февраль 2025 Консультация для воспитателей комбинированных групп: «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
консультация по логопедии (старшая группа)
Главная задача дифференциации звуков [С – Ш] заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Дифференцируя звуки, мы учим ребенка различать смешиваемые звуки, учим правильно использовать и произносить их. Это достигается путем специальных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 876.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей комбинированных групп: «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
Главная задача дифференциации звуков [С – Ш] заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Дифференцируя звуки, мы учим ребенка различать смешиваемые звуки, учим правильно использовать и произносить их. Это достигается путем специальных упражнений.
Шаг 1: перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] необходимо выполнить комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.
Шаг 2: даем ребенку зрительную опору (показываем правильный артикуляционный уклад звуков).
- Звук С: губы вытянуты в улыбке, зубы сомкнуты, язык упирается в зубы и дуем. Ассоциация на упражнение «Лягушка» или «Заборчик».
Можно подключить упражнение с пальчиками (тянем их как лягушка на картинке)
- Звук Ш: губы вытянуты вперед в трубочке, язык чашечкой и вверх и дуем. Ассоциация на упражнение «Слоник».
Можно подключить упражнение с пальчиками (сложили их вместе в «хобот» и тянем вперед как слоник хоботок на картинке)
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
Шаг 3: далее отрабатываем речевой материал с подключением рук.
- Дифференциация звуков [с - ш] в изолированном звучании
Упражнения: «Лягушка – слоник»,
«Ветерок – горячая водичка»:
С – Ш, С – Ш, С – Ш…
- Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах
СА – ША ША – СА
СО – ШО ШО – СО
СУ – ШУ ШУ – СУ
СЫ – ШИ ШИ – СЫ
- Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах
АС – АШ ЕС – ЕШ
ОС – ОШ ЁС – ЁШ
УС – УШ ЮС – ЮШ
ИС – ИШ ЯС – ЯШ
- Дифференциация звуков [с - ш] в интервокальных слогах
АСА – АША ОСА – ОША УСА – УША ЫСА – ЫША
АСО – АШО ОСО – ОШО УСО – УШО ЫСО – ЫШО
АСУ – АШУ ОСУ – ОШУ УСУ – УШУ ЫСУ – ЫШУ
АСЫ – АШИ ОСЫ – ОШИ УСЫ – УШИ ЫСЫ – ЫШИ
- Дифференциация звуков [с - ш] в закрытых слогах
САШ – ШАС СОШ – ШОС
СУШ – ШУС СЫШ – ШИС
- Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах со стечением согласных
СНА – ШНА СМА – ШМА СВА – ШВА СКА – ШКА
СНО – ШНО СМО – ШМО СВО – ШВО СКО – ШКО
СНУ – ШНУ СМУ – ШМУ СВУ – ШВУ СКУ – ШКУ
СНЫ – ШНЫ СМЫ – ШМЫ СВЫ – ШВЫ СКЫ – ШКЫ
- Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах со стечением согласных
АСТ – АШТ АСК – АШК
УСТ – УШТ УСК – УШК
ИСТ – ИШТ ИСК – ИШК
ЁСТ – ЁШТ ЁСК – ЁШК
- Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в начале слова
Сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки
Стык – штык сытый – шитый сайка – шайка
Суд – шут сов – шов спит – шипит
Споры – шпоры стиль – штиль соли – шали
- Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в середине слова
Усы – уши маска – Машка ириска – Иришка
Усат – ушат масса – Маша басенка – башенка
Пасу – пашу пески – пешки носить – нашить
миска – мишка каска – кашка просить – прошить
басня – башня киски – кишки миска – мишка
посол – пошёл пасли – пошли просо – Проша
- Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в конце слова
Нас – наш брось – брошь
Вас – ваш плюс – плюш
Кис – кыш мыс – мышь
- Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в одном слове
Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить, ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, рас-пу-шил, шест-ви-е, рас-шу-мел-ся, пу-те-шест-ви-е.
- Дифференциация звуков [с - ш] в словосочетаниях
Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;
Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;
Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.
- Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях
Саша ест сушки. У Маши - санки. На сосне - шишки. Наш дедушка - машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.
У Наташи - сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок. Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.
У кошки - пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне - шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши - высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.
- Дифференциация звуков [с - ш] в чистоговорках
Ша – са – ша наша Маша хороша
Са – ша – са укусила нос оса
Ши – сы – ши наши ушки хороши
Сы – ши – сы у осы усы, усы
Иш – ис – ыш беги сюда мылыш
Аш – ос – аш у нас большой шалаш
Аш – ос – иш вокруг такая тишь!
Ос – ош – ос над кустами много ос
Ош – ош – ос и над вишней много ос
Материал подготовил:
учитель-логопед Бармина Ирина Олеговна
МБДОУ д/с №19 г. Белгород
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Пособие для автоматизации звуков у дошкольников старшего дошкольного возраста"
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека игр и упражнений со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста"
Игры и упражнения со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...

Консультация для воспитателей комбинированных групп
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....