешает,

Ровно кирпичи кладет –ветер щелки не найдет.

Кирпичи с земли Степану поднимать сподручно краном.

Вот и новый дом готов, запускать пора котов!

Дрессировщица

Укротительница Надя носит хлыст не драки ради.

Только скажет: "Алле оп!" Тут же слон на тумбу хлоп!

Хоботом потешно машет. Лев на задних лапках пляшет,

Ей в его большую пасть голову не страшно класть.

Позабыв про сон и игры прыгают сквозь кольца тигры.

После представленья Надя всех накормит и погладит.

Программист

Пантелею-программисту нравится печатать быстро.

Целый день сидит-молчит и по кнопочкам стучит.

Архитектор

Архитектор строит дом, дом многоэтажный.

Строит дом карандашом на листке бумажном.

Нужно всё нарисовать, вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать, лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет, чтобы был в квартире свет,

Ванны, умывальники для больших и маленьких.

Маляр

Красить комнату пора, пригласили маляра.

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом.

Вместо кисти он принёс металлический насос.

Брызжет краска по стене, солнце светится в окне.

Стали стены голубыми, словно небо в вышине.

Новый дом почти готов, примет к празднику жильцов.

Вот, кто строит этот дом – дом, в котором мы живём.

Плотник

Плотник думал топором.

Выдумал из брёвен ароматный светлый дом. Дом, как терем, стройный.

Спасатели

Они придут на помощь нам, когда бушует океан,

Когда землетрясение, тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут – такой у них опасный труд!

Шофер

Качу, лечу во весь опор. Я сам — шофер, и сам — мотор.

Нажимаю на педаль- и машина мчится вдаль!

Портниха

Целый день сегодня шью. Я одела всю семью. Погоди немного, кошка- будет и тебе одежка.

Строители

Пусть не сердятся родители, что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит! И не важно, что пока этот домик из песка!

Сапожник

Мастер, мастер, помоги- прохудились сапоги!

Забивай покрепче гвозди- Мы пойдем сегодня в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Мир профессий - глазами ребенка»

Мы столкнулись с тем, что дети даже в подготовительной группе не все знают название профессий родителей, характерные особенности данной специальностиЦель проекта расширить представление детей о р...

Фотопроект"Мой ребенок в будущей профессии" глазами родителей, в рамках проекта "Профессию выбираю с детства"

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Семья- это то пространство, где формируется отношение ребнка к работе и к своему будущему выбору профессии. Уже в самом раннем детс...

Методические рекомендации к проекту: «ПРИРОДА –ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»

Методическая разработка: проект «Природа- глазами ребенка» проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Познавательное р...

Методическая разработка «Мир насекомых глазами ребенка» для детей среднего возраста 5-6 лет

В летний период времени дети проводят большой отрезок времени на прогулке. Большой интерес дети проявляют к насекомым, им интересно наблюдать за ними. В ходе бесед было выяснено, что дети очень м...

Проект по реализации программы «Социокультурные истоки» «Мир профессий - глазами ребенка» (подготовительная группа)

Продолжительность проекта: краткосрочный Тип проекта: познавательно-информационныйУчастники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.Возраст детей: 6-7 лет Актуальность: В последне...

Проект "Мир профессий глазами ребенка"

Проект "Мир профессий глазами ребенка"...