«Игры и упражнения для развития целенаправленной воздушной струи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Степунина Оксана Владимировна

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно  произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Одним из этапов работы по развитию речевого дыхания является выработка у ребенка сильной, длительной, целенаправленной воздушной струи. Без воздушной струи  у ребенка не будет правильного звукопроизношения. Сильной, длительной воздушной струи мы можем добиться благодаря специальным играм и упражнениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_teme_vozdushnaya.struya_6.docx64.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                    учреждение детский сад компенсирующего вида №1 г. Курганинск

Методическая разработка

«Игры и упражнения для развития целенаправленной воздушной струи» 

Авторы:

Дрокина Елена Анатольевна, учитель-логопед

Степунина Оксана Владимировна, воспитатель

2023

Автор - составитель: Дрокина Елена Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №1»; Степунина Оксана Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №1»

Дрокина Е.А, Степунина О.В. «Игры и упражнения для развития целенаправленной воздушной струи» [Текст]: методическая разработка /Е.А. Дрокина, О.В.Степунина.-Курганинск: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №1», 2023.-27с.

Аннотация
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно  произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Одним из этапов работы по развитию речевого дыхания является выработка у ребенка сильной, длительной, целенаправленной воздушной струи. Без воздушной струи  у ребенка не будет правильного звукопроизношения. Сильной, длительной воздушной струи мы можем добиться благодаря специальным играм и упражнениям. Имеющиеся же в педагогической литературе игры и упражнения  «рассеяны» по разным изданиям. Поэтому в помощь педагогам дошкольных организаций, работающим с детьми, а также родителям предлагается настоящее пособие, где  игры и упражнения подобраны по 34 лексическим темам, а также рекомендации по проведению игр и упражнений и конспект семинара-практикума для родителей «Речевое дыхание — основа правильной речи» целью которого является обучение родителей игровым способам развития воздушной струм у детей с общим недоразвитием речи.


Оглавление:

1.Введение______________________________________________________2

2.Основная часть. Дыхание-основа красивой речи_____________________5

3.Заключение____________________________________________________6

4. Литература____________________________________________________7

5. Приложения___________________________________________________9


ВВЕДЕНИЕ 
Актуальность. В сегодняшних условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает масштабный характер. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу — более 80% от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Речевое дыхание у дошкольников  с речевыми нарушениями характеризуется:

‒ слабой дыхательной мускулатурой;

 ‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи.

-неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);

 ‒ неумелым распределением дыхания в словах (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять);

 ‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием;
‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно  произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Одним из этапов работы по развитию речевого дыхания является выработка у ребенка сильной, длительной, целенаправленной воздушной струи. Без воздушной струи  у ребенка не будет правильного звукопроизношения. Сильной, длительной воздушной струи мы можем добиться благодаря специальным играм и упражнениям. В связи с этим нами была разработана картотека игр и упражнений на развитие воздушной струи. Игры и упражнения подобраны по 34 лексическим темам.

Цель: познакомить педагогов  и родителей с играми и упражнениями для развития воздушной струи у дошкольников с нарушениями речи 

 Задачи:

- сформировать представление о значимости развития воздушной струи  у детей;

- познакомить педагогов и родителей с играми и упражнениями на развитие сильной воздушной струи;

- предоставить педагогам  ДОУ и родителям практические рекомендации по использованию дыхательных игр и упражнений, направленных на развитие воздушной струи.
Настоящее пособие предлагается в помощь педагогам дошкольных организаций, логопедам, а также родителям. В методической разработки представлены эффективные  игры и упражнения  достаточной простоты в проведении. Игры и упражнения можно использовать как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Надеемся, что думающий педагог, основываясь на наших играх, рекомендациях, определит  конкретные формы реализации в собственном опыте, опираясь на изложенный материал. Это пособие окажет действенную помощь педагогам дошкольных  образовательных учреждений, родителям, а также логопедам в развитии воздушной струи у детей с нарушениями.

Желаем Вам успехов!

2. Дыхание-основа красивой речи

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более активная фаза дыхания, чем выдох. Диафрагма является главной движущей силой в обеспечении дыхания.
Помимо своей биологической функции, органы дыхания также принимают участие в артикуляции и голосообразовании. Формирование речевого дыхания у детей происходит одновременно с развитием речи и заканчивается примерно к десяти годам. В этом процессе большую роль играет формирование воздушной струи. Формирование воздушной струи является важным этапом при постановке звуков.

Воздушная струя – это энергетическая основа звука, слова и целой фразы. Без длительной и сильной струи воздуха происходит не только нарушение звукопроизношения, но и общего звучания речи: ребенок пропускает окончания слов, говорит «взахлеб», смазывает окончание фраз и т.д.

Развитие правильной воздушной струи у ребенка является одним из первых и важнейших этапов логопедического воздействия. Если у дошкольника будет хорошо поставлена воздушная струя, то у него будет четкая дикция, он будет внятно и правильно произносить все звуки.

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая.
Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной
 воздушной струи.
Три основных направления воздушной струи:

1)воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в', ф, ф'), заднеязычных (к, к', г, г', х, х'), переднеязычных (т, т', д, д'), свистящих (с, с', з, з', ц).

2)воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (ш, ж, щ, ч) звуков и вибрантов (р, р').

3)воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно-проходных (л, л') звуков.

В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются различные игры и упражнения, которые представлены в нашей методической разработке.


Заключение

Комплексное   воздействие  на дыхательную систему ребенка (учителем-логопедом, воспитателем, родителями), использование  дыхательных упражнений, игр на развитие воздушной струи  в течение дня в разных режимных моментах (прогулках, самостоятельной деятельности, организованной деятельности) дают возможность  успешно  формировать у детей правильное речевое дыхание, что дает улучшенное общее звучание речи, ее выразительность.

Таким образом, игры и упражнения по формированию правильной воздушной струи положительно сказывается на состоянии речи в целом и способствует общему оздоровлению организма ребенка.


Литература
1.Азанова Л. Здоровье на кончиках пальцев. Целительные мудры. СПб.: 2008г.

2.Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. М.: ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008г.

3.Амосова Т.Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. М.: РИПОЛ классик, 2005г.

4.Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М.: «ТЦ Сфера» 2005г.

5.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М.: Книголюб 2005г.

6.Гладковская Л.М. Использование песка и воды в индивидуальной работы с заикающимися детьми 5-7 лет. Логопед. №1 2008г. С 51-56.

7.Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения логопед в детском саду. № 2 2005г.

8.Дуплинская А. О речевом дыхании детей с дизартрией. Дошкольное воспитание. №5 2008г. С 85-91.

9.Зубко И.Л. О правильном дыхании. Логопед. №4 2007г. С 114-119.

10.Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Раздел: Дыхательная гимнастика. СПб, 2004г.

11.Лопатина Л.В. Особенности тембра голоса у детей со стертой дизартрией. Логопед. №3 2004г.

12.Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительной речи. М.: «ТЦ Сфера» 2009г.

13.Леонова А. Дыхательная гимнастика. Знание-сила. №10 1987г.

14.Леонова С. В. Веселая разминка. Комплекс дыхательный и физических упражнений под чтение

стихотворных текстов. Логопед. №6 2004г. С 83-89.

15.Максакова А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников. Дошкольное воспитание. №1 1988г. С 31-38.

16.Нестерюк Т.В. Дыхательная и звуковая гимнастика. М.: «Книголюб», 2007г.

17.Нурмухаметова Л.Р. Дыхательная гимнастика в детском саду. Логопед. №3 2008г. С 116-119.

18.Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах.СПб.: Питер, 2004г.

19.Покровский В.И. Энциклопедия здоровья. Т. 2. М.: ИПО «Автор», 1992г.

20.ПожиленкоЕ. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков (с),(ш),(л),(р). СПб.: КАРО. 2009г.

Приложение 1

 К-1   Тема: «Осень»

«Листья»
Цель: 
развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование:
 листья разных деревьев.(березы, клена, рябины,дуба)
Ход игры:
 дети сидят на стульях за столом. Логопед руководит их действиями: «Взяли кленовые листья в правую руку, поднесли ко рту, подули, не надувая щек, отпустили листья. Они опустились на стол. Взяли в правую руку дубовые листья... А теперь листья осины..., березы..., рябины... и т. д.
     Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».

К-2 Тема: «Огород. Овощи»

«Собери овощи в корзинку»

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: картинки овощей, корзиночка.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут вырезанные картинки овощей. Педагог предлагает ребенку подуть на овощи, чтобы они улетели в корзинку (дуть можно один раз).

Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».

К-3 Тема: «Сад. Фрукты»

«Прожорливые фрукты»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

В воротики, нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования - кто больше попадёт (накормит фрукты). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.

К-4 Тема: «Лес. Грибы и

Лесные ягоды»

«Помоги ежику найти грибы»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: картинка с ежиком, на которой под листьями спрятаны грибы
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе картинка с ежиком. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть, чтобы разлетелись листья. Затем предлагает ребенку подуть на листья.  Дуть на карандаш можно только один раз

К-5 Тема: «Игрушки»

Мыльные пузыри

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

К-6 Тема: «Одежда»

Расти, пена!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.

К-7 Тема: «Обувь»

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

- Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

К-8 Тема: «Мебель»

«Что в шкафу?»

Цель: Развитие длительного целенаправленного выдоха. Развитие зрительного гнозиса.

Оборудование: картинка шкаф

Ход игры:

Дуем на «закрытые» дверцы шкафа так, чтобы бумажные «дверцы» приоткрыли картинку – платье, находящееся в шкафу. Струя воздуха должна быть сильной. За этот короткий временной промежуток необходимо различить изображение на картинке.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.


К-9 Тема: «Детский сад»

«Футбол».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Оборудование: Бумажное футбольное поле, футбольный мяч.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть мяч на противоположный край поля. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Педагог предлагает поиграть в футбол. Показывает, как можно подуть на футбольный мяч и «забить его в ворота», потом предлагает подуть ребенку.

К-10 Тема: «Кухня. Посуда»

«Остуди чай»

Цель: Воспитание направленной воздушной струи.

Оборудование: картонная чашка

Ход игры:

Сегодня, ребята, вы мои гости, горячим чаем всех я угощаю.

Чтобы не обжечься вам,

дуть я предлагаю! 

Вдох через нос, а затем дуем на «чашку с чаем», вытянув губы трубочкой, не надувая щёк.


К-11 Тема: «Зима»

«Снег идёт!»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: снежинки из пенопласта.

Ход игры: Педагог развешивает на стойке снежинки, напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Удержывать язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй на снежинки

Взрослый показывает, как дуть на снежинки, дети повторяют.



К-12 Тема: «Зимующие птицы»

«Летите, птички!»

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 разноцветные птички (голуби), сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.


К-13 Тема: «Комнатные растения»

«Музыкальный пузырёк»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1-1,5 см).

Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.

- Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба.

Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

К-14 Тема: «Новогодний праздник»

«Буря в бутылке».

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: маленькая пластиковая бутылка с трубочкой наполненная раскрошенным пенопластом.

 Ход игры:

Педагог раздает бутылочки, напоминает детям про зиму.

-  Сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем в бутылочку и сделаем снежную бурю

Взрослый показывает, как дуть в бутылку, дети повторяют.

К-15 Тема: «Домашние птицы»

«Уточки»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.

- Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.

Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.

- Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!

В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.

К-16 Тема: «Домашние животные»

«Прожорливые животные»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: маски домашних животных, с увеличенными ротиками.

Ход игры: 

В ротики животных, нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования - кто больше попадёт (накормит животных). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.


К-17 Тема: «Дикие животные»

«Мишка»

Цель: формировать направленный ротовой выдох.
Оборудование: игрушечный медвежонок.

 Ход игры:

 Мишка очень шишки любит,

Угощу его я ей.

 Благодарен он мне будет,

 Сразу станет подобрей.

 Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, то есть угостить его. 

К-18 Тема: «Наш дом»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Оборудование: Из картона сделать стену дома, а в ней окно, закрепить кусочек ткани.

Ход игры:

Кто такой построил дом,

И кто же живет в нем?

Можно в домик заглянуть,

На окошко надо подуть.

К-19 Тема: «Семья»

«Подуть через соломинку - Веселый человечек»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Оборудование: соломинки, стакан с перчаткой.

Ход игры: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан. Подуть через соломинку, чтобы перчатка одетая на стакан надулась. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

К-20 Тема: «Профессии»

«Остуди суп»

Цель: Воспитание направленной воздушной струи.

Оборудование: нарядная тарелка,

Ход игры:

Сегодня, ребята, повар приготовил очень вкусный суп и угощает вас, но суп очень горячий, его нужно остудить. Чтобы не обжечься вам,  я предлагаю на суп подуть! 

Вдох через нос, а затем дуем на «чашку с чаем», вытянув губы трубочкой, не надувая щёк.


К-21 Тема: «День Защитников Отечества»

«Летите, самолеты!»

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 разноцветных самолета, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут самолет. Педагог предлагает ребенку подуть на самолет, чтобы он улетел как можно дальше (дуть можно один раз).

К-22 Тема: «Транспорт»

«Кораблик»

Цель: Чередование длительного плавного и сильного выдоха.
Ход игры:
Дети сидят большими полукругом. В центре на маленьком столе
стоит таз с водой. Педагог предлагает покататься на кораблике из
одного города в другой, обозначив города значками на краю таза.
Чтобы кораблик двигался нужно на него подуть. Дуть надо на 
него не торопясь, сложив губы, как для звука – ф- . Кораблик при
этом двигается плавно. Но вот налетел сильный ветер. «П–п- п» -
губы складываются, как для звука – п -. Или дуть, вытягивая 
губы трубочкой, но не надувая щек. 

Рекомендация:
Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу 
стульчике. При повторении упражнения нужно пригнать 
кораблик к определенному месту.

К-23 Тема: «Мамин праздник»

«Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох, активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Ход игры: дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия стихотворным текстом:

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.                      

К-24 Тема: «Весна»

«Хорошая погода»

Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.
Оборудование: картинка весны с солнышком, а на нитке из ваты тучки

Ход игры:

Посмотрите, ребята, наступила весна, а наше солнце закрывают тучи (из ваты). Помогите раздуть, разогнать тучи,  чтобы появилось солнышко,

К-25 Тема: «Первые весенние цветы»

«Волшебные бабочки»

 Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха. Оборудование: искусственный цветок-первоцвет, разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

 Ход игры: Посмотри, какой у меня есть нарцис. А ты знаешь, что на нём живут бабочки? Вот только беда: злой волшебник заколдовал их, и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

К-26 Тема: «Цветущие комнатные растения».

Фокус»

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

К-27 Тема: «Дикие животные весной».

«Забей гол Мишутке»

 Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: лёгкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка медведь. Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами. Тебе нужно забить как можно больше голов мишутке. Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота мишутке. При этом педагог своей рукой может передвигать медведя, тем самым создавая трудность в забивании гола. Важно следить, чтобы ребёнок не надувал щёки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

К-28 Тема: «Домашние животные весной».

Прожорливые животные»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: маски домашних животных с увеличенными ротиками
Ход игры:

В ротики животных, нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования - кто больше попадёт (накормит животных). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.

К-29 Тема: «Перелетные птицы».

«Чья птичка дальше улетит?»
Цель:
 Развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: Фигурки птичек (ласточки, скворца, соловья), вырезанные из тонкой бумаги

Ход игры:

Фигурки птичек и я ставят на стол у самого края. Педагог вызывает
детей попарно. Каждый ребенок садится напротив птички. 
Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно на одном 
выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя.
По сигналу «Полетели !» дети дуют на фигурки. Остальные дети
следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу). 

К-30 Тема: «Насекомые».

«Лети, бабочка!»
Цель:
 развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.( пчелки, стрекозы)
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.


К-31  Тема: «Рыбки в аквариуме».

«Рыбки плавают»

Цель:  развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ.
На столах лежит нарисованный аквариум и вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки рыбок. Ребенок садится напротив аквариума и дует на рыбок. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя.
 

К-32   Тема: «Мой город».

Бумажный флажок

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см).

Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

- Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру!

Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.


К-33   Тема: «Правила дорожного движения».

Милиционер

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свистки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.

- Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток!

Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

К-34   Тема: «Лето. Цветы на лугу».

Одуванчик

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

Также можно организовать игру "Дед или баба?":

- Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!


Приложение 2

Правила проведения дыхательной гимнастики

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо соблюдать ряд правил:

1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.

2. Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.

3. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота.

4. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.

5. Выдоху предшествует сильный вдох через нос.

6. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения, не толчками.

7. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).

8. Выдыхать следует, пока не закончится воздух.

9. Кратковременность упражнений от 30 секунд до 1,5 минуты.

10. Следить, чтобы щеки не надувались. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.

11. Дыхательные упражнения могут вызвать у ребёнка лёгкое, проходящее головокружение. При сильном головокружении игры следует отложить.

12. Можно сочетать дыхательные упражнения с артикуляционной гимнастикой.

13. Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.


                                                                                                         Приложение 3
Семинар-практикум для родителей
«Речевое дыхание — основа правильной речи»
Цель:
Обучить родителей игровым способам развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
-показать важность участия семьи в логопедической работе;
-повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста;
-сформировать у родителей представления об особенностях развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, о значимости
развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
Предварительная работа.
-подбор пособий, игр, методической литературы по теме;
-оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Раздаточный материал для родителей:
-Материал необходимый для практического изготовления пособий для игр на развитие воздушной струи (бумага, ножницы, нитки, клей, гуашь, трубочки для коктейля).
Материалы и оборудование: Игры и пособия, используемые для развития речевого дыхания у детей.
Ход мероприятия:
1. Приветствие родителей
 «Передай пакет»
Цель:
стимулировать внимание участников, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.

Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Предлагаю вам бумажный пакет, на каждом из пакетов, сложенных друг в друга, написаны задания. Пакет передаете по кругу или бросаете друг другу. Начинать выполнение задачи мы будем под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет снимает верхний слой и читает, и выполняет задание. Игра будет продолжать пока все слои пакетов не закончатся.

Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?

2. «Немного теории»
Дорогие родители! Вы осознали, что Вашим детям нужна помощь специалистов и привели своих детей в наш детский сад в логопедическую группу. Но хотелось бы подчеркнуть, что вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье.
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье. Речь — сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы.
Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной
Произношение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработку которой проводят одновременно с артикуляционной гимнастикой.
 
3. Практическая часть. «Играем вместе с мамой».
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».
• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
Но такие упражнения быстро надоедают ребенку. Гораздо интереснее вырабатывать целенаправленный выдох в игровых ситуациях.
4. Практическая часть «Умелые руки»
Пособия для игр на развитие воздушной струи можно изготовить своими руками. И сейчас я хотела бы показать вам, как это сделать. «Бабочка». Вам понадобится открытка с изображением цветов, бумажная или пластмассовая бабочка, нитка. Один конец нитки приклеиваем к бабочке, а другой - к обратной стороне цветка. Бабочку кладем на цветок. Ребенок должен подуть по желобку, положив широкий распластанный язык на нижнюю губу. Бабочка «слетает» с цветка.
 «Забей в ворота гол». Вам понадобится лист бумаги, нитка, небольшой бумажный кружок. На листе бумаги рисуете ворота. Вырезаете небольшой круг и раскрашиваете его как мяч. Один конец нитки приклеиваете к мячу, а второй-с обратной стороны листа. Положить мячик на край листа, затем подуть на него так, чтобы мяч попал в ворота. Дуть либо по широкому распластанному языку, либо в «трубочку».
«Разгони тучки». Вам понадобится лист плотной бумаги в центре которого рисуется или приклеивается солнышко. Тучкисделанны из ватных дисков. Тучи закрыли солнце. Ребенку предлагаем помочь солнцу и разогнать тучи. Ребенок дует на тучки. Чем больше тучек, тем интересней ребенку их сдувать.
 5. Рефлексия «Мое участие в семинаре»
Цель:
конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара - практикума. 
- Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?
6.«Внимание конкурс! «Поиграем с ветерком! » Предлагаем родителям дома вместе с детьми изготовить игру, на развитие речевого дыхания и организовать в группе выставку игр «Веселый ветерок». Пособия для работы над развитием речевого дыхания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....

Развитие целенаправленной воздушной струи

Данный материал поможет родителям понять, что такое целенаправленная воздушная струя и как ее развивать....

Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания и выработка целенаправленной воздушной струи»

Чтобы у детей формировалось правильное произношение, работу по развитию дыхания нужно начинать с младшего возраста.Недочеты детского дыхания преодолеваются:1. Развитием более глубокого вдоха и более д...

Упражнения для развития целенаправленной воздушной струи.

   Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин.   Все звуки нашей речи мы произносим, как извест...

Развитие целенаправленной воздушной струи

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Все звуки речи мы произносим  на выдохе. И в случае недостаточности речевого выдоха у ребенка наблюдаются сложности не только со звукопроизношени...