Презентация "Дидактические игры и упражнения по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста"
презентация по логопедии на тему
В презентации представлены материалы по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did.igry_i_upr.dlya_preduprezhd.disgrafii.ppt | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы. Самые первые проявления данной патологии наблюдаются уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду. Если в дошкольном возрасте функции, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, не сформированы, то позднее это обязательно проявится в виде специфических ошибок в процессе письма и чтения.
Виды оптической дисграфии К оптической дисграфии относится зеркальное письмо , которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга. Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.
Таким образом, нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок на письме : - трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки; - замены букв по кинетическому принципу (б-д, а-о, и-у); - смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т); - недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение элементов букв относительно друг друга, зеркальное написание букв; - пропуски, перестановки, вставки букв и недописывание слов; - несоразмерность букв, несоблюдение строки и наклона.
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
В целях профилактики нарушений письменной речи у дошкольников нужно четко определить признаки, по которым можно предсказать неизбежность появления дисграфии и дислексии у детей ещё до начала их школьного обучения. Предлагаемый дидактический материал будет полезен для педагогов дошкольного учреждения и родителей, для использования в совместной деятельности с детьми - простые игры и упражнения, позволяющие им еще до прихода ребенка в школу устранить у него предрасположенность к нарушению чтения и письма.
Важно: формировать и развивать зрительное восприятие и представления; развивать зрительный анализ и синтез; развивать зрительно-моторные координации; формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения; учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв; для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.; конструировать и реконструировать буквы из элементов; использовать ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах; проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
4-5 лет Игры и упражнения Цели и задачи 1.Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. -Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины. Дидактические игры: «Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.
Зашумленные картинки по лексическим темам
«Назови предметы по их контурам», «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени».
« Дорисуй половинку»,«Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй»
Дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве относительно себя. Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая); Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой; Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив; Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д.; Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?»; Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.
Определение пространственного расположения предметов «Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.
Ориентировка на листе Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
6-7 лет Развитие буквенного гнозиса развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв. Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др. Развитие зрительного анализа и синтеза - Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): - развитие запоминания формы предметов; - развитие запоминания цвета; развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
Зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы, спрятанные за предметами.
«Расшифруй слово», «Пирамидка » (разложи по величине и прочти слово) Машина Жук Ток Жаба Кот Лужа Жук Жакет
«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», ребус «Прочти наоборот», «Слово стерлось», «Слово растаяло», «Что за буква», «Допиши буквы, прочти слово»
« Допиши буквы, получи слово», «Узнай буквы»(разные шрифты), «Элементы букв», «На какую букву похожа», «Трансформация букв»
«Назови букву», «Найди правильно написанную букву», «Какого элемента не хватает», «Какие буквы спрятались в фигуре».
Надеюсь, что предлагаемый дидактический материал пригодится вам в работе. Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"
Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...
Полезные игры, упражнения и задания по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится...
Буклет консультация для родителей. Игры и упражнения, по профилактике дисграфии, с детьми дошкольного возраста.
Буклет консультация для родителей.Игры и упражнения, по профилактике дисграфии, с детьми дошкольного возраста. Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв. Игры для развития ...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста"
В рамках работы творческой группы "Топают ножки" и с целью профилактики и коррекции заболеваний опорно–двигательного аппарата детей дошкольного возраста были составлены консультации дл...
Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста
Нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок письма и чтения...
Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего п...
Игры и упражнения для профилактики дислексии у детей дошкольного возраста.
Одной из самых актуальных для школьного обучения проблем остается проблема нарушений устной и письменной речи. Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет специалистов задуматься о необх...