Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
картотека по логопедии
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие дыхания.
«Поиграй животиком»
Цель: развивать физиологическое дыхание.
Оборудование и организация: игрушка-зверушка.
Ход игры: Предложить ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот. Показать, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
«Вертушка»
Цель: развивать физиологическое дыхание.
Оборудование и организация: игрушка-вертушка.
Ход игры: Показать ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Далее пусть ребенок сам подует на бумажную вертушку.
«Бабочка»
Цель: выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: вырезанная из папирусной бумаги бабочка, прикрепленная на нитку длинной 15-20 см.
Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднесите бабочку к губам ребенка и попросите его подуть.
«Танцующая матрешка»
Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: вырезанная из бумаги фигурка матрешки, прикрепленная на нитку.
Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует. Затем поднести бабочку к губам ребенка и попросить его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.
«Сдуй снежинку с рукавички»
Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: вырезанная из картона рукавичка, вырезанная из бумаги снежинка.
Ход игры: показать ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички. Затем положить снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам ребенка, и попросить его подуть на снежинку.
«Сдуй пушинку»
Цель: закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: перышко, пушинка или кусочек ваты.
Ход игры: показать ребенку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положить перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам ребенка, и попросить его подуть на перышко. В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.
«Карусель»
Цель: закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: изготовленное пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги.
Ход игры: показать ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться. Затем дайте пособие ребенку и попросите его подуть.
«Загони мяч в ворота»
Цель: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
Оборудование и организация: ворота (их можно заменить двумя кубиками); кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги.
Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.
«Кораблик»
Цель: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
Оборудование и организация: бумажный кораблик.
Ход игры: показать ребенку, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.
«Буря в стакане»
Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох; развивать подвижность губ, умение плотно смыкать их.
Оборудование и организация: трубочки с разным диаметром; стакан с соком и водой.
Ход игры: предлагать ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Нужно менять диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие. Далее рассказать ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого нужно налить в стакан воду и показать, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок сам попробует создать бурю в стакане воды.
«Звуковая ниточка»
Цель: развивать правильное речевое дыхание, уточнять артикуляцию гласных звуков.
Ход игры: показать малышу, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить). Можно предложить сначала протянуть короткую ниточку (пропеть звук А в течение 1 секунды), лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук А в течение нескольких секунд, разведя руки в стороны как можно шире). В следующий раз предложите ребенку пропеть другой гласный звук: У, О или И.
«Намотай клубочек»
Цель: развивать правильный речевой выдох; уточнять артикуляцию гласных звуков.
Ход игры: предложить ребенку намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого необходимо показать ребенку, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. (Разумеется, взрослому следует время от времени поддаваться.)
Игры на развитие фонематического слуха.
«Красный-белый»
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование и организация: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Ход игры: предложить детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают синий.
«Поймай рыбку»
Цель: нахождение звуков в названиях предметов по картинке.
Оборудование и организация: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Ход игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
«Кто больше слов придумывает»
Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: мяч, фанты.
Ход игры: назвать какой-нибудь звук и попросить детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образую круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказано кем-либо, Фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
«Отстукивание слогов»
Цель: обучение слоговому анализу слов
Оборудование: барабан, бубен.
Ход игры: Дети садятся в ряд. Нужно объяснить, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
«Назови первый звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Оборудование и организация: игрушки домашних животных.
Ход игры: показать игрушку и предложить определить, с какого звука начинается название животного. Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
«Какой звук есть во всех словах?»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: произнести три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, и спросить у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Игры и упражнения для развития голоса .
«Кошка и котенок»
Цель: учить ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.
Оборудование и организация: игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».
Ход игры: озвучить каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложить ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок.
«Большой и маленький»
Цель: способствовать развитию силы голоса ребенка.
Оборудование и организация: картинки с часами, большими и маленькими.
Ход игры: показать ребенку картинку с большими часами и изобразить, как они тикают. Для этого нужно громко произносить: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем показать картинку с маленькими часиками и тихо произнести: «Тик-так, тик-так». После можно попросить ребенка самого озвучить каждую из картинок.
«Скажи на ушко»
Цель: способствовать развитию силы голоса ребенка, учить говорить шепотом.
Оборудование и организация: игрушка-собачка.
Ход игры: Взять игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает. Предложите ребенкуу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.
«Передай»
Цель: закреплять навык ребенка говорить шепотом
Оборудование и организация: игрушечная кошка и блюдце.
Ход игры: Поручить ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо». Так же шепотом ребенок может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.
«Две машинки»
Цель: учить ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.
Оборудование и организация: две машинки: побольше и поменьше.
Ход игры: показать ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» . Обратить внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском. Предложить ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.
«Быстро и медленно»
Цель: развивать у ребенка чувство темпа, учить его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.
Оборудование и организация: игрушка-зайчик.
Ход игры: показать ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем сказать, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорить темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!» Попросить ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.
«Ветер и ветерок»
Цель: способствовать развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.
Ход игры: показать ребенку, как дует сильный ветер. Для этого нужно длительно и громко пропевать звук У и энергично качать руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрировать, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевать звук У и лишь слегка покачивать руками. Предложить ребенку самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала сказать: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».
Одновременно с движениями пусть ребенок пропевает звук У с разной силой.
«Три медведя»
Цель: учить ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.
Оборудование и организация: книга Л. Толстого «Три медведя».
Ход игры: рассказать ребенку сказку, а затем вместе с ребенком изобразить голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорить за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку. Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).
Игры на звуко -и – словопроизношение.
«Жуки»
Цель: автоматизация звука Ж в связном тексте.
Оборудование и организация: стулья.
Ход игры: дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж – Ж – Ж – Ж.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: жжжж.… По сигналу «дождь» жуки летят в домики (стулья).
«Лиса»
Цель: автоматизация звуков С, С’ в тексте.
Оборудование и организация: жгут.
Ход игры: ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети – куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:
Лиса близко притаилась –
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела –
Разбегайтесь кто куда.
При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и ловит кур. Тот, кого поймает, становится лисой.
«Мяч»
Цель: дифференциация звуков Ц – Ч в тексте.
Оборудование и организация: мяч.
Ход игры: дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону и говорят:
Целый день я лечу,
Целый день я скачу,
Больше прыгать не могу,
Ах, сейчас я упаду!
На последнем слове мяч ударяется об пол.
«Песня-песенка»
Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать фонематический слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Оборудование и организация: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход игры: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
- Ты спой, мурка!
- Мяу-мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула уточка!
- А ты, Мишка?
- Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой
- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.
- А ты, кукла, споешь?
- М-ма, ма-ма!
Сладкая песенка! (Г. Гербова)
В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для формирования правильной воздушной струи у детей.
В данном материале представлены упражнения для выработки правильной воздушной струи у детей....
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Комплекс упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей в домашних условиях.
Основным средством профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппар...
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях....
Упражнения для развития целенаправленной воздушной струи
Консультация для родителей...
Упражнения на выработку правильной воздушной струи.
Материал для логопедов на выработку воздушной струи у детей для правильного речевого дыхания....
Упражнения для развития целенаправленной воздушной струи.
Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин. Все звуки нашей речи мы произносим, как извест...