Консультация для воспитателей комбинированных групп
консультация по логопедии
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей комбинированных групп
«Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр и упражнений».
Подготовила Л.М. Мазина-учитель-логопед
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой на сегодняшний день, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Как учитель-логопед, я понимаю - очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
В группе компенсирующей направленности, дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. В комбинированных группах у детей с ОВЗ имеются такие же проблемы в речевом развитии. Наша задача помочь всем детям в формировании грамматического строя речи.
Большую роль играют дидактические игры и упражнения, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни: на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня.
Всем известно, что дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей игры дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
В своей работе поставила цель - последовательно развивать лексико -грамматический строй речи детей через дидактические игры и упражнения.
Наблюдая за играми детей можно увидеть, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными, и наоборот, заторможенными.
При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно – бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.
Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому для знакомства детей с новыми словами, понятиями, в расширении и уточнении представлений, связанных с этими словами можно использовать наглядно – действенное восприятие т.е. показ предмета или картинки, его обозначающей. Это действует на ребенка сильнее, чем слово. Эффективно будет, если добиваться употребления новых слов в связной речи.
На первом этапе работы в основном использовать игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращать внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Вводить приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем переходить к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.
Дидактические игры по развитию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:
1. Игры и упражнения на словоизменение:
- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего (кого) не стало?", «Чего (кого) много? «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.
- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры "Ателье", "Кафетерий"и др.);
- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. («Какой?, Какая?, Какое?», «Про что можно так сказать?»«Кто что делает? слова-действия», «Отгадай, что это?», «Расскажи о предмете», «Назови как можно больше слов-признаков»);
- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.(игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону" и др.).
2. Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы в соответствии с лексическими темами:
- Образование названий детенышей животных.
- Образование названий профессий.
- Образование названий посуды.
- Образование однокоренных слов.
В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
- суффиксов «Назови ласково» заяц - заинька, зайчонок;
- приставок «Слова - действия»: шить - пришить, зашить, вышивать;
- смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ
существительных: «Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?» «Вкусный сок», «Поварята». «Чей листочек?»; и образованию притяжательных прилагательных от названия птиц, животных: «Чей хвост?», «Бюро находок»
3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:
Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.
В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи, ведётся по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей через игру.
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.
Полезно использовать настольно – печатные дидактические игры, которые также систематизированы в соответствии с лексическими темами. Цели речевых игр и упражнений направлены на решение разных речевых задач:
- Овладение речью, как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие звуковой культуры речи
- Развитие связной речи
- Развитие речевого творчества
- Знакомство с художественной литературой
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
Эти задачи тесно связаны между собой и решаются на каждом возрастном этапе, от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов по развитию лексико-грамматического строя речи.
Систематическая работа по развитию лексико-грамматических категорий у детей за полгода уже дает следующие результаты. У детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стараются использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употреблять разные части речи точно по смыслу.
У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребята правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова, верно используют предлоги.
Все нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, логопеда и др.), но и, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно они являются для детей авторитетом и примером для подражания.
Родителям можно рекомендовать, что в настоящее время выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей для домашних игр, а так же некоторые игры изготовить совместно с ребенком, что сделает общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. Кроме того, объяснять им, что с ребенком можно просто «играть в слова» по пути домой или в детский сад. Важно, поощрять любые, даже самые маленькие его успехи.
Таким образом все вместе (родители, педагоги), поможем детям быть успешными в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-1172940-1570632926.jpg)
Взаимодействие учителя -логопеда и воспитателя комбинированной группы
Педагогическое воздействие при преодолении ТНР процесс длительный. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, которая позволит осуществлять взаимосвязь и прее...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-1172940-1570632926.jpg)
Семинар практикум "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы в МБДОУ №11
Система осуществления преемственности в работе логопеда и воспитателей комбинированных групп, соблюдение единых требований к детям с речевой патологией....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/29/picture-1218557-1598679283.jpg)
Практический семинар для воспитателей комбинированных групп «Преодоление нарушений слоговой структуры слов»
Практический семинар для воспитателей комбинированных групп «Преодоление нарушений слоговой структуры слов»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1223160-1583089411.jpg)
Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы (с элементами Триз-технологии).
Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы. учитель-логопед С.А. Позднякова МБДОУ &laqu...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119493-1550649841.jpg)
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...