Картотека упражнений по профилактике дисграфии у детей
картотека по логопедии (подготовительная группа)

 Заикина Анастасия Ильинична

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_disgrafii.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1. Упражнение «Домик для слов».

Цель: развивать умения делить слова на слоги.

Оборудование: нет.

Инструкция: Запиши слова в три столбика: с одним слогом - в столбик под цифрой 1, состоящие из двух слогов – в столбик под цифрой 2, состоящие из трёх слогов – в столбик под цифрой 3.

Ход упражнения: логопед просит ребенка записать у себя в тетради слова в три столбика: с одним слогом, с двумя и с тремя (СТОЛ ВЕДРО АИСТ МОТОРЧИК МОХ КОМ МОСТ ОГОНЁК ТЕПЛИЦА МЕТЕЛЬ КЛЮКВА ГНЕЗДО ДУБЫ ЛОЖКА ЛИСТОЧЕК ДЕРЕВО).

2. Упражнение «Какое слово получилось?».

Цель: развивать слоговой анализ слова.

Оборудование: нет.

Инструкция: Подбери слова к соответствующим слогоритмическим схемам. Соедини слова со схемами стрелочками.

Ход проведения: педагог предлагает ученику соединить слова и соответствующие схемы (количество крестиков обозначает количество слогов в слове; заглавный крестик обозначает ударный слог). Например:

Ветерок                   Хх

Небо                         ххХ

Домовёнок             Ххх

Управление            ххХ

Дождевик                ххХхх

Мельница                ххХх

Артист                      ххХхх

Сцена                        хХ

Пение                        Хх

Исполнение             Ххх

Карандаши               Хх

Тетрадка                   хХ  

Ручка                          хххХ

Дневник                     хХх

Мебель                       хХх

Коридор                     Ххх

Квартира                    ххХ

Комната                      Хх

3. Упражнение «Найди слог».

Цель: развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах.

Оборудование: нет.

Инструкция: Раздели слова на слоги с помощью слоговых схем и запишите второй слог, третий, четвёртый или пятый.

Ход упражнения: взрослый ребенку поочередно предъявляются слова на слух. Ребенок записывает слоговую схему, вписывает слог. Например, «малина» - ____ ли ____.  Слова: кот, квадрат(2)*, нога (1), рюкзак (2), комок (2), конверт (2), нора (2), шалаш (2), забор (1), трюмо (1), океан (2), молоко (3), дорога (2), человек (3), тополя (3), акробат (1), расцветали (4), пароходик (4), автомобиль (1), переносица (5), куропатка (3), милиционер (5), первоклассница (4), экскаватор (1), эскалатор (2), переводчик (2), золотые (4), хороший (3), фортепьяно (4), дирижёр (1), треугольник (2), выступление (4), дипломат (3), мгновение (4), празднование (5), ансамбль (1). *Цифра в скобках обозначает, какой слог нужно вписать.

4. Упражнение «Перестановка».

Цель: развивать умение переставлять слоги в одном слове для образования другого.

Оборудование: карточки со слогами.

Инструкция: Составь слова из слогов. Запиши слова, поставь ударение, подчеркни гласные.

Ход проведения: логопед раздает ребенку карточки со слогами. Предлагает составить из них слова. После этого школьник записывает слова, ставит ударение и подчеркивает гласные.  Слоги: та-ка-пус - воз-ро-па прос-ша-ква-то -  руш-пет-ка -  вар-мо-са -  чи-ки-маль - тра-ас - ли-у-ца -  раж-га -  ва-ак-рель -  лик-ос -  ка-ут -та-сме-на - вей-му-ра -  ко-ли-раб -  пе-ход-ре -  ка-ѐл -  рос-мат - ад-кат-во -  ки-метр-ло -  ло-теп-ход - ло-ве-пед-си -

5. Упражнение «Найди слово».

 Цель: совершенствовать навыки составления слов из слогов.

Оборудование: нет.

Инструкция: Составь как можно больше слов из слогов. Запиши получившиеся слова по слогам, под гласным поставьте точки. В словах поставь ударение.

Ход проведения: взрослый предлагает ребенку составить из имеющихся слогов как можно больше новых слов. Выделить в них гласные и поставить ударение (КО ЛО КВА ПА РО ЗА ЛЁТ ДИДРАТ ТИ ВА АН ТУ ТА МО РЕЧА У КИ БО КА ДАШ ЖА ПЛЁРАН СУ РИ НОК СА ВО НОК ЦЫ НОК ДЕ ВО ДОЖ ЩЕ).

6. Упражнение «Рассели картинки в домики».

Цель: формировать навыки определения места звука в слове.

Оборудование: домик для звуков, сюжетные картинки на определенный звук.

Инструкция: картинки пошли гулять и заблудились, поможем расселить картинки в свои домики.

Ход упражнения: взрослый выкладывает перед ребенком картинки и дом для звуков. Школьнику предлагается распределить изображения в которых звук находиться в начале, середине и конце.

7. Упражнение «Первую букву меняй – новое слово получай».

Цель: учить преобразовывать слова.

Оборудование: доска с маркером.

Инструкция: замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово или несколько новых слов.

Ход проведения: взрослый на доске записывает слова. Ребенку предлагается заменить первую букву, чтобы получилось новое слово. Потом школьник должен записать получившее слово (бочка, палка, сук, мак, сом, тень, медаль, пакет).

8. Упражнение «Шифр».

Цель: закреплять навык звукового синтеза.

Оборудование: картинки слов.

Инструкция: Прочитай слова справа налево.

Ход упражнения: раскладывается перед ребенком картинки с заданием. Взрослый предлагает попытаться прочитать зашифрованные слова (родирок, алокш, ртемолик, агамуб, зоворап, акшок, нофелет, наротсер, роткадер, крапооз, низагам, оцил, ротва, роткерид, котипан, аровтед, ялмез, агинк, акниженс, натипак, икнас, аворок, амиз, дёлолог, конещ, цевадорп, косеп, зором, акчобаб, игорип, яидолем, акур, ажок, ретев, косипс, рётсок, нозаг, лотс, ортем, конусир). После прочтения какого-либо слова, ребёнок называет количество букв в слове, а также вторую, третью, четвёртую или пятую букву.

9. Упражнение «Заколдованные слова».

Цель: развитие умения составлять из букв слова.

Оборудование: нет.

Инструкция: Прочитай и запиши слова. Поставь ударение, выдели гласные буквы красным карандашом, согласные синим карандашом.

Ход упражнения: педагог диктует буквы под запись в хаотичном порядке. Школьник должен составить из низ слова, выделяя гласные и согласные. Например:

1) Е О Е Т Л И В З Р ______________(телевизор)

 2) О М Н Я Л И _________________(молния)

 3) И К Ж К Н А _________________(книжка)

4) З А И Д Н Е ___________________(здание)

5) Р Б К Ш А А У ________________(рубашка)

6) У О И В Г П А Ц _______________(пуговица)

(начало слова начинается с выделенной красным цветом буквы)

10. Упражнение «Потерялась буква».

Цель: развивать звуковой анализ и синтез.

Оборудование: карточки с заданием.

Инструкция: внимательно прочитай словосочетания. Найди пропущенные буквы.

Ход упражнения: педагог раздает карточки с заданием. Ребенок должен найти пропущенную букву, подчеркнуть ее и записать правильно получившееся словосочетание. Например:

1. вкусный бощ                  5. погулка по лесу

2. вежий салат                    6. написал целую станицу

3. стогий учитель               7. втупил в партию

4. рано завракал                 8. встретил хоошего дуга

11. Упражнение «Угадай-ка».

Цель: учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: интерактивная доска.

Инструкция: составь графическую схему предложений, запиши её. В конце каждого предложения выдели количество слов.

Ход упражнения: логопед выводит предложения на интерактивную доску. Школьнику предлагается составить графическую схему и выделить сколько слов в предложении. Например: Девочка читает. ____ ____ . – 2 слова.

Ярко светит солнце.

Небо потемнело, и пошёл дождь.

Скоро наступит суровая зима.

Папа с сыном идут в зоопарк.

 Заяц выбежал на дорогу.

Дети пришли в школу.

Мама посмотрела в окно.

 В окнах видны огоньки.

 Лиса живёт в норе.

У птички сломано крыло.

 Стулья делают из дерева

12. Упражнение «Собери предложения».

Цель: учить составлять предложение с заданными словами.

Оборудование: карточки со словами.

Инструкция: Составь предложения из слов. Запиши получившее предложение.

Ход упражнения: логопед раздает карточки. Школьнику предлагается составить из слов предложения и записать их. Например:

девочка и споткнулась упала

 девочка из пришла школы

мама в купила вкусный магазине арбуз

 у машина подъезда остановилась

поздней на появляется первый ледок осенью лужах тонкий

дворе огромные во лужи

столе на остывает чай

стран из возвращаются ласточки тѐплых

 вьют на гнѐзда домов, столбах крышах и других аисты постройках

птенцов скворцы выводят

13. Упражнение «Исправляй-ка».

Цель: совершенствовать умения выделять  предлоги из предложения.

Оборудование: интерактивная доска.

Инструкция: прочитай текст. Если нужно, исправь ошибки в выделенных словах.

Ход упражнения: взрослый на интерактивной доске показывает текст. Ребенок его читает с логопедом. После ему предлагается исправить выделенные слова.  

Солнце село, но влесу еще светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит постволам деревьев. Вот верхушки потускнели. Повеяло теплой сыростью. Птицы засыпают. Влесу всё темней да темней.  Деревья сливаются в большие чернеющие массы. Насинем небе робко выступают первые звездочки. Запишите предложения, в которых были допущены ошибки правильно.

14. Упражнение «Цепочка».

Цель: совершенствовать анализ и синтез предложения.

Оборудование: карточки с заданием.

Инструкция: прочитай предложения, разделяя между собой слова. Сосчитай и запиши количество слов в предложениях.

Ход упражнения: логопед раздает карточку с заданиями. Ребенку необходимо правильно разделить между собой слова, чтобы получить предложение и записать его.

Стволыдубовоченьтолстые.

Нашикраябогатыполезнымиископаемыми.

Врачипомогаютлюдям.

СлоныживутвИндии.

Вэтолетостоялажара.

Улягушекнетхвостов.

15. Упражнение «Красивое предложение».

Цель: совершенствовать умения работы с деформированным предложением.

Оборудование: интерактивная доска.

Инструкция: определи границы предложений, поставь там, где нужно точки и заглавные буквы.

Ход упражнения: педагог помещает на интерактивную доску предложения. Школьнику необходимо расставить знаки препинания и заглавные буквы. Например:  

а) пришла зима трещат лютые морозы выпало много снегу реки, озёра и пруды замёрзли дети надели тёплые шубки

б) под деревьями лежали слои шишек каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко в саду поселилась  осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми пришёл первый заморозок он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши

в) в лесу растут грибы бабушка принесла в корзинке грибы люди собирают урожай мальчик понѐс огромную тыкву в дом девочка выкапывает картошку тракторист отвозит картошку в мешках в погреб весело осенью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

         Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...

Презентация "Дидактические игры и упражнения по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста"

В презентации представлены материалы по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста

Нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок  письма и чтения...

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего п...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии для детей седьмого года жизни

Данные игры разработаны для дошкольников с прогнозируемой дисграфией, или ее начальными проявлениями. Использовать данные игры рекомендовано и дома, и в ДОУ, как для индивидуальной, так и подгрупповой...

Упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста "С мамой дома"

В данной разработке предстваленны игры и упражнения, которые направленны на профилактику дисграфии у дошкольников....